Развитие речи 4 класс
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс)

Татьяна Анатольевна Косырева

Рабочая тетрадь по развитию речи предназначена для начальной школы.

Пособие включает устные и письменные речевые упражнения для учащихся: подбор слов в зависимости от цели высказывания, составление словосочетаний и предложений по опорным словам, различные виды работ с текстом. Все задания составлены в занимательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_4_klass.docx713.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1. СЛОВО

                                          До свиданья, реки, плёсы,

                                          Дачи, рощи и моря!

                                          Нам стучат, стучат колёса:

                                          «С первым сентября!»

                                                                       И. Ефимова

        Выучи скороговорку и расскажи её всему классу.

Сентябрьская скороговорка

Все клёны стали рыжие,

И ни один не дразнится:

Раз всё равно все рыжие –

Кому какая разница!

                       М. Бородицкая

Рябиновая скороговорка

Гроздья рябины

На солнце горят.

Рябит от рябины

В глазах у ребят.

                     Е. Григорьева

Знаем –

          повторим,

не знаем -    

          узнаем.

Наш язык – язык слов.

Все слова языка образуют его словарный (лексический) состав.

  1. Что означают слова блистать, нестись, кружиться? Найди в толковом словаре и запиши лексическое значение этих слов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выбери из толкового словаря любые три слова: глагол, существительное, прилагательное. Запиши толкование этих слов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Обрати внимание!

        В разных ситуациях в зависимости от цели высказывания одно и то же слово может приобретать различные значения и различную окраску.

  1. Определи значение слова якорь в предложениях.
  1. Корабль встал на якорь.

_____________________________________________________________________

  1. «В этой электрической машине сломался якорь», - сказал механик.

_____________________________________________________________________

  1. Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь.

_____________________________________________________________________

      Обрати внимание!

      Разъяснять лексическое значение слов можно разными способами:

а) подбирая близкие по значению слова;

б) указывая признаки предмета, названного словом;

в) раскрывая значение частей слова.

  1. Запиши объяснение лексического значения слов по образцу.

Образец: Путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.

Сенсация - ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Выставка - ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Прочитай. Объясни смысл стихотворения.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

                                                                  В. Шефер

  1. Попробуй свои силы! 

Невежа и невежда. Эти слова имели одно значение – «человек, который мало знает». Они были однокоренными со словом ведать, то есть «знать». Интересно, что этот корень есть и в слове ведьма: она все знает. В современном русском языке значения слов невежа и невежда разошлись. Определи, какое значение имеют эти слова.

Невежда – тот, кто___________________________________________________

Невежа – это_________________________________________________________

  1. Поставь глагол хотеть в нужной форме.

   

       Русский народ не ___________ войны. Мы боремся за мир. Мы _____________ мира всем людям земли.

Говори правильно!

я хочу                мы хотим

ты хочешь        вы хотите

он хочет            они хотят

  1. Рассмотри рисунки. Подумай, каким одним словом можно назвать изображенные предметы. Сколько лексических значений имеет слово кисть? Запиши их все.

C:\Users\1\Desktop\vinograd-mokryi-krupnym-planom-vetka-listia-grozd-kapli-b1ely.jpg

C:\Users\1\Desktop\paint-brush-clipart-yellow.png

C:\Users\1\Desktop\340485-kist-ruki-10.jpg

C:\Users\1\Desktop\hello_html_38615c1f.png

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Узнай слово по его описанию. Подчеркни многозначные слова, то есть те, которые могут иметь несколько лексических значений.
  1. Площадка для катания на коньках - ___________________________________
  2. Стадо лошадей или оленей - __________________________________________
  3. Наружный запёкшийся слой хлеба - ___________________________________
  4. Искусственное русло - _______________________________________________
  5. Узкая полоса ткани -________________________________________________
  1. Подчеркни однозначные слова одной чертой, а многозначные – двумя. Если затрудняешься, посмотри в словаре.

Кроссворд, земля, бакен, айсберг, квартал.

  1. Прочитай. О каком полотне говорится в стихотворении?

Лучами красит солнышко стальное полотно.

Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно.

                                                                     С.А. Васильев

Какое еще бывает полотно? Что общего в значениях этого слова. Ответ запиши.

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

C:\Users\1\Desktop\1641199674_1-papik-pro-p-relsi-detskii-risunok-1.png

C:\Users\1\Desktop\gas-kvas-com-p-tkan-dlya-detei-na-prozrachnom-fone-1.png

  1. Прочитай. Выпиши слово хвост вместе с теми словами, которые помогают понять разные значения этого слова. Что общего во всех лексических значениях слова хвост?

                                      Хвосты.

Есть хвост

У падающих звёзд.

И у семян

Бывает хвост,

У птиц,

У самолёта –

Он нужен для полёта.

Хвостом корова

Бьёт слепней,

Когда они кусаются.

Для скорпионов

Хвост важней:

Они хвостом

                сражаются!

              Ю. Коринец

C:\Users\1\Desktop\shooting-star-clipart-blue-4.png       C:\Users\1\Desktop\gas-kvas-com-p-samolet-na-prozrachnom-fone-dlya-detei-18.png

C:\Users\1\Desktop\1685695640_polinka-top-p-multyashnie-ptichki-kartinki-dlya-detei-vk-19.png      C:\Users\1\Desktop\kartinki-sobaki-dlya-detei-60.png

C:\Users\1\Desktop\cow-png-1024x809_7a33441f_transparent.png

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Запомни!

        Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, обязательно в чём – либо сходные между собой.

  1. Определи и запиши, что сходное, общее в значениях слова дворник.
  1. Дворник – работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе и на улице.
  2. Дворник – устройство для механического вытирания смотрового стекла автомобиля.

_____________________________________________________________________

  1. В каких трех разных значениях употребляется слово кнопка? Подумай, что общего между этими значениями.
  1. Кнопка канцелярская, ею _____________________________________________
  2. Кнопка ____________________________________________________________
  3. Кнопка ____________________________________________________________

  • В море слов.

Пигалица. Что означает это слово? Это слово имеет два значения. Пигалицей называют небольшую птичку, чибиса. Пигалицей называют и человека небольшого роста, незаметного. Ученые считают, что это слово возникло как подражание крику чибиса. Крик этой птицы пи-ги, ки-ги.

  1. Отгадай загадки. Нарисуй отгадки.

Костёр под елью

Не горит.

Котёл не грелся,

А кипит…

Кипит, кипит,

Не выкипает,

Рукой коснёшься –

Обжигает.

                                  Н. Гилевич

Тянется нитка

Без конца, без края,

Лесом, перелеском,

Полем, мимо гая –

Ни её порвать,

Ни в клубок смотать.

                                         Н. Гилевич

Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице – в полоску.

Ты знаешь ______________?

                                         В. Викторов

        Запомни!

        Слова имеют прямое и переносное значение. Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.

         Например: железные гвозди (сделанные из железа), железное здоровье (крепкое, как из железа).

          Первое значение прямое, второе – переносное.

  1. Подчеркни слова с переносным значением.

Ледяная глыба, ледяной взгляд; море пшеницы, голубое море; дремлет ребёнок, дремлет река; золотые серьги, золотые руки; ослепительный свет солнца, ослепительная красота; девочка уснула, ветер уснул.

  1. Прочитай предложения и рассмотри рисунки. В чём причина «ошибок» художника? Запиши.
  1. На морозе щёки горят. 2) Петя светился от счастья. 3) Мороз сковал речку.

C:\Users\1\Desktop\image231.jpg

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подбери существительные так, чтобы глаголы были употреблены в переносном значении.
  1. (Человек, зима) идёт. - ______________________________________________
  2. (Зверь, лес) молчит. - _______________________________________________
  3. (Дитя, море) смеётся. - ______________________________________________
  4. (Люди, реки) спят. - ________________________________________________
  5. (Щёки, костры) горят. - _____________________________________________
  1. Прочитай. Раздели глаголы на две группы: 1 – глаголы движения, 2 – глаголы речи.

Беседовать, разговаривать, идти, ходить, молвить, ползать, бежать, болтать, говорить, мямлить, бродить, шагать, шествовать, произнести, воскликнуть, сказать, семенить, трусить.

1

2

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

  1. Вставь пропущенные буквы, составь словосочетания.

Ровн____    шоссе,

красив____   тюль,

чёрн____     пианино,

душист___   шампунь,

бел____    рояль,

вкусн____    какао,

стар_____   шинель,

модн_____    туфля,

велосипед____   педаль,

пирожки с повидл______,

шаловлив______     шимпанзе.

Говори правильно!

Муж. Род

шампунь

тюль

рояль

шимпанзе

Жен. Род

педаль

тень

туфля

шинель

Ср. род

пианино

шоссе

повидло

какао

  1. Попробуй свои силы! 

Прочитай стихотворение.

Отца спросила дочка:

- Не знаю, как прочесть.

Есть слово «проволочка»

И «проволочка» есть.

А что такое «атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и «атлас».

Отец ответил:

- Дочка,

Уймись на полчасочка.

                            А. Барто

Обрати внимание!

Смысл слова может быть связан с ударением

         А ты можешь ответить на вопросы любопытной дочки? Приведи свои примеры подобных слов.

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Знаем –

          повторим,

не знаем -    

          узнаем.

       Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.

  1. Прочитай. Подумай и запиши, какие два разных предмета означают выделенные слова. Одинаково ли звучат и пишутся эти слова? Какой частью речи являются?
  1. Дети пошли за грибами в бор. Зубной врач взял в руки бор.

Бор (сущ.) – сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте.

Бор (сущ.) – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле.

  1. Косой взгляд. Косить косой.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Побелить потолок. Он потолок картошку.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай шуточное стихотворение. Найди и подчеркни в нём омонимы. Что они означают?

Шьёт иглой портниха в строчку.

Взял коньки точильщик в точку.

Я заканчиваю строчку.

Ставлю маленькую точку.

                                Я. Козловский

C:\Users\1\Desktop\12.jpg

  1. Допиши словечко – отгадаешь загадку. Отгадки нарисуй.

Как зовут меня, скажи –

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый _____________

                                      В. Викторов

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней __________________

                                      В. Викторов

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт…

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель ________________

                                              В. Викторов

Гнуть над ним не стоит спину,

Не украсит он корзину,

Знают люди с давних пор:

Несъедобен __________________

                                      В. Шульжик

  1. Прочитай. Поставь ударение в выделенных словах.

         Русские города издавна имели свои гербы. Вот в центре старинного герба Серпухова – павлин. Это символ яркого ситца, который вырабатывали в городе. Гербом Саратова стала стерлядь, Рязани – конь, Тулы – ружьё.

                                      По В. Молчанову

Говори правильно!

герб – герба, гербу, гербом, о гербе, гербы;

серп – серпа, серпу, серпом, о серпе;

гриб – гриба, грибу, грибом, о грибе;

блин – блина, блину, блином, о блине.

Знаем –

          повторим,

не знаем -    

          узнаем.

     Слова, которые обозначают один и тот же предмет, признак или действие, называются синонимами.

      Синонимы могут отличаться оттенками лексического значения и употреблением в речи.

  1. Прочитай. Подчеркни те синонимы, которые не только называют предмет, признак или действие, но и выражают наше отношение к ним.

                 Высокий, долговязый; засмеялся, залился; разговор, болтовня; внешность,  

        наружность, обличье; вовлекать, втравливать; актёр, притворщик, артист.

  1. Прочитай. В каждой паре глаголов подчеркни тот, в котором действие выражено сильнее.

Изумить – удивить,     беспокоить – тревожить,      обидеть – оскорбить,    просить – умолять,    плакать – рыдать,    гореть – пылать.

  • В море слов.

Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Во имя людей человек жертвует всем, даже собственной жизнью. Но бывает подвиг целого народа. Тогда на защиту Отечества, его чести и свободы поднимается весь народ.

  1. Прочитай. Выпиши прилагательные, означающие отрицательные и положительные качества людей, в два столбика.

Бездеятельный – пассивный – инертный,

легкомысленный – несерьёзный – пустой,

испуганный – оробевший – оробелый,

смелый – бесстрашный – безбоязненный,

прекрасный – красивый – хороший – пригожий,

добрый – добросердечный – мягкосердечный,

дружеский – товарищеский – приятельский – братский.

+

-

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

  1. Подчеркни «лишнее» слово.

1) Красный, алый, пурпурный, оливковый.

2) Скромный, бережливый, экономный.

3) Вежливый, тихий, учтивый.

  1. Прочитай. Подбери синонимы к словам.

Ограда - _____________________________________________________________

Правило - ____________________________________________________________

Каталог - ____________________________________________________________

Осадок - _____________________________________________________________

Рухлядь - _____________________________________________________________

Печаль - _____________________________________________________________

  1. Вспомни сказку «Морозко». Подчеркни прилагательные, которые могут стать характеристикой героев.

Старуха (злая, бережливая, завистливая, жадная).

Старик (добрый, трусливый, послушный, непокорный).

Дочь (ленивая, грубая, вежливая).

Падчерица (ласковая, неуважительная, трудолюбивая).

  1. Составь словосочетания, подобрав к данным существительным подходящие прилагательные.

Прорубь _____________________

Полотенце ___________________

Кенгуру ______________________

Фамилия _____________________

Акварель _____________________

Алоэ _________________________

Мозоль _______________________

Пенсне _______________________

Пони _________________________

Говори правильно!

Жен. род                    Ср. род

акварель                 пенсне

мозоль                     алоэ

прорубь                   полотенце

фамилия

                      Муж. Род

                      кенгуру

                      пони

Знаем –

          повторим,

не знаем -    

          узнаем.

        Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

  1. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Подчеркни антонимы.
  1. Сытый голодного не разумеет.
  2. Меньше говори, а больше делай.
  3. Ученье – свет, а неученье – тьма.
  4. Мягко стелет, да жёстко спать.
  1. Прочитайте выразительно.

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

                                       С. Есенин

Проспрягай глагол щипать.

Я _____________     Мы _____________

Ты ____________    Вы _____________

Он (она, оно)           Они _____________

________________

Говори правильно!

сыпать                         дремать

сыплю                          дремлю

сыплешь                      дремлешь

сыплет                          дремлет

сыплем                         дремлем

сыплете                        дремлете

сыплют                         дремлют

Так же изменяются глаголы щипать и рассыпать.

  1. Попробуй отгадать слово по его значению и указанному антониму.
  1. Такой, который всего боится. (Антоним смелый). _______________________
  2. Способность думать, понимать. (Антоним глупость).____________________
  3. Делать так, чтобы можно было куда – то попасть. (Антоним закрывать). ____________________
  4. Делать что – то с маленькой скоростью. (Антоним быстро). _____________________
  1. Прочитай. Отгадай, о ком это стихотворение. Найди и подчеркни синонимы, которые «рисуют» птичку. Выпиши глагол, который использует автор, чтобы сказать о пении птицы. Каково его значение? Подбери синонимы к этому глаголу.

Где березняк, рябой и редкий,

Где тает дымка лозняка,

Он, серенький, сидит на ветке

И держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

Озябший ночью от росы,

Заворожил посёлок дачный

У пригородной полосы.

                                   М. Маковский

C:\Users\1\Desktop\gas-kvas-com-p-solovei-dlya-detei-na-prozrachnom-fone-43.jpg

                           ____________________

Тема 2. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Знаем –

         повторим,

не знаем –

            узнаем.

     Словосочетание – это слова, связанные по смыслу и грамматически.

Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.

  1. Рассмотри рисунок. Составь словосочетания – подбери к главным словам зависимые слова.

Купаться (где? в чём?) ______________________

Причалить (куда?) __________________________

Плыть (на чём?) ____________________________

C:\Users\1\Desktop\1603702575_100390.jfif

  1. Прочитай слова. Составь из них любые 3 словосочетания.

Приветствовать, приказ, гостей, отдавать, готовиться, серьёзно.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай словосочетания. Обозначь главное слово. Поставь вопрос к зависимому слову.

                                 с кем?

         х

Встретиться с героем; участвовали в походе; подошёл к крыльцу; страницы

книги; давали обещание; о весёлой игре; посещение музея.

  1. Составь и напиши словосочетания с данными глаголами. Подумай, какого падежа они требуют от зависимого слова.

Дорожить

Интересоваться

Восхищаться

дружба, честь, отечество

искусство, книга, пьеса

отвага, смелость, героизм

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай. Используя слова в скобках, составь словосочетания, которые имели бы образное значение. Запиши полученные словосочетания.

Золотой (ключик, характер, луч).

Добрый (человек, память, имя).

Злой (ветер, лук, мальчик).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С данными существительными составь словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова.

Аромат – аромат свежего хлеба.

Лучи - _______________________________________________________________

Ветка - ______________________________________________________________

Крыша - _____________________________________________________________

Работа - _____________________________________________________________

  1. Прочитай. Спиши, употребляя глаголы в форме настоящего времени.

         Колючий ветер (жечь) _________ лицо. Мама (печь) ___________ пирог, а мы с сестрой (печь) ____________ торт.

Говори правильно!

Глаголы жечь, печь, беречь спрягаются так:

Я      жгу, пеку, берегу.

Ты    жжёшь, печёшь, бережёшь.

Он    жжёт, печёт, бережёт.

Мы   жжём, печём, бережём.

Вы    жжёте, печёте, бережёте.

  1. Прочитай, правильно произнося слова. Допиши объяснение значения выделенных слов, используя толковый словарь.

Интервью – ответы на вопросы журналиста.

Пациент - _______________________________________

Десерт - _________________________________________

Сервировать - ____________________________________

_________________________________________________

Этикет - ________________________________________

Декларация - _____________________________________

Говори правильно!

интервью [э]

пациент [е]

десерт [е]

сервировать [е]

этикет [е]

декларация [е]

  1. Допиши словосочетания.

Одеть (что?) _________________________________________________________

Надеть (на кого?) _____________________________________________________

Оплатить (что?) _____________________________________________________

Заплатить (за что?) __________________________________________________

Верить (во что?) _____________________________________________________

Уверенность (в чём?) __________________________________________________

  • В море слов.

Липа – дерево с медвяным ароматом цветов названо так из-за своего липкого сока. Значит, слово липа находится в прямом родстве с такими словами, как липнуть, липкий, липучка, липучий.

Подсолнечник – солнечный цветок. Он и вправду напоминает солнечный диск. К тому же этот крупный золотистый цветок на высоком стебле обладает любопытным свойством: по мере движения солнца он поворачивает вслед за ним свою головку. Русский язык знает два наименования – подсолнечник и подсолнух. Слово подсолнух стало широко употребительным к концу XIX века.

  1. Прочитай словосочетания. Объясни переносное значение выделенных слов.

Серебристый смех, сгорать от стыда, зацепиться за мысль, лапы дуба, руки весны, проседь берёз, яблоки щёк.

  1. Вспомни и запиши три словосочетания из «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкин.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай отрывки из сказок А.С. Пушкина. Выпиши из каждого предложения все словосочетания. В скобках запиши вопрос, который ты ставишь от главного слова к зависимому.
  1. Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Образец: простился (с кем?) с царицею.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вот мудрец перед Додоном

Встал и вынул из мешка

Золотого петушка.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Угадай и запиши, из каких сказок в нашей речи появились такие устойчивые обороты. Объясни их современное значение.
  1. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что ты, баба, белены объелась?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. А перед нею разбитое корыто.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Попробуй свои силы!

Частушка – это словесно – музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события. Как правило, в частушке всего 4 строчки. Прочитай частушку, подбери тему и сочини свою.

Школьная частушка.

Если ты моя подружка,

Из несчастья вызволи:

Подними скорее руку,

Чтоб меня не вызвали.

                                            Л. Яковлев

___________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Как в поэзии называются выделенные слова? ______________________________

  1. Дай полные ответы на вопросы.
  1. Как называется улица, на которой ты живёшь?

___________________________________________________________________

  1. Как зовут твою учительницу?

___________________________________________________________________

  1. Как называют цветок, который похож на солнце?

___________________________________________________________________

Говори правильно!

Звать можно того, кто отзывается – людей и животных.

Остальные предметы не зовут, а называют.

  1. Замени устойчивые обороты синонимами.

В два счёта – в мгновение ока.

Валять дурака - _______________________________________________________

В конечном счёте - ____________________________________________________

Владеть собой - _______________________________________________________

Водить за нос - _______________________________________________________

Мастер на все руки - ___________________________________________________

И след простыл - ______________________________________________________

  1. Замени устойчивые обороты антонимами.

Расхлёбывать кашу – заваривать кашу.

С лёгким сердцем - ____________________________________________________

Звёзд с неба не хватает - _______________________________________________

Кот наплакал - ________________________________________________________

Засучив рукава - _______________________________________________________

Сложа руки - _________________________________________________________

Лёгок на подъём - _____________________________________________________

Хоть пруд пруди - _____________________________________________________

Обрати внимание!

В устойчивых оборотах нельзя заменять одно слово другим, переставлять слова.

  1. Прочитай. Подумай, с каким из синонимов – прилагательных могут сочетаться данные существительные. Составь и запиши полученные словосочетания.

Голубой, лазурный (платье, небо)

Коричневые, карие (глаза, чулки)

Серый, пасмурный (день, костюм)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        C:\Users\1\Desktop\0_74798_f4597a0d_orig.pngВ море слов.

          Слово иллюстрация означает «наглядное изображение, описание».

       Иллюстратор – художник, который является вдумчивым помощником читателя. Ведь для того, чтобы нарисовать иллюстрацию надо не просто прочитать произведение, но и понять его основную мысль, характер героев, то есть быть не только художником, но и настоящим вдумчивым читателем.

Тема 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Знаем –

         повторим,

не знаем –

            узнаем.

Все слова в предложении связаны грамматически.

Главные члены составляют его основу.

  1. Прочитай, следя за интонацией. Определи границы предложений. Поставь нужный знак. Сколько предложений получилось? _________

      Багровое солнце медленно опускалось за лесом прощальные лучи ещё золотили верхушки деревьев дом лесника на поляне уже весь в тени вскоре солнце и совсем скрылось вечерняя заря на западе стала бледнеть и гаснуть реже и реже слышались голоса птиц наконец в лесу наступила тишина над поляной стал подниматься туман.

                                                                                              По И.С. Тургеневу

Обрати внимание!

При помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами.

Предложение является единицей речи.

  1. Рассмотри рисунок. Закончи начатые предложения. Подчеркни слова – антонимы.

C:\Users\1\Desktop\Публикация1.jpg

Саша поднимается в гору, а Никита ____________________________________. У Саши тяжёлый рюкзак, а у Никиты _________________. Саша большой, а Никита ______________________. У Саши тёмные кроссовки, а у Никиты _________________________________.

  1. Составь три вопросительных предложения, используя любые из данных слов.

Бежать, лететь, нестись, мчаться;

тревожный, беспокойный;

огромный, громадный, большой.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • В море слов.

Подснежник – чудо весны, воплотившееся в цветке, расцветающем прямо из-под снега, а потом и названном выразительным и нежным именем.

  1. Прочитай вопросы. Подчеркни слова, которые ты выделишь голосом. Ответь на вопросы письменно.
  1. Почему больше ценят письма, написанные от руки?______________________

___________________________________________________________________

  1. Какое ведущее правило поведения в театре? ____________________________

___________________________________________________________________

  1. Кто входит в зрительный зал первым: мужчина или женщина? ___________

___________________________________________________________________

  1. Попробуй свои силы! 

Почти все слова, которые начинаются с буквы А, пришли к нам из других языков: абрикос, акварель, алфавит.

Попробуй подобрать и записать ещё 5 – 7 слов иностранного происхождения, начинающихся с буквы А.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • В море слов.

Вяз – большое лиственное дерево с прочной древесиной. Бывает, изо всей силы всадишь топор, а бревно целёхонько, да ещё топор никак не вытащишь – завяз. С большим трудом расколешь полено.

Если ты сам попробуешь расколоть полено вяза, поверишь, что название дереву дано правильно.

                                                                                    (По Ю. Дмитриеву)

  1. Прочитай вопросы и подчеркни слова, которые ты выделяешь голосом. Запиши ответы.
  1. Какие рассказы Н. Носова ты знаешь?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ты читал книги Марка Твена?

___________________________________________________________________

  1. Помнишь ли ты автора басни «Ворона и лисица»?

___________________________________________________________________

  1. Чьи стихи о природе тебе нравятся больше всего?

___________________________________________________________________

  1. Как по–твоему, что нужно делать, чтобы не быть невежей и невеждой? Напиши 4 предложения на эту тему.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С глаголами улыбаться, дремать составь предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай. Поставь ударение в выделенных словах.

       

              Надеемся, что вы не сорите ни в классе, ни на улице. Мы работаем аккуратно, не сорим.

Говори правильно!

я сорю                    мы сорим

ты соришь             вы сорите

он сорит                 они сорят

  1. Прочитай. Расставь знаки препинания. Подчеркни вопросительные слова.

            Кулики.

- Кто там бродит у реки

- Это наши кулики

- А чего они хотят

- Накормить своих ребят

- Где ребята

- На песочке

- Сколько их

- Сынок и дочка

                                      Н. Дилакторская

  • В море слов.

Янтарь – окаменевшая смола жёлтого цвета (обычно прозрачная), используется для украшений. Удивительный этот камень! Его применяют и в ювелирном деле, и в сельском хозяйстве. В старину медики делали из прочного янтаря сосуды для хранения крови. Янтарным лаком покрывали дорогие скрипки. В мире встречается янтарь жёлтого, голубого, чёрного, вишнёвого цвета. Учёные пытаются разгадать тайну этого тёплого солнечного камня.                                 (По Ю. Строганову)

  1. С данными вопросительными словами составь предложения на тему «На даче?»

Кто? Что? Как? Когда? Где? Куда?

Сколько? Почему? Зачем?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. От данных глаголов, используя приставки, образуй новые глаголы.

Нести – отнести,

грести - ________________________________________________,

плести - ________________________________________________,

мести - _________________________________________________,

цвести - ________________________________________________,

везти - _________________________________________________.

  1. Знаешь ли ты, что означает выражение «купить кота в мешке»? Объясни суть этого выражения письменно. Но сначала прочитай стихотворение.

Засунул Клим кота в мешок

И на продажу поволок.

Кричит ему усатый плут:

«Кота в мешке не продают».

Подумал Клим, раскрыл мешок,

А кот – прыжок!

И наутёк.

                                            В. Викторов

C:\Users\1\Desktop\1698319908_klev-club-p-raskraski-kot-v-meshke-15.jpg

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай высказывания замечательных людей. Спиши то из них, которое тебе хотелось бы запомнить.
  1. Краткость – сестра таланта. (А. Чехов)
  2. Чтение – вот лучшее учение. (А. Пушкин)
  3. Книга – это великое чудо изо всех чудес, сотворённых человеком. (М. Горький)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай. Назови тех, к кому обращаются с призывом. Подчеркни эти слова.
  1. Дети, поддерживайте чистоту и порядок в школе.
  2. Ребята, бережно обращайтесь с учебниками.
  3. Защищайте пернатых друзей, юные натуралисты!
  4. Школьники! Будьте дисциплинированными во всём.
  5. Внимательно слушайте, друзья мои, объяснение учителя.

Запомни!

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

Обращения выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

  1. Прочитай отрывок из народной сказки «Лисичка со скалочкой». Подчеркни обращения. Расставь знаки препинания. При чтении после обращений делай паузу и произноси их более высоким тоном.

     Лисица от собак бежала, бежала, да под пенёк в норку ушла. Залезла в нору, отдышалась и начала спрашивать:

- Глазки – глазоньки что вы делали

- Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.

- Ушки – ушки а вы что делали

- Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не съели.

- Ножки – ноженьки а вы что делали

- Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.

- А ты хвостище что делал

- Я по пням, по кустам цеплял, да тебе бежать мешал.

    Рассердилась лиса на хвост и высунула его из норы.

  1. Составь и запиши короткие предложения с обращениями. Затем при помощи суффиксов –ечк-, -еньк-, -ёнк- придай обращениям ласкательную окраску. Суффиксы выдели.
  1. Серёжа, иди сюда. – Серёженька, иди сюда.
  2. ___________________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________________
  4. ___________________________________________________________________
  5. ___________________________________________________________________

Знаем –

         повторим,

не знаем –

            узнаем.

          Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, которые на письме обычно разделяются запятой.

  1. Прочитай. Расставь знаки препинания. В скобках укажи, простое предложение или сложное.
  1. Листья сыплются за школой слышен громкий спор сорок. (______________)
  2. Прозвенел звонок весёлый начинается урок. (________________)
  3. Пролетают паутинки с паучками в серединке и высоко от земли пролетели журавли. (__________________)
  4. Высоко в небе летели журавли и жалобно курлыкали. (___________________)
  5. Пронеслась стайка синиц и села на алую рябину. (___________________)
  6. Звонкими голосами поют зяблики соловьи дрозды. (___________________)
  1. Прочитай. Составь сложное предложение из двух простых, используя союз и.
  1. Ветер согнул тонкую осинку. Она прижалась к земле. ____________________

___________________________________________________________________

  1. Чуть потянул ветер. Полилась река листопада. _________________________

___________________________________________________________________

  1. Солнце светило ярко. Наташа пошла на прогулку. _______________________

___________________________________________________________________

  1. Попробуй свои силы!

Знаешь ли ты выражение «проще пареной репы»? Попробуй придумать ситуацию, когда ты сможешь употребить это выражение.

        Историческая справка. Репа – самый древний овощ на Руси. Наши предки любили и сырую, и варёную, и пареную репу. Блюдо из репы легко было приготовить.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. ТЕКСТ

Знаем –

         повторим,

не знаем –

            узнаем.

     Признаки текста:

предложения объединены темой, основной мыслью, заголовком;

текст можно восстановить по опорным словам и разбить на абзацы.

  1. Прочитай текст. Обозначь его структурные части (заголовок, зачин, развитие мысли, концовка).

Сенокос.

           В прекрасный летний день начался сенокос.

           Какой лёгкий воздух, какой чудесный запах разносится от близкого леса и скошенной утром травы! Нетронутая трава стояла стеной. По рядам скошенной травы уже ходили галки и вороны. Они налетели из леса, где были их гнёзда. Галки подбирали разных насекомых, червяков. Я заметил, что птицы клевали и ягоды. В траве земляника была ещё зелёная, но крупная.

          Весёлая картина сенокоса не выходила из моей головы всю дорогу.

                                                  По С. Аксакову

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Запомни!

Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу и грамматически.

По смыслу:

1)определённая тема (о чём говорится) – слова на одну тему, синонимы, повтор слов, однокоренные слова;

2)заголовок;

3)основная мысль.

Грамматически:

1)последовательность предложений, порядок слов в предложении;

2)интонация;

3)три части (зачин, развитие действия, концовка).

  1. Подбери названия цветов.

______________________, _____________________, _____________________.

Составь описание одного цветка, которое можно было бы поместить в учебнике окружающий мир. Подумай, какой стиль ты используешь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сочини текст на лингвистическую тему «Что я знаю о тексте?»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай миниатюру. Подумай, какой свой заголовок к ней ты можешь предложить?

Капитан – паук.

Ещё с вечера при луне между берёзами поднялся туман. Просыпаюсь я рано, с первыми лучами, и вижу, как бьются они, чтобы проникнуть в овраг сквозь туман.

Всё тоньше и тоньше туман, всё светлее и светлее, и вот вижу: спешит-спешит паучок на берёзе и спускается с высоты в глубину. Тут закрепил он свою паутину и стал чего- то дожидаться.

Когда солнце подняло туман, дунул ветер вдоль оврага, оторвал паутинку, и она, свёртываясь, понеслась. На малюсеньком листочке, прикреплённом к паутине, паучок сидел, как капитан своего корабля, и он, наверное, знал, куда и зачем ему лететь.

                                                                                   М.М. Пришвин

Обрати внимание!

Темы бывают широкие и узкие.

Например, в данном выше тексте широкая тема – наблюдение за природой, а узкая – это паук и что с ним происходит.

Учитывая это, подбери заголовки к тексту задания 4.

1)__________________________________________________________

2)__________________________________________________________

  1. Напиши, кто где живёт:

в Рязани - _____________________________,

в Омске - ______________________________,

в Москве - _____________________________,

в Костроме - ___________________________,

в Одессе - _____________________________.

Говори правильно!

Томск – томичи

Саратов – саратовцы

Калуга – калужане

Тула - туляки

  1. Определи название сказки по опорным словам:

старик, невод, рыбка, старуха, корыто

___________________________________________________________________

  • В море слов.

Бульдог. Собаки этой породы, отличающиеся большой силой и злобным характером, использовались в специальном виде развлечений – травле привязанных быков, который был популярен в старой Англии. И в русском, и в английском языках широко распространено образное употребление слова применительно к упорному, цепкому и злому человеку.

  1. Дано название текста и первые два предложения, т.е. зачин. Придумай, что могло произойти, и запиши свой ответ.

Как тонул один мальчик.

Однажды зимой мальчик пошёл на реку ловить рыбу. Лёд был ещё тонкий. Он ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай предложения. Поставь ударение в выделенных словах.
  1. Кто там в кустах шевелится?
  2. «Кто повторит правило?» - спросила Лидия Петровна.
  3. Если повторишь правило дома, прекрасно ответишь на уроке.

Говори правильно!

шевелится             повторит

шевелятся             повторят

шевелимся            повторишь

  1. Какие опорные слова и выражения можно употребить, рассказывая содержание басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»? Запиши эти слова.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай. Вспомни эти простые правила, если захочешь с кем-нибудь поговорить. Подчеркни те из них, которые ты всегда соблюдаешь.

Тебя легко поймут, если:

  1. твоя речь последовательна, фразы правильно построены, слова точно употреблены;
  2. твоя речь отчётлива;
  3. твоя речь не слишком тихая и не слишком громкая;
  4. твоя речь эмоциональная, но в меру;
  5. твоя речь не тороплива и не затянута.
  1. Прочитай. Поставь слово в скобках в форме родительного падежа множественного числа.
  1. На ферме вывели новую породу (куры) _____________.
  2. Вдалеке показалась флотилия парусных (суда) ________________.
  3. Под Новый год дети всегда ждут (чудеса) ____________________.

Говори правильно!

ед. число                   мн. число

чудо                            чудеса

небо                            небеса

ребёнок                      дети

дно                               донья

судно                           суда

курица                        куры

  1. Проверь, хорошо ли ты знаешь типы речи. Дополни схему.

Типы речи

Описание                              Повествование                      __________________

 (Какой?)                              (Что произошло?)                      __________________

  1. предмета
  2. места                   человека
  3. состояния            среды

  1. Прочитай. Определи тип речи. Придумай название к тексту.

________________________________

Сегодня пришел настоящий апрель. Поле озими еще не омылось и желтое, а лужица на поле ясно-голубая, а самый лес вдали подчеркнут белой полоской. Вдоль реки лежит цепь оставленных водой льдин.

Одна особенно большая лежит на другой и сверху на нее капает, капает.

Мелкие льдины от толчка распадаются на длинные чистые кристаллы, похожие на хрустальные подвески от люстры.

В лесу пестро: где белое, где черное, на черном виднеются зеленые листики перезимовавшей земляники, а земля под ней еще не оттаяла. Зяблики поют везде, и начинают оживать лягушки.

Тип речи ______________________________, так как

___________________________________________________________________

  1. Рассмотри рисунок и ответь на вопросы.

C:\Users\1\Desktop\maxresdefault1.jpg

  1. Как называется эта сказка и кто её автор?

_____________________________________________

  1. О чём рассказывается в этой сказке?

_____________________________________________

  1. Каких персонажей сказки нарисовал художник?

_____________________________________________

  1. Какой момент сказки изображён?

_____________________________________________

  1. Прочитай сказку Даниила Хармса.

Жили-были два друга: зайчик Серый Хвостик и лисица Рыжий Хвостик.

Построили они себе домики и стали друг к другу в гости ходить.

Чуть только лисица к зайчику не идет, зайчик бежит к лисице и кричит:

- Рыжий Хвостик! Что с тобой?

А если зайчик к лисице не идет, лисица к зайчику бежит и кричит:

- Серый Хвостик! Что с тобой?

Как-то зайчик Серый Хвостик
Прибежал к лисице в гости:

«Отвори-ка!» Тук! Тук! Тук!
Вдруг он слышит: «Что за стук?

Видишь: поздно, скоро ночь.
Уходи-ка лучше прочь!»

Зайчик думает: «Постой,
Я ведь тоже не простой!»

Вот лисица Рыжий Хвостик
Прибегает к зайцу в гости.

«Отвори-ка!» Тук! Тук! Тук!
Отвечает зайчик вдруг:

«Нет, голубушка, шалишь,
Слишком рано ты стучишь!»

И с тех пор два лучших друга
Вечно злятся друг на друга.

Как ты думаешь, на какую из русских народных сказок больше похожа сказка Даниила Хармса: «Журавль и цапля» или «Заюшкина избушка»? Почему? Запиши свой ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проверь, хорошо ли ты знаешь стили речи. Дополни схему.

                              Стили речи

                         (с кем? где? зачем?)

                                                                            Научный

Разговорный          Книжные                        _________________

                                                                            Художественный

                                                                            _________________

       Обрати внимание!

       Разговорный стиль реализуется в диалоге и монологе. Его цель – общение.

        Запомни!

Особенности разговорного стиля:

Ситуация – общение в непринуждённой обстановке.

Стилевые черты – мы должны видеть и слышать участника разговора,

                                   мы не знаем, какие слова подберём.

Языковые средства – много просторечных, разговорных слов, много

                                    коротких предложений.

Использование – в устной речи – беседа в кругу друзей, в письменной

                               речи – дружеские письма.

  1. Прочитай. Определи тип и стиль речи. Придумай название к этому тексту.

________________________________________

           Набежала на небо тучка. А в тучке был дождик. Выглянул дождик из тучки и видит зелёный луг. По лугу бегают дети, играют с собакой. Вот в траве спрятался белый котёнок. За лугом колхозный огород. Куры вывели на капустные грядки своих цыплят. Вышел дождик из тучки и полил на землю. Все от дождя стали прятаться. Рассердился дождь, зашумел, застучал по листьям, по крышам. Заплясал на своих длинных ногах по дорожкам. Бабушка открыла окно, подышал свежим воздухом и сказал: “Что за славный дождик!” Услыхал эти слова дождик и засмеялся, да так радостно, что брызги полетели в разные стороны.

Тип речи: __________________________________________

Стиль речи: ________________________________________

  1. В зависимости от цели высказывания мы говорим по-разному. Допиши предложения.
  1. Когда мы пишем заметку в газету, то обращаемся к _______________________________ стилю речи.
  2. Если рисуем словами какую – то картину, то используем __________________________________ стиль речи.
  3. Сообщаем научные сведения, объясняем факты с помощью ________________________ стиля речи.
  4. Когда мы делимся своими мыслями, чувствами, мы пользуемся _____________________________ стилем речи.

Слова для справок: художественный, разговорный, научный, публицистический.

  1. Прочитай. Определи, к какому стилю речи относятся данные тексты: разговорному, художественному или научному.
  1. Сидит зайчишка на опушке леса и грустит. Перед ним широкий луг. А мама-зайчиха запретила ему появляться на лугу. Упрямый был зайчонок. Прыг да скок. Только щипнул он сладкий клевер, как увидел над собой тень. Пернатая разбойница камнем летит на него. Что делать? Тогда заяц перевернулся на спину и начал лапами махать. А на лапах — острые когти. Чтобы напугать ворону, поднял зайчишка отчаянный писк. Не ожидала этого ворона. Испугалась заячьих когтей и улетела. А заяц что есть духу — к лесу.

Стиль речи: _________________________________

  1. Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками (молния и гром), сопровождаемых дождём, градом и бурными порывами ветра.

Стиль речи: _________________________________

  1. Ну и гроза. Страшно к окну подходить.

- Да, такой грозы давно не было.

- Представляешь, очутиться сейчас в поле…

Стиль речи: _________________________________

  1. Сочини короткий рассказ, используя следующую структуру повествования.

Вступление           Завязка           Кульминация             Развязка            Заключение

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Поставь существительные, данные в скобках, в родительном падеже множественного числа.
  1. С окрестных (гора) _______ уже снега сбежали мутными ручьями.

  1. В большом зале театра не было свободных (место) ___________.

  1. У папы всегда много (дело) _________.

  1. Я люблю голубизну (озеро) __________ и даль (степь) ______________.

Говори правильно!

1 склонение

гора – гор

земля – земель

стена – стен

подруга – подруг

2 склонение

село – сёл

окно – окон

дело – дел

блюдце – блюдец

3 склонение

область – областей

степь – степей

лошадь – лошадей

нить - нитей

  1. Прочитай. Запиши, как называется жанр каждого текста.

Дорогая бабушка, здравствуй!

           Я очень соскучилась и решила тебе написать. Как вы живёте? Ходит ли дедушка на рыбалку? У меня всё хорошо. Скоро приеду к вам погостить.

                                          Люблю, целую. Лена. (______________________)

Мамуля!

        Поздравляю тебя с днём рождения! Желаю тебе здоровья и счастья.

                        Твой сын Максим.

 (_______________________________)

Максим!

       Жду тебя у библиотеки в 10 часов. Приходи обязательно.

                                           Юля.

   (________________________)

  1. Прочитай диалог Незнайки и Стекляшкина. Оцени речь Незнайки. Почему она вызывает смех Стекляшкина? Сочини свой юмористический рассказ, смешную историю или смешной диалог.

- Слушай, Стекляшкин, - сказал ему Незнайка. – Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусочек и ударил меня по голове.

- Что ты, Незнайка! – засмеялся Стекляшкин. – Если бы от солнца оторвался кусочек, он раздавил бы тебя в лепёшку. Солнце ведь очень большое. Оно больше всей нашей Земли.

- Не может быть, - ответил Незнайка. – По-моему, солнце не больше тарелки.                                                                Н. Носов

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                Обрати внимание!

Как писать изложение.

  1. Прочитай или прослушай текст. Выясни значение непонятных тебе слов, фраз.
  2. Понаблюдай, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что главное сообщает, чем заканчивается повествование (описание, рассуждение).
  3. Подумай, какова основная мысль?
  4. Определи, сколько частей в тексте и как они связаны.
  5. Озаглавь каждую часть. Это поможет тебе раскрыть тему текста.
  6. Ещё раз внимательно прочитай или прослушай текст. Мысленно его перескажи.
  7. Пиши текст, зрительно представляя написание каждого слова и предложения.
  8. По возможности сверь свою письменную запись с исходным текстом.

  1. Прочитай. Определи тип текста и тему. Придумай заглавие.

___________________________________________

         Недалеко от лесной опушки рос старый дуб. Однажды, подходя к дубу, мы услышали странные звуки. Через одну минуту мы были около дуба. Из густой листвы доносился писк иволги. На ветке сидел кот и орал.
        Кот нашёл гнездо и решил полакомиться птичками. Добраться по стволу дерева было легко. Нетрудно было продвинуться и по суку.
        Ветка становилась тоньше, но кот продолжал двигаться вперёд. Ветка наклонилась и в любой момент могла обломиться.
        Дальше кот идти не решался. От испуга и обиды кот орал. А гнёздышко спокойно раскачивалось на конце ветки. Никакой хищник не доберётся до него.                                              
По Ю. Дмитриеву

Ответь на вопросы:

  1. Что однажды услышали ребята, подходя к дубу?
  2. Кто был виновником шума?
  3. В чём была причина?
  4. Отчего орал кот?

Напиши кратко текст так, как запомнил.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

             Обрати внимание!

Как писать сочинение.

  1. Определи, о чём, зачем ты будешь писать.
  2. Подумай об особенностях стиля своего сочинения (художественный, разговорный, деловой).
  3. Уточни тему и сформулируй основную мысль будущего сочинения.
  4. Подумай, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет ведущим в твоём сочинении.
  5. Отбери материал, необходимый для раскрытия темы.
  6. Составь план, подбери ключевые слова.
  7. Напиши черновик.
  8. Отредактируй написанное (убери лишнее, неинтересное, избавься от повторов и т.д.), исправь ошибки.
  9. Перепиши сочинение набело.

  1. Напиши короткое сочинение на тему «Что мне нравится и что не нравится в моём друге (подруге)?».

Подумай, с какой целью можно использовать в сочинении данный ряд слов: друг, товарищ, приятель, дружок, дружище, одноклассник.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дополни словарь настроений.

Грусть.

Слова выражения чувства: печаль, тоска, уныние, _______________________

Настроение: плохое, болезненное, ______________________________________

Радость.

Слова выражения чувства: восторг, восхищение, беззаботность, ___________________________________________________________________

Настроение: хорошее, весёлое, праздничное, ____________________________

  1. С первого класса ты учишься письменно обращаться к людям, то есть сочинять небольшие произведения. Вспомни названия малых жанров.
  1. Сообщение в виде маленького письма - ______________________________.
  2. Небольшое описание предмета, в котором этот предмет не назван - _______________________________.
  3. Текст, написанный для общения с кем-то из близких, кого нет рядом - _____________________________.
  4. Текст – совет, как приготовить какое – то блюдо - __________________.
  5. Текст с указанием действий и порядка их выполнения - ________________.
  6. Письменный рассказ о своей жизни - _______________________________.
  1. Сочини монолог сони, который всюду опаздывает, потому что никак не может вовремя проснуться. Запиши его.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай рассказ.

Две трубы.

           Во дворе лежали две трубы.

           Залезли дети в одну трубу и там уснули. Пришли рабочие, взвалили трубу на плечи и понесли на стройку.

           — Тяжеленько, — говорит один, — отдохнуть надо.

          Остановились рабочие около реки, опустили трубу на землю и сели покурить.

          Один стукнул ключом по трубе и говорит:

          — Эээ! А труба-то с трещиной.

          — Да, — говорит другой, — негодная труба. Давай бросим её в реку.

          Раскачали трубу и бросили в реку.

         А дети выспались, вылезли из трубы и разошлись по домам. Спали-то они в другой трубе.                                  О. Григорьев

Представьте себе, что рассказ закончился так: «Раскачали трубу и бросили её в реку». Что изменилось?

Теперь представь себе, что первого предложения в рассказе нет, а второе звучит так: «Залезли дети в трубу и там уснули». Может ли рассказ с этим новым началом иметь прежний конец? Сделай свой вывод о значении первой и последней фразы в тексте. __________________________________________

___________________________________________________________________

Попробуй сочинить свою историю. Можешь придать ей сказочный характер.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обрати внимание!

Как писать сочинение по картине.

  1. Рассмотри внимательно репродукцию картины.
  2. Узнай, кто её автор, как она называется.
  3. Подумай и ответь на вопросы:

- Что ты видишь на этой картине?

- Что тебя в ней заинтересовало?

- Что изображено на переднем и заднем плане?

- Какие краски являются главными?

- Какими чувствами проникнута картина?

  1. Что ты знаешь о художнике и истории создания картины?
  2. Составь план будущего сочинения.
  3. Подумай, в каком стиле и жанре будешь создавать текст сочинения.
  4. Отметь слова, которые ты обязательно используешь. О правописании этих слов справься у учителя или в орфографическом словаре.
  5. Напиши сочинение сначала на черновике, а потом займись правкой.
  6. Перепиши сочинение в чистовом варианте.
  7. Проверь написанное и отметь для себя: соблюдал ли ты правила жанра и стиля.

  1. Рассмотри репродукцию картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Прочитай отрывок из русской народной сказки.

…Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает…

      Ответь на вопросы:

  1. Чем отличаются названия картины и сказки? Почему?
  2. Каково общее впечатление от картины? Какие чувства она вызывает?
  3. Какова основная мысль картины? Совпадает ли она с основной мыслью отрывка из сказки?
  4. Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу?
  5. Как художник изображает Серого Волка? Что отличает его от реального зверя и делает волшебным помощником героя?

Напиши небольшое сочинение по картине от имени героя (Ивана-царевича, Серого Волка или Елены Прекрасной).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рассмотри репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри». Ответь на вопросы:
  1. Каково твое впечатление от картины?
  2. Что ты знаешь о русских богатырях?
  3. Кто из богатырей, изображённых на картине, привлекает твое внимание?
  4. Кто из троих – Илья Муромец? Почему ты так решил?
  5. Опиши внешний вид богатырей (вооружение воинов, одежду).
  6. Обрати внимание на богатырских коней.
  7. Опиши выражение лиц богатырей.
  8. Прочитай поэтические строки И.С. Никитина. Подчеркни те слова поэта, которые можно отнести к картине.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

Воля смелая?

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?

На полях твоих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

  1. Подумай, какова основная мысль картины.

Напиши сочинение по картине, используя данные план:

  1. Что я знаю о художнике?
  2. Описание богатырей (вооружение, одежда, позы, выражение лиц).
  3. Природа на картине.
  4. Что хотел сказать художник своей картиной?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рассмотри репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Внимательно прочитай текст об истории создания картины.

           А.К. Саврасов был одним из основоположников русской пейзажной живописи. В 1871 году художник создал одну из лучших своих работ «Грачи прилетели».

          Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили.

         Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.

        - Грачи прилетели! Грачи прилетели! – напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперь… Пришла весна!

Ответь кратко на вопросы:

  1. Что ты ощущаешь, глядя на картину?
  2. Какие звуки ты можешь услышать?
  3. Что, на твой взгляд, было дорого самому художнику на этой картине?

Выбери из пар антонимов слова, подходящие для описания картины. Используй их в своем сочинении.

Мирные – драчливые, радостные – печальные, притихшие – крикливые, спокойные – суетливые.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проверь себя! Ответь письменно на вопросы.
  1. Почему текст-повествование можно изобразить в нескольких рисунках?_______________________________________________________________________________________________________________________
  2. Почему текст-описание можно изобразить в одном рисунке?_______________________________________________________________________________________________________________________
  3. Почему для текста-рассуждения рисунок невозможен?________________

________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)

Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....