- Организационный момент.
Число и классная работа записаны заранее. - Урок русского языка. На уроке у нас сегодня гости. Повернитесь, поздоровайтесь. Садитесь. - Для урока я приготовила корзину с пословицами. Давайте прочитаем их. Взял книгу в руки – не заскучаешь. Мы будем много знать, если мало будем спать. Хорошо того учить, кто хочет много знать. Сделали дело – гуляем смело! А теперь возьмите одну из пословиц и сделайте девизом нашего урока, запишите её в тетрадь. При этом соблюдайте все законы каллиграфии. - Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Продолжим. 2. Постановка цели и задач урока. - Одна известная часть речи решила дать интервью. Корреспондент издательства «Просвещение» задал несколько вопросов. Давайте послушаем их и отгадаем, о чем идет речь. Милана и Катя – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги. – Что бы вы пожелали ребятам? – Чтобы русский все ребята на "десятку" знали. На письме и в разговоре меня употребляли. Мои слова, оживляют всё, к чему бывают приложены. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. - О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (глагол). Сформулируйте тему урока. («Закрепление знаний о глаголе») какую цель поставим перед собой? (Вспомнить …….. (как изменяется глагол, какие окончания пишутся, какой глагол бывает). - Сегодня мы закрепим свои знания о глаголе. Сегодня на уроке мы будем: Упражняться, повторять, а ещё писать, играть, в общем, просто закреплять. - В течение урока вы будете заполнять «Карту ученика»: каждый этап работы оценивать самостоятельно знаками «+» или «-». Знак «+» ставите в том случае, если справитесь с заданием без затруднения, если же испытаете трудность – ставите знак«-». Карта ученика |
Вид работы | + (выполнил правильно) | – (было трудно, допустил ошибки) | Состав слова |
|
| Правописание личных окончаний глаголов |
|
| Изменение глаголов по лицам |
|
| Фразеологизмы (морфологические признаки глагола) |
|
| Тест |
|
| Оцените свои знания по данной теме. Дело мастера боится. (Вы уверены в своих знаниях.) Добрый разум не наживают сразу. (Надо ещё поработать.) |
3. Обобщение знаний. 1. РАБОТА В ГРУППАХ «Состав слова» Глагол - это необыкновенная часть речи, может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную). По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Без глагола мы не можем выражать свои мысли. - ЗАДАНИЕ: 1 группа Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме с помощью приставок и суффиксов -ся, -сь. | говорить - ______________________________________________________________ | Подобрать и записать синоним к данному глаголу. | говорить - ______________________________________________________________ |
2 группа Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме с помощью приставок и суффиксов -ся, -сь. | кричать - ______________________________________________________________ | Подобрать и записать синоним к данному глаголу. | кричать - ______________________________________________________________ |
3 группа Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме с помощью приставок и суффиксов -ся, -сь. | греметь - ______________________________________________________________ | Подобрать и записать синоним к данному глаголу. | греметь - ______________________________________________________________ |
4 группа Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме с помощью приставок и суффиксов -ся, -сь. | бросать - ______________________________________________________________ | Подобрать и записать синоним к данному глаголу. | бросать - ______________________________________________________________ |
5 группа Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме с помощью приставок и суффиксов -ся, -сь. | бежать - ______________________________________________________________ | Подобрать и записать синоним к данному глаголу. | бежать - ______________________________________________________________ |
6 группа Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме с помощью приставок и суффиксов -ся, -сь. | лететь - ______________________________________________________________ | Подобрать и записать синоним к данному глаголу. | лететь - ______________________________________________________________ |
- Встает капитан и объявляет а) Защищать нашу группу будет . . . (по 3 слова) - назвать глаголы - синонимы б) Мы представляем слово . . . в) А у нас доказывать будет . . . г) А мы завершаем работу по данному заданию . . . - Какой вывод мы можем сделать? Глаголы бывают однокоренными, образуются при помощи приставки, суффикса. У глаголов есть синонимы. - Выполним упражнение. РАБОТА В ПАРАХ. Подбери глаголы по схемам:
1 ряд –
2 ряд –
3 ряд – Глаголы на доске: пестреет, смотрю, прибежит, бережётся, объяснила, заиграет, раздолбила, съела, пахнут, носятся, подарит, пригрело. - Самопроверка. Оценивание. Справился самостоятельно, без ошибок + Справился с небольшой помощью и с 1 ошибкой Выполнять задание было трудно, допустил ошибки – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем.
- Правописание личных окончаний глаголов.
- Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Для этого надо знать, какие окончания нужно писать. Работа в группах по рядам: 1 группа составляет Памятка «Что я знаю о глаголе» Глагол – это ………………………………………………………………………………………………………………. Глаголы обозначают ………………….. и отвечают на вопросы ……………………..………………………… Начальная форма глагола - ………………………………………………………………………………………………… Постоянный признак глагола ……………………..(спряжение) Непостоянные признаки глагола ………………………………………………..(время, лицо, число, род) В предложении глагол является ………………………………. Глаголы спрягаются, т е. изменяются по …………………………………………………………………………….. Глаголы … спряжения имеют окончания –ешь, -ёшь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют. Глаголы … спряжения имеют окончания –ишь, , -ит, -им, -ите, -ат, -ят. Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы …………………………………..……………………. Глаголы в возвратной форме имеют суффиксы ……………………………………………….………………… Глаголы изменяются по ………………………………….…………………(по лицам, числам и временам) В настоящем времени глаголы обозначают действие, которое …………………………………..…. В прошедшем времени, ………………………………………………………………………………………………….…. В будущем времени, ……………………………………………………………………………………………………….…. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по …. (лицам и числам) Прошедшее время образуется от ………………………………………, с помощью …………………………. В прошедшем времени глаголы изменяются по ………………………………………………… (родам) Во 2 лице ед.ч. имею окончание ……………………………………………………………………... (ишь, ешь) Частица НЕ с глаголом пишется ………………………………………………………………………………………….
2 группа: Памятка: «Как определить спряжение глагола» 1. Если личное окончание ……..……………………………., спряжение определяем сразу по ……………………………. гласной. 2. У глаголов -…………………………… спряжение определяем сразу: брить, стелить - … спряжение, гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть - …. спряжение. - Спряжение глаголов с ………………………………. окончаниями определяем по суффиксу ……………………….. формы : -и – … спряжение, другие суффиксы - … спряжение.
3 группа: Алгоритм «Как определить, какую гласную писать в безударных личных окончаниях глагола» - Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное или безударное.
2. Если ударное – пишу, ………………. 3. Если безударное, А) ставлю глагол в …………………………………… форму; Б) смотрю, какой ……………………………….... перед ……………………….……… В) если -и- - ….. спряжение, пишу в окончаниях – ………………….. Г) если не –и- - ….. спряжение, пишу в окончаниях гласную - ……………………
Проверка памятки «Что я знаю о глаголе» Проверка памятки: «Как определить спряжение глагола». - Для чего нам нужно уметь определять спряжение глагола? (Чтобы правильно писать безударные окончания глаголов.) - Молодцы! - Выполним работу по карточкам: - вставить личные окончания глаголов; - указать спряжение. Карточка: Созрева…т, брод…м, маш..т, сверл…т, черне…т, купа…шь, скаж…те, пада..т. Оценивание. - Изменение глаголов по лицам.
Послушайте стихотворение. Какой грамматический признак отражён в глаголах из этого стихотворения? Я спрошу, А ты ответишь. Он, она, они услышат. Мы расскажем всем загадку А вы отгадаете. - В стихотворении показан грамматический признак – лицо глагола. - Как ещё изменяются глаголы? (по лицам) - Как определить лицо глагола? (подставляем местоимение) - РАБОТА В ГРУППАХ. Разгадай кроссворд. Слова: Шипит, моргаешь, листаем, угощаете, радуюсь, гонят.
Задание для кроссворда. - Глагол 2 л., ед ч.
- Глагол 2 л., мн.ч.
- Глагол 3 л., ед.ч.
- Глагол 3 л., мн.ч.
- Глагол 1 л., мн.ч.
- Глагол 1 л, наст вр., ед.ч. - радуюсь
Вывод: Глагол изменяется по …………….. Лицо глагола определяем по …………….. У каких глаголов нельзя определить лицо? (в неопр. ф.) Оцените свою работу в группе 6) Глаголы часто употребляются в устойчивых выражениях – во фразеологизмах. - Проверим дом. задание. Вам надо было заменить фразеологические обороты глаголами и определить их спряжение. Бежит со всех ног – тороп…т…ся 2 Бить баклуши – ленит…ся 2 Вита…шь в облаках – мечта…шь 1 Лома…шь голову – дума…шь 1 Держ…шь язык за зубами – молчишь 2 Мозол…шь глаза – надоеда…шь 2 Веша…шь нос – уныва…шь 1 Зарубить на носу – запомн…ть 2 Торопится Мечтаешь - Выпишите глаголы по вариантам. В скобках укажите их морфологические признаки. Часть речи, начальная форма (инфинитив), вид: совершенный (что сделать?); несовершенный (что делать?), спряжение, возвратность (возвратный, невозвратный), число, время, лицо, род, каким членом предложения является: главным или второстепенным. Взаимопроверка. Оценивание. 4. Итог урока. - Закрепление
Итог урока мы подведем, выполнив тест. Возьмите карточки с тестом, кружочком отметьте буквы правильных ответов. Время на выполнение работы 3 мин. Тест. 1. Выбери глаголы женского рода А) прилетела Б) наполнил В) прошло Г) подумала
2. Если глагол в неопределенной форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то это глагол А) 1 спряжения Б) 2 спряжения
3. Укажи глагол прошедшего времени? А) моет Б) приехал В) укусит
4. Укажи предложение с глаголом 2 лица единственного числа А) В наш дом приходят гости. Б) А вы делаете зарядку? В) Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
5. Найти глагол 1 спряжения А) дышать искл. Б) думать В) увидеть искл. Г) стелить Д) строить
6. Каким членом предложения выступает глагол? а) Главным членом. б) Второстепенным членом.
7. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени? А) Вылетела на солнышко первая бабочка. Б) По вечерам у костров звучат песни. В) Мы построим новый дом.
8. В окончаниях каких глаголов пишется И? А) он пиш_т Б) он гон_т В) он друж_т Г) он реша_т
9. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся: а) к I спряжению; б) ко II спряжению.
(проверка в парах) Оценка за тест: без ошибок - «5» 1-2 ошибки – «4» З-4 ошибки – «3» - и более ошибок – «2»
5. Рефлексия. - Назовите тему урока. Закрепление знаний о глаголе - Какую цель мы поставили перед уроком? Закрепить всё, что знаем о глаголе - Посмотрите на свою карту ученика. – Как вы считаете, справились ли мы с учебной задачей? - Если кто-то нет, тогда почему? Что для этого необходимо сделать? - В карте ученика записаны две пословицы. (Объясните смысл) «Дело мастера боится» Так говорят об умелом человеке, который легко может справиться с любым, даже трудным делом, заданием. «Добрый разум не наживают сразу» Иногда научиться чему-то сразу не получается, нужно ещё потренироваться, или что-то непонятно и нужна помощь, чтобы понять. Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям. Кто доволен своей работой на уроке – первую, у кого еще остались вопросы – вторую. Поставьте рядом галочку. Если кто-то еще не уверен в своих знаниях, не огорчайтесь. У нас впереди ещё много встреч с глаголом, ведь это только начало нашего знакомства, мы повторили те знания, которые получили в 4 классе. - Оцените свои знания по данной теме. Урок окончен. |