Технологическая карта по теме "Части речи. Закрепление знаний о глаголе"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Материал содержит конспект урока по русскому языку и дидактический материал к занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конпект урока | 117.5 КБ |
Морфологический мишка | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. Ф. И. О. студента: Фисенко Екатерина Игоревна.
2. Класс: 4 «В». Дата: Предмет: русский язык.
3. Тема «Части речи. Закрепление знаний о глаголе».
4. Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.
5. Цель: формирование умений определять грамматические признаки глагола.
6. Задачи | 7. Планируемые результаты (ПР) | ||
ДЗ1 | Повторить существенные признаки глагола. | Пр1 | Характеризуют глагол. |
ДЗ2 | Развивать умение определять часть речи - глагол по его грамматическим признакам. | Пр2 | Распознают глаголы. |
ДЗ3 | Развивать лексическую грамотность. | Пр3 | Подбирать к предложенным словам синонимы. |
РЗ1 | Развивать память. | П1 | Ориентируются в изученных понятиях. |
РЗ2 | Развивать логическое мышление и речь. | П2 | С помощью учителя формулируют цель. |
П3 | Объединяют глаголы в группы по определенному признаку (лицо). | ||
П4 | Выявляют недостаток информации для решения практической задачи на основе предложенного алгоритма. | ||
П5 | Прогнозируют возможное развитие речевой ситуации. | ||
П6 | Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (повторения). | ||
П7 | Проводят по предложенному алгоритму морфологический анализ. | ||
РЗ3 | Развивать устную связную речь. | К1 | Строят устное высказывание при обосновании правильности написания. |
РЗ4 | Развивать коммуникативные умения. | К2 | Ответственно выполняют свою часть работы. |
РЗ5 | Развивать мышление и внимательность. | Р1 | Выстраивать последовательность выбранных действий. |
Р2 | Находят ошибки в чужих работах. | ||
Р3 | Оценивают по предложенным критериям общий результат деятельности. | ||
ВЗ1 | Воспитывать желание быть грамотным. | Л1 | Проявляют активность и самостоятельность в познании русского языка. |
ВЗ2 | Воспитывать бережное отношение к природе. | Л2 | Выражают непринятие действий, приносящих природе вред. |
8. Средства обучения: Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2022. – 160 с., рабочий лист, презентация PowrPoint, карточки.
Структура урока Дидактические средства (ДС) | Задача этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ФОУД | ПР | |
Оргмомент. | Проверить готовность к уроку (психологический настрой), спланировать деятельность. | - Здравствуйте. Перед началом занятия я хотела бы обговорить правила работы на уроке. Я буду говорить начало фразы, а ваша задача ее продолжить. Так как вы уже взрослые, то, наверняка, знаете, что при ответе каждый порядочный ученик … . При ответе товарища молчит, … . Если учитель отвечать не просит, значит, нужно … . - Я вижу, что передо мной настоящие, воспитанные четвероклассники. Но я подозреваю, что вы еще и очень сообразительные ребята. Поэтому составить план урока вам не доставит труда. Сегодня он у нас будет очень легкий. На доске расположены пункты плана, но он, как вы могли догадаться, перепутаны. Прежде, чем вы вернете им исходный вариант, прочитаем каждый из вариантов. - Теперь восстановите последовательность. Кто выйдет к доске? - Оценивать себя вы будете не только в конце урока, но и после каждого этапа. На столах у вас лежит рабочий лист. В нем есть раздел «Дорога успеха». По представленным критериям вы будете закрашивать тот или иной круг в светофоре. Вспомните, какие цвета показывает светофор? - Приготовьте их. Рабочий лист представлен в приложении 3. | - Поднимает руку. - Не перебивает. - Промолчать. - Проведем минутку грамотности. Вспомним изученное. Оценим себя. - Красный, желтый, зеленый. | Ф | Р1 К1 | |
Актуализация знаний. | Мотивационный этап. ДС: презентация. | Показать необходимость/значимость изучения материала. | - Карандаши готовы? Ученики готовы? Сядьте правильно, чтобы я увидела, что вы готовы. Тогда начнем урок. В одной книге я прочитала слова известного писателя Константина Георгиевича Паустовского. Посмотрите на слайд и прочитайте их про себя. «С русским языком можно творить чудеса». - Как вы понимаете слова писателя? - Действительно, в жизни нет чего-то такого, что нельзя было бы передать русским словом. Но сразу ли человек рождается с хорошими знаниями русского языка? - Как достичь такого уровня? - Зачем человеку нужны подобные знания? - То есть творить чудеса. И сегодня мы продолжим совершенствовать наш язык. | - Да. Да. - Русский язык настолько богат разного рода выражениями, одним словом можно выразить так много, на что не способен никакой другой язык. - Нет. - Нужно много читать, учить правила, как можно больше практиковаться. - Чтобы грамотно и красиво выражать свои мысли. | Ф | Л1 К1 |
Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке. ДС: рабочий лист, презентация. | Повторить материал, необходимый для «ОНЗ». | Лексическая работа. - Приступим к первому пункту плана. С него сегодня мы и начнем обогащение нашей речи. Хороший словарный запас – первый признак грамотного человека. Я предлагаю вам провести минутку грамотности. На столах у вас лежит рабочий лист. Найдите в нем раздел «Минутка грамотности». Прочитайте задание. Карточка представлена в приложении 3. - Вспомните, что такое синонимы? - Можете приступать к выполнению карточки. На работу 2 минуты. - Проверим ваши работы. Обменяйтесь листами. Будем проверять друг друга. Тот, кто сидит один, проверяет сам себя. Перед вами слайд с ответами. Если синоним подобран верно, то напротив него ставите единицу, если неверно, то ноль. Посчитайте баллы и запишите их. - Верните листочки обратно. Рядом с заданием у вас есть критерии. Сопоставьте баллы с критерии и поставьте себе отметку в соответствии с тем количеством баллов, которое вы набрали. - Поднимите руку те, у кого вышла отметка 5? Молодцы! - Теперь поднимите руку те, кто получил 4? Неплохо! - Если те, кто получил 3? Ничего страшного, мы чаще будем проводить такие работы и вы сможете исправить отметку! - Теперь оцените себя на этапе минутки грамотности. Критерии у вас на слайде. Красный – я набрал менее 5 баллов. Жёлтый – я набрал от 5 до 8 баллов. Зелёный – я набрал более 8 баллов. | - Синонимы – это слова близкие или сходные по значению, но разные по написанию. | Ф | К1 П1 Пр3 Р2 Р3 | |
Работа по теме урока (теоретическая часть). | Постановка учебной задачи. ДС: презентация. | Сформулировать тему урока, поставить цель. | #1060;ормулировка темы. - Вернемся еще раз к минутке грамотности. Прочитайте слова из первого столбика еще раз. К какой части речи они относятся? - Как вы это определили? - На слайде три варианта темы урока. Как вы считаете, какая тема нашего урока на сегодня? #1060;ормулировка цели. - Вы совершенно правы! Значит, что мы будем повторять на уроке? - Чему будем учиться? | - Глагол. - Все слова обозначают действие предмета. - Части речи. Глагол. - Повторим существенные признаки глагола. - Будем учиться распознавать глаголы. | Ф Ф | П1 К1 П2 |
Учебное действие. ДС: рабочий лист, презентация, карточка. | Повторить существенные признаки изучаемого понятия. | Повторение формулировки определения изученного понятия. - Перейдем к следующему пункту нашего плана. Назовите его. - Ребята, обратите внимание на карточку, которая лежит у вас на столе. Кто на ней изображён? - Но он не обычный, а морфологический. Вспомните, что такое морфология. - Сегодня на уроке с помощью этого мишки мы повторим существенные признаки глагола. Карточка представлена в виде гармошки. Раскройте ее и изучите. - Но что в этой карточке необычного? - Верно, карточка не заполнена. Какими способами можно заполнить ее? - Вы правы. Есть два варианта: первый – заполнить без повторения; второй – сначала повторить, а потом заполнить. Какой вариант выберем? Почему? - Существенные признаки представлены в названиях блоков. Посмотрите на них. Что заметили? - Расшифруйте названия блоков, чтобы узнать, какие существенные признаки мы будем повторять. - Теперь, когда название существенных признаков вам известны, заполните пропуски в карточке самостоятельно. Карточка представлена в приложении 1. - Кто желает представить результаты своей работы? Если пропуск заполнен верно, то напротив него ставьте единицу, если допущена ошибка - то ноль. - На обратной стороне карточки есть критерии. Посчитайте свои баллы и запишите их на обратной стороне карточки, под критериями. Дома вы можете закрасить мишку в соответствии с той отметкой, которую получили. - Мы завершили еще один этап. Вспомните его название. - Оцените себя. Критерии на слайде. Красный – я набрал менее 7 баллов. Жёлтый – я набрал от 7 до 10 баллов. Зелёный – я набрал более 10 баллов. - Какой этап следует? - Прежде, чем мы к нему приступим, немного отдохнем. Физминтука. - Если я называю существенные признаки глаголы, вы поднимаете руки и встаете на носочки. Как бы тянясь к знаниям. Если я называю существенные признаки какой-то другой части речи, ты вы садитесь на карточки. | - Вспомним изученное. - Мишка. - Морфология – это наука, которая изучает части речи. - В ней допущены пропуски. - Заполнить сразу или повторить, а потом заполнить. - Выберем второй вариант, так как без повторения мы можем допустить ошибки. - Они зашифрованы. - ЛЗ – лексическое значение. - ЛЧ – лицо и число. I и II – спряжение глаголов. БНП – время (будущее, настоящее, прошедшее). - Вспомним изученное. - | Ф | К1 П4 П5 П4 П1 Пр1 Р3 Р1 | |
Работа по теме урока (практическая часть). | Действия контроля и самоконтроля ДС: карточка, презентация, рабочий лист. | Выявить уровень усвоения учебного материала, развивать способности к оценочным действиям. Форма контроля и самоконтроля: устно. | - Сейчас мы приступим ко второму заданию. У каждого из вас на парте лежит конверт. Откройте его и положите содержимое перед собой. Кто это? - Да, это брат нашего мишки. Мы уже повторили существенные признаки глагола. Этот мишка предлагает нам научиться распознавать глаголы. - Названия блоков вы уже расшифровали. Осталось заполнить пропуски. Помочь вам может мишка из первой карточки. Карточка представлена в приложении 2. - Проверим правильность заполнения карточки. Кто желает зачитать свои ответы? - Ребята, в последнем задании вам встретилось слово «расцвёл». Скажите, что в это время года расцветает? - Ребята, а вы знали, что сирень цвет всего три недели в году? Насладиться цветением этого дерева можно только в мае. И как только она набирает цвет, люди спешат украсить ей свои дома. Но они не знают самого главного. Чем меньше срезать сирень ради красивых букетов, тем пышнее вырастет куст. О чем это нам говорит? - Вы совершенно правы! Даже такое простое растение как сирень нуждается в охране и заботе. - Мы с вами проделали большую работу. С какой целью мы ее выполнили? - Достигли мы этой цели? - Где вам пригодятся знания, которые мы сегодня освежили в вашей памяти? - Этап еще не закончился, но мы уже оценим себя. Круги закрашивайте в светофоре номер 3. Критерии на слайде. Дома вы также можете закрасить мишку в соответствии с той отметкой, которую получили. Красный – я набрал менее 16 баллов. Жёлтый – я набрал от 16 до 23 баллов. Зелёный – я набрал более 23 баллов. | - Еще один мишка. - Сирень. - О том, что сирень не стоит срезать ради временной красоты. Лучше наслаждать ей три недели на улице, чем один вечер дома. - Повторить существенные признаки глагола и научиться их распознавать. - Да. - В старших классах. В жизни, чтобы грамотно написать или сказать то или иное слово. | Ф | П1 П3 П4 Пр2 Л2 П6 Р3 |
- Продолжаем практическую работу над совершенствованием нашей речи. Как вы считаете, какую работу обязательно нужно провести на уроке при изучении или повторении частей речи? - Да, важно развивать не только устную грамотность, но и письменную. В рабочем листе найдите раздел «Морфологические ошибки». Предположите, какое задание нас ждет? - Прочитайте задание. Его вы будете выполнять в паре. Договоритесь, кто будет подчеркивать ошибки, а кто записывать исправленный вариант. По итогу у одного из вас в рабочем листе будет карточка с подчеркнутыми ошибками, а у второго верно записанный вариант. Тот, кто сидит один, сразу записывает верный вариант. Карточка представлена в приложении 3. - Проверим правильность выполнения задания. Кто назовет ошибки, которые были найдены вашей парой? За каждую верно найденную ошибку ставьте единицу. - Если есть те, кто не согласен, поднимите руку. - Теперь запишем исправленный вариант на доске. Если у вас нет ни единой ошибки в записи, то поставьте единицу, если допущена одна или более ошибок, то поставьте ноль. - Теперь суммируйте баллы за две работы. Посчитайте количество баллов и поставьте отметку. - Вот теперь мы завершили третий этап. Оцените себя. Светофор под номером 4. Критерии на слайде. Красный – я набрал менее 4 баллов. Жёлтый - я набрал от 4 до 5 баллов. Зелёный – я набрал более 5 баллов. | - Разбор слова по составу. - Исправить ошибки. | Ф П | П5 Пр2 П7 Р3 | |||
Рефлексия познавательная. | Действия оценки. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся. Форма оценки: устная. | - Вернемся в начало урока. Вспомните, слова Константина Паустовского. - Еще раз вспомните, что они значат для нас? - Потому что только грамотному человеку открыты все двери. Какие двери сегодня вновь открыли мы? - Что за этими дверями было? - Одной из целью, которую мы ставили себе на урок, было вспомнить признаки глагола. Мы достигли этой цели? Как? - Перечислите по одному существенные признаки глагола. - Какая еще цель была перед нами? - Эта цель была достигнута? | - С русским языком можно творить чудеса. - Зная русский язык, можно достичь любых успехов в жизни. - Двери одной из частей речи – глагола. - Его существенные признаки. - Да, с помощью морфологического мишки. - Научиться распознавать глагол. - Да. | Ф | Л1 Пр2 П6 Пр1 |
Рефлексия личностная. | Действия самооценки. ДС: рабочий лист. | Формировать умение оценивать результаты своей деятельности. Форма самооценки: устная. | -Сейчас мы это и проверим. Напомните мне, к какому этапу мы переходим? - Посмотрите, какой цвет преобладает на ваших светофорах. Теперь закрасим последний. Закрасьте красным цветом круг, если у вас преобладал красный на уроке. Зеленым, если было больше зеленого. И желтым, если больше желтых, или красных и зеленых кругов поровну. - Помашите рукой те, у кого больше зеленых светофоров. Вы точно достигли цели урока! Молодцы! - Поднимите две руки те, у кого желтый светофор. Вы тоже смогли достичь цели урока, одна все еще допускаете ошибки. Не расстраивайтесь. Всегда можно исправить ситуацию. - И поднимите руку те, у кого красный светофор. Хоть у вас и было много ошибок, это не повод опускать руки. Всегда есть одноклассники и учитель, которые помогут. - Каким бы не был сегодня ваш светофор, помните, что совершенствовать свою речь нужно каждому. Те, у кого зеленый, углублять свои знания, а те, у кого красный или желтый, находить ошибки и исправлять их. - Если вы сможете овладеть русским языком, то вас всегда и везде будет сопровождать зеленый цвет. - Спасибо за урок. До свидания! | - Оцени себя. - До свидания! | Ф | Р3 |
ФОУД (формы организации учебной деятельности: И - индивидуальная, Г- групповая, П - работа в паре, Ф - фронтальная).
Критерии оценки техкарты урока (занятия) студента | Баллы |
1. Формулировка цели и задач соответствуют теме урока. | 0-0,5-1 |
2. Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам и вопросам/заданиям в содержании урока. | 0-0,5-1 |
3. Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам и вопросам/заданиям в содержании урока. | 0-0,5-1 |
4. Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам и вопросам/заданиям в содержании урока. | 0-0,5-1 |
5. Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся. | 0-0,5-1 |
6. Предусмотрено применение интерактивного оборудования (имеется скрин или активная ссылка). | 0-0,5-1 |
7. Указаны дидактические средства обучения на каждом этапе урока. | 0-0,5-1 |
8. Запланированы формы контроля и оценки, самоконтроля и самооценки (устная/письменная/сигнальная). | 0-0,5-1 |
9. Представленная технологическая карта урока (занятия) оформлена без ошибок орфографических, грамматических, пунктуационных, технических. | 0-0,5-1 |
#1058;ехнологическая карта составлена в большей степени самостоятельно, подписана методистом и учителем вовремя. | 0-0,5-1 |
Итог: максимально 10 баллов. |
Учитель: ______ (Масленникова Е.Г.) Отметка: ____
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе. Тема " Закрепление знаний о глаголе, как части речи". УМК "Перспектива"
Цель: 1) Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.2) Уточнение представлений о функции глаголов в речи.3) Различать глаголы ед. и мн. числа4) Развиват...
технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Закрепление знаний о глаголе"
Закрепление знаний о глаголе....
Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о глаголе» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тема урока «Обобщение знаний о глаголе»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знания о глаголе как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать уме...
Технологическая карта урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний о глаголе.Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов; создание условия для формирования умения определять прошедшее, н...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Закрепление знаний о глаголе".
Методическая разработка урока....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...
Технологическая карта урока обучения письму «Закрепление знаний о букве Г, г, звуках [г], [г’]. Смысловая связь слов в предложении» (УМК "Школа России", 1 класс)
Тема урока: «Закрепление знаний о букве Г, г, звуках [г], [г’]. Смысловая связь слов в предложении»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающ...