Урок обучения грамоте (письму) 1 класс УМК "Школа России" по теме "Письмо строчной буквы д "
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Петрова Инна Геннадьевна

Подробный конспект урока письма (букварный период) в 1 классе по программе Горецкого В.Г. УМК "Шкоола России" с перечнем целей, задач урока, универсальных учебных действий и используемых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок письма в 1 классе («Школа России»)

Учитель: Петрова И.Г.

Место урока: 30-ый урок в букварный период

Тип: изучение нового материала

Тема: Написание строчной буквы д.

Цель урока: учить учащихся правильно писать строчную букву д; соединять ее с другими буквами

Задачи:

- учить анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчной букве д;

- развивать письменную и письменную речь;

- формировать навыки совместной деятельности.

Оборудование: у учащихся сигнальные двуцветные кружки для осуществления обратной связи, лист самооценки «жёлудь», трафарет для соблюдения наклона букв, алфавит – образец написания письменных букв, лист кальки для развития самоконтроля, задание для работы в группе;

у учителя: интерактивная доска, ПК, плакат- схема «характеристика букв, звуков, плакат «правильно сиди при письме», плакаты с орфограммами безударная гласная, парная согласная и однокоренные слова

Ресурсы: Пропись № 3 авт. Горецкий В.Г., Федосова Н.А; обучающий диск «Обучение грамоте»; презентация для SMART - доски

Планируемые результаты

Предметные

- писать строчную букву д по образцу;

- писать с комментированием слова с изученными буквами;

- образовывать форму единственного и множественного числа существительных;

- дополнять предложения словами, записывать их с комментированием;

- подбирать проверочные слова для проверки безударных гласных и парных согласных.

Метапредметные

- понимать и принимать учебную задачу урока, решать ее под руководством учителя;

- планировать деятельность на уроке;

- применять критерии оценивания выполненной работы;

- анализировать работу товарищей; оценивать ее по правилам.

Личностные

- проявлять интерес к процессу письма;

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения в паре, группе.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

- ориентироваться в прописи

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

Коммуникативные УУД:

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- формирование правильной посадки за столом        

 - правильно сидеть при письме,  держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетрадей

- формулировать тему и цели урока

- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи

- осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Личностные УУД:

- проявлять уважение  к товарищам, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку  друзей.

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

- сохранять мотивацию к учебе

- ориентироваться на понимание причин успеха в учебе

- проявлять интерес к новому учебному материалу

- развивать способность к самооценке

Образовательные технологии:

-  технология диалогового обучения

- технология развивающего обучения

- информационные технологии

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности

Прозвенел опять звонок.

Начинается урок.

И на парте все в порядке:

Принадлежности, тетрадки.

Сели прямо, потянулись

И друг другу улыбнулись.

(плакат «правили посадки»)

Учащиеся глазами проверяют готовность к уроку, правильно сидят за партой.

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- формирование правильной посадки за столом        

Актуализация знаний

Мотивация познавательной деятельности

Постановка проблемы

Формулирование темы и задачи урока

  1. Начнем с анаграмм.

Зашифрованное слово под-скажут загадки. Внимание.

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит.

Постучит и легче.

Я из крошки-бочки вылез.

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок.

Какие подсказки нашли в загадках? Проверим отгадки.

  1. Можем написать эти слова? Почему?

Тема нашего урока?

(на интерактивной доске появляется тема урока)

Основная задача?

Составим план урока по странице 16.

  1. Какие условия работы? (правиль-ность и аккуратность)

Назовите плод дуба. Переверните листок самооценки. С помощью него будем оценивать свою работу по каждому пункту плана.

Учащиеся в паре находят отгадки, аргументируют ответы; проверяют на интерактивной доске.

Учащиеся дают ответы, формулируют тему и основную задачу урока; коллективно составляют план урока.

Учащиеся знакомятся с листком самооценки, критериями оценки.

Познавательные УУД:

- сравнивать предметы, объекты на основе существенных признаков

Коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

Организация деятельности

Открытие нового знания

Первичное усвоение

Практическая деятельность учащихся

Коррекция выявленных затруднений

  1. Расскажите по плану о букве и ее звуках.

Сравните письменную и печатную буквы.

(учащиеся рассказывают стихи про печатную букву д)

Сколько элементов у письменной буквы, назовите их, откуда начинаем писать?

У каких строчных букв был такой элемент?

Самостоятельно обведите элементы и бордюр, дайте сигнал об окончании работы.

Где на строчке располагает-ся первый элемент, второй?

Внимание на экран, следим за правильным написанием буквы

(обучающий диск – после-довательность написания буквы)

Обведите по контуру и на кальку.

Перед написанием посмотрите, сколько места занимает буква по ширине?

(учитель показывает образец на интерактивной доске)

Напишите букву самосто-ятельно 1 раз, проверьте наложением и дайте сигнал

Что не получилось? Причи-на?

Самостоятельно пропишите букву до конца строчки.

Итог: оцените свою работу и заштрихуйте первую полоску желудя соответ-ствующим цветом и дайте сигнал.

  1. Соединение буквы с другими. Написание слогов.

Посмотрите на следующую строчку и сформулируйте  пункт плана.

Прочитайте слоги. Сравните соединения и назовите лиш-ний. Почему?

Сколько места занимает соединение.

Первый слог напишем с комментированием, осталь-ные с комментированием в паре.

Итог: оцените свою работу и заштрихуйте вторую по-лоску желудя.

Фпауза «Хомячок»

  1. Работа с орфограммами: безударная гласная и парная согласная.

Посмотрите на следующую строчку и сформулируйте пункт плана.

Прочитайте слово. В форме какого числа употреблено?

Измените форму слова.

Докажите по схеме, что ваше слово соответствует (по цепочке)

Назовите опасное место? Где находится? д…ма

(работа с интерактивной доской)

В паре выберете букву и докажите.

Поговорим слово орфогра-фически и напишем с ком-ментированием. Как соединим букву д с буквой о, почему?

(под руководством учителя учащиеся графически выделяют орфограмму)

Работу со следующим словом выполните в паре, дайте название орфограмме и дайте сигнал.

(проверка с использованием интерактивной доски)

Прочитайте предложение на следующей строке и дополните его подходящим по смыслу и схеме словом.

(аналогичная работа с парной согласной)

Итог: посмотрите, как вы записали три слова и за-штрихуйте полоску желудя.

  1. Развитие речи.

У слова дуб есть родствен-ные слова. Назовите два признака родственных слов.

Следующее задание выполним в группе.

Вспомните правила работы в группе:

- говорим шепотом

- выслушать каждого

- распределять задания по силам

- читать внимательно задание

(проверка выполнения задания на доске под лампой + 1 ученик читает задание и 1 отвечает)

Посмотрите на иллюстра-цию (репродукция картины с изображением дуба)

Подберите слова признаки, опишите какой дуб?

Распространите предложе-ние из прописи.

Учащиеся рассказывают о букве и звуках по плану, остальные проверяют сигнальными кружками; анализируют элементы, план написания буквы.

Самостоятельно обводят элементы и бордюр в прописи.

Учащиеся следят за последовательностью написания буквы, самостоятельно обводят, анализируют ширину буквы; самостоятельно пишут буквы, проверяют и анализируют причины ошибок.

Учащиеся проводят самооценку первого этапа работы.

Учащиеся формулируют этап работы; анализируют соединения букв в слогах, находят лишний и аргументируют. Самостоятельно в паре комментируют, оценивают работы.

Учащиеся проводят самооценку своей работы.

Учащиеся формулируют пункт плана; наблюдают над произношением и написа-нием слова с безударной гласной, учатся графически правильно обозначать орфограмму; выполнять работу в паре по образцу и узнавать орфограмму парная согласная.

Учащиеся анализируют смысл предложения и схему слова, подбирают слово; самостоятельно коммен-тируют и записывают  сло-во, выделяют графически орфограмму и выполняют взаимопроверку.

Учащиеся выполняют самооценку работы.

Учащиеся перечисляют признаки однокоренных слов; выполняют задание в группе, представляют подготовленные ответы, оценивают ответы одноклассников; подбирают слова-признаки, распространяют предложе-ние.

Познавательные УУД:

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Коммуникативные УУД:

-. вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Регулятивные УУД:

- правильно сидеть при письме,  держать ручку, применять эти знания при выполнении пись-менного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

Познавательные УУД:

-. понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

-  группировать, классифи-цировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

Коммуникативные УУД:

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

-.сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- формирование правильной посадки за столом        

 - правильно сидеть при письме,  держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради

Личностные УУД:

- проявлять уважение  к товарищам, ценить взаимо-помощь и взаимоподдержку  друзей.

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

Итог урока

Назовите тему урока и основную задачу.

Учащиеся формулируют тему и задачу урока.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном обсуждении

Рефлексия

Посмотрите на свои листы самооценки.

Покажите, у кого желуди коричневого цвета – они у вас спелые – молодцы.

А у кого есть полоски зеленого цвета, желуди еще не дозрели – есть еще над чем работать.

Чей сосед выполнил работу в прописи и правильно и красиво?

(показ лучших работ)

Учащиеся оценивают работы с помощью листов самооценки.

Регулятивные УУД:

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

- осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Личностные УУД:

- сохранять мотивацию к учебе

- развивать способность к самооценке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте 1 класс "Звук (ч*). Строчная буква ч."

Учебно-методический комплект «Школа 2100» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Эти задачи вполне выполнимы...

Урок обучения грамоте. Согласный звук [ш] и строчная буква ш.

Урок обучения грамоте по теме "Согласный звук [ш] и строчная буква ш". Материал содержит презентацию урока в 1 классе по УМК "Школа 2100"....

Урок обучения грамоте. Согласный звук [ш] и строчная буква ш.

Урок обучения грамоте Согласный звук [ш] и строчная буква ш. По чтению программы УМК "Школа 2100"....

Урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе. Тема "Буква Ц, ц"

Урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме "Буква Ц, ц" разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

Урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе. Прописная буква я.

Урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе. Тема "Прописная буква я"....

ФГОС ОВЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.

ФГОС ОВЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г....

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г....