Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3klass.rar | 218.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 3 КЛАССА
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
учитель начальных классов
Е.В.Золотенко
Мичуринск - 2014
Содержание
Пояснительная записка……………………………………...............................с.3
Содержание программы…………………………………………………….….с.6
Учебно-тематический план…………………………………………..……..…с.7
Календарно-тематический план…………………………………………........с.9
Учебно-методическое обеспечение…………………………………………..с.12
Материально-техническое обеспечение……………………………………..с.13
Интернет-ресурсы…………………..…………………………………………с.14
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы, автор – И.А.Грошенков, под редакцией В. В. Воронковой, М., Просвещение, 2009 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;
- Учебного плана МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска на 2014-2015 учебный год, утвержденный директором школы, приказ №3 от 01.09.2014г.;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска, утвержденное директором школы, приказ № 3 от 01.09.2014 г.
Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет важное значение в воспитании обучающихся. Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства обеспечивает богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей.
Цель: всестороннее развитие, обучение и воспитание детей — сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое, нравственное, физическое.
Задачи:
-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-содействовать развитию у обучающихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; воспитывать у них умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять недостатки двигательной сферы;
-развивать у обучающихся «художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству, трудолюбие, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по изобразительному искусству включены знания в области искусства- практика художественного ремесла и художественного творчества:
- овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
- освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
- развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
- формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
- развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Учебные часы:
по учебному плану: 35 часов в год.
по учебно-календарному графику: 35 часов в год.
Формы организации образовательного процесса: дифференцированные, коллективные, групповые.
Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно – обобщающий урок, урок: закрепления знаний, умений, навыков.
Виды и формы контроля:
текущий контроль: фронтальный опрос, анализ работ; дифференцированный контроль; практическая работа.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Основные требования к знаниям и умениям обучающимся:
Обучающиеся должны уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или по горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; по инструкции учителя находить верхний правый, верхний левый, нижний правый и нижний левый углы;
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (изображение должно быть не слишком большим и не слишком маленьким); делить лист бумаги на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета, а также форму, величину и цвет его частей;
сравнивать несколько предметов по форме, величине, цвету и положению в пространстве;
намечать последовательность построения рисунка под руководством учителя;
изображать от руки предметы округлой, прямоугольной, треугольной и квадратной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать плоские предметы симметричной формы, применяя среднюю (осевую) линию;
рисовать узоры из геометрических и растительных, форм в полосе и квадрате (по образцу); в рисунках на темы изображать основания более близких;
предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый; различать светлый и темный оттенки цвета;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Содержание программы
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ( 11ч )
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (16ч)
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (8ч)
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка
БЕСЕДЫ ПО КАРТИНАМ (проводится на 9 уроках)
(2 раза в четверть)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Учебно-тематический план
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ( 11ч ) Рисование в полосе узора из веточек с листиками. Рисование шахматного узора в квадрате. Составление узора для обоев на листе бумаги в клетку. Рисование узора в полосе из снежинок и веточек ели Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки. ( тарелка- готовая форма ) Д.р. орнамент в квадрате Рисование узора на рукавичке ( выкройка вырезается из бумаги- готовая форма ) Д.р. плакат “ 8 Марта “ Рисование узора из растительных форм в полосе РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (16ч) Рисование с натуры листьев березы и ивы. Беседа по картинкам. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. Натюрморт из предметов различной формы и цвета. ( яблоко, груша, огурец.) Рисование с натуры доски для резанья овощей Рисование с натуры домика. Беседа по картинкам Рисование с натуры будильника Рисование с натуры двухцветного меча. Рисование с натуры морских сигнальных флажков Рисование игрушечного солдатика (морячка ) Рисование с натуры детской лопатки. Беседа по картинкам. Рисование с натуры теннисной ракетки Рисование с натуры постройки из строительного материала. Рисование с натуры игрушки вертолета Рисование с натуры весенней веточки Рисование с натуры куста земляники с цветами Рисование с натуры букета весенних цветов РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (8ч) Рисуем деревья разных пород (березы, яблони) Рисование на тему “ Парк осенью”. Беседа по картинкам. Рисование на тему рассказа, прочитанного учителем. Рисование на тему “ Новогодняя елка ” Рисование на тему “ Елка зимой в лесу ” Рисование на тему “ День Российской Армии” Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют). Рисование на тему “ Деревья весной”. Беседа по картинкам. | 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Темы | Виды контроля | Часы | По плану | Факт |
Рисование с натуры листьев березы и ивы. Беседа по картинкам. | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 03.09 | ||
Рисование в полосе узора из веточек с листиками. | Практическая работа. Текущий контроль | 1 | 10.09 | ||
Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. Рисуем деревья разных пород (березы, яблони) | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 17.09 | ||
Рисование на тему “ Парк осенью”. Беседа по картинкам. | Фронтальный опрос. Текущий контроль. | 1 | 24.09 | ||
Натюрморт из предметов различной формы и цвета. ( яблоко, груша, огурец.) | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 01.10 | ||
Рисование с натуры доски для резанья овощей | Дифференцированный контроль. | 1 | 08.10 | ||
Рисование шахматного узора в квадрате. | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 15.10 | ||
Составление узора для обоев на листе бумаги в клетку. | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 22.10 | ||
Рисование с натуры домика. Беседа по картинкам. | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 29.10 | ||
Рисование на тему рассказа, прочитанного учителем. | Дифференцированный контроль. | 1 | 12.11 | ||
Рисование с натуры будильника | Фронтальный опрос. | 1 | 19.11 | ||
Рисование с натуры двух -цветного мяча. | Дифференцированный контроль. | 1 | 26.11 | ||
Д.р.Орнамент в квадрате | Дифференцированный контроль. | 1 | 03.12 | ||
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки. ( тарелка- готовая форма ) | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 10.12 | ||
Рисование узора в полосе из снежинок и веточек ели | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 17.12 | ||
Рисование на тему “Новогодняя елка ” | Практическая работа. Текущий контроль | 1 | 24.12 | ||
Рисование на тему “ Елка зимой в лесу ” | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 14.01 | ||
Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 21.01 | ||
Рисование симметричного узора по образцу. | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 28.01 | ||
Рисование с натуры морских сигнальных флажков | Дифференцированный контроль. | 1 | 04.02 | ||
Рисование игрушечного солдатика (морячка ) | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 11.02 | ||
Рисование узора на рукавичке ( выкройка вырезается из бумаги- готовая форма ) | Дифференцированный контроль. | 1 | 18.02 | ||
Рисование на тему “ День Российской Армии” | Практическая работа. Текущий контроль | 1 | 25.02 | ||
Д.р. плакат “ 8 Марта “ | Дифференцированный контроль. | 1 | 04.03 | ||
Рисование с натуры детской лопатки. Беседа по картинкам. | Практическая работа. Анализ работ. | 1 | 11.03 | ||
Рисование с натуры теннисной ракетки | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 18.03 | ||
Д.р.Орнамент в квадрате | Дифференциро ванный контроль | 1 | 01.04 | ||
Рисование с натуры постройки из строительного материала. | Практическая работа. Анализ работ. | 1 | 08.04 | ||
Рисование с натуры игрушки вертолета. | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 15.04 | ||
Рисование узора из растительных форм в полосе. | Практическая работа. Текущий контроль | 1 | 22.04 | ||
Рисование с натуры весенней веточки. | Дифференцированный контроль. | 1 | 29.04 | ||
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют). | Практическая работа. Текущий контроль | 1 | 06.05 | ||
Рисование на тему “ Деревья весной”. Беседа по картинкам. | Практическая работа. Текущий контроль. | 1 | 13.05 | ||
Рисование с натуры куста земляники с цветами. | Практическая работа. Текущий контроль | 1 | 20.05 | ||
Рисование с натуры букета весенних цветов. | Практическая работа. Текущий контроль | 1 | 27.05 |
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература
- Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 6-е издание, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации - М.: «Просвещение», 2009.
Дополнительная литература
- Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1992.
Материально-техническое обеспечение
- Ноутбук
- Мультимедиапроектор
- Переносной экран
4. Слайд-комплекты (20 слайдов, методические рекомендации)
Пейзаж в произведениях русских художников
5. Набор репродукций
Изохрестоматия русской живописи (20 репродукций)
Интернет-ресурсы
Перечень электронных образовательных ресурсов:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Федеральный портал "Информационно-коммуникативные технологии в образовании" http://www.ict.edu.ru/
Учебное электронное книгоиздание
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ. http://fsu.edu.ru/p1.html
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru/
Издательский дом "Первое сентября" http://1september.ru/
Издательство "АСТ" http://www.ast.ru/
Издательство "Детская литература" http://www.detlit.ru/
Издательство "Просвещение" http://www.prosv.ru/
Издательство "Учитель" http://www.uchitel-izd.ru/
Образовательная электронная пресса
Газета "Первое сентября" http://ps.1september.ru/
Газета "Учительская газета" http://www.ug.ru/
Ресурсы для учителя и родителей
Викиучебник (открытые книги) http://ru.wikibooks.org/wiki/
Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/
Сайт для учителей Завуч.инфо http://www.zavuch.info/
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Приложение
Способы и формы оценки образовательных результатов
Проверка работ, выполненных учащимися, проводится систематически на каждом уроке декоративного рисования, рисования с натуры, рисования на тему.
Работы учащиеся выполняют в альбомах для рисования.. Качество работ зависит от степени интеллектуального развития учащихся, от степени развития мелкой моторики, от знания и соблюдения правил изобразительного искусства и требований к выполняемой работе, от уровня оказанной помощи педагога в соответствии с дифференциацией учащихся и степени принятия её учащимися.
На уроках – беседах об изобразительном искусстве оценка учащихся зависит от активности участия в беседе , от умения рассказывать о содержании рассматриваемого произведения искусства, от качества проявления отношения к картинам (высказывания своего мнения).
«Декоративное рисование»
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- выполняет построение орнамента или узора последовательно, используя осевые линии,
- располагает узор симметрично,
- заполняет середину, углы, края равномерно, соотнося размеры элементов узора,
- при раскрашивании соблюдает края, ровно заливает середину, раскрашивает в соответствии с правилами раскрашивания,
- работу выполнял чисто, аккуратно,
- выполненная работа соответствует образцу.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- допустил 1 – 2 ошибки при выполнении работы,
- соблюдал все вышеуказанные требования по выполнению работы,
- работа близка к образцу.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- при выполнении работы выполнил половину требований её изображения,
- грубо не нарушил правила изобразительного искусства,
- в выполненной работе узнаётся заданный орнамент (узор).
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- грубо нарушал правила изобразительного искусства,
- в выполненной работе трудно узнать заданный орнамент (узор).
«Рисование с натуры»
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- правильно определил величину рисунка по отношению к листу бумаги,
- правильно передал в рисунке строение предмета, форму, пропорции и цвет его частей,
- раскрасил изображённый предмет, соблюдая края и ровно заливая середину,
- при изображении пользовался осевыми линиями и использовал правила изобразительного искусства,
- работу выполнял чисто, аккуратно,
- выполненный рисунок соответствует натуре.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- допустил 1 – 2 ошибки при выполнении работы,
- соблюдал все вышеуказанные требования по выполнению работы,
- работа близка к образцу.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- при выполнении работы выполнил половину требований её изображения,
- грубо не нарушил правила изобразительного искусства,
- в выполненной работе узнаётся изображаемый предмет.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- грубо нарушал правила изобразительного искусства,
- в выполненной работе трудно узнать изображаемый предмет.
«Рисование на темы»
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- сумел передать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного (услышанного),
- правильно расположил изображение на листе бумаги,
- соблюдал пропорции предметов,
- соблюдал размеры предметов в зависимости от расположения «дальше – ближе»,
- раскрашивал, соблюдая правила раскрашивания,
- работу выполнял чисто, аккуратно,
- в работе чётко выражена заданная тема.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- работу выполнил в соответствии с вышеуказанными требованиями, но допустил при этом 1 – 2 ошибки,
- в работе просматривается заданная тема.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- нарушил половину вышеуказанных требований к выполняемой работе и правил изобразительного искусства,
- в работе узнаётся заданная тема.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- нарушил более половины требований к выполняемой работе,
- в рисунке с трудом просматривается или не просматривается заданная тема.
Формы оценивания:
- графический диктант;опрос;самостоятельная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."
На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...
ОЗМ "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.
Рабочая программ по учебному предмету озм «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)»...
План урока развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 2 класс
Тема урока: овощи: лук, морковь, репа. Общедидактическая цель: восприятие и первичное осознание обучающимися нового материала.ТДЦОбразовательные цели:Создать условия для:Уточнения и расширения пр...
Тематическое планирование по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, 4 класс (индивидуальные занятия по специальной (коррекционной) программе VIII вида).
Данный материал разработан для индивидуального обучения по специальной (коррекционной) программе VIII вида. 1 час в неделю....
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.
Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...
Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".
Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление получен...