Развитие речи 3 класс
учебно-методическое пособие по русскому языку (3 класс)
Данная рабочая тетрадь предназначена для начальной школы.
В учебном пособии речевой материал расположен в соответствии с речеведческой теорией для третьего класса. Рубрики "Попробуй свои силы!", "В море слов" и др. помогут младшим школьникам не только усвоить сложные теоретические сведения, но и совершенствовать собственную устную и письменную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_3_klass.docx | 994.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1. СЛОВО
Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | Главное в слове – это его значение. Без значения, без смысла нет настоящих слов. |
- Как ты понимаешь значение данных слов? Запиши. Проверь себя по словарю.
Совесть – ______________________________________________________
Радость – ______________________________________________________
Жалость – ______________________________________________________
Жестокость – ___________________________________________________
- Подумай, почему назвали так, а не иначе. Запиши.
Колокольчик - ___________________________________________________
Подорожник - ___________________________________________________
Сороконожка - __________________________________________________
Ельник - ________________________________________________________
Гвоздика - ______________________________________________________
Муравейник - ____________________________________________________
Обрати внимание! Слово имеет одно значение (доброта, дождь, абажур, ваза и др.) и несколько значений (иголка, шишка, пятачок и др.) |
- Выпиши из толкового словаря значение данных слов. Какие это слова: однозначные или многозначные? (Подчеркни).
Акваланг - ______________________________________________________
Астроном - ______________________________________________________
Багрянец - _______________________________________________________
Папирус - _______________________________________________________
Университет - ____________________________________________________
Скафандр - ______________________________________________________
- Прочитай. Найди и подчеркни многозначное слово.
Вот шофёр какой чудак: Он поесть не мог никак. Потому что спозаранку Он крутил – вертел баранку. А зачем крутил – вертел? Лучше взял бы да и съёл!.. А. Шибаев |
Почему же шофёр не мог съесть баранку? Сколько значений имеет слово баранка? Выпиши их из толкового словаря.
______________________________________________________________________________________________________________________________
В море слов.
Знаешь, как слово мышцы было образовано от слова мышь?
Сокращение мускулов напоминало мышь, бегающую под кожей. Так
появилось слово мышцы, которое стало синонимом слова мускулы.
- Прочитай. Подумай, что общего у моржа – северного животного и моржа – человека? Ответ найди в стихотворении. Подчеркни эти строки.
Я знаком с одним моржом, Ест он кашу, пьёт боржом; Очень любим эскимо. Вместе ходим мы в кино. Я к моржу домой хожу, С ним за партою сижу. Он среди моржей один Не видал огромных льдин, Не видал он даже моря. Этот морж – Морковкин Боря. Он спортсмен приятель мой, Он купается зимой. А. Стройло |
- Ответь на шуточные вопросы.
- Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
__________________________________________________________
- Какой журавль никогда не летает?
_____________________________________________________________
- Какая гусеница не годится для танка?
__________________________________________________________
- Какой лук не кладут в суп?
__________________________________________________________
- Из какого крана не льётся вода?
__________________________________________________________
Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | Слова, которые имеют одно и то же значение, - это синонимы. Слова с противоположным значением – это антонимы. |
- Вспомни «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Узнай и запиши слова из этой сказки.
- Большая рыболовная сеть - _____________________________________,
- слово – обращение рыбки к старику - _____________________________,
- небольшая светлая комната - ___________________________________,
- антоним к слову «простая» - ____________________________________,
- антоним к слову «разбитое» - _____________________________________,
- синоним к слову «выгода» - ____________________________________,
- прозвища, которыми старуха называла старика, - ___________________
____________________________________________________________,
- прилагательное к слову «пряник» - ______________________________,
- существительное от глагола «выкупить» - _________________________.
| Говори правильно! [э] [е] проект девиз дефис |
- Допиши выражения, вставив названия животных.
Голоден, как ______________; нетороплива, как _________________;
хитёр, как _________________; труслив, как ____________________;
нем, как __________________; надут, как _______________________.
- Назови одним словом.
- Человек, борющийся за что-либо, - ____________________________,
- тот, кто беседует с кем-нибудь, - _______________________________,
- музыкант, управляющий оркестром, - __________________________,
- тот, кто едет верхом, - _______________________________________,
- тот, кто ловит рыбу, - ________________________________________.
Обрати внимание! В русском языке новое значение слов образуется, если предметы, действия или признаки, которые эти слова называют, чем – то похожи друг на друга. |
- Соедини слова левого и правого столбиков так, чтобы получились другие слова. Запиши их в третий столбик.
Сено | овод | |
Банк | ежи | |
Стол | рот | |
Зал | глас | |
Свет | ода | |
Яр | вал | |
Воз | очки | |
Газ | ёлка | |
Гриб | марка | |
Хор | он | |
Чувство | яр | |
Бор |
У меня есть друг надёжный, Дорогой чудесный друг, С ним советоваться можно, Проводить вдвоём досуг. (______________) О. Фадеева | Говори правильно! досуг договор |
- В «волшебной цепочке» каждое следующее слово начинается с последней части предыдущего. Все части – это тоже самостоятельные слова. Попробуй составить такую цепочку.
По – мимо – за – кон – ус – талый.
_____________________________________________________________
- Найди и подчеркни «лишнее» слово.
1)Чуткий, внимательный, аккуратный. 2)Маленький, гигантский, крошечный. 3)Трусливый, робкий, слабый. 4)Идти, ехать, шагать. |
- Попробуй свои силы!
Перед тобой слова, которые пришли к нам из других языков. Попробуй самостоятельно определить, из какого языка заимствованы эти названия продуктов из муки.
Пампушки - ________________ Кекс - _____________________
Галушки - __________________ Пудинг - ___________________
Галета – ___________________ Вермишель - ________________
Кулич – ____________________ Крендель - __________________
Макароны – _________________ Лаваш - ____________________
Торт - _____________________ Клёцки - ___________________
- Прочитай шуточное стихотворение. Какими словами играет автор? Подчеркни их. Объясни, в чём игра.
Если встречу я в лесу Настоящую лису, Я на ёлку покажу И в лесу лисе скажу: - Ты, лиса, меня не трогай, Ты беги своей дорогой. С. Михалков |
Запомни! Омонимы – это слова – близнецы, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разный смысл. Например: лук (растение) и лук (оружие). Омонимов может быть не только два, а больше. Например: коса (причёска), коса (сельскохозяйственное орудие) и коса (песчаная отмель). |
- Прочитай. Ответь на вопросы.
Храбрая мушка.
Села мушка На ружьё – Не спугнуть Ничем её! | Дали выстрел. Дали сто. Всё сидит, И – хоть бы что… А. Шибаев
|
О какой мушке говорится в стихотворении? ______________________
Какую мушку ты ещё знаешь? _________________________________
- Прочитай. Найди и подчеркни в стихотворениях омонимы.
Шёл я с сумкой за плечом, Вижу бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом. Уронил я в воду ключ. | Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? В. Лившиц | |
Сев в такси, спросила такса: - За проезд какая такса? А водитель: - Денег с такс Не берём совсем. Вот так – с! Я. Козловский | ||
Мы сражаться стали, В ход пустили шашки, Шашки не из стали, Мы играли в шашки. Я. Козловский | Смотрит зайка косой, Как девчонка с косой За речною косой Травы косит косой. М. Митрейкин |
- Попробуй свои силы!
Попробуй самостоятельно определить значение научных терминов.
Геология – наука о земле.
Океанология – наука об ______________________________________
Минералогия – наука о _______________________________________
Вулканология – наука о _______________________________________
А кинология – наука о кино? Проверь по словарю. Запиши.
Кинология – наука о __________________________________________
Вдруг птенчик такой потешный Вылетает из скворечни, Кувыркаясь на лету, Набирает высоту. А. Барто | Говори правильно! [ш] скворечник чтобы что скучно |
- Попробуй свои силы!
Прочитай. Подумай, о каких словах говорится в стихотворении.
Вы откуда молодцы?
Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки Мы по смыслу далеки. Я. Козловский |
Запомни! Синонимы – это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (грусть – печаль), один и тот же признак (грустный – печальный), одно и то же действие (грустить – печалиться). Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше. Например: печальный, невесёлый, грустный. |
- Подбери синонимы к словам.
Приятель - ________________________, противник - _______________________, солдат - __________________________, шагать - __________________________, красный - __________________________, доктор - __________________________, Родина - __________________________, бесконечный - ______________________, охранять - ________________________. |
Слова для справок: воин, идти, врач, сторожить, алый, враг, друг, Отчизна, бескрайний.
- Прочитай. Подчеркни синонимы, то есть слова с близким значением. Объясни смысл поговорок. Какую роль в них играют синонимы?
- Спеши – не спеши, а поторапливайся.
- Приятелей много, а друга нет.
- Попал из огня да в полымя.
- Переливает из пустого в порожнее.
_______________________________________. | Говори правильно! махать – маши искать – ищи рисовать – рисуй ехать - приезжай |
- Подбери синонимы к названиям животных.
Косой - ____________________, косолапый - _______________________,
серый - ___________________, сохатый - ________________________,
рыжая - ______________________.
- Соедини стрелками слова – синонимы:
алфавит огонь шалун чистый конница прыгать бросать | аккуратный скакать азбука пламя озорник кавалерия кидать |
- Вспомни, каких животных мы называем, чтобы охарактеризовать человека. Напиши.
Храбрец- _____________________, задира - _____________________,
хитрец - ______________________, увалень - ______________________, безбилетник - ______________________.
Обрати внимание! Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль. |
Мытьё ок____, выпечка торт_____, пять помидор______, семь яблок_______, не хватает блюд_______, уборка кух________, много бант________. | Говори правильно! Р.п. мн. ч. банты – бантов торты – тортов окна – окон блюдца – блюдец кухни – кухонь Сущ. мечта не имеет формы Р.п. мн.ч. |
- Попробуй свои силы!
Иногда дети вместо компресс говорят мокрес, вместо милиционер говорят улиционер, вместо вверх тормашками – вверх кармашками. Попробуй объяснить, почему они так говорят.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Подчеркни «лишнее» слово. Свой выбор объясни.
1) Отличник, пограничник, скворечник. 2) Беспечный, библиотечный, скучный. |
В море слов.
Слово солдат означает «рядовой военнослужащий армии». А произошло оно от названия итальянской монеты сольдо. Наёмник, который получал за военную службу жалованье, назывался сольдато. В русский язык это слово пришло уже через немецкий язык, где оно звучало как зольдат.
- Прочитай. Перепиши предложения, заменив выделенное слово наиболее точным синонимом из скобок.
- Несмелая (робкая, грустная, трусливая, маленькая, боязливая) воробьиха-мать не успела остановить воробышка.
_______________________________________________________________________________________________________________________
- Воробей сорвался с ветки и помчался к большой (крупной, огромной, громадной, обширной, ветвистой, пушистой) рябине с дуплом.
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Подбери к словам синонимы, используя слова для справок.
Старый - __________________________________________________
Весёлый - __________________________________________________
Длинная - __________________________________________________
Прилежный - _______________________________________________
Белое - ____________________________________________________
Тяжёлая - _________________________________________________
Далёкое - ___________________________________________________
Храбрая - __________________________________________________
Сладкий - ____________________________________________________
Слова для справок: оживлённый, радостный, грузная, старательный, смелая, дряхлый, ветхий, долгая, дальнее, молочное, белоснежное, сахарный, мужественная.
- А у нас в квартире газ! - А у вас? - А у нас водопровод! Вот! С. Михалков | Говори правильно! водопровод газопровод нефтепровод мусоропровод |
- Прочитай. Подчеркни только те синонимы, которые отражают чувства говорящего. Свой выбор обоснуй.
Разговор, болтовня, беседа; долговязый, высокий; глаза, очи; обскакать, обойти, перегнать; медленный, черепаший.
- Прочитай. Дай определение словам каждой группы.
- Умный, мудрый, светлая голова, башковитый, головастый, семи пядей во лбу, ума палата – это
_________________________.
слабый – сильный, умный – глупый, весёлый – грустный. Это _____________________. |
Обрати внимание! Антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность. Не у всех слов русского языка есть слова с противоположным значением. Например: корова, карандаш. |
- Подбери антонимы к словам.
Справа - _________________, зима - _______________________,
бедность - ____________________, здесь - _____________________,
светлый - ____________________, восход - ______________________,
жарко - _____________________, всегда - ________________________.
- Прочитай. Правильно произнеси выделенные слова.
Мишка топал, баловался, Лёгкий мостик зашатался… З. Александрова Звери Ванюшу так ласково любят, Звери балуют его и голубят. К. Чуковский | Говори правильно! баловать балую балуют балованный |
- Запиши антонимы, распределив их по группам.
Ранний – поздний, широкий – узкий, белый – чёрный, тогда – теперь, яркий – тусклый, короткий – длинный, утро – вечер, высокий – низкий, жара – холод, близко – далеко, горячий – холодный, подземный – надземный, бледный – румяный, вверх – вниз, нагреть – остудить.
- Время: ____________________________________________________
__________________________________________________________
- Цвет: ____________________________________________________
__________________________________________________________
- Размер: ___________________________________________________
__________________________________________________________
- Температура: ______________________________________________
____________________________________________________________
- Место: ___________________________________________________
_____________________________________________________________
Ручейку говорила река: - Ты узок, а я _____________________. Ты мелок, а я _____________________. Об одном позабыла река – Что она началась с ручейка. В. Данько |
Обрати внимание! Многозначные слова могут иметь несколько антонимов. Например: лёгкая (ноша) – тяжёлая, лёгкая (задача) – трудная, лёгкая (походка) – грузная, лёгкий (мороз) – сильный, лёгкая (музыка) – серьёзная. |
- Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, образовались названия многих птиц. Догадайся, кто как подаёт голос. Запиши.
____________________________ - называет себя тетерев.
____________________________ - посвистывает синица.
____________________________ - возмущается дрозд.
____________________________ - представляет грач.
Слова для справок: «Синь – синь – синь!», «Тер – тер!», «Гра – гра!», «Дро – тро!»
Тема 2. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | Словосочетание – это слова, связанные по смыслу и грамматически. |
- Прочитай. Что надо сделать, чтобы слова превратились в словосочетания? Запиши полученные словосочетания.
Таинственная, остров – _____________________________________________;
белокаменное, Москва – ____________________________________________;
зелёный, лугом – __________________________________________________;
туманный, ответа – ________________________________________________.
- Прочитай словосочетания. Обозначь значком х главное слово. Поставь вопрос к зависимому слову.
х на что?
Ложились на траву; шёл медленно; синяя даль; зашумели у опушки;
страницы учебника.
- Составь и запиши три словосочетания, используя любые из данных слов.
Жёлтый, крыжовник, родничок, камыш, говорливый, карандаш, высокий, сладкий. _______________________________________________________
______________________________________________________________
- Прочитай. Используя слова в скобках, составь словосочетания, которые имели бы образное значение. Запиши полученные словосочетания.
Мелкий (почерк, дождь, интересы).
Мягкий (пирог, свет, характер, вода).
Лёгкий (свёрток, задача, ветерок).
Твёрдый (камень, орех, воля).
______________________________________________________________________________________________________________________________
- Вспомни и запиши три словосочетания из любых сказок А.С. Пушкина.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Попробуй свои силы!
Проведи своё исследование. Объясни, от каких слов произошли названия оттенков цвета.
Розовый - _____________________________ Сиреневый - ___________________________ Песочный - ____________________________ Кофейный - ___________________________ Малиновый - __________________________ |
В море слов.
Астра – греческое слово, которое означает «звезда». Посмотри на цветок астры – его лепестки действительно похожи на лучи звезды.
- Прочитай. Замени словосочетания словами, близкими по смыслу. Подчеркни в них удвоенные согласные.
Больничный лист - ___________________________
Скорый поезд - ______________________________
Обучение животных - _________________________
Асфальтированная дорога - ____________________
Слова для справок: шоссе, экспресс, дрессировка, бюллетень.
Чистая - ________________________ писать - ________________________ стоять - ________________________ стереть - ________________________ смотреть - ______________________ отойти - ________________________ Поставь ударение в выделенных словах. | Говори правильно! доска у доски на доске НО доски доску на доску |
Нужные работники – Столяры и плотники! Сработать мебель мудрено: Сначала мы берём бревно И пилим доски, Длинные и плоские. Эти доски вот так Зажимает стол – верстак. В. Маяковский |
- Прочитай. Выпиши из каждого предложения все словосочетания. В скобках запиши вопрос, который ты ставишь от главного слова к зависимому.
- Запели в роще ранние птицы.
___________________________________________________________________________________________________________________________
- На траве и кустах заблестели капельки росы.
___________________________________________________________________________________________________________________________
Обрати внимание! В русском языке есть не только слова – близнецы (омонимы), но и выражения - близнецы. Например: Эта деревня не за горами, а за лесом. Весна уже не за горами. |
- Придумай по два предложения с устойчивыми выражениями – омонимами прикусить язык, заварить кашу, куры не клюют.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Семь, семеро (козлята) Два, двое (яблоки) Три, трое (котята) Четыре, четверо (сутки) Шесть, шестеро (апельсины) | Говори правильно! двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро суток, котят, козлят, братьев |
________________________________________________________________________________________________________________________________
Обрати внимание! Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы и антонимы. Например: Дать нагоняй – намылить шею (ругать). В двух шагах (близко) – за тридевять земель (далеко). |
- Угадай и запиши, из каких сказок в нашей речи появились такие устойчивые обороты. Устно объясни их современное значение.
- По щучьему велению - __________________________________________
- Рожки да ножки - _____________________________________________
- Битый небитого везёт - _________________________________________
- Кому корешки, а кому вершки - __________________________________
____________________________________________________________
- Встань передо мной, как лист перед травой - ________________________
____________________________________________________________
- Замени устойчивые обороты словом - синонимом. С помощью фразеологического словаря объясни значение выделенных выражений.
Попасть впросак - ______________________________________________,
разделать под орех - __________________________________________, сложить голову - ______________________________________________, бить баклуши - _______________________________________________.
- Соедини стрелками устойчивые обороты, противоположные по смыслу, то есть антонимы.
Сложа руки В один голос Как из-под земли вырос Брать себя в руки Первым делом В лучшем случае | Через час по чайной ложке Как сквозь землю провалился Не покладая рук На худой конец Кто в лес, кто по дрова Выходить из себя |
Диалог – разговор _____________. Монолог – речь, обращённая _____________________________. Полилог – разговор между несколькими лицами. | Говори правильно! диалог монолог полилог |
В море слов.
В давние времена палец назывался перстом. От этого забытого теперь слова и было образовано название перчатка. Корень перст- спрятался также в словах напёрсток, перстень. Ведь эти предметы тоже надевают на пальцы.
- Замени выражения одним словом, отвечающим на вопрос как?
Капля в море - ________________, рукой подать - __________________, всей душой - _________________, в темпе - _______________________, как дома - ___________________, как по маслу - ___________________, битый час- __________________, шаг за шагом - ___________________, без сучка и задоринки - ________________________________________.
- Подчеркни устойчивые обороты. Объясни их смысл.
Вешать можно на гвоздь Полотенце и трость, Лампу, плащ или шапку, И верёвку, и тряпку… Но никогда и нигде Не вешайте носа в беде! Ю. Коринец | Оказался молодцом, Смог осилить ношу – Не ударил в грязь лицом И не сел в галошу. АА. Шибаев |
- Попробуй свои силы!
Прочитай. Сравни данные слова. Выдели в них корень. Попробуй объяснить, что в старину означало слово город.
Город, городить, ограда, огород
Слово «город» в старину означало _________________________________
____________________________________________________________
Обратите внимание! Устойчивые обороты, как и слова, могут быть многозначными. Например: во всю мощь – 1) очень быстро, 2) очень громко. |
- Запиши различные значения устойчивых оборотов. При необходимости обратись к словарю.
В один голос – 1) _____________________________,
2) _____________________________.
Сходить с ума - 1) _____________________________,
2) _____________________________.
- К данным выражениям в левой колонке подбери синонимы из колонки справа и соедини их стрелкой.
Золотые руки Закрывать глаза Плечом к плечу Один на один | с глазу на глаз смотреть сквозь пальцы мастер на все руки бок о бок |
Запомни! В устойчивых оборотах нельзя заменять одно слово другим, переставлять слова. Например: мокрая курица, но не курица мокрая, или птица мокрая |
За домом едва пожелтела трава, Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава, Другой – засучив рукава. В. Викторов |
- Попробуй свои силы!
Исправь ошибки в речи малышей – дошкольников. Запиши правильный вариант.
- Твои глаза в мои бы не смотрели. ______________________________
_________________________________________________________
- Ловить воробьёв - __________________________________________
- В землю провалился - _______________________________________
- Покраснел как индюк - ______________________________________
Тема 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | Составляя предложение, нужно не просто приставлять слова друг к другу, а подумать: о чём хочешь сказать, какие слова выбрать, как лучше их расположить. |
Предложение бывает:
по цели высказывания - повествовательное - вопросительное - побудительное | по интонации - восклицательное - невосклицательное |
- Прочитай. В конце каждого предложения вставь подходящее выражение.
________________________.
|
3) Мне было очень стыдно за тебя, я _______________________________
____________________________________________.
Слова для справок: не знал, куда глаза девать; бить тревогу; находить общий язык.
- Прочитай и сравни предложения.
а) Подчеркни предложение, в котором известен результат.
Я четыре года училась грамматике.
Я за четыре года научилась грамматике.
б) Подчеркни предложение, из которого ясно, что выстрел получился нечаянно.
Мальчик натянул рогатку и выстрелил.
Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.
в) Подчеркни предложение неясное по мысли, двусмысленное.
Яркие краски утомляют глаза.
Глаза утомляют яркие краски.
Глаза яркие краски утомляют.
- Прочитай. Замени цифры буквами и запиши предложение.
Прежде чем вся 7я сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.
______________________________________________________________________________________________________________________________
Обрати внимание! В вопросительных предложениях часто используются специальные вопросительные слова: кто, что, какой, как, зачем, почему, где, когда и др. Именно они подсказывают, о чём говорить в ответе. |
- Прочитай вопросы и подчеркни слова, которые ты выделяешь голосом. Запиши ответы.
- Почему многие птицы улетают на юг?
___________________________________________________________
- Куда на зиму прячутся насекомые?
____________________________________________________________
- Когда распускаются первые листья?
_____________________________________________________________
- Попробуй свои силы!
Ты знаешь, что такое викторина? Посмотри в толковом словаре точное значение этого слова. Составь 3 вопроса для викторины. Но сначала подумай, что хочешь спросить, нужны ли тебе вопросительные слова.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запомни! Ошибки, которые снижают точность, ясность, выразительность и образность речи, называются стилистическими. |
- Прочитай. Подумай, какое слово или выражение искажает смысл предложения, подчеркни его. Исправь стилистические ошибки, пользуясь словами для справок. Запиши исправленные предложения.
- Дыхание больного стало отрывистым.
__________________________________________________________
- Останки пищи старушка бережно спрятала.
__________________________________________________________
- Собака с жалким воем бросилась под ноги хозяйке.
_____________________________________________________________
- Бабушке подарили шкатулку самодельной работы.
____________________________________________________________
Слова для справок: ручной, остатки, жалобным, прерывистым
- Попробуй свои силы!
Восстанови пословицы, используя антонимы.
- ____________ дело лучше _________________ безделья.
- ______________ пенёк опрокидывает __________________ воз.
- ______________ дерево выросло из __________________ семени.
- Кошке ______________, а мышке _____________________.
Запомни! Предложение с одной грамматической основой называется простым. А предложение с двумя или более грамматическими основами называется сложным. |
- Прочитай текст. Сколько в нём предложений. ______________
Пруд будто дымится. Его гладь покрывается туманом. На востоке медленно загорается заря, небо светлеет.
Подчеркни предложение, состоящее из двух простых предложений. Обрати внимание, с какой интонацией они произносятся. Подумай, почему два простых предложения объединены в одно.
Запомни! Предложения, которые выражают одну законченную мысль, называются простыми. Предложения, которые состоят из нескольких простых предложений, называются сложными. |
- Прочитай. Определи, простые это предложения или сложные. Для этого подчеркни простые предложения, составляющие сложное, карандашами разного цвета.
- Каштанка бросилась к коту, кот ударил собаку лапой, а гусь долбанул её клювом.
- Послышался громкий сердитый голос, и в комнату вошёл вчерашний незнакомец.
- Каштанка взвизгнула от восторга, но в это время старый кот зевнул, потерял равновесие и свалился с гуся, а Иван Иванович свалился со свиньи.
Это предложения _____________________________, так как _________________________________________________________.
Запомни! Между простыми предложениями, составляющими сложное, в устной речи делается пауза, которая на письме обозначается запятой. |
- Попробуй свои силы!
Тебе не раз приходилось слышать поговорку «Куй железо, пока горячо». Она означает «не откладывай задуманное дело, действуй, пока есть для этого условия». Составь краткий рассказ, в котором ты бы мог использовать эту поговорку.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай. Объясни смысл пословиц и поговорок. Расставь недостающие знаки препинания.
- Лето собирает зима подбирает.
- Мир красен солнцем а человек знанием.
- Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается.
- Долог день до вечера коли делать нечего.
- Хочется есть да не хочется лезть.
- Прочитай. В скобках укажи, простое предложение или сложное.
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (_________________)
- Счастье в воздухе не вьётся, а руками достаётся. (_________________)
- Летом ласточка день начинает, а соловей кончает. (________________)
- Рыба видит приманку, а не крючок. (___________________)
- Каждое из начатых предложений продолжи так, чтобы получились сложные предложения.
- Море бушует, и ____________________________________________.
- Солнце поднялось, но _______________________________________.
- В утреннем небе звенят жаворонки, а над пашнями ________________
_________________________________________________________.
В море слов.
Около двухсот лет назад попали в Европу из Южной Америки красивые цветы георгины. Название своё георгины получили в честь работавшего в России учёного-ботаника И.И. Георги.
- Наверное ты заметил, что с помощью пословиц можно дать самую точную и меткую характеристику человеку. Напиши, о каком человеке так говорят.
- (О __________________): Словами туда и сюда, а делами никуда.
- (О ________________________): У него семь пятниц на неделе.
- (О ___________________): Рубашка беленька, да душа серенька.
- Соедини начало и конец пословицы.
На словах и так и сяк, Не храбрись словом, Щедр на слова, | да скуп на дела. а на делах никак. покажись делом. |
- Вставь слова, подходящие по составу. Отгадай, какая пословица здесь написана.
Без ________а не _________ишь и _______у из ________а .
- Прочитай. Вспомни и допиши окончание пословиц. Подумай, какой темой можно их объединить.
- Дерево ценят по плодам, а человека ___________________________.
- Недаром говорится, что дело _________________________________.
- Что посеешь, ________________________________________________.
- Землю солнце красит, а человека ______________________________.
- Прочитай. Подумай, что здесь не на своём месте. Запиши пословицы правильно.
- Не зная броду, век учись. 2) Где пруд, не суйся в воду. 3) Век живи, один ответ. 4) Семь бед, там и лягушки.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Допиши предложения так, чтобы они выражали законченную мысль.
- У меня язык не поворачивается _________________________________
__________________________________________________________.
- Сегодня Женя готова была сквозь землю провалиться: _____________
__________________________________________________________.
- Он сгорал от стыда за _______________________________________.
- Попробуй свои силы! Исследуй, как получились фамилии.
Иван сын рыбака Иван рыбак – ов Иван Рыбаков
Пётр сын сапожника ___________________________________________
____________________________________________________________
Иван живёт у Волги __________________________________________
______________________________________________________________
Какое происхождение у твоей фамилии? Запиши.
___________________________________________________________________________________________________________________________
- Отгадай загадки. Нарисуй отгадки. Составь предложения, используя отгадки.
Над цветами летает, Медок собирает. ___________________ | |
не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. __________________ | |
на поляне В зелёном полушалке, В белом сарафане. __________________ |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В море слов.
Автобус – это автомобиль для перевозки пассажиров. Слово автомобиль пришло к нам из французского языка, а слово автобус – из немецкого. Первая часть в этих словах авто-, что значит «самоходный, самодвижущийся».
В море слов.
Вертолёт – это собственно русское слово. Оно произошло из слов вертеть и летать по модели «самолёт». Вертолёт был назван вращающемуся при полёте винту.
В море слов.
В русском языке есть два слова, обозначающие один предмет: чело и лоб. Раньше чело обозначало «верх, возвышение». Затем так стали называть лоб. Вот почему пряди волос, спускающиеся на лоб, называют чёлкой.
Тема 4. ТЕКСТ
Знаем – повторим, не знаем – узнаем. | Текст хороший, если:
|
Запомни! Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства связи предложений в тексте: порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация. Предложения в тексте могут сцепляться при помощи повторяющихся слов, местоимений или слов, близких по значению (синонимов, слов – заменителей). Наиболее важные по смыслу слова, словосочетания, а иногда и предложения в устной речи выделяются усилением голоса – логическим ударением. Текст можно узнать по его признакам: заголовок, зачин (начальное предложение текста), опорные (ключевые) слова и предложения, тема, основная мысль, концовка (завершающее предложение). |
Соловей и хомяк. Сел соловей на дерево и запел: Тью-ить, тью-ить, Пора гнездо вить! В это время из норы на белый свет вылез хомяк. Живёт-то он без оконца, не видит красного солнца. Соловей увидал хомяка и подумал: какая поганая птица, - не летает, червячков не клюёт, не поёт, тью-ить, тью-ить! Хомяк удивился, кто это поёт, когда работа идёт. Увидел соловья и подумал: какой поганый хомяк – ходы не роет, зёрна за щёку не кладёт, не пыхтит, пых-пых! Подумал так хомяк и залез в нору, а соловей улетел. Г. Науменко | - заголовок - зачин - развитие мысли - концовка |
- Прочитай текст.
Горох и бобы.
Горох, глядя на бобы, смеялся:
- Да какие же они толстёшенькие! Да низёшенькие! Да зеленёшенькие! Ох-хо-хо-хо-хо…
Хохотал, надулся, ногой топнул да и лопнул.
Г. Науменко
Ответь на вопросы: 1) Ясна ли главная мысль? 2) Что хочет сказать автор? Сформулируй тему текста.
_______________________________________________________________
Обрати внимание! Признаки текста:
восстановить текст, понять тему.
2) Часть текста от одного отступа до другого. |
- Прочитай текст.
Март.
Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени как синие молнии. Голубая даль, перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте – синяя полоска далёкого леса.
Весь мир голубой!
Н. Сладков
Подчеркни предложение, которое вводит нас в текст. Найди и подчеркни последнее предложение. Что оно показывает?
_____________________________________________________________
Обрати внимание! Первое предложение в тексте особое. Оно как бы открывает дверь в текст, помогает войти и познакомиться с темой. В следующих предложениях тема и главная мысль раскрываются. Последнее предложение тоже особое. Оно обычно показывает: развитие мысли кончилось. |
- Дано название текста и первое предложение. Придумай, что могло произойти, и запиши текст.
«Вот так поиграли!»
Однажды мы с другом играли в прятки…
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь, получился ли у тебя хороший текст.
Типы речи
Описание Повествование Рассуждение
Какой? Что произошло? Почему?
- предмета
- места человека
- состояния среды
- Прочитай. Определи тип речи. Придумай название к тексту.
_________________________________________
Давно я дознавался, почему зябликов зябликами зовут…
Этим летом я, кажется, эту загадку разгадал.
Шёл я по лесной тропинке, слышу – зяблик гремит! Здорово поёт…
Тут вдруг тучка наплыла на солнце; тень накрыла лес. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: «Тр-р-р-р-рю, тр-р-р-ю». Будто у него от холода «зуб на зуб не попадает».
Вот почему зяблик стал зябликом!
По Н. Сладкову
Сделай вывод.
Тип речи _______________________________, так как ________________
____________________________________________________________
Стили речи
Научный
Разговорный Книжные Деловой
Художественный
Публицистический
Запомни! Отбор языковых средств в зависимости от условий и целей общения называют стилем речи. |
- Прочитай. Определи тему данных текстов. Значком отметь текст, который можно использовать в домашней обстановке.
- С раннего утра моросил мелкий дождик. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая.
- В Москве и Московской области сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 13-15 градусов.
- Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
Тема текста: __________________________________________________
Стили речи: 1) ______________________, 2) _______________________,
3) _________________________________.
- Прочитай. Определи тип и стиль речи. Придумай название к этому тексту.
_________________________________________
Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок. Стройная, изящная птичка сидела на верхушке молодой ели, на её светлом вертикальном побеге, и заливалась так самозабвенно, что подпустила меня вплотную. А когда, наконец, заметила меня, то перелетела на соседнюю ёлочку, опять на самую маковку. Жаль, я не знал, что это за птичка.
Ю. Нагибин
Тип речи: __________________________________________.
Стиль речи: ________________________________________.
- В зависимости от задачи (цели) высказывания мы говорим по-разному. Допиши предложения.
- Когда мы делимся своими мыслями, чувствами, мы пользуемся ____________________________ стилем речи.
- Сообщаем научные сведения, объясняем факты с помощью ____________________________ стиля речи.
- Если рисуем словами какую-то картину, то используем _____________________________ стиль речи.
- Когда пишем заметку в газету обращаемся к _____________________________ стилю речи.
Слова для справок: художественный, разговорный, научный, публицистический.
- Прочитай. Определи, к какому стилю речи относятся высказывания: разговорному, художественному или научному.
- Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок. Ветер со свистом пронёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. По А.П. Чехову
Стиль речи: _____________________________
- – Ну и ветер! Поднимает такую пыль, что не видно ничего.
- Да, такого ветра давно не было.
Стиль речи: ______________________________
- Ветер – это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Направление ветра показывается флюгером, выражается в градусах.
Стиль речи: ____________________________
- Сравни выражения правого и левого столбика. Подчеркни те из них, которые неуместно употреблять в разговоре со взрослыми (соседями, учителями, знакомыми и т.д.)
Пока! До свидания!
Привет! Доброе утро!
- Опиши какое-нибудь животное, которое ты хорошо знаешь, за которым наблюдал (собаку, кошку, птицу и др.). Опиши его внешний вид и повадки (как ест, спит, играет). С самого начала определи основную мысль своего описания и стиль (научный или художественный). Подбери заголовок.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Умеешь ли ты приготовить себе какую-нибудь еду, когда мамы нет дома? Выбери простой рецепт. Уточни, какие продукты нужны для его приготовления, порядок действий. В книге кулинарных рецептов посмотри слова, предложения, которые используются в таких советах. Напиши свой рецепт. Озаглавь его. К какому стилю речи относится данный текст?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стиль речи: _________________________________________________
- Напиши сочинение – описание на тему «Первый снег». Постарайся не только описать, каким ты его увидел, но и передать свои чувства от встречи с первым снегом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Пользуясь учебником русского языка, составь научный текст об имени существительном как части речи. Приведи свои примеры существительных.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай текст выразительно. Составь и запиши план текста. Расскажи текст по своему плану.
Загадка леса.
За рекой росли одни ёлки. Вдруг среди ёлок появились дубки. А дубы отсюда далеко растут. Не могли же с ветром жёлуди прилететь? Кто же их сажает здесь?
Раз шёл я с охоты, смотрю: мимо меня низко-низко пролетела сойка. Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидел ли кто? Потом она полетела к речке. Я подошёл к пню, а между корнями в ямке лежат два жёлудя: сойка спрятала их на зиму.
Так вот откуда молодые дубки появились среди ёлок! Сойка спрячет жёлудь, потом забудет, где спрятала, он и прорастает.
По Г. Снегирёву
План.
- _______________________________________
- _______________________________________
- _______________________________________
- Прочитай. Значком отметь текст, в котором автор рисует яркую картину, то есть текст художественного стиля.
Сказочно красив подмосковный лес зимой. Всё белым-бело. Лапы елей в белых варежках. Маленькие ёлочки, как дети. С головой закутаны в пушистые снеговые шубки, опушена инеем каждая былинка, каждая веточка. З. Воскресенская
Большинство лиственных деревьев и кустарников на зиму сбрасывают листья. С зелёными листьями зимуют хвойные растения. Сохраняют на зиму зелёные листья и некоторые растения под снегом. Снег защищает растения от морозов. (Из учебника природоведения)
- Оглянись вокруг. Выбери предмет, который тебе хотелось бы нарисовать. Попробуй «нарисовать» его словами. Постарайся найти яркие, точные слова, используй сравнения (как, как будто, словно, похож).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перед тобой отрывок из сочинения ученика 3 класса. В каком стиле задумано сочинение? Сделай этот текст лучше, выразительнее. Используй яркие определения, образные сравнения.
Пришла весна. Всё опять ожило. Начали цвести цветы. Распустились черёмуха и сирень. Зацвели плодовые деревья.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай тексты. Сравни их и ответь на вопросы.
- Пеликаны не могут нырять. Почему? Это связано с особым строем костей и наличием подкожных воздушных мешков.
- На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветами. К голове был, как будто приклеен клюв с кожаным красным мешком. По К. Паустовскому
- Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щёлкнул им с деревянным стуком, крикнул «дэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой. По К. Паустовскому
а) Об одном ли предмете идёт речь в текстах? _____________________________ б) К какому типу текста относится каждый отрывок? 1)_________________________________ 2)_________________________________ 3)_________________________________ |
- Объясни письменно правописание слова прелестный. Каким типом текста ты воспользуешься (описанием, рассуждением, повествованием)? Свой выбор обоснуй.
______________________________________________________________________________________________________________________________
- Попробуй свои силы!
Ты любишь отгадывать загадки? А хочешь научиться их сочинять? Для этого вспомни:
- называется ли в загадке предмет, о котором она придумана;
- назван ли другой предмет на него похожий;
- указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о чём идёт речь.
Придумай загадку о кошке (но только свою!)
____________________________________________________________________________________________________________________________
Сочини загадки о предметах, изображённых на картинках.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай. Сравни тексты. К какому стилю и типу речи они относятся? Почему ты так считаешь? Дай полный ответ, используя выражения я думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему.
- Грибы – опёнки растут целыми семьями, толпами. И все будто в солнечном загаре, будто в весёлых веснушках. Края шляпок растрескались и завиваются колечком. По Э. Шиму
________________________________________________________________________________________________________________________
|
____________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай темы сочинений. В скобках напиши, какой тип речи (описание, повествование, рассуждение) можно использовать для раскрытия каждой темы.
- Зачем тебе нужна собака? (_______________________________)
- Моя собака Тузик. (__________________________________)
- Однажды на прогулке с собакой. (_____________________________)
- Прочитай. Найди в тексте составные части и подчеркни: зачин – красным карандашом, развитие мысли – синим, концовку – зелёным.
Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. Тёмная вода хлестала в окна. Дороги размыло. Вот уже больше недели, как никто нас не навещал. По К. Паустовскому |
- Прочитай текст. Озаглавь его. Определи тип и стиль речи.
________________________________________
На ветках сухой макушки старой сосны друг против друга, помахивая хвостиками, сидели две птички.
Они вели какой-то, только им понятный, сердечный разговор.
И вдруг, заметив меня, одна птичка камнем упала с макушки, за ней — другая.
Они улетели в более укромное место. Подальше от посторонних глаз: третий лишний.
Из берёзовой рощи вновь раздался их птичий разговор.
В. Павлов
_____________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай. Найди речевые ошибки. Исправь их, используя слова-заменители. Подумай, какие слова можно просто исключить из описания. Запиши исправленный текст.
Пушок был чёрный, пушистый, а лапки у Пушка были белые. Хвост у Пушка на кончике тоже был беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у Пушка были зелёные, а зрачки были узкие-узкие.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Опиши, как вы наряжали ёлку под Новый год. Чтобы подчеркнуть последовательность действий, используй слова и выражения, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут, наконец и другие.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Представь, что ты что-то потерял. Тебе надо написать объявление о пропавшей вещи. Какого стиля и типа речи текст тебе придётся составить? __________________________________________________
Напиши своё объявление.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обрати внимание! Письма бывают дружеские, семейные, поздравительные. В письмах обычно есть такие части: обращение, рассказ о своей жизни, о важных для тебя событиях, вопросы к тому, кому письмо адресовано, добрые пожелания. |
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай. Объясни, почему возможна такая необычная запись. Попробуй продолжить текст.
Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы – 40ки е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Представь себе, что ты получил письмо от мальчика или девочки из другой страны. Тебя просят рассказать о себе, о своей жизни, о друзьях, об увлечениях. Ведь зарубежному другу хочется узнать, интересно ли ему будет переписываться с тобой. О чём бы ты написал?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай текст 2-3 раза. Устно перескажи его по плану. Напиши изложение.
Случай на реке.
Неподалёку от Кешиного дома протекала речка. В начале лета буксиры забили всю речку брёвнами. Ребята придумали игру. Они перескакивали по брёвнам с одного на другое. Брёвна под ногами тонули. И в этом был весь интерес.
Кеша ходил по брёвнам. А маленькая Людмилка сидела на песке. Она стала переплетать косы. Ветер вырвал у неё из рук белую ленточку и отнёс её на дальние брёвна.
Кеша хотел достать ленту. Он прыгал по брёвнам, добрался до ленты. Тут брёвна расступились, и он провалился в воду. Людмилка с рёвом бросилась домой.
Мальчик держался за брёвна. Волнами поддавало соседние брёвна. Они били Кешу по рукам. От забора мчался Миша. Он прыгал по брёвнам. Потом лёг на живот, подполз и вытащил Кешу за ворот.
По Р. Погодину «Простая история»
План.
- Интересная игра.
- Ленточка.
- Кеша провалился в воду.
- Спасён!
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Попробуй свои силы!
Попробуй сочинить для малышей сказку. Например: «Почему апельсин оранжевый?», «Отчего у лука много одёжек?», «Откуда у жирафа длинная шея?», «Почему заяц всего боится?» Можешь придумать сказочную историю, которая произошла с игрушкой или какой-нибудь вещью.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай внимательно текст. Используя вопросы, составь план. Напиши изложение по плану.
Пичугин мост.
Как и все ребята, Вася Пичугин любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых берегах, и перескакивать через нее было трудно. В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдешь, когда короткая есть?
Вот и задумал Вася Пичугин старую ветлу с этого берега перебросить. Топор у него был хороший. И стал он им рубить ветлу.
День рубит, два рубит, а ветла толста. Только на пятый день рухнула ветла и легла через речку. Получился мост. Только ходить по нему было трудно. Стал Вася думать, гадать, прикидывать.
Дедушка помог. Перильца приладил из жердей. Хороший мостишко получился. Не только ребята, но и все из села в село стали короткой дорогой ходить. И стали называть этот мост Васиной фамилией — Пичугин мост. Е. Пермяк
Вопросы.
- Где проходила короткая дорога в школу?
- Почему ученикам запретили ходить по этой дороге?
- Как сделал Вася мост через реку?
- Кто пользовался этим мостом и как мост назвали?
План.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Придумай текст-описание на тему «Портрет моего друга (подруги)». Чтобы портрет получился выразительным, используй сравнения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай слова, которые обозначают свойства характера человека. В центре слово - совесть. Соедини его стрелками с другими словами, дополняющими его по смыслу.
Справедливость
Жестокость Благородство
Искренность Совесть Лживость
Честность Доброта
Скромность Хитрость
Достоинство
Совесть остерегает нас от плохих поступков по отношению к другим людям, слов и дел, за которые потом будет стыдно. Напиши сочинение-рассуждение на тему «Что такое совесть?»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитай текст – художественное описание растения.
Кошачьи лапки.
Крошечный розоватый цветок очень похож на мохнатую кошачью лапку. Посмотришь в сердцевину цветка – как бы застыла в нём алая капелька живой тёплой крови. И. Соколов – Микитов
Выбери растение для описания в художественном стиле.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Напиши сочинение – рассуждение на тему: «Что я чувствую и о чём думаю, когда получаю плохую отметку?».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Представь себе, что ты учитель. Какие интересные темы сочинений ты мог бы предложить своим ученикам? Запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Напиши сочинение-рассуждение на тему: «Кем я хочу быть?» Объясни, чем привлекает тебя выбранная профессия. Чем она кажется для тебя интересной, полезной людям.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....