Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи
материал по русскому языку (3 класс) по теме
Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. На уроке используется дифференцированное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_znaniy_ob_imeni_prilagatelnom_kak_chasti_rechi.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 КЛАСС
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи
Цель: обобщение и систематизация знания об имени прилагательном как о части речи.
Задачи урока:
- Образовательные:
- закрепить знания об имени прилагательном как части речи;
- закрепить умение определять число и род имен прилагательных;
- совершенствовать умение писать родовые окончания имен
прилагательных.
2. Развивающие:
- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и
письменной речи;
- создавать речевые высказывания на заданную тему;
- развивать интерес к родному языку, обогащать словарный запас
учащихся.
3. Воспитывающие:
- воспитывать чувство прекрасного;
- воспитывать чувство необходимости охраны растительного мира
нашей Родины;
- воспитывать чувство товарищества и сопереживания.
Оборудование: таблица на доске, тексты для 1и 2 группы, аудиозапись П.И. Чайковского «Подснежник», карточки с названием первоцветов, табличка со словом «талый», таблица и слова-помощники на доске.
ХОД УРОКА
- Организационный момент:
А сейчас проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «пять»!
- Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок русского языка. Я разделила вас на 2группы, поэтому работать вы должны дружно и слаженно. Попрошу вас быть внимательными и сообразительными.
2. Вводная беседа
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник»).
-Ребята, посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он?
(Дети: Солнечный, радостный, светлый, весенний, счастливый)
3. Сообщение темы урока:
- Какая часть речи помогла описать этот день?
(Дети: Имя прилагательное)
- Итак, кто догадался, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
4. Чистописание:
-Откройте тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму -
Упражнение «Колечки».
-Запишите число, классная работа. А теперь посмотрите на образец
чистописания:
(Дети пишут под музыку П.И. Чайковского)
5. Работа по теме урока:
1) Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи:
- А какое время года уже наступило? Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями – цветами. Угадайте, что это за цветы?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег,
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (первоцветы)
- А почему их так называют?
(Дети: Они появляются ранней весной, сразу после таяния снега).
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки с цветами, вы должны вспомнить , какие из них первоцветы.
- Кто назовет первоцветы? Давайте будем не только называть, но и записывать их названия.
Верба
Мать – и- мачеха
Подснежник (картинки вывешиваютя на доку)
- Ребята 1 группы допишите к ним подходящие по смыслу имена прилагательные (по 2 -3 прилагательных). А ребята из второ группы могут воспользоваться словами-помощниками на доске (пушистая, жёлтая, солнечная, маленькая, нежный, голубой).
- Проверяем, что у вас получилось.
- Поставьте вопрос. Что обозначают имена прилагательные?
- Сегодня на уроке мы должны заполнить таблицу об имени прилагательном. Чтобы это сделать, мы должны вспомнить все, что мы о нем знаем. (таблица на доске) (заполнение таблицы – что обозначает, на какие вопросы отвечает).
- С какой частью речи связано имя прилагательное? (продолжаем
заполнять таблицу – связь с именем существительным)
- Ребята, а вы знаете, что многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку – она погибла, сорвали мы цветок – он увял, и тогда становится понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»
2) Работа с текстом:
а) наблюдение над ролью прилагательных в тексте:
- Ребята, сейчас вы будете работать с текстом. 1 группе нужно списать текст и вставить в него пропущенные имена прилагательные, используя слова для справок. Имена прилагательные подчеркните.
Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.
Слова для справок: душистая, лесной, весенние, талой, весеннему, нежными желтые.
- А ребятам 2 группы нужно тоже списать текст и найти в нем имена прилагательные.
Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.
- А теперь давайте проверим ваши тексты.
- Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой текст вам нравится
больше?
– Какую роль играют имена прилагательные?
(Д: Они сделали наш текст красочным, выразительным и точным).
- Какое слово в тексте вам показалось непонятным? (талый – растаявший,
оттаявший под действием тепла).
Физкультминутка
(Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года». Слова физкультминутки проговариваются хором):
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
б) Изменение имен прилагательных по числам и родам:
- В первом, и в четвертом предложении определите число и род имен
прилагательных.
- Как вы это сделали?
- Что мы можем определить у имени прилагательного? (таблица –
изменение по числам и родам)
3) Упражнения в написании родовых окончаний прилагательных:
- Давайте вспомним, когда имена прилагательные изменяются по родам?
Какие они имеют окончания?
- Посмотрите на доску, перед вами несколько словосочетаний. Вам надо списать эти словосочетания, дописав окончания прилагательных, окончания выделить:
Ярк.. солнце, тёпл… лучи, нежн… цветок, ранн… весна, весёл… капель, звонк…ручеёк, молод… травка, криклив… птицы.
-Давайте проверим
- У каких прилагательных вы не смогли определить род?
- Почему?
Резерв: составить и записать предложение с любым словосочетанием или тестовое задание на повторение синонимов.
6. Итог урока:
- Давайте теперь еще раз посмотрим на нашу таблицу. Что же мы знаем об
имени прилагательном?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Называет признак предмета
Какой?
Какая?
Какое?
Какие?
Относится к имени
существительному
Изменяется по числам, родам и падежам
существительному
Помогают описать предметы, передать чувства, настроение
- А кто заметил, о какой части таблицы мы не говорили? Правильно, а здесь мы должны записать о том, какую роль выполняют имена прилагательные?
(Д: украшают нашу речь, помогают сделать её более точной и выразительной, помогают описывать предметы)
- А ещё имена прилагательные помогают передать чувства и настроение.
- Наш урок подходит к концу, опишите с помощью прилагательных, какой был сегодня у нас урок, какое у вас настроение?
7. Дом. задание:
- 1 гр. – придумать и написать текст-описание о весне или о природе.
2 гр. – упр. 517
- Наш урок окончен. Ребята, я желаю вам, используя в речи убедительные и яркие имена прилагательные, всегда уметь доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.
Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.
Слова для справок: душистая, лесной, весенние, талой, весеннему, нежными желтые.
Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.
Слова для справок: душистая, лесной, весенние, талой, весеннему, нежными желтые.
Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.
Слова для справок: душистая, лесной, весенние, талой, весеннему, нежными желтые.
Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.
Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.
Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.
Талый– растаявший, оттаявший под действием тепла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
Урок для 4 класса по русскому языку...
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
«Обобщение знаний об имени существительном как части речи»
На данном уроке обобщаются знания об имени существительном; развиваются умения определять падеж, склонение, число, правильно писать безударные падежные окончания....
урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи"
На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, происходит развитие умения устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, за...
Конспект урока "Повторение знаний об имени прилагательном как части речи"
Конспект урока по русскому языкуна тему «Повторение знаний об имени прилагательном как части речи»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...
"Обобщение знаний об имени существительном как части речи" 2 класс
Презентация открытого урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"....
Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс
Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...