Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
рабочая программа (3 класс) по теме

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3klass.rar218.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников                                с ограниченными возможностями здоровья   «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению на заседании МО                              

учителей начальных классов

Протокол № 1

от « 27» августа 2014г  

Руководитель МО

___________Н.П.Трунова                                

Утверждена        

Приказ № 3 от «01» сентября 2014г

Директор школы

__________________В.А.Баева

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ 3 КЛАССА

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                      Составитель:

учитель начальных классов

                                                                                          Е.В.Золотенко

Мичуринск - 2014

Содержание

Пояснительная записка……………………………………...............................с.3

Содержание программы…………………………………………………….….с.6

Учебно-тематический план…………………………………………..……..…с.7

Календарно-тематический план…………………………………………........с.9

Учебно-методическое обеспечение…………………………………………..с.12

Материально-техническое обеспечение……………………………………..с.13

Интернет-ресурсы…………………..…………………………………………с.14

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы, автор – И.А.Грошенков,  под редакцией  В. В. Воронковой, М., Просвещение, 2009 г.

  Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1.  Федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации" от    29 декабря  2012 г. 273-ФЗ;
  2. Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;
  3. Учебного плана МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска на 2014-2015 учебный год, утвержденный директором школы, приказ №3 от 01.09.2014г.;
  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  5.  Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
  6. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска, утвержденное директором школы, приказ № 3  от   01.09.2014 г.        

       Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет важное значение в воспитании обучающихся. Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства обеспечивает богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей.

         Цель: всестороннее развитие, обучение и воспитание детей — сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое, нравственное, физическое.

        Задачи:

               -способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

              -содействовать развитию у обучающихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; воспитывать у них умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять недостатки двигательной сферы;

 -развивать у обучающихся «художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству, трудолюбие, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе.

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по изобразительному искусству  включены знания в области искусства- практика художественного ремесла и художественного творчества:

  • овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
  • освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
  • развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
  • формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
  • развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 35 часов в год (1 час  в неделю).

Учебные часы:

по учебному плану: 35 часов в год.

по учебно-календарному графику:   35 часов в год.

Формы организации образовательного процесса: дифференцированные, коллективные, групповые.

Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно – обобщающий урок, урок: закрепления знаний, умений, навыков.

Виды и формы контроля:

текущий контроль: фронтальный опрос, анализ работ; дифференцированный контроль; практическая работа.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Основные требования к знаниям и умениям обучающимся:

Обучающиеся должны уметь:

правильно располагать лист бумаги (по вертикали или по горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; по инструкции учителя находить верхний правый, верхний левый, нижний правый и нижний левый углы;

правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (изображение должно быть не слишком большим и не слишком маленьким); делить лист бумаги на глаз на две и четыре равные части;

анализировать с помощью учителя строение предмета, а также форму, величину и цвет его частей;

сравнивать несколько предметов по форме, величине, цвету и положению в пространстве;

намечать последовательность построения рисунка под руководством учителя;

изображать от руки предметы округлой, прямоугольной, треугольной и квадратной формы, передавая их характерные особенности;

рисовать плоские предметы симметричной формы, применяя среднюю (осевую) линию;

рисовать узоры из геометрических и растительных, форм в полосе и квадрате (по образцу); в рисунках на темы изображать основания более близких;

предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый; различать светлый и темный оттенки цвета;

узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

Содержание программы

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ( 11ч )

      Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (16ч)

      Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (8ч)

      Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка

БЕСЕДЫ ПО КАРТИНАМ (проводится на 9 уроках)

 (2 раза в четверть)

      Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

Учебно-тематический план

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ( 11ч )

Рисование в полосе узора из веточек с листиками.

Рисование шахматного узора в квадрате.

Составление узора для обоев на листе бумаги в клетку.

Рисование узора в полосе из снежинок и веточек ели

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки. ( тарелка- готовая форма )

Д.р. орнамент в квадрате

Рисование узора на рукавичке ( выкройка вырезается из бумаги- готовая форма )

Д.р. плакат “ 8 Марта “

Рисование узора из растительных форм в полосе

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (16ч)

Рисование с натуры листьев березы и ивы. Беседа по картинкам.

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

Натюрморт из предметов различной формы и цвета. ( яблоко, груша, огурец.)

Рисование с натуры доски для резанья овощей

Рисование с натуры домика. Беседа по картинкам

Рисование с натуры будильника

Рисование с натуры двухцветного меча.

Рисование с натуры морских сигнальных флажков

Рисование игрушечного солдатика (морячка )

Рисование с натуры детской лопатки. Беседа по картинкам.

Рисование с натуры теннисной ракетки

Рисование с натуры постройки из строительного материала.

Рисование с натуры игрушки вертолета

Рисование  с натуры весенней веточки

Рисование с натуры куста земляники с цветами

Рисование с натуры букета весенних цветов

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (8ч)

Рисуем деревья разных пород (березы, яблони)

Рисование на тему “ Парк осенью”. Беседа по картинкам.

Рисование на тему рассказа, прочитанного учителем.

Рисование на тему “ Новогодняя елка ”

Рисование на тему “ Елка зимой в лесу ”

Рисование на тему “ День Российской Армии”

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

Рисование на тему “ Деревья весной”. Беседа по картинкам.

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Календарно-тематический план

п/п

Темы

Виды контроля

Часы

По плану

Факт

Рисование с натуры листьев березы и ивы. Беседа по картинкам.

Практическая работа. Текущий контроль.

1

03.09

Рисование в полосе узора из веточек с листиками.

Практическая работа. Текущий контроль

1

10.09

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

Рисуем деревья разных пород

(березы, яблони)

Практическая работа. Текущий контроль.

1

17.09

Рисование на тему “ Парк осенью”. Беседа по картинкам.

Фронтальный опрос. Текущий контроль.

1

24.09

Натюрморт из предметов различной формы и цвета.

( яблоко, груша, огурец.)

Практическая работа. Текущий контроль.

1

01.10

Рисование с натуры доски для резанья овощей

Дифференцированный контроль.

1

08.10

Рисование шахматного узора в квадрате.

Практическая работа. Текущий контроль.

1

15.10

Составление узора для обоев на листе бумаги в клетку.

Практическая работа. Текущий контроль.

1

22.10

Рисование с натуры домика. Беседа по картинкам.

Практическая работа. Текущий контроль.

1

29.10

Рисование на тему рассказа, прочитанного учителем.

Дифференцированный контроль.

1

12.11

Рисование с натуры будильника

Фронтальный опрос.

1

19.11

Рисование с натуры двух -цветного мяча.

Дифференцированный контроль.

1

26.11

Д.р.Орнамент в квадрате

Дифференцированный контроль.

1

03.12

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки. ( тарелка- готовая форма )

Практическая работа. Текущий контроль.

1

10.12

Рисование узора в полосе из снежинок и веточек ели

Практическая работа. Текущий контроль.

1

17.12

Рисование на тему

“Новогодняя елка ”

Практическая работа. Текущий контроль

1

24.12

Рисование на тему “ Елка зимой в лесу ”

Практическая работа. Текущий контроль.

1

14.01

Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма).

Практическая работа. Текущий контроль.

1

21.01

Рисование симметричного узора по образцу.

Практическая работа. Текущий контроль.

1

28.01

Рисование с натуры морских сигнальных флажков

Дифференцированный контроль.

1

04.02

Рисование игрушечного солдатика (морячка )

Практическая работа. Текущий контроль.

1

11.02

Рисование узора на рукавичке ( выкройка вырезается из бумаги- готовая форма )

Дифференцированный контроль.

1

18.02

Рисование на тему “ День Российской Армии”

Практическая работа. Текущий контроль

1

25.02

Д.р. плакат “ 8 Марта “

Дифференцированный контроль.

1

04.03

Рисование с натуры детской лопатки. Беседа по картинкам.

Практическая работа. Анализ работ.

1

11.03

Рисование с натуры теннисной ракетки

Практическая работа. Текущий контроль.

1

18.03

Д.р.Орнамент в квадрате

Дифференциро ванный контроль

1

01.04

Рисование с натуры постройки из строительного материала.

Практическая работа. Анализ работ.

1

08.04

Рисование с натуры игрушки вертолета.

Практическая работа. Текущий контроль.

1

15.04

  Рисование узора из растительных форм в полосе.

Практическая работа. Текущий контроль

1

22.04

Рисование  с натуры весенней веточки.

Дифференцированный контроль.

1

29.04

 Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).

Практическая работа. Текущий контроль

1

06.05

Рисование на тему “ Деревья весной”. Беседа по картинкам.

Практическая работа. Текущий контроль.

1

13.05

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

Практическая работа. Текущий контроль

1

20.05

Рисование с натуры букета весенних цветов.

Практическая работа. Текущий контроль

1

27.05

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

  1. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 6-е издание, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации - М.: «Просвещение», 2009.

Дополнительная литература

  1. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1992.

Материально-техническое обеспечение

  1. Ноутбук

  1. Мультимедиапроектор

  1. Переносной экран

4. Слайд-комплекты (20 слайдов, методические рекомендации)

Пейзаж в произведениях русских художников

5. Набор репродукций

Изохрестоматия русской живописи (20 репродукций)

Интернет-ресурсы

Перечень электронных образовательных ресурсов:

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/ 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ 

Федеральный портал "Информационно-коммуникативные технологии в образовании"  http://www.ict.edu.ru/ 

Учебное электронное книгоиздание

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ. http://fsu.edu.ru/p1.html 

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru/ 

Издательский дом "Первое сентября" http://1september.ru/ 

Издательство "АСТ"   http://www.ast.ru/ 

Издательство "Детская литература"  http://www.detlit.ru/ 

Издательство "Просвещение"  http://www.prosv.ru/ 

Издательство "Учитель"  http://www.uchitel-izd.ru/ 

Образовательная электронная пресса

Газета "Первое сентября"  http://ps.1september.ru/ 

Газета "Учительская газета"  http://www.ug.ru/ 

Ресурсы для учителя и родителей

Викиучебник (открытые книги)  http://ru.wikibooks.org/wiki/ 

Всероссийский интернет-педсовет  http://pedsovet.org/ 

Сайт для учителей Завуч.инфо  http://www.zavuch.info/ 

Сеть творческих учителей  http://www.it-n.ru/ 

Приложение

Способы и формы оценки образовательных результатов

     Проверка работ, выполненных учащимися, проводится систематически на каждом уроке декоративного рисования, рисования с натуры, рисования на тему.

      Работы учащиеся выполняют в альбомах для рисования.. Качество работ зависит от степени интеллектуального развития учащихся, от степени развития мелкой моторики, от знания и соблюдения правил изобразительного искусства и требований к выполняемой работе, от уровня оказанной помощи педагога в соответствии с дифференциацией учащихся и степени принятия её учащимися.

     На уроках – беседах об изобразительном искусстве оценка учащихся зависит от активности участия в беседе , от умения рассказывать о содержании рассматриваемого произведения искусства, от качества проявления отношения к картинам (высказывания своего мнения).

«Декоративное рисование»

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- выполняет построение орнамента или узора последовательно, используя осевые линии,

- располагает узор симметрично,

- заполняет середину, углы, края равномерно, соотнося размеры элементов узора,

- при раскрашивании соблюдает края, ровно заливает середину, раскрашивает в соответствии с правилами раскрашивания,

- работу выполнял чисто, аккуратно,

- выполненная работа соответствует образцу.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- допустил 1 – 2 ошибки при выполнении работы,

- соблюдал все вышеуказанные требования по выполнению работы,

- работа близка к образцу.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- при выполнении работы выполнил половину требований  её изображения,

- грубо не нарушил правила изобразительного искусства,

- в выполненной работе узнаётся заданный орнамент (узор).

Оценка «2» ставится ученику, если он:

- грубо нарушал правила изобразительного искусства,

- в выполненной работе трудно узнать заданный орнамент (узор).

«Рисование с натуры»

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- правильно определил величину рисунка по отношению к листу бумаги,

- правильно передал в рисунке строение предмета, форму, пропорции и цвет его частей,

- раскрасил изображённый предмет, соблюдая края и ровно заливая середину,

- при изображении пользовался осевыми линиями и использовал правила изобразительного искусства,

- работу выполнял чисто, аккуратно,

- выполненный рисунок соответствует натуре.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- допустил 1 – 2 ошибки при выполнении работы,

- соблюдал все вышеуказанные требования по выполнению работы,

- работа близка к образцу.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- при выполнении работы выполнил половину требований  её изображения,

- грубо не нарушил правила изобразительного искусства,

- в выполненной работе узнаётся изображаемый предмет.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

- грубо нарушал правила изобразительного искусства,

- в выполненной работе трудно узнать изображаемый предмет.

«Рисование на темы»

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- сумел передать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного (услышанного),

- правильно расположил изображение на листе бумаги,

- соблюдал пропорции предметов,

- соблюдал размеры предметов в зависимости от расположения «дальше – ближе»,

- раскрашивал, соблюдая правила раскрашивания,

- работу выполнял чисто, аккуратно,

- в работе  чётко выражена заданная тема.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- работу выполнил в соответствии с вышеуказанными требованиями, но допустил при этом 1 – 2 ошибки,

- в работе просматривается заданная тема.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- нарушил половину вышеуказанных требований к выполняемой работе и правил изобразительного искусства,

- в работе узнаётся заданная тема.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

- нарушил более половины требований к выполняемой работе,

- в рисунке с трудом просматривается или не просматривается заданная тема.

Формы оценивания:

  • графический диктант;опрос;самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."

На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...

ОЗМ "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.

Рабочая программ по учебному предмету озм   «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)»...

План урока развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 2 класс

Тема урока: овощи: лук, морковь, репа. Общедидактическая цель: восприятие и первичное осознание обучающимися нового материала.ТДЦОбразовательные цели:Создать условия для:Уточнения и расширения пр...

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.

Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...

Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".

Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление получен...