Урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе по программе "Школа России" по теме "Письмо заглавной буквы Ф"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Савенкова Наталья Александровна

Разработка урока русского языка в период обучения грамоте в 1 классе по теме «Письмо заглавной  буквы Ф». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ТЕМА:  Письмо заглавной буквы «ф»

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Научить детей писать заглавную букву «ф», правильно соединять её с другими буквами при письме слогов, слов.
  2. Развивать внимание, мышление, память, речь детей, их графический навык, орфографическую зоркость;
  3. Воспитывать культуру поведения на уроке, усидчивость, аккуратность при работе в прописи.

ТИП УРОКА: УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО

урок с использованием мультимедийной презентации

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

  1. Пропись В.А. Илюхиной
  2. мультимедийный проектор, колонки акустические компьютерные, картинки человечков-звуков, буквы на магнитах, карточки-задания.
  3. Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint  2007,

На протяжении урока планирую формирование у  детей  общеучебных навыков и способности  к самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи

УУД как образовательные цели данного урока.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Личностные УУД 

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации, умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; толерантности во взаимоотношениях; эмпатии, чувства сопереживания.

Регулятивные УУД

Формировать: умение учиться и  способность  к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели   и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности  и действовать по плану; умение преодолевать импульсивность , непроизвольность поведения; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;  умение адекватно оценивать свою деятельность; установку  на улучшение результатов своей деятельности; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе   признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД

Развитие: познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; ориентации на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач; познавательной инициативы; умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;

Учить классифицировать- соотносить предметы к группе на основе заданного признака (классифицировать). выделять существенные признаки и их синтез, устанавливать аналогии. Учить кодировать с помощью знаков и символов (схемы).

Коммуникативные УУД

Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; понимать позицию других людей,

отличную от собственной; уважать иную точку зрения.

  Формировать умение Договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов; умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в паре).

ХОД УРОКА

Деятельностный подход

Формирование УУД

               Орг.момент                                      Проверка готовности учащихся к уроку.

Мы умные, мы дружные

Мы внимательны, мы старательны

Мы в 1 классе учимся

И всё у нас получится.

(слайд №1)

I этап Мотивация ( самоопределение ) к учебной деятельности

На уроке вам понадобятся знания, которые вы приобрели на предыдущих занятиях.

Давайте проведём игру «Доскажи словечко»

- Наша речь состоит ….(из предложений).

- Звуки бывают гласные и ……. (согласные)

- Согласные бывают твёрдые и ……. (мягкие)

- Согласные бывают звонкие и …….(глухие)

- Гласные звуки бывают ударные и…( безударные).

- Сколько в слове гласных столько и ……..(слогов)

- Звуки мы произносим и…..( слышим) , а буквы мы видим, читаем и на уроках письма ……(пишем)

- Имена, фамилии, …( пишутся с заглавной буквы ).

Мы новые буквы спешим изучать.
За партой трудиться и всё успевать.
Ошибкам нет места в тетради у нас.
Мы любим  учиться, мы грамотный класс!

2.  Постановка учебной задачи. (3 мин.)

- Слайд 3.

Сегодня к нам на урок заглянули первоклассники из волшебного города Грамотеево.

- О вас они много слышали и уже знают, как вас зовут. А вот как их зовут, вы узнаете, сложив правильно их имена из слогов, которые лежат у вас на парте. Прочитайте, какие слоги перед вами лежат: Фа, Фе, и, на, дя. Соберите из них имена детей.  (Фаина – розовые карточки, Федя – голубые карточки)

- Какие имена у вас получились?  (Фаина, Федя)

-Составьте  к ним звуковые схемы.

- Свои имена вы уже умеете писать, давайте напишем имена наших новых друзей! Но что нам может помешать в этом? Каких умений нам еще не хватает? (Мы еще не умеем писать заглавную букву Ф)

- А зачем нам нужна заглавная буква Ф?

Давайте запишем эти имена со строчной букв

(Нельзя, имена людей пишутся с большой буквы)

  • Формулирование темы  и целей урока.

- Слайд 4. Какова тема нашего урока?  (Письмо заглавной буквы Ф)

- Слайд 5. Чему мы должны сегодня научиться? Какая цель нашего урока?  (Научить писать заглавную букву Ф, слоги, слова и предложения с этой буквой)

3. Усвоение новых знаний и способов деятельности. (10 мин.)

  • Знакомство с написанием заглавной буквы Ф. (с. 31)

 -  Слайд 6. Прежде, чем научится писать заглавную букву Ф, давайте вспомним, что мы знаем об этой букве? (Согласная, твердая - мягкая,  глухая, парная В-Ф, может быть в начале, середине, конце слова) 

- Слайд 7. Рассмотрите образец заглавной буквы Ф.

- Проверьте посадку и положение тетради на столе, обратите внимание на правильность держания ручки.

Фонетическая зарядка + физминутка ( музыкальная физминутка для пальчиков: подготовим пальчики к письму)

( слайд №3) Письмо в прописи заглавной буквы Ф и слогов  по образцу. 

( слайд №3) Посмотрите, наш Незнайка, сломал букву. У вас на партах лежат «сломанные буквы» - соберите вдвоём эту букву. Что за буква получилась? Что мы обозначаем буквами? (звуки, звуки мы слышим, а буквы видим и пишем)

 Дети читают стихотворение хором:

Звук не можем мы увидеть

И не можем в руки взять.

Озорного невидимку

Можем ухом различать.

А ещё – произносить,

Но не трогать и носить.

-Соберите звуковые схемы к словам ФЕДЯ и ФАИНА ( Мальчики и девочки)

Ребята вам приготовили задание:

На карточках запись:

УМ ФЕДМИ ФУФАЙМКА, УМ ФАМИ ТУФМЛИ.

Учитель. Зачеркните в этой записи согласную букву, которая имеется в каждом слове. Прочитайте то, что получилось.

Работайте в парах.

Ученик. У Феди фуфайка, у Фаи туфли.

Учитель. Значение какого слова в этой скороговорке вам непонятно?

Ученик. Непонятно значение слова фуфайка.

Учитель. Может быть, кто-то может объяснить значение слова фуфайка. (Слушаются ответы детей. При необходимости учитель их корректирует. Фуфайка это теплая вязаная рубашка. Проводится работа с детьми по произнесению скороговорки.)

-Запись скороговорки в тетради.

- А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.

Если услышим в слове звук [ф], хлопаем в ладоши, если звук [ф'], приседаем: вафля, буфет, зефир, дрофа, конфета, фартук, шкаф, шарф, кофта, фара, арфа, жираф, портфель.

Молодцы, садитесь.

-Отгадайте, как зовут птицу  на букву Эф.

Разноцветный петушок, 

Серой курочки дружок,

Там, где травка, где бурьян

Ищет зернышки...

Ответ: Фазан

Фазан - это птица, которая является самым лучшим бегуном среди всех представителей куриных. Фазан - пугливая птица и старается все время прятаться в лесных зарослях.

Определение учащихся к деятельности.

 надо       могу        хочу

создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу)

Положительное подкрепление, поощрение правильных действий  ученика, вовлечение в общий  труд учения. Вызывая у них радостное чувство успеха.

Психологическая комфортность.

Формирование Личностных УУД

действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том  « какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формирование Коммуникативных  УУД   Коммуникативная (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра, владение монологической и диалогической  формами речи)

-Но, чтобы он прилетел нужно выполнить задание: составить схему этого слова.

Я предлагаю вам выполнить задание в группах:

-Прежде чем работать в группе, давайте вспомним правила работы в группе.

  1. Если один говорит, то остальные слушают
  2. Работать должны все вместе
  3. Своё несогласие высказывай вежливо
  4. Если не понял - переспроси.

- Ребята, все согласны, соотнесите схему и слово. Нет ошибок?

- Давайте подробно рассмотрим слово фазан.

- Обоснуйте, почему ваша команда выбрала эту схему. (В слове два гласных звука, значит, два слога, второй слог ударный, в первом слоге слились два звука – гласный [а], который обозначает твёрдость предшествующего согласного, поэтому согласный звук [ф] твёрдый, обозначен синим цветом. Во втором слоге слились ударный звук [а], который обозначает твёрдость предшествующего согласного, поэтому согласный звук [з] твёрдый и обозначается синим цветом. На конце согласный, твёрдый звук [н], который не входит в слог слияния и обозначается синим квадратом)

- Молодцы!

II этап   Актуализация и фиксирование (индивидуального) затруднения в пробном действии.

Фазан приготовил задание  на волшебных листочках (у вас на парте).

- Фазан принёс задание:

Выявление операции  где возникло затруднение.

Положительное подкрепление , поощрение правильных действий  ученика, вовлечение в общий  труд учения. Вызывая у них радостное чувство успеха.

Формирование Личностных УУД                      действие смыслообразования, т.е. установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом 

Формирование

регулятивных УУД прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

III этап   Постановка проблемы.

-Что нам для этого нужно?

-Научиться писать заглавную букву ф.

-Кто сможет сформулировать тему урока?

-Письмо заглавной буквы ф.

Выявление операции где возникло затруднение.

Положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Выявление каких знаний не хватает. Фиксирование проблемы во внешней речи.

Формирование

регулятивных УУД

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

IV этап   Построение проекта выхода из затруднения.

- Составьте план построения урока.

Учитель слушает ответы ребят и в совместной деятельности строится план урока.

ПЛАН.

  1. Найдём знакомые элементы.
  2. Сравним с другими буквами.
  3. Составим алгоритм письма.
  4. Научимся писать и соединять.
  5. Упражняемся в написании.

Учитель вывешивает план на доску в виде лесенки.

Поставлена цель , согласование темы урока ,выбор способа решения проблемы , построение плана достижения цели, определение средств как (формы работы)

Формирование

регулятивных УУД

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; оценка – выделение и осознание учащимся того,         что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

V этап   Реализация построенного проекта.

Откройте тетради на с. 11 (Включаю проектор)

1.Сравните печатную и строчную букву Эф.

2. Найдите знакомые элементы в этой букве.

На какие буквы она похожа? Поиграем в игру «Мои друзья» (по схожести элементов) (д, а, у, р, п, б) ( слайд №5),

Молодцы! Вот сколько друзей назвали у буквы Эф.

3.Кто попробует составить алгоритм письма написания заглавной буквы Эф?

-Посмотрите на верхнюю строку. Попробуйте, с помощью подсказок, сказать алгоритм написания буквы Эф. Учитель слушает несколько ответов.

На экране появляется фазан. ( слайд №8) Найдите слово фазан в тетради и впишите букву Эф. Ребята, можем мы раскрасить схему? Да, мы уже выполнили задание и сделали звукобуквенный анализ этого слова. Раскрасьте схему самостоятельно.

Реализация построенного проекта в соответствии с планом. Фиксирование нового способа действия  с помощью эталона. Уточнение  общего характера  нового знания .Фиксация преодоления затруднения.

Формирование Личностных УУД       действие смыслообразования, т.е. установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом  на  основе личного опыта.

           

Познавательные УУД (логические ууд)

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

установление причинно-следственных связей;

  • Познавательные УУД
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Формирование

регулятивных УУД (прогнозирование)

оценка – выделение и осознание учащимся того,         что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Формирование Коммуникативных  УУД   планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

VI  этап   Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

Письмо предложений с комментированием.

Усвоение детьми нового способа действий  при решении данного затруднения с их проговариванием во внешней речи.

  • Формирование Личностных УУД    действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. 
  • Познавательные УУД 
  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

VII этап   Рефлексия учебной деятельности.

- Посмотрите на наш план – лесенку.

-Скажите, вы достигли  своей цели?

-Выполнили все пункты нашего плана?

-Какие затруднения встретили на уроке?

- Молодцы! Оцените свою работу на уроке - если вам всё на уроке было понятно и у вас всё получилось, покажите зелёную сигнальную карточку, если вам не всё удалось понять на уроке и вы готовы ещё раз вернуться к непонятному, покажите красную сигнальную карточку.

-Ой! Где наш фазан? Посадим фазана на верхнюю ступеньку.

Спасибо вам за урок.

Проводится рефлексивный анализ  учебной деятельности с точки зрения  выполнения требований , известных учащимся. Оценка собственной деятельности на уроке. Фиксирование затруднения на уроке как направления будущей учебной деятельности.

  • Познавательные УУД рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта

        Формирование Личностных УУД    действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Формирование

регулятивных УУД волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. 




Учить детям

Физкультминутка.

Мы писали, мы писали

А теперь все дружно встали,

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Затем пальчики сожмём,

Тихо сядем

И писать начнём.

Физминутка.

Мы ногами тот-тот, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели.

Звук не можем мы увидеть

И не можем в руки взять.

Озорного невидимку

Можем ухом различать.

А ещё – произносить,

Но не трогать и носить.

правила работы в группе.

  1. Если один говорит, то остальные слушают
  2. Работать должны все вместе
  3. Своё несогласие высказывай вежливо
  4. Если не понял - переспроси.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Точка начала письма буквы Точка верхней и нижней трети строки Наклонная палочка « Секрет » Крючковая линия « Качалочка » « Клюшечка » « Рыбка » « Гнездышко » Шалашик для гномика Знак « меньше », « больше » « Бугорок» Основные элементы письма. Марабаева Л.А .

Слайд 2

Мы умные, мы дружные Мы внимательны, мы старательны Мы в 1 классе учимся И всё у нас получится.

Слайд 3

Фаина Федя

Слайд 6

Согласный В – Ф Ф…. ..ф.. …. ф

Слайд 10

Соберите и прочитайте скороговорку УМ ФЕДМИ ФУФАЙМКА, УМ ФАМИ ТУФМЛИ.

Слайд 11

фазан

Слайд 12

Я повторил запомнил узнал

Слайд 14

Спасибо за урок! Прозвени-ка, дружок, Голосистый звонок. Перемену ждут ребята. Поиграть, попрыгать надо!

Слайд 16

ВСЕГО ДОБРОГО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."

Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

Урок обучения грамоте (письму) 1 класс УМК "Школа России" по теме "Письмо строчной буквы д "

Подробный конспект урока письма (букварный период) в 1 классе по программе Горецкого В.Г. УМК "Шкоола России" с перечнем целей, задач урока, универсальных учебных действий и используемых технологий....

Разработка урока обучения грамоте с реализацией системно - деятельностного подхода по теме "Написание заглавной буквы З" 1 класс, программа 2100, презентация к уроку.

Отдельные части урока  и презентации могут использоваться и в других УМК: это словарная работа, написание предложения по картинкам и работа с многозначными словами....

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему "Знакомство с буквой С,с".

Урок проводится в первом классе, форме интегрированного урока. Урок приурочен к юбилею Ханты - Мансийского округа. Ребята на уроке совершают увлекательное путешествие  с Югоркой. Преодолевая труд...

Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ

Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС....