Урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе по программе "Школа России" по теме "Письмо заглавной буквы Ф"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Разработка урока русского языка в период обучения грамоте в 1 классе по теме «Письмо заглавной буквы Ф».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ТЕМА: Письмо заглавной буквы «ф»
ЦЕЛИ УРОКА:
- Научить детей писать заглавную букву «ф», правильно соединять её с другими буквами при письме слогов, слов.
- Развивать внимание, мышление, память, речь детей, их графический навык, орфографическую зоркость;
- Воспитывать культуру поведения на уроке, усидчивость, аккуратность при работе в прописи.
ТИП УРОКА: УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО
урок с использованием мультимедийной презентации
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
- Пропись В.А. Илюхиной
- мультимедийный проектор, колонки акустические компьютерные, картинки человечков-звуков, буквы на магнитах, карточки-задания.
- Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint 2007,
На протяжении урока планирую формирование у детей общеучебных навыков и способности к самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи
УУД как образовательные цели данного урока.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Личностные УУД
Развитие познавательных интересов, учебной мотивации, умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; толерантности во взаимоотношениях; эмпатии, чувства сопереживания.
Регулятивные УУД
Формировать: умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и действовать по плану; умение преодолевать импульсивность , непроизвольность поведения; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей; умение адекватно оценивать свою деятельность; установку на улучшение результатов своей деятельности; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Познавательные УУД
Развитие: познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; ориентации на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач; познавательной инициативы; умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
Учить классифицировать- соотносить предметы к группе на основе заданного признака (классифицировать). выделять существенные признаки и их синтез, устанавливать аналогии. Учить кодировать с помощью знаков и символов (схемы).
Коммуникативные УУД
Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; понимать позицию других людей,
отличную от собственной; уважать иную точку зрения.
Формировать умение Договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в паре).
ХОД УРОКА | Деятельностный подход | Формирование УУД | ||
Орг.момент Проверка готовности учащихся к уроку. Мы умные, мы дружные Мы внимательны, мы старательны Мы в 1 классе учимся И всё у нас получится. (слайд №1) | ||||
I этап Мотивация ( самоопределение ) к учебной деятельности | ||||
На уроке вам понадобятся знания, которые вы приобрели на предыдущих занятиях. Давайте проведём игру «Доскажи словечко» - Наша речь состоит ….(из предложений). - Звуки бывают гласные и ……. (согласные) - Согласные бывают твёрдые и ……. (мягкие) - Согласные бывают звонкие и …….(глухие) - Гласные звуки бывают ударные и…( безударные). - Сколько в слове гласных столько и ……..(слогов) - Звуки мы произносим и…..( слышим) , а буквы мы видим, читаем и на уроках письма ……(пишем) - Имена, фамилии, …( пишутся с заглавной буквы ). Мы новые буквы спешим изучать. 2. Постановка учебной задачи. (3 мин.) - Слайд 3. Сегодня к нам на урок заглянули первоклассники из волшебного города Грамотеево. - О вас они много слышали и уже знают, как вас зовут. А вот как их зовут, вы узнаете, сложив правильно их имена из слогов, которые лежат у вас на парте. Прочитайте, какие слоги перед вами лежат: Фа, Фе, и, на, дя. Соберите из них имена детей. (Фаина – розовые карточки, Федя – голубые карточки) - Какие имена у вас получились? (Фаина, Федя) -Составьте к ним звуковые схемы. - Свои имена вы уже умеете писать, давайте напишем имена наших новых друзей! Но что нам может помешать в этом? Каких умений нам еще не хватает? (Мы еще не умеем писать заглавную букву Ф) - А зачем нам нужна заглавная буква Ф? Давайте запишем эти имена со строчной букв (Нельзя, имена людей пишутся с большой буквы)
- Слайд 4. Какова тема нашего урока? (Письмо заглавной буквы Ф) - Слайд 5. Чему мы должны сегодня научиться? Какая цель нашего урока? (Научить писать заглавную букву Ф, слоги, слова и предложения с этой буквой) 3. Усвоение новых знаний и способов деятельности. (10 мин.)
- Слайд 6. Прежде, чем научится писать заглавную букву Ф, давайте вспомним, что мы знаем об этой букве? (Согласная, твердая - мягкая, глухая, парная В-Ф, может быть в начале, середине, конце слова) - Слайд 7. Рассмотрите образец заглавной буквы Ф. - Проверьте посадку и положение тетради на столе, обратите внимание на правильность держания ручки. Фонетическая зарядка + физминутка ( музыкальная физминутка для пальчиков: подготовим пальчики к письму) ( слайд №3) Письмо в прописи заглавной буквы Ф и слогов по образцу. ( слайд №3) Посмотрите, наш Незнайка, сломал букву. У вас на партах лежат «сломанные буквы» - соберите вдвоём эту букву. Что за буква получилась? Что мы обозначаем буквами? (звуки, звуки мы слышим, а буквы видим и пишем) Дети читают стихотворение хором: Звук не можем мы увидеть И не можем в руки взять. Озорного невидимку Можем ухом различать. А ещё – произносить, Но не трогать и носить. -Соберите звуковые схемы к словам ФЕДЯ и ФАИНА ( Мальчики и девочки) Ребята вам приготовили задание: На карточках запись: УМ ФЕДМИ ФУФАЙМКА, УМ ФАМИ ТУФМЛИ. Учитель. Зачеркните в этой записи согласную букву, которая имеется в каждом слове. Прочитайте то, что получилось. Работайте в парах. Ученик. У Феди фуфайка, у Фаи туфли. Учитель. Значение какого слова в этой скороговорке вам непонятно? Ученик. Непонятно значение слова фуфайка. Учитель. Может быть, кто-то может объяснить значение слова фуфайка. (Слушаются ответы детей. При необходимости учитель их корректирует. Фуфайка это теплая вязаная рубашка. Проводится работа с детьми по произнесению скороговорки.) -Запись скороговорки в тетради. - А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте. Если услышим в слове звук [ф], хлопаем в ладоши, если звук [ф'], приседаем: вафля, буфет, зефир, дрофа, конфета, фартук, шкаф, шарф, кофта, фара, арфа, жираф, портфель. Молодцы, садитесь. -Отгадайте, как зовут птицу на букву Эф. Разноцветный петушок, Серой курочки дружок, Там, где травка, где бурьян Ищет зернышки... Ответ: Фазан Фазан - это птица, которая является самым лучшим бегуном среди всех представителей куриных. Фазан - пугливая птица и старается все время прятаться в лесных зарослях. | Определение учащихся к деятельности. надо могу хочу создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу) Положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика, вовлечение в общий труд учения. Вызывая у них радостное чувство успеха. Психологическая комфортность. | Формирование Личностных УУД действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том « какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Формирование Коммуникативных УУД Коммуникативная (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра, владение монологической и диалогической формами речи) | ||
-Но, чтобы он прилетел нужно выполнить задание: составить схему этого слова. Я предлагаю вам выполнить задание в группах: -Прежде чем работать в группе, давайте вспомним правила работы в группе.
- Ребята, все согласны, соотнесите схему и слово. Нет ошибок? - Давайте подробно рассмотрим слово фазан. - Обоснуйте, почему ваша команда выбрала эту схему. (В слове два гласных звука, значит, два слога, второй слог ударный, в первом слоге слились два звука – гласный [а], который обозначает твёрдость предшествующего согласного, поэтому согласный звук [ф] твёрдый, обозначен синим цветом. Во втором слоге слились ударный звук [а], который обозначает твёрдость предшествующего согласного, поэтому согласный звук [з] твёрдый и обозначается синим цветом. На конце согласный, твёрдый звук [н], который не входит в слог слияния и обозначается синим квадратом) - Молодцы! | ||||
II этап Актуализация и фиксирование (индивидуального) затруднения в пробном действии. | ||||
Фазан приготовил задание на волшебных листочках (у вас на парте). - Фазан принёс задание: | Выявление операции где возникло затруднение. Положительное подкрепление , поощрение правильных действий ученика, вовлечение в общий труд учения. Вызывая у них радостное чувство успеха. | Формирование Личностных УУД действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Формирование регулятивных УУД прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; | ||
III этап Постановка проблемы. | ||||
-Что нам для этого нужно? -Научиться писать заглавную букву ф. -Кто сможет сформулировать тему урока? -Письмо заглавной буквы ф. | Выявление операции где возникло затруднение. Положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Выявление каких знаний не хватает. Фиксирование проблемы во внешней речи. | Формирование регулятивных УУД планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные УУД постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | ||
IV этап Построение проекта выхода из затруднения. | ||||
- Составьте план построения урока. Учитель слушает ответы ребят и в совместной деятельности строится план урока. ПЛАН.
Учитель вывешивает план на доску в виде лесенки. | Поставлена цель , согласование темы урока ,выбор способа решения проблемы , построение плана достижения цели, определение средств как (формы работы) | Формирование регулятивных УУД планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | ||
V этап Реализация построенного проекта. | ||||
Откройте тетради на с. 11 (Включаю проектор) 1.Сравните печатную и строчную букву Эф. 2. Найдите знакомые элементы в этой букве. На какие буквы она похожа? Поиграем в игру «Мои друзья» (по схожести элементов) (д, а, у, р, п, б) ( слайд №5), Молодцы! Вот сколько друзей назвали у буквы Эф. 3.Кто попробует составить алгоритм письма написания заглавной буквы Эф? -Посмотрите на верхнюю строку. Попробуйте, с помощью подсказок, сказать алгоритм написания буквы Эф. Учитель слушает несколько ответов. На экране появляется фазан. ( слайд №8) Найдите слово фазан в тетради и впишите букву Эф. Ребята, можем мы раскрасить схему? Да, мы уже выполнили задание и сделали звукобуквенный анализ этого слова. Раскрасьте схему самостоятельно. | Реализация построенного проекта в соответствии с планом. Фиксирование нового способа действия с помощью эталона. Уточнение общего характера нового знания .Фиксация преодоления затруднения. | Формирование Личностных УУД действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом на основе личного опыта.
Познавательные УУД (логические ууд) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей;
Формирование регулятивных УУД (прогнозирование) оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Формирование Коммуникативных УУД планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | ||
VI этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | ||||
Письмо предложений с комментированием. | Усвоение детьми нового способа действий при решении данного затруднения с их проговариванием во внешней речи. |
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; | ||
VII этап Рефлексия учебной деятельности. | ||||
- Посмотрите на наш план – лесенку. -Скажите, вы достигли своей цели? -Выполнили все пункты нашего плана? -Какие затруднения встретили на уроке? - Молодцы! Оцените свою работу на уроке - если вам всё на уроке было понятно и у вас всё получилось, покажите зелёную сигнальную карточку, если вам не всё удалось понять на уроке и вы готовы ещё раз вернуться к непонятному, покажите красную сигнальную карточку. -Ой! Где наш фазан? Посадим фазана на верхнюю ступеньку. Спасибо вам за урок. | Проводится рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований , известных учащимся. Оценка собственной деятельности на уроке. Фиксирование затруднения на уроке как направления будущей учебной деятельности. |
Формирование Личностных УУД действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Формирование регулятивных УУД волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
Учить детям
Физкультминутка.
Мы писали, мы писали
А теперь все дружно встали,
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Затем пальчики сожмём,
Тихо сядем
И писать начнём.
Физминутка.
Мы ногами тот-тот, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели.
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё – произносить,
Но не трогать и носить.
правила работы в группе.
- Если один говорит, то остальные слушают
- Работать должны все вместе
- Своё несогласие высказывай вежливо
- Если не понял - переспроси.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы умные, мы дружные Мы внимательны, мы старательны Мы в 1 классе учимся И всё у нас получится.
Фаина Федя
Согласный В – Ф Ф…. ..ф.. …. ф
Соберите и прочитайте скороговорку УМ ФЕДМИ ФУФАЙМКА, УМ ФАМИ ТУФМЛИ.
фазан
Я повторил запомнил узнал
Спасибо за урок! Прозвени-ка, дружок, Голосистый звонок. Перемену ждут ребята. Поиграть, попрыгать надо!
ВСЕГО ДОБРОГО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»
Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву Ш (ш); -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...
Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."
Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....
Урок обучения грамоте (письму) 1 класс УМК "Школа России" по теме "Письмо строчной буквы д "
Подробный конспект урока письма (букварный период) в 1 классе по программе Горецкого В.Г. УМК "Шкоола России" с перечнем целей, задач урока, универсальных учебных действий и используемых технологий....
Разработка урока обучения грамоте с реализацией системно - деятельностного подхода по теме "Написание заглавной буквы З" 1 класс, программа 2100, презентация к уроку.
Отдельные части урока и презентации могут использоваться и в других УМК: это словарная работа, написание предложения по картинкам и работа с многозначными словами....
Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему "Знакомство с буквой С,с".
Урок проводится в первом классе, форме интегрированного урока. Урок приурочен к юбилею Ханты - Мансийского округа. Ребята на уроке совершают увлекательное путешествие с Югоркой. Преодолевая труд...
Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ
Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС....