Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Уроки 116 - 117 (2 ч.).
Тема: Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ
Цели:
– формируем умение выделять звук в слове;
- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формируем умение писать слова, предложения;
– формируем умение читать, анализировать текст.
Оборудование: чистые листы бумаги для работы в группах, карандаши или фломастеры.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний |
- Прочтите общую тему уроков обучения грамоте («Звуки и буквы») - Долго мы её изучаем? - Почему я не убрала её? (Не всё выучили) - Как доказать? (Учебник не закончен, тетрадь не закончилась) - С какими буквами мы познакомились на прошлых уроках?(Ж,Ш,Ч) - Выложите их из касс. Что вы можете рассказать об этих буквах? Обсудите в парах. - Давайте поиграем в игру «Наведи порядок». - Чем мы займемся сегодня? (Познакомимся с новой буквой) - Как узнать, правы ли мы? (Открыть учебник) - Правы? - Рассмотрите разворот учебника. Что мы будем сегодня выполнять Давайте составим с вами план. План
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность). | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания |
Звуковой анализ слов ящик, клещи. Выяснение особенностей звука щ, - Рассмотрите рисунки на с. 132. Что изображено? Что такое клещи? Для чего они нужны? - Что мы должны сделать? (Составить схемы) Два человека работают у доски. САМООЦЕНКА - Какие звуки мы должны сравнить? (указанные стрелочками). -Дайте им характеристику. (согл, глухой, мягкий) - Подберите слова с твёрдой парой Щ Удалось это сделать? (Нет) - О чем это говорит? (Этот согласный всегда мягкий, у него нет твёрдой пары) -А как бы вы его еще назвали? (Шипящим) - Давайте сформулируем седьмое открытие (среди согласных есть 4 шипящих) Знакомство с буквой Щ(щ) - Какой буквой на письме обозначается всегда мягкий глухой согласный Щ, ( щ ) Какой будет тема урока? (Буква Щ,щ.) ( Выставляю на доске) - На что похожа буква Щ? - Замените в схемах звук Щ буквами. - Поработайте в паре. Разделите слова на слоги; определите ударный слог. Я-ЩИК, КЛЕ-ЩИ (один человек у доски). САМООЦЕНКА. - А сейчас поиграем в игру «Живые буквы» со словом ящик. Игра.
- Прочтите полученное слово. Что вы заметили? Сколько букв? Сколько звуков? Почему? 2.Работа в «Прописи» - Пора познакомиться с письменной буквой. - Откройте «Прописи», с.38. Что добавим к теме урока? (Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ) - Сравните печатный и письменный варианты написания буквы Щ. Что можно сказать?(4 элемента) - Перечислить элементы заглавной и строчной букв Щ,щ. - На какую букву очень похожа буква Щ? (Ш) Какой элемент добавляет-ся?(маленькая петля) - Расскажите, как будете писать букву Щ? (Сначала пишем букву Ш, затем пишем петлю, как у буквы у, но меньше) Показ на доске. Прописать с ошибками. - Что вам нужно сделать? (Прописать заглавную и строчную буквы Щ,щ.) - Подчеркните буквы, которые вам больше всего удались. | |
ΙΙΙ. Применение нового знания |
Чтение слогов. - Сколько в русском языке гласных букв? - Прочтите слоги. Что вас удивило? (Их мало). Можете предположить почему? (Дружит не со всеми гласными) - Поработайте в паре, выложите из касс гласные буквы, с которыми буква Щ не «дружит». - Что у вас получилось? С какими гласными буква Щ не «дружит»? (Ю, Я, Э, О, Ы) - Зачем, по вашему мнению, нам нужно знать «лишние буквы»? ( Чтобы не ошибаться при письме) – Работа в группе.- Как бы вы показали, чтобы лучше запомнить буквы, с которыми буква Щ не «дружит»? Чтение слов. - Сколько столбиков слов вы видите? Прочтите слова первого столбика. Прочтите слова второго столбика. - Вам все слова понятны? Тогда дайте мне объяснение. - Что значит слово РОЩА? ЧАЩА? ГУЩА? ЩУПЛЫЙ? (РОЩА РО́ЩА, -и, жен. Небольшой, чаще лиственный лес. Берёзовая роща. - Какая роща есть в нашем микрорайоне? Составьте предложения. ЧАЩА,- густой частый лес; заросль Лесная чаща. - Составьте предложения. ГУЩА, и, ж. 1. Густой осадок в жидкости. Кофейная г. 2. Густая часть супа, похлёбки, компота. Густая заросль, самое густое место в чём н., середина. Гуща. леса. ЩУПЛЫЙ , - Слабосильный, худой, невзрачный. Щ. человечек) - Составьте предложение. - Прочтите слова, в которых не ставится знак ударения. Почему? (состоят из одного слога, с гласной Ё). - Прочтите слова из двух слогов. Какие слова не прочли? (овощи, подлещик). Что вы можете сказать об этих словах? (3 слога). - Что значит слово ЛЕЩ? ПОДЛЕЩИК? Почему его так назвали? - Где можно найти значение этих слов? (В словаре) 2. Работа в «Прописи». – Что мы должны прописать? (слова) - Прописать слово Щёкин. – Что вы хотите мне сказать? Какие ещё фамилии вы можете назвать? (Щукин) «Фонарики» Физминутка. 3. Работа в «Букваре». Чтение рассказа «Щенок» - Кого вы видите на иллюстрации? - Почему щенка, а не собаку? Что он делает? Лакать — -а́ю, - Что мы будем читать? (Рассказ) - Как вы определили, что это рассказ? – Что нужно сделать, чтобы доказать, что это рассказ? (Прочитать) - Читаем «птичьим базарчиком». - Это рассказ? Почему? – Как он называется? (Щенок) - Почему текст называется «Щенок?» – О ком ещё идёт речь? Кто такой Митя? Что вы о нем узнали? - Можно ли было назвать текст «Митя»? - Чтение слабо читающими детьми. «Внимательный карандашик» | |
ΙV. Итог | 7. Рефлексия. – Какой была тема урока? – Что нового узнали на уроке? - Какую работу мы сегодня выполняли? - Все ли пункты плана выполнили? - С какой трудностью столкнулись? - Что помогло справиться с трудностью? - Кто доволен своей работой? - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? |
Предварительный просмотр:
ФИО _Головина Инна Евгеньевна
1. Разработайте технологическую карту урока на основе применения заданий электронной формы учебника, электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
2. Результаты работы представьте в таблице №1,2,3
Таблица 1
Технологическая карта урока
1. | ФИО (полностью) | Головина Инна Евгеньевна |
2. | Место работы | МБОУ «Школа № 30» Г.о. Балашиха |
3. | Должность | Учитель начальных классов |
4. | Предмет | Обучение грамоте |
5. | Класс | 1 |
6. | Тема и номер урока в теме | Знакомство с буквой Щ (щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ Урок 116 - 117 |
7. | Предметная программа и её автор | Программа «Начальная школа XXI века». Программа по русскому языку под редакцией С.В.Иванова Авторы учебника: Журова Л.Е., Евдокимова А.О |
8. | Цель (и) урока | Создать условия для ознакомления учащихся с непарным (по твёрдости-мягкости) согласным звуком [щ,], и буквами Щ,щ, обозначающими эти звуки на письме. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; —составлять схемы слов, извлекать из них нужную информацию о звуке щ,; —использовать поэлементный анализ письменных букв Щ,щ для записи букв, слогов, слов - самостоятельно оценивать правильность ответа и правильность написания букв — работать в паре: исключать гласные, с которыми не употребляется буква Щ - работать в группе: составлять опорный сигнал о написании буквы Щ с гласными - решать интеллектуальные задачи: - определять, почему текст является рассказом, как ещё можно озаглавить текст — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
9. | Тип урока | Изучение нового материала |
10. | Модель организации УПД учащихся уровня НОО | АРМ учителя - класс |
11. | Необходимое оборудование | Учебник, рабочая тетрадь, модели звуков, буквы, маркеры |
12. | Структура и ход урока |
Таблица 2
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Название используемых ЭОР | Время (в мин.) |
1 | I. Адаптационный этап. | 1.Адаптация учащихся к деятельности на уроке | Вступают в диалог с учителем и одноклассниками С помощью учителя составляют план работы | Уточняет, детализирует поставленные детьми цели, определяет последовательность промежуточных целей, последовательность действий обучающихся. | 2 | |
2.Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границы (создание проблемной ситуации) | Систематизируют с помощью педагога свои знания о звуках и буквах; Группируют буквы Ж,Ш,Ч по характеристикам. Формулируют проблему с помощью учителя, предлагают пути решения. | Организует повторение изученных букв, помогает сформулировать проблему. | 4 | |||
2 | II. Основной этап. | 1.Формирование знаний, отношений, действий, опыта | Высказывают свои предположения, обмениваются мнениями. | Участвует в беседе: «А как вы думаете, почему с доски не убрана тема «Звуки и буквы»? | 1 | |
2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос | Рассматривают картинки, составляют схемы слов, определяют новый звук, дают ему характеристику. Знакомятся с буквами, обозначающими звуки, определяют тему урока. Участвуют в игре «Живые звуки», соотносят количество звуков и букв, выявляют причину. Знакомятся со строчной и заглавной буквами Щ,щ,, определяют алгоритм написания букв. Подчеркивают наиболее удачные буквы. | Организует работу с учебником, с.132 Организует работу со схемами. Выставляет тему урока. Организует игру «Живые звуки». Организует работу по анализу и написанию букв Щ,щ. Уточняет затруднения детей при написании буквы Ш Организует самооценку. Нацеливает на самоконтроль. | 3 1 3 7 | |||
3 | III. Творческий этап. | 1.Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения | Прочитывают слоги, в парах определяют гласные, с которыми буквы Щ,щ не пишутся. Определяют трудности, предлагают пути преодоления. Выслушивают мнения одноклассников. В группах составляют опорный сигнал для запоминания. Прочитывают столбики слов, работают над лексическим значением слов, составляют предложения. Овладевают смысловым чтением Прочитывают слова по заданию. Выполняют работу в Прописи, с. 38 – 39. Записывают слова. Читают рассказ «Щенок», отвечают на вопросы. Доказывают, что текст в учебнике – рассказ. Определяют, что нужно сделать, чтобы рассказ назывался «Митя». Определяют с помощью учителя достижение целей урока, учатся самооценке. | Организует решение интеллектуальной задачи: Почему записано мало слогов? С какими гласными буквами буквами буквы Щ,щ не «дружат»? Организует групповую работу по созданию опорного сигнала. Организует диалог обучающихся. Корректирует взаимодействие детей в группе. Обобщает выводы детей. Организует работу в учебнике, с. 132. Организует решение интеллектуальной задачи - прочитывание слов по заданиям. Организует работу в Прописи Организует работу в учебнике, с. 133. Предлагает доказать, что произведение в учебнике – рассказ. Предлагает изменить заголовок и подумать, что для этого нужно сделать. Организует рефлексию. Оказывает помощь детям в подведении итогов своей деятельности, урока | 3 2 3 2 3 5 | |
2.Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий. |
Таблица 3
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ
Название ресурса/ Краткое содержание задания из учебника | Тип, вид ресурса* | Форма предъявления ресурса (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)/ (задание из ЭФУ) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР/ Название учебника, автор, класс | |
1. | ||||
… |
* Тип ресурса (тип учебного материала в электронной форме) – наборы ЦОР к учебникам, поурочные планирования, методические рекомендации, инновационные учебные материалы, электронные издания, коллекции (тематические), комплексные ресурсы и др.
Виды ресурсов:
ИР – информационный ресурс;
ПР – практический ресурс;
КР – контрольный ресурс;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»
Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву Ш (ш); -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...
Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».
Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Н, н. ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Н, н
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Н, н, давать им характеристику, обозначать данные звуки буквами способом чтения прямого слога, научить выполнять звукобуквенный...
Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век
Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век...
Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш».
Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш»....
Урок обучения грамоте на тему «Знакомство с буквой «Ы. Письмо строчной буквы «ы».
Урок обучения грамоте с использованием карточек с учебными заданиями платформы "Учи.ру"...
Технологическая карта урока письма "Знакомство с буквой П (п). Письмо заглавной и строчной букв П, п" (УМК "Школа России, 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения писать заглавную и строчную буквы П, п.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с заглавной и стро...