Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Русский язык
4 класс
Учитель: Воличенко Светлана Юрьевна
Тема : Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
Цель : закрепление знаний об имени прилагательном как части речи, совершенствование навыка правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных; воспитывать аккуратность.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Отгадайте загадку:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
--Что это за часть речи? (Имя прилагательное)
--Тема нашего урока : » Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи».
3.Игра «Назови одним словом».
а. человек, испытывающий чувство радости.
-Какой он?(Радостный)
Запишем это слово и разберём по составу.
б. Запишите однокоренные слова:
----делать для кого-то что-то приятное ? (радовать).
----испытывать самому радость ? (радоваться).
в. Подберите к слову синонимы и антонимы к слову радоваться(ликовать, праздновать; печалиться, грустить).
Все слова дети записывают в тетради и разбирают по составу с комментированием.
4. Работа с предложениями.
-Составьте предложение с прилагательным : радостный в именительном падеже.(1 вариант)
-Составьте предложение с прилагательным радостный в предложном падеже.( 2 вариант)
--А теперь поменяйте род имени прилагательного и составьте устно другие предложения с этими прилагательными.
--Разобрать эти предложения по членам предложения и подписать все части речи.
--Взаимопроверка!
5.Игра « Словесный мяч»
Задаём вопрос и кидаем мяч, следующий отвечает на вопрос и отвечает на следующий вопрос и опять кидает мяч другому.
---Что называется именем прилагательным?
---Почему прилагательное так называется?
--- Как изменяются имена прилагательные?
-----От чего это зависит?
---Что является начальной формой имени прилагательного?
---Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное?
---Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного?
---Назовите род, падеж прилагательных в словосочетаниях:
------по весеннему небу
------тёплыми деньками.
6.Выпиши прилагательные вместе с существительными. Определи род, число, падеж прилагательных, выдели окончания.
а. Морозный воздух врывается в дверь густым облаком.
б. Дорога тянулась вверх по крутому склону.
в. Снег искриться на ярком холодном солнце.
г. Черным пятном в лунный свет ринулась откуда-то большая птица.
д. Море вздрагивает под дуновением сильного ветра.
е. На весенних проталинах показалась первая травка.
-Дополнительное задание: найдите прилагательное, в котором звуков меньше, чем букв.
7. Исключи лишнее словосочетание. Докажи.
( на доске):
- большой дом
-маленькая изба
-кирпичное здание
- крошечный шарик
-огромная собака.
8. Физкультминутка.
9. Игра «Конструктор». (Запись только ответов).
а. Какое сейчас время года. Образуй однокоренное имя прилагательное, записав его в среднем роде, единственном числе, родительном падеже с предлогом –с.
б. Из данного предложения найди имя существительное, в предложном падеже и переделай его в родительный падеж.
в. К слову быстро подбери антоним (медленно).
г. Поставь слово падают в прошедшее время, множественного числа.
д. Из предложения взять прилагательное, поставить это слово во множественном числе. Записать.
На краю деревни рос одинокий дуб. (одинокие)
е. Отгадай загадку и запиши отгадку во множественном числе:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинки)
- Какое же предложение получилось?
- Разберите это предложение по частям, подпишите части речи.
10. Морфологический разбор.
---Найдите прилагательное в отгадках и сделайте морфологический разбор этого слова. ( С весеннего)
11. Отгадайте загадки.
-Какие это деревья?
…Стоят столбы белые,
На них шапки зелёные,
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые,
Где они стоят,там и шумят. (Берёзы)
…Её всегда в лесу найдёшь-
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая ,как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
…Я из крошки - бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб)
-Запишите все отгадки в тетрадь.
-Давайте все вместе подберём к этим существительным подходящие по смыслу прилагательные.
-А какие деревья растут в нашей местности?
12. Творческая работа.
-А сейчас мы запишем с вами мини-сочинение по данному началу.
(Записываем текст под диктовку с комментированием).
Солнечный мартовский день. Я брожу по заснеженной роще. Растут в
этой роще такие деревья, которыми я любуюсь и летом , и осенью , и
зимой ,и весной. Особенно я люблю……
--Задание по-выбору:
1. -Продолжите рассказ, используя в нём как можно больше имён прилагательных
2.-Опишите любое дерево в любое время года, пользуясь записью в тетради.
3.-Составьте предложения о деревьях ,не связанные между собой по смыслу, используя имена прилагательные в любых падежах.
13. Звучит лёгкая музыка.
Дети записывают свои сочинения в тетрадь.
14. Прослушивание 2-3 творческих работ.
15. Итог урока.
-Чем вам особенно запомнился наш урок ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи
Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. На уроке используется дифференцированное обучение....
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
«Обобщение знаний об имени существительном как части речи»
На данном уроке обобщаются знания об имени существительном; развиваются умения определять падеж, склонение, число, правильно писать безударные падежные окончания....
урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи"
На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, происходит развитие умения устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, за...
Конспект урока "Повторение знаний об имени прилагательном как части речи"
Конспект урока по русскому языкуна тему «Повторение знаний об имени прилагательном как части речи»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...
"Обобщение знаний об имени существительном как части речи" 2 класс
Презентация открытого урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"....
Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс
Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...