Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями», 4 класс( УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Хакимова Зарина Ильшатовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Формировать умение определять лицо, число у глаголов, выделять личные окончания у глаголов;
  2. Формировать знания личных окончания глаголов и спряжения глаголов в настоящем времени.

Развивающие:

  1. Развивать способность к самооценке;
  2. Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к русскому языку;

2. Воспитывать ответственное отношение к учению;

3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и работы в парах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 06.05.2022г.

Школа: МОУ «Смольнинская ООШ»

Класс: 4

Урок: 3

Время: 10:10-10:50 Кабинет:

Студент: Хакимова Зарина Ильшатовна

Группа:  41

Учитель: Тюбина Лия Рашитовна

Методист:

Тема урока «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умение определять лицо, число у глаголов, выделять личные окончания у глаголов; 
  2. Формировать знания личных окончания глаголов и спряжения глаголов в настоящем времени.

Развивающие:

  1. Развивать способность к самооценке;
  2. Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к русскому языку;

2. Воспитывать ответственное отношение к учению;

3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и работы в парах.

Оборудование: учебник «Русский язык», В.П, Канакина, В.Г. Горецкий, 4 класс 2 часть (УМК «Школа России»), учебная презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный:  психологический настрой
Фронтальная

Приветствует класс. Создаёт эмоциональный настрой.

- Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

- Прочитайте эпиграф нашего урока:

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении» Марсель Ашар.

- Вы согласны с Марселем Ашаром?

- Надеюсь, наш урок будет успешным и принесет вам хорошее настроение.

Приветствуют учителя.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность.

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

        

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: словарная работа

Минутка чистописания

Наглядный: 
учебная презентация

Фронтальная

Словесный::

Беседа, проблемная ситуация

Проверка домашнего задания. Актуализирует знания учащихся. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Можно ли по окончанию глагола узнать его форму?

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

- Мы уже знаем, что глаголы могут изменяться по временам, могут  спрягаться - изменяться по лицам и числам. Для чего же нам нужно знать о спряжении глаголов?

- Сейчас мы проверим ваше домашнее задание.

Сдают домашнее задание. Отвечают на вопросы.

- Можно.

- Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Предметные: повторить уже имеющиеся знания, уметь писать каллиграфическим почерком, уметь находить орфограммы в словах.

Метапредметные: 

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Р: саморегуляция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Фронтальная

Наглядный: составление плана с опорой на слайд

Выдвигает проблемное задание. Подводит к постановке темы урока и цели урока.

- На экране записаны строки из стихотворения  И. Сурикова: 

Ярко солнце свет…т,

В воздухе тепло,

И куда ни глян...шь,

Все кругом светло.

Прочитав эти строки и проанализировав пропущенные орфограммы, скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту?

- Сейчас устно попробуем определить спряжение глаголов, где пропущена буква.

- Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов. На шкале у себя на карточке покажите, на каком уровне вы умеете это делать. Зафиксируйте свое затруднение.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

- Какие цели мы поставим перед собой?

- Отлично.

 Формулируют цели и задачи. Выполняют работу у доски и в тетрадях.

- Вставить пропущенные орфограммы, с помощью определения спряжения глаголов.

- Светит – светить, оканчивается на ить, 2 спряжение. Буква и.

Глянешь – глянуть, оканчивается на уть, 1 спряжение. Буква е.

- Тема нашего урока «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями».

- Цели: потренироваться в постановке буквы Е или И в окончаниях глаголов.

Предметные: уметь формулировать тему и цель, составлять план работы.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

"Открытие"

детьми нового знания

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Практический: работа с учебником, работа у доски

Словесный: беседа

Частично-поисковый метод.

Работа с правилом. Объяснительно-иллюстративный

Организует работу над новой темой.

- Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного  окончания?

- У вас на партах карточки со словами:

Наступа…т,  ве…т,  слыш…м,  ду…т  исчеза...шь,

чувству...м,  лета...м,  сине…т, та…т,  дыш…т,  

ожива…т,   гон...м.

- Ваша задача, в парах в карточке вставить букву и сверху написать спряжение. На эту работу у вас 5 минут.

- Сейчас мы проверим. По цепочке зачитывайте глагол, объясняйте почему вы вставили ту или иную букву.

- Молодцы.

- Сейчас в тетради напишите глаголы в форме ед.ч., 3 лица. Объясните правописание окончаний:

Белить, лаять, стелить, гнать, держать, знать, зависеть, дышать, жарить, помнить, видеть.

- Проверим, как вы написали. Кто хочет зачитать получившееся глаголы и назвать спряжение?

- Откройте учебники на с. 98. Здесь вы видите памятку. Прочитайте ее.

- Кто может повторить информацию из памятки самостоятельно без учебника?

- Умница. Сейчас посмотрите на упражнение 200.  

- Пользуясь памяткой, объясните, что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания данных глаголов.

- Отлично. Сейчас каждый самостоятельно в тетради выполняет это задание. Первые 5 человек, кто подойдем ко мне, получит отметку.

Динамическая пауза

- Теперь немного отдохнем, вставайте и повторяйте за мной.

Отвечают на вопросы. Выполняют упражнения.

Работают с учебником.

- Поставить глагол в неопределенную форму.

Выполняют работу в парах.

Наступает,  веет,  слышим,  дует  исчезаешь, чувствуем, летаем,  синеет, тает,  дышит, оживает,   гоним.

- Белит (2 спр.), лает (1 спр.), стелет (1 спр.), гонит (2 спр.), держит (2 спр.), знает (1 спр.), зависит (2 спр.), дышит (2 спр.), жарит (2 спр.), помнит (2 спр.), видит (2спр.).

Читают и анализируют памятку.

- Сеет, пишет, слышит.

- Входят, рисуют, хвалят.

- Уведут, выучат, хлопочут.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Фронтальная работа. Практический6 работа с учебником, работа в тетради

Словесный: беседа

Организует первичное закрепление знаний у учащихся.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 52. Посмотрите на задание 118.

- Сейчас самостоятельно напишите, какие глаголы относится к 1. А какие ко 2 спряжению.

- Молодцы. Посмотрите на упражнение 119.

- Один человек у доски, все остальные в тетради записываем номер и решаем.

- Молодцы. Сейчас мы с вами немного разомнемся. Встаньте все, пожалуйста.

Работают с учебником.

Выполняют задания из учебника. Выполняют задание самостоятельно.

- 1 спряжение: напишешь.

- 2 спряжение: учишь, сложишь, умножишь.

- Гладит, гладят (2 спр.)

- Получит, получат (2 спр.)

- Заклеит, заклеят (2 спр.)

- Посеет, посеют (1 спр) .

Метапредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

П: работать по предложенному плану;

П: Овладение логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: выполнение упражнения

Организует самостоятельную работу учащихся.

- Молодцы. Садитесь на свои места. Сейчас мы выполним самостоятельную работу. В рабочей тетради найдите номер 120.

- Сейчас каждый самостоятельно выполнит эту работу письменно на листочке. На выполнения этой работы у вас 5 минут.

- Кому не понятно задание?

- Отлично. Тогда приступайте к работе.

- Молодцы. Сейчас с последней парты на первую передайте свои работы.  

Работают с учебником.

Выполняют задания самостоятельно.

Гнать, держать, дышать, смотреть,

Видеть, слышать и вертеть,

А еще терпеть, обидеть

И зависеть, ненавидеть.

Гонят, держат, дышат, смотрят, видят, слышат, вертят, терпят, обидят, зависят, ненавидят.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Фронтальная

Парная

Словесный

Практический:

Упражнение

Фронтальная

Практический:

Словесный: 

Парная

Практический:

Упражнение

Словесный: беседа

Словесный: инструктаж

Индивидуальная

Практический:

Упражнение

Наглядный

 

Закрепляет знания учащихся.

- А теперь поиграем. Я называю слова, а вы определяете спряжение. Если 1 спряжение, хлопаете 1 раз, 2 спряжение - 2 раза.

Несёшь, идёшь, говоришь, стоишь, плывёт, везём, растёт.

- Молодцы!

- Ребята, на доске вам даны 3 глагола, кто желает проспрягать их?

Смотрит, пилил, нарисует.

- Ставим глагол в неопределённую форму и спрягаем, не забывая выделять окончания.

- Кто желает выйти к доске и выполнить это упражнение?

- Все остальные у себя в тетради выполняют задание.

- Укажите спряжение этих глаголов.

- Проверяем! Обмениваемся тетрадями, смотрим, что получилось на доске. Поставьте отметку карандашом. Как оценим вашего товарища у доски?

Отвечают на вопросы.

Пилил – не изменяется по лицам.

Выделяют окончания.

Смотрит, смотрю, смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят. (2 спр.)

Нарисует, нарисую, нарисуешь, нарисует, нарисуем, нарисуете, нарисуют. (1 спр.)

Предметные:

Уметь находить и верно подбирать способ проверки парного согласного.

Метапредметные:

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Р: контроль, исправление ошибок, фиксация затруднений

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

Р: контроль, исправление ошибок, фиксация затруднений

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: обобщающая беседа

Фронтальная

Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

- Были ли у вас трудности в этом упражнении?

-Кто может повторить, что такое спряжение?

- Молодцы! Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?

– Над какой темой работали?

- Какие цели ставили на урок

– А сейчас оцените свою работу на уроке.

- Что вам понравилось в своей работе на уроке?

- Что запомнилось?

- Вы большие молодцы!

- Выберите одну фразу и оцените себя:

Я хорошо работал, все выполнил;

Я хорошо работал, но остались вопросы;

Мне нужно повторить материал.

- Молодцы! Спасибо за урок!

Подводят итоги урока. Записывают дз.

- Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.

- Да, смогли.

- Тема нашего урока «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями».

- Цели: потренироваться в постановке буквы Е или И в окончаниях глаголов.

Отвечают на вопросы учителя.

Метапредметные: 

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 2 класс "Школа России"

Разработка технологической карты урока  позволила мне понять сам принципп дифференциации учебного процесса на уроке. Карта отмечена дипломом первой степени всероссийского конкурса от Эффектико-пр...

Конспект урока по русскому языку «Правописание глагола с безударными личными окончаниями»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:развитие умения определять спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к глаголам, писать безударные личные окончания глаголов.Планируемые результат...

Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;совершенствование умения определять лицо, число, спряжение глаголов.Планируемые...

Конспект урока русского языка "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:·        создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;·...

Технологическая карта урока по русскому языку «Спряжение глаголов в будущем времени», 4 класс( УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выделять личные окончания глаголов I и II спряжения в будущем времени; развитие умения определять спряжение глаголо...

Технологическая карта урока по русскому языку " Правописание слов с безударным звуком в корне" ( УМК "Школа России" , 2 класс)

Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корнеЦели деятельности учителя: формирование умения подбирать и проверять безударные гласные в корне слова; формирование навыка проверки без...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок» (УМК "Школа России" 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся грамматический понятий о правописании суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»Задачи урокаПланируемые результатыДидак...