Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Закрепление знаний о глаголе".
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Методическая разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx43.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс

4

Тема

Закрепление знаний о глаголе.

Цель

Формировать УУД:

  • Личностные: Развиваем способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  • Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Работать по коллективному составленному плану.

- Оценивать правильно выполнение действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Высказывать своё предположение.

  • Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-Постановка вопросов

- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- Разрешение конфликтов

-Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- Управление поведением партнера

- Контроль, коррекция, оценка его действий;

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами.

  • Познавательные: Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.

- Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания.

- Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

- Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Планируемые результаты.

Предметные: выполнять разбор глаголов, определять спряжение, лицо глаголов, уметь правильно писать личные окончания глаголов, выделять морфологические признаки глаголов.

Личностные: понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, высказывать своё отношение к изучаемому материалу.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Задачи урока

Закреплять умения правильно писать личные окончания глаголов, определять лицо глаголов.

Совершенствовать навыки морфологического разбора.

Развивать умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;

Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе.

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Учебно-методический комплекс

- учебник «Русского языка» для 4-го класса В.П.Канакина В.Г.Горецкий часть 2.

- презентация

- алгоритм самооценки

Основные понятия

Глагол, спряжение, лицо глагола, окончание, основа слова, корень, приставка, суффикс.

Организационные пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в группе.

Действия обучающихся

  1. Организационный момент. 

Число и классная работа записаны заранее.

- Урок русского языка.

На уроке у нас сегодня гости. Повернитесь, поздоровайтесь.

Садитесь.

- Для урока я приготовила корзину с пословицами. Давайте прочитаем их.

Взял книгу в руки – не заскучаешь.

Мы будем много знать, если мало будем спать.

Хорошо того учить, кто хочет много знать.

Сделали дело – гуляем смело!

А теперь возьмите одну из пословиц и сделайте девизом нашего урока, запишите её  в тетрадь. При этом соблюдайте все законы каллиграфии.

- Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Продолжим.

2. Постановка цели и задач урока. 

- Одна известная часть речи решила дать интервью. Корреспондент издательства «Просвещение» задал несколько вопросов. Давайте послушаем их и отгадаем, о чем идет речь.

Милана и Катя

– Что вы больше всего любите?

– Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

– Не люблю предлоги.

– Что бы вы пожелали ребятам?

– Чтобы русский все ребята на "десятку" знали.

На письме и в разговоре меня употребляли.

Мои слова, оживляют всё, к чему бывают приложены.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду -

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (глагол).

Сформулируйте тему урока. («Закрепление знаний о глаголе»)

какую цель поставим перед собой? (Вспомнить …….. (как изменяется глагол, какие окончания пишутся, какой глагол бывает).

- Сегодня мы закрепим свои знания о глаголе.

Сегодня на уроке мы будем:

Упражняться, повторять,

а ещё писать, играть,

в общем, просто закреплять.

- В течение урока вы будете заполнять «Карту ученика»: каждый этап работы оценивать самостоятельно знаками «+» или «-». Знак «+» ставите в том случае, если справитесь с заданием без затруднения, если же испытаете трудность – ставите знак«-».

Карта ученика

Вид работы

+

(выполнил правильно)https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/07/s_5e1486e1cd256/1307594_1.png

(было трудно, допустил ошибки)

Состав слова

Правописание личных окончаний глаголов

Изменение глаголов по лицам

Фразеологизмы (морфологические признаки глагола)

Тест

Оцените свои знания по данной теме.

                     Дело мастера боится.       (Вы уверены в своих знаниях.)

                     Добрый разум не наживают сразу.       (Надо ещё поработать.)

3. Обобщение знаний.

1. РАБОТА В ГРУППАХ «Состав слова»

Глагол - это необыкновенная часть речи, может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную).

 По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Без глагола мы не можем выражать свои мысли.

- ЗАДАНИЕ:

1 группа

 Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме с помощью приставок и суффиксов -ся, -сь.

говорить - ______________________________________________________________

Подобрать и записать синоним к данному глаголу.

говорить - ______________________________________________________________

 

2 группа

 Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме с помощью приставок и суффиксов -ся, -сь.

 кричать - ______________________________________________________________

Подобрать и записать синоним к данному глаголу.

кричать - ______________________________________________________________

3 группа

 Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме с помощью приставок и суффиксов -ся, -сь.

греметь - ______________________________________________________________

Подобрать и записать синоним к данному глаголу.

 греметь - ______________________________________________________________

 

4 группа

 Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме с помощью приставок и суффиксов -ся, -сь.

бросать - ______________________________________________________________

Подобрать и записать синоним к данному глаголу.

 бросать - ______________________________________________________________

 

5 группа

 Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме с помощью приставок и суффиксов -ся, -сь.

 бежать - ______________________________________________________________

Подобрать и записать синоним к данному глаголу.

 бежать - ______________________________________________________________

6 группа

 Образовать от данного глагола однокоренные глаголы в неопределенной форме с помощью приставок и суффиксов -ся, -сь.

 лететь - ______________________________________________________________

Подобрать и записать синоним к данному глаголу.

лететь - ______________________________________________________________

- Встает капитан и объявляет

а) Защищать нашу группу будет . . . (по 3 слова)

- назвать глаголы

- синонимы

б) Мы представляем слово . . .

в) А у нас доказывать будет . . .

г) А мы завершаем работу по данному заданию . . .

- Какой вывод мы можем сделать?

Глаголы бывают однокоренными, образуются при помощи приставки, суффикса. У глаголов есть синонимы.

  1. Выполним упражнение. РАБОТА В ПАРАХ. Подбери глаголы по схемам:

1 ряд –

2 ряд –

3 ряд –

Глаголы на доске: пестреет, смотрю, прибежит, бережётся, объяснила, заиграет, раздолбила, съела, пахнут, носятся, подарит, пригрело.

- Самопроверка. Оценивание.

Справился самостоятельно, без ошибок +

Справился с небольшой помощью и с 1 ошибкойhttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/07/s_5e1486e1cd256/1307594_1.png

Выполнять задание было трудно, допустил ошибки –

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

  1. Правописание личных окончаний глаголов.

- Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Для этого надо знать, какие окончания нужно писать.

Работа в группах по рядам:

1 группа составляет

Памятка «Что я знаю о глаголе»

Глагол – это ……………………………………………………………………………………………………………….

Глаголы обозначают ………………….. и отвечают на вопросы ……………………..…………………………

Начальная форма глагола - …………………………………………………………………………………………………

Постоянный признак глагола ……………………..(спряжение)

Непостоянные признаки глагола ………………………………………………..(время, лицо, число, род)

В предложении глагол является ……………………………….

Глаголы спрягаются, т е. изменяются по ……………………………………………………………………………..

Глаголы … спряжения имеют окончания –ешь, -ёшь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Глаголы … спряжения имеют окончания –ишь, , -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы …………………………………..…………………….

Глаголы в возвратной форме имеют суффиксы ……………………………………………….…………………

Глаголы изменяются по ………………………………….…………………(по лицам, числам и временам)

В настоящем времени глаголы обозначают действие, которое …………………………………..….

В прошедшем времени, ………………………………………………………………………………………………….….

В будущем времени, ……………………………………………………………………………………………………….….

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по …. (лицам и числам)

Прошедшее время образуется от ………………………………………, с помощью ………………………….

В прошедшем времени глаголы изменяются по …………………………………………………   (родам)

Во 2 лице ед.ч. имею окончание ……………………………………………………………………... (ишь, ешь)

Частица НЕ  с глаголом пишется ………………………………………………………………………………………….

2 группа:

Памятка: «Как определить спряжение глагола»

1. Если личное окончание ……..……………………………., спряжение определяем сразу по ……………………………. гласной.

2. У глаголов -…………………………… спряжение определяем сразу: брить, стелить - … спряжение,

гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть - …. спряжение.

  1. Спряжение глаголов с ………………………………. окончаниями определяем по суффиксу ………………………..  формы : -и – … спряжение, другие суффиксы - … спряжение.

3 группа:

Алгоритм

«Как определить, какую гласную писать в безударных личных окончаниях глагола»

  1. Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное или безударное.

2.  Если ударное – пишу, ……………….

3. Если безударное,

А) ставлю глагол в …………………………………… форму;

Б) смотрю, какой ……………………………….... перед ……………………….………

В) если  -и- - ….. спряжение, пишу в окончаниях – …………………..

Г) если не –и- -  ….. спряжение, пишу в окончаниях гласную - ……………………

Проверка памятки «Что я знаю о глаголе»

Проверка памятки: «Как определить спряжение глагола».

- Для чего нам нужно уметь определять спряжение глагола? (Чтобы правильно писать безударные окончания глаголов.)

- Молодцы!

- Выполним работу по карточкам:

- вставить личные окончания глаголов;

- указать спряжение.

Карточка:

Созрева…т, брод…м, маш..т, сверл…т, черне…т, купа…шь, скаж…те, пада..т.

Оценивание.

  1. Изменение глаголов по лицам.

Послушайте стихотворение. Какой грамматический признак отражён в глаголах из этого стихотворения?

Я спрошу,

А ты ответишь.

Он, она, они услышат.

Мы расскажем всем загадку

А вы отгадаете.

- В стихотворении показан грамматический признак – лицо глагола.

- Как ещё изменяются глаголы? (по лицам)

- Как определить лицо глагола? (подставляем местоимение)

- РАБОТА В ГРУППАХ.

Разгадай кроссворд.

Слова: Шипит, моргаешь, листаем, угощаете, радуюсь, гонят.

C:\Users\Татьяна\Downloads\biocrossword (1).png

Задание для кроссворда.

  1. Глагол 2 л., ед ч.
  2. Глагол 2 л., мн.ч.
  3. Глагол 3 л., ед.ч.
  4. Глагол 3 л., мн.ч.
  5. Глагол 1 л., мн.ч.
  6. Глагол 1 л, наст вр., ед.ч. - радуюсь

Вывод: Глагол изменяется по ……………..

Лицо глагола определяем по ……………..

У каких глаголов нельзя определить лицо? (в неопр. ф.)

Оцените свою работу в группе

6) Глаголы часто употребляются в устойчивых выражениях – во фразеологизмах.

- Проверим дом. задание. Вам надо было заменить фразеологические обороты  глаголами и определить их спряжение.

Бежит со всех ног – тороп…т…ся 2

Бить баклуши – ленит…ся 2

Вита…шь в облаках – мечта…шь 1

Лома…шь голову – дума…шь 1

Держ…шь язык за зубами – молчишь 2

Мозол…шь глаза – надоеда…шь 2

Веша…шь нос – уныва…шь 1

Зарубить на носу – запомн…ть 2

Торопится

Мечтаешь

- Выпишите глаголы по вариантам. В скобках укажите их морфологические признаки.

Часть речи,

начальная форма (инфинитив),

вид: совершенный (что сделать?); несовершенный (что делать?),

спряжение,

возвратность (возвратный, невозвратный),

число,

время,

лицо,

род,

каким членом предложения является: главным или второстепенным.

Взаимопроверка. Оценивание.

4. Итог урока.

  1. Закрепление

Итог урока мы подведем, выполнив тест. Возьмите карточки с тестом,   кружочком отметьте буквы правильных ответов. Время на выполнение работы 3  мин.

Тест.

1. Выбери глаголы женского рода

А) прилетела           Б) наполнил               В) прошло           Г)    подумала

2. Если глагол в неопределенной  форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то  это глагол

А) 1 спряжения        Б) 2 спряжения

3. Укажи глагол прошедшего времени?

А) моет                   Б) приехал                  В) укусит

4. Укажи предложение с глаголом 2 лица единственного числа

А) В наш дом приходят гости.

Б) А вы делаете зарядку?

В) Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

5. Найти глагол 1 спряжения

А) дышать искл.                  Б) думать         В) увидеть искл.          Г) стелить          Д) строить

6. Каким членом предложения выступает глагол?

а) Главным членом.                         б) Второстепенным членом.

7. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени?

А) Вылетела на солнышко первая бабочка.

Б) По вечерам у костров звучат песни.

В) Мы построим  новый дом.

8. В окончаниях каких глаголов пишется И?

А) он пиш_т                   Б) он гон_т             В) он друж_т         Г) он реша_т

9. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

а) к I спряжению;                         б) ко II спряжению.

(проверка в парах)

Оценка за тест:

без ошибок - «5»

1-2 ошибки  – «4»

З-4 ошибки – «3»

  1. и более ошибок – «2»

5. Рефлексия.

- Назовите тему урока. Закрепление знаний о глаголе

- Какую цель мы поставили перед уроком? Закрепить всё, что знаем о глаголе

- Посмотрите на свою карту ученика.

– Как вы считаете, справились ли мы с учебной задачей?

- Если кто-то нет, тогда почему? Что для этого необходимо сделать?

- В карте ученика записаны две пословицы. (Объясните смысл)

«Дело мастера боится»  

Так говорят об умелом человеке, который легко может справиться с любым, даже трудным делом, заданием.

«Добрый разум не наживают сразу»

Иногда научиться чему-то сразу не получается, нужно ещё потренироваться, или что-то непонятно и нужна помощь, чтобы понять.

Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям. Кто доволен своей работой на уроке – первую, у кого еще остались вопросы – вторую. Поставьте рядом галочку.

Если кто-то еще не уверен в своих знаниях, не огорчайтесь. У нас впереди ещё много встреч с глаголом, ведь это только начало нашего знакомства, мы повторили те знания, которые получили в 4 классе.

- Оцените свои знания по данной теме.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 4 класс ПНШ по теме "Разноспрягаемые глаголы"

Представлена технологическая карта урока русского языка 4 класс ПНШ...

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.УМК "Планета Знаний" "Мягкий знак после шипящих"

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс УМК "Планета Знаний" Желтовская...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание благоприятных  условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, ...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола."

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе  ТемаОбобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Цели Образовательные: закрепить знания о глаголе; закрепить умения опре...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "НЕ" с глаголами

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "НЕ" с глаголами.Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: формирование знаний учащихся о глаголах - исключения, ...