Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Как найти в слове окончание"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Как найти в слове окончание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_3g_okonchanie.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание |
(1мин.) -Долгожданный дан звонок Начинается урок. - Сядут те, кто согласен с выражением «С малой удачи начинается большой успех». - Как вы понимаете это выражение? - Верно ребята, чтобы достичь чего-то большого, нужно начинать с маленьких побед. Я Вам желаю, чтобы сегодня вы справились со всеми заданиями и урок закончился для вас маленькой победой, и вы научились новому. - Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы отправляемся в морское путешествие на лайнере. Лайнер-крупное морское пассажирское или грузовое судно. |
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения (10мин.) - Чтобы нам стать пассажирами, необходимо предъявить билет. Нашими билетами, являются знания. Каждый из вас должен показать, что готов отправиться в путешествие.
- Чтобы красиво и правильно писать, нужно помнить о правилах посадки при письме. Сели правильно, открыли тетрадь. Запишите с доски число, классная работа. (10 ноября) - Посмотрите на слайд. Вам представлены слова. Кто догадался, что их объединяет? (Орфограмма – непроверяемая гласная в корне слова) Столица, петрушка, ужин, ракеты, орехи, обед. - Со всеми ли словами мы уже знакомы? - Какие являются для нас новыми? (ужин, обед) - Какую орфограмму нужно запомнить в слове ужин? (безударная гласная «и» в корне слова) - Запишем его в тетрадь, выделяя орфограмму зелёным цветом, поставьте ударение. - Какую орфограмму нужно запомнить в слове обед? (безударная гласная «о» в корне слова) - Запишем его в тетрадь, выделяя орфограмму зелёным цветом, поставьте ударение. - Ребята, ну вот мы и познакомились с новыми словарными словами, а теперь давайте составим с ними предложение. Мама приготовила на обед суп, а на ужин плов. -Вот мы и стали пассажирами лайнера. Отправляемся! 3.Прогнозирование темы урока - На прошлом уроке мы познакомились с новой темой. Как она звучала? (Что такое окончание) - Что мы узнали? (Окончание- это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.) - Если мы уже знаем, что такое окончание, как вы думаете, что мы будет делать сегодня на уроке? (учиться его находить в слове) - Верно, значит тема нашего урока, как найти в слове окончание. Начало квеста Во время нашего путешествия вдруг разбушевалась стихия, поднялся шторм, вы оказались в открытом море, вы долго плыли, устали, и вот перед вами необитаемый остров. Вы знаете, что материк недалеко. Но вы устали, выбились из сил, сели отдохнуть и тут…. (голос за кадром) «Приветствую вас, о потерпевшие крушение! Я, Дух этого острова. Вы отдохнули, набрались сил и теперь мечтаете вернуться на материк. Верно? Что же, я, Дух, вам в этом помогу. Но мы не делаем ничего просто так. Чтобы добраться до материка, вам необходимо разгадать три тайны этого острова и выполнить разные задания. Будьте внимательны, поторапливайтесь, время у вас будет ограничено. За правильно выполненное задание вы получаете мой золотой ключ. Собрав все четыре ключа, вы сможете открыть ларец и получить пароль. Это и будет главным пропуском домой. Для удобства в работе вы получите путеводитель. Кроме того, я дам вам некоторые подсказки. Итак, игра начинается! Удачи!» - Ну, что же, с Духом необитаемого острова не поспоришь. Придётся вам, чтобы добраться домой, выполнить его задания и разгадать тайны острова. -Вы будете работать в команде, а что это значит? Подсказка от духа: чтобы разгадать тайны и не потеряться на острове, вам необходимо составить план работы.
|
Осуществление 1 пункта плана. - Для того чтобы осуществить 1 пункт плана и разгадать тайну. Вам необходимо пройти блиц опрос. Я читаю утверждение, если вы считаете, что оно верно, покажите замочек. Если неверно, оставайтесь неподвижны. Блиц-опрос. 1.Окончание - часть речи. (нет) 2.Окончание служит для связи слов в предложении. (да) 3. С помощью окончания образуются новые слова. (нет) 4. Окончание - изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова. (да) 5.У одного и того же слова могут быть разные окончания. (да) - Если вы ни разу не ошиблись поставьте в путеводители 5 баллов. - Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Дух, готов сообщить нам первую тайну. Тайна: Вы находитесь на самом большом необитаемом острове – Девон. Он является частью Канадского архипелага. (Архипелаг-группа морских островов) - Если мы разгадали первую тайну, значит выполнили первый пункт плана, если вы с этим согласны, хлопните в ладоши один раз. Осуществление 2 пункта плана. - У нас осталось совсем немного времени, поскорее приступаем ко 2 пункту плана. Для того чтобы узнать, как найти в слове окончание, выполним упражнение 147, на странице 81. - Прочитайте пары выделенных слов, сравните. (Одно слово стоит в единственном числе, другое - во множественном.) - Являются ли выделенные пары слов однокоренными? (нет) - Почему? (это формы одного слова) - Выполним задание. - Итак, ребята, что нужно сделать, чтобы найти в слове окончание? (изменить форму слова) - Проверим наш вывод. - Если вы отлично справились с заданием, поставьте 2 балла. Если испытывали затруднения, поставьте 1 балл. А если совсем не справились с заданием 0. - Вторая тайна от духа острова: В 1934 году люди попытались устроить на острове полноценный населённый пункт. Но из-за долгой зимы с температурой ниже -50 градусов, и коротким летом с температурой, не превышающей +10 градусов. 53 семьи после прожитых нескольких лет на Девоне, покинули негостеприимную землю. Динамическая пауза Я буду читать пары слов, если они являются формой одного и того же слова – вы приседаете. А если однокоренными – тянитесь высоко вверх. Рябина-рябины. Рябинка-рябинушка. Маленький-маленькая. Стол-столовая. Рисовала-рисовали. - Вторая тайна разгадана, а значит мы выполнили второй пункт плана. Хлопните в ладоши, если согласны. - Загадки есть не только у острова, но мы с вами знаем, что их множество и в русском языке, для того, чтобы узнать об одной особенности окончания, выполним задание. - Посмотрите на доску. Вам нужно изменить слово, так чтобы оно подходило к предлогу и выделить окончание. (выборочно у доски, остальные в тетради) Обед – без …, к …, за …, на …. Ужин – без …, к …, за …, на …. - Во всех ли словах вы увидели окончание? - Какой вывод можем сделать? (в некоторых словах окончание может быть не выражено звуками) - Такое окончание называется нулевым. Его обозначаем пустым квадратиком. Для любознательных: в русском языке есть имена существительные, которые не имеют окончания. Чаще всего иноязычные. Эти слова не изменяются, например: пальто, кино, радио, кафе, такси. Так же не имеют окончания предлоги и союзы. |
Осуществление 3 пункта плана - Итак ребята, время уже на исходе. Срочно приступаем к 3 пункту плана. Работа в парах - Чтобы справиться с заданием быстрее, поработайте в парах. У вас на столах карточки. Вам нужно выбрать нужную форму слова дуб. Выделить окончания. Могучий дуб… Могучего дуб… Могучему дуб… Могучим дуб… (О) могучем дуб… Могучие дуб… Могучих дуб… Могучими дуб… (О) могучих дуб… Самопроверка по образцу - Если нет ошибок, ставим в путеводитель 3 б, если 1 ошибка – 2 б и д.т. Третья тайна острова: Благодаря природным условиям остров Девон привлёк внимание тех, кто захвачен идеями колонизации Марса. В 2004 году на этом острове состоялись эксперименты по моделированию условий жизни на Марсе. |
Самостоятельная работа - Вот мы разгадали все тайны острова Девон. Но нам нужно было собрать 4 ключа, а у нас их только 3. Чтобы получить последний ключ, нам необходимо выполнить последнее задание. Простой уровень Измени окончания, запиши слово с нужным окончанием Живут (где?) в река, _____________ пилили (чем?) пила,______________ рубили (чем?) топор,_____________ приехал (откуда?) из город.________ Сложный уровень Выдели окончание в словах. Вода, жёлтый, город, летит, читала. - Проверьте себя по образцу. Или собрать карточки. |
Итог - Наш урок подходит к концу, мы собрали все ключи, значит можете открыть ларец, получить пароль и отправиться домой. «Красна птица перьями, а человек знанием» - Вот мы и на материке. - Пусть эти слова будут для всех призывом к познанию нового. - Ребята, я очень рада вашему успеху. |
Рефлексия (1мин.) Подведём итог. Хлопните в ладоши, если согласны. - Сегодня на уроке: мы вспомнили, что такое окончание; узнали, как найти в слове окончание; применили полученные знания. - Мы выполнили все пункты плана, а значит, достигли желаемых результатов. -Посчитайте ваши баллы и переведите в отметку. 10-9 б. – оценка 5 8-9 б. – оценка 4 6-5 б. – оценка 3 4 б. – оценка 2 |
Уч.с. 83, упр.151 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"
Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Употребление слов с суффисами" УМК "Планета Знаний"
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по программе УМК "Планета Знаний" составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»...
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России
Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...
Конспект/технологическая карта урока по русскому языку "Безударные гласные в корне слова" 2 класс
Открытый урок по русскому языку в рамках методических дней для учителей г. Мурманска "Уроки педагогического мастерства - 2018"...
Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями», 4 класс( УМК "Школа России")
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.Задачи урока Дидактические:Формировать ум...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...