Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_4klass.rar | 337.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 4 КЛАССА
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
учитель начальных классов
Е.В.Золотенко
Содержание
Пояснительная записка……………………………………...............................с.
Содержание программы……………………………………………………….с.
Учебно-тематический план…………………………………………..…….…с.
Календарно-тематический план…………………………………………........с.
Учебно-методическое обеспечение……………………………..…………...с.
Материально-техническое обеспечение………………………………….…с.
Интернет-ресурсы………………………………………………………….…с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы, автор – И.А.Грошенков, под редакцией В. В. Воронковой, М., Просвещение, 2009 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;
- Учебного плана МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска на 2015-2016 учебный год, утвержденного и.о.директора школы, приказ №3 от 01.09.2015г.;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 года;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска, утвержденного директором школы, приказ № 3 от 01.09.2014 г.
Целью данной программы является:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
На уроках по изобразительному искусству ставятся следующие основные задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу изобразительному искусству включены знания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:
- овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
- освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
- развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
- формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
- развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Учебные часы:
по учебному плану – 35 часов в год.
по учебно-календарному графику – часов в год.
Часы для контрольных работ:нет
Формы организации образовательного процесса: урок
Формы обучения:
- коллективные;
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Виды и формы контроля:
- текущий контроль;
- практические, устные работы.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Учебно - тематическое планирование
Темы, изучаемые в 4 классе. | Кол-во часов |
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (15ч) Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4-6 на листе бумаги) Рисование с натуры листа дуба. Беседа по картинкам Рисование с натуры ветки рябины Составление узора из растительных форм Растительный узор (в цвете) Рисование геометрического орнамента по предложенному учителем образцу. Беседа. Декоративно – прикладное искусство Рисование на тему “ Строительство нового дома” Рисование на тему “ Сказочная избушка” (украшение узором наличников и ставен) Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположение ниже уровня зрения; беседа о правилах перспективного сокращения; передача объема светотенью (карандаш), (кружка, кастрюля) Беседа на тему « Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла Составление узоров из элементов хохломской росписи. Наш добрый друг – Художник круг Рисование с натуры раскладной пирамиды ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ (12ч) Декоративное панно “ Снежинки ” Рисование с натуры игрушки- грузовика Рисование на тему “ городской транспорт” Рисование с доски пятиконечной звезды Д. р. составление орнамента в полосе с введением в него пятиконечной звезды и веточки ели Рисование с натуры предмета симметрической формы ( вымпел с изображением ракеты) Рисование с натуры игрушка ракета на машине Д. р. листок отрывного календаря к празднику 8 Марта Рисование с натуры скворечника Рисование на тему “Пришла весна ”. Рассматривание иллюстраций картины ( И. Левитана “ Март”, “ Первая зелень ”, К. Юон “ Мартовское солнце” РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (7ч) Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Декоративное рисование расписного блюда ( узор из ягод и листьев ) Рисование на тему “ Космические корабли в полете” Рисование с натуры в виде набросков ( 3-4 предметов на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов Рисование предмета симметрической формы ( настольная лампа) Рисование с натуры бабочка. Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных форм ( например, цветы и бабочки) | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды контроля | По плану | Факт |
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4-6 на листе бумаги) | 1 | Дифференцированная работа | 03.09 | |
2 | Рисование с натуры листа дуба. Беседа по картинкам | 1 | Текущий опрос Самостоятельная работа. | 10.09 | |
3 | Рисование с натуры ветки рябины | 1 | Фронтальная работа | 17.09 | |
4 | Составление узора из растительных форм | 1 | Текущая работа Самостоятельная работа. | 24.09 | |
5 | Растительный узор ( в цвете ) | 1 | Дифференцированная работа | 01.10 | |
6 | Рисование геометрического орнамента по предложенному учителем образцу. | 1 | Текущий опрос Самостоятельная работа. | 08.10 | |
7 | Беседа. Декоративно – прикладное искусство | 1 | Текущий опрос Самостоятельная работа. | 15.10 | |
8 | Рисование на тему «Строительство нового дома» | 1 | Текущая работа Самостоятельная работа. | 22.10 | |
9 | Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). | 1 | Фронтальная работа | 29.10 | |
10 | Рисование с натуры предмета цилиндрической формы. Кружка. | 1 | Фронтальная работа | 12.11 | |
11 | Рисование с натуры предмета цилиндрической формы. Кастрюля. | 1 | Текущая работа | 19.11 | |
12 | Беседа на тему «Золотая хохлома». | 1 | Дифференцированная работа | 26.11 | |
13 | Составление узоров из элементов хохломской росписи. | 1 | Текущий опрос | 03.12 | |
14 | Наш добрый друг – Художник круг | 1 | Текущий опрос | 10.12 | |
15 | Рисование с натуры раскладной пирамиды | 1 | Текущий опрос | 17.12 | |
16 | Городской транспорт. Рисование с натуры игрушки- автобуса. | 1 | Самостоятельная работа. Фронтальная работа | 24.12 | |
17 | Городской транспорт. Рисование с натуры игрушки- грузовика. | 1 | Фронтальная работа | 14.01 | |
18 | Геометрический орнамент в квадрате. | 1 | Текущая работа Самостоятельная работа. | 21.01 | |
19 | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). | 1 | Дифференцированная работа | 28.01 | |
20 | Декоративное панно «Снежинки». | 1 | Текущий опрос Самостоятельная работа. | 04.02 | |
21 | Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело». | 1 | Самостоятельная работа. | 11.02 | |
22 | Вымпел с изображением ракеты. | 1 | Текущая работа | 18.02 | |
23 | Рисование с натуры. Раскладная пирамидка. | 1 | Фронтальная работа | 25.02 | |
24 | Отрывной листок календаря к празднику 8 Марта. | 1 | Фронтальная работа | 03.03 | |
25 | Рисование с натуры. Бульдозер, подъемный кран. | 1 | Текущая работа | 10.03 | |
26 | Рисование с натуры. Бумажный стаканчик. | 1 | Дифференцированная работа | 17.03 | |
27 | Рисование с натуры скворечника. | 1 | Текущий опрос | 07.04 | |
28 | Рассматривание иллюстраций картин: И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце». Рисование на тему «Весна пришла». | 1 | Текущий опрос Самостоятельная работа. | 14.04 | |
29 | Постройка из элементов строительного материала. | 1 | Фронтальная работа | 21.04 | |
30 | Декоративное рисование расписного блюда. Узор из ягод и листьев. | 1 | Текущий опрос | 28.04 | |
31 | Рисование на тему «Космические корабли в полете.» | 1 | Фронтальная работа | 05.05 | |
32 | Рисование с натуры. Часы настенные, настольные, напольные. | 1 | Текущая работа Самостоятельная работа. | 12.05 | |
33 | Столярные инструменты (молоток, лопата). | 1 | Дифференцированная работа | 19.05 | |
34 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа.) | 1 | Текущий опрос | 26.05 |
Учебно-методического обеспечения
Основная литература
- Грошенков И.А. Уроки рисования в 1-4 классах. Вспомогательная школа.- М.: Просвещение,1992г.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой.М.: «Просвещение», 2009.
Материально-техническое обеспечение
- Ноутбук
- Мультимедиапроектор
- Переносной экран
4. Слайд-комплекты (20 слайдов, методические рекомендации)
Пейзаж в произведениях русских художников
5. Набор репродукций
Изохрестоматия русской живописи (20 репродукций)
Интернет-ресурсы
Перечень электронных образовательных ресурсов:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Федеральный портал "Информационно-коммуникативные технологии в образовании" http://www.ict.edu.ru/
Федеральный портал "Нанотехнологии и наноматериалы" http://www.portalnano.ru/
Учебное электронное книгоиздание
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ. http://fsu.edu.ru/p1.html
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru/
Издательский дом "Первое сентября" http://1september.ru/
Издательство "АСТ" http://www.ast.ru/
Издательство "Детская литература" http://www.detlit.ru/
Издательство "Просвещение" http://www.prosv.ru/
Издательство "Учитель" http://www.uchitel-izd.ru/
Образовательная электронная пресса
Газета "Первое сентября" http://ps.1september.ru/
Газета "Учительская газета" http://www.ug.ru/
Электронные библиотеки, словари
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодияhttp://www.megabook.ru/
Русский биографический словарь http://www.rulex.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/
Рубикон: энциклопедии, словари, справочники http://www.rubricon.com/
Универсальный справочник-энциклопедия All-in-Onehttp://www.sci.aha.ru/ALL/
Ресурсы для учителя и родителей
Викиучебник (открытые книги) http://ru.wikibooks.org/wiki/
Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/
Сайт для учителей Завуч.инфоhttp://www.zavuch.info/
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."
На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...
ОЗМ "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.
Рабочая программ по учебному предмету озм «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)»...
План урока развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 2 класс
Тема урока: овощи: лук, морковь, репа. Общедидактическая цель: восприятие и первичное осознание обучающимися нового материала.ТДЦОбразовательные цели:Создать условия для:Уточнения и расширения пр...
Тематическое планирование по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, 4 класс (индивидуальные занятия по специальной (коррекционной) программе VIII вида).
Данный материал разработан для индивидуального обучения по специальной (коррекционной) программе VIII вида. 1 час в неделю....
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.
Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...
Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".
Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление получен...