технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Закрепление знаний о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа «Школа 2100»
Предмет: русский язык
Класс: 4 «г»
Тема урока: «Закрепление знаний о глаголе»
Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Задачи урока:
- Обучающая:
- Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах, спряжение глаголов, способствовать формированию коммуникативных, информационных, ключевых компетентностей.
- обучать учащихся приёмам самооценивания.
2) Развивающая:
- развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
- активизировать словарный запас.
3) Воспитывающая:
- воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Планируемые результаты: предметные и метапредметные(УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке
- Предметные:
- систематизировать знания о глаголе, как части речи;
- формировать умение определять грамматические признаки глагола, овладение нормами русского литературного языка, развивать умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
- Метопредметные:
- Познавательные: обобщение( умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
- Регулятивные : способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, оценка ( адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников )
- Коммуникативные:
Учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
Уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
развитие самостоятельности;
развивать внимание. Восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
- Методы: наглядный, дифференцированный, словесный.
Формы работы: деловая игра «Заседание редакционного совета журнала «Глагол» фронтальная, работа в парах, работа в группах, дифференцированная, самостоятельная работа.
Средства обучения:
- карточки с заданиями
- карточки для работы в парах
- карточки с признаками глаголов, с надписями «постоянные и непостоянные признаки глаголов»
- сигнальные карточки.
- презентация «Глагол»
План урока
время | Этапы урока | Формы и методы работы | Формирование ууд |
1 мин | 1. Орг. момент Цель: настроить детей на урок Эмоционально и психологически | Эпиграф Самооценка | Личностные ( воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания) |
1мин | 2. Введение в тему Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. | Использование ИКТ Создание ситуации успеха | Мотивация учения |
2 мин | 3.Постановка темы и целей Цель: учить учащихся ставить перед собой цели и определять тему урока | Наглядный, использование ИКТ Продолжи предложение. Фронтальная работа | Регулятивные УУД (умение поставить цель урока на основе известных и усвоенных знаний определить тему и сохранить учебную задачу) КоммуникативныеУУД ( развитие умения формулировать и высказывать свои мысли) |
10 мин | 4. Актуализация знаний. Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности | Наглядный, использование ИКТ Фронтальный опрос а) «Интервью о глаголе» б) повторение в) теоретическая минутка. Работа у доски «Признаки глагола» Работа в группах «Правила о правописании глаголов» Оценочный лист Дифференциация по степени самостоятельности Оценочный лист | Личностные УУД Действие смыслообразования Регулятивные УУД ( контроль и оценка результата деятельности) Предметные ( повторение знаний о глаголе) Коммуникативные УУД (Развитие учебного сотрудничества, Познавательные УУД (Нацеливание детей на анализ и синтез, классификацию и обобщение полученных знаний.) Логические универсальные действия – классификация |
8мин | 5.Систематизация знаний: Цель: проверить знания правил о глаголе, умение применять знания на практике. | Письмо по памяти. Синтаксический разбор предложения. Фронтальная работа Самостоятельная работа. Самооценка по алгоритму | Логические учебные действия, построение цепи рассуждений Контроль и оценка результатов деятельности |
4мин | 1 Физ. минутка на снятие напряжения с глаз. ( Здоровьесберегающие технологии) 1 Физ. минутка на снятие напряжения в теле | ||
Работа в группах Образование однокоренных глаголов при помощи приставок, суффиксов. Составление предложений. Самооценка | Коммуникативные УУД (Развитие учебного сотрудничества, построение цепи рассуждений) Познавательные УУД (извлечение информации из схем) Регулятивные УУД (составление плана решения задач, классификация по признакам) | ||
8 мин | Работа в парах Редактирование текста. Работа с глаголами. Самостоятельная работа Самооценка по алгоритму | Познавательные УУД (Умение осуществлять логические действия, синтезировать.) Коммуникативные УУД (Умение аргументировать свою точку зрения.) Регулятивные УУД (контроль и оценка результатов деятельности) Личностные УУД (развитие навыков сотрудничества при работе в парах, при проверке) | |
5мин | Самостоятельная работа Блиц- турнир. Самооценка по алгоритму | Познавательные УУД ( Выявлять сущность и особенности объектов) Личностные УУД (Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные УУД (Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) Оценка | |
1 мин | 6. Домашнее задание | Дифференцированное | Личностные УУД ( Умение прогнозировать предстоящую работу) |
5 мин | Итог урока Рефлексия | Беседа с обучающимися | Регулятивные УУД (Умение сохранить учебную цель. Заданную учителем в ходе выполнения учебной задачи) Личностные УУД ( Развитие умения высказывать свою точку зрения) Оценка |
1. Организационный момент
( Настрой на работу на уроке.)
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
Слайд
- Прочитайте эпиграф нашего урока:
«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении»
- Вы согласны с этим высказыванием? Почему? На партах у вас лежат ладошки разного цвета: зеленая, жёлтая. Посмотрите на них внимательно и выберете ту из них, которая соответствует вашему настроению именно сейчас.
У всех хорошее настроение. Надеюсь, наш урок будет успешным.
2.Введение в тему
- Сегодня на уроке вы будете журналистами.
- Лексическое значение слов
-Толковый словарь
– Тему нашего урока вы расшифруете самостоятельно.
Слайд
«Закрепление знаний о глаголе»
3.Постановка целей и темы урока
- Для того чтобы качественно выполнить работу, каждый журналист перед выполнением задания ставит перед собой определённую цель.
- Сформулируйте цели нашего урока по ключевым словам.
Слайд
Повторить…… (все, что знаем о глаголах
Усовершенствовать …. (правильно писать окончания глаголов)
Развивать… (мышление, внимание, память)
4. Актуализация знаний
- И первое задание– собрать все сведения о глаголе.
Каждый журналист умеет брать интервью.
Какие вопросы о глаголе вы бы хотели задать друг другу?
(дети задают друг другу вопросы)
– Молодцы! С первым заданием вы справились.
- Редакторы, журналисты должны хорошо разбираться в теории. Посмотрим, как у вас обстоят дела с теорией.
- Посмотрите на доску и скажите, что обозначают эти слова?
(открывается запись на доске)
Слайд
Время -
Число
Лицо
Вид
Склонение
Род
Спряжение
( Это признаки глагола.)
- А вы ничего не заметили? Будьте внимательны. Вам могут встретиться ловушки.
(Лишнее склонение, оно относится к признакам существительных).
– На какие две группы можно разбить эти признаки?
( Постоянные и непостоянные признаки).
- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете признаки глагола.
(На доске вывешиваются таблички. Двое учеников работают у доски, соединяют слова с записями)
«Постоянные признаки» «Непостоянные признаки»
(Остальные работают в тетрадях), записывают число
1- й ученик рассказывает о постоянных признаках глагола. (вид, спряжение)
2- й ученик рассказывает о непостоянных признаках глагола , как изменяется глагол.(лицо, число, время, род – в прощедшем времени)
– Оцените совою работу на листе достижений
Вид деятельности – самостоятельна работа
(дети дают оценку по алгоритму)
Теоретическая минутка. Работа в парах
- Еще одно задание на знание теории.
Работа в парах.
- У каждой пары на столах лежит задание. Выполните его устно и подготовьте ответ правилом об орфограмме.
От каждой пары один выступающий.
1 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о написании не с глаголами
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.
2 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящим и Ь
Тише едеш(?) – дальше будеш (?)
3 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о написании –ться и –тся в глаголах
Дети пошли купат(?)ся на озеро. Они веселят(?)ся и громко кричат.
4 группа: Раскрой скобки. Разбей на 2 группы. Сформулируй правило о написании безударных личных окончаний глаголов.
Ребята спор( )т, брат боле( )т, давно друж( )м, он приход( )т.
5 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о правописании глаголов
Гон( )шь, верт( )шь, ненавид( )шь, терп( )шь.
Ребята спор( Я)т, брат боле(е )т, давно друж( и)м, он приход( и)т.
- Проверка.
– Оцените совою работу на листе достижений
Вид деятельности –работа в парах
- С теоретической подготовкой всё в порядке!
- Значит можно переходить к практической части нашего урока.
5.Работа по теме урока
1) - Журналисты работают с разными источниками информации и у них всегда отличная память, они легко ориентируются в любой обстановке, у них большой словарный запас.
Мы сейчас проверим вашу память.
Слайд
Зябн..т осинка
Др..ж..т на ветру
Стын..т на солнышк..
Мёрзн..т в жару.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
-Что интересного вы заметили в этом отрывке?
– Что вы можете сказать о глаголах?
–– Это синонимы.
- Для чего в речи используют синонимы?
(Чтобы наша речь была яркой, полной, красивой)
- На какие орфограммы встретились слова в предложение?
( На безударные гласные в окончаниях глаголов, существительных, на безударные гласные в корне слов.)
- Чего не хватает в этом предложение?
-(Запятых)
– А теперь записываем по памяти. 1 ученик у доски
Проверяем по образцу. Слайд
- А теперь докажите пропущенные орфограммы. Слайд
- Подчеркните грамматическую основу.
- Какое это предложение? Дайте полную характеристику предложению
- Простое с однородными сказуемыми, распространенное, повествовательное, невосклицательное.
- Запишите схему этого предложения.
– Оцените совою работу на листе достижений
Вид деятельности – самостоятельна работа №2
4) Применение полученных знаний на практике
Ребята, вы знаете, что журналистами работают не только внимательные но и умные людей. Сейчас проверим вашу сообразительность Блиц- турнир.
1 Определите время глагола «позвал». (п.в)
2 Определите лицо и число глагола расцветает (3 л, ед. ч)
3 Каким членом предложения чаще всего является глагол? (сказуемым)
4 Определите форму глагола открывать (н,ф)
5 Какой суффикс есть у глагола прыгал? (л)
6 Определи спряжение глаголов плачет (1)
7 Определи лицо глагола согреваешь (2-е лицо)
8 Определи число и род глагола перекрыла (ед, жр)
9 Определи время глагола выскочит (б.в)
Проверка по компьютеру
Самооценка
– А сейчас я предлагаю вам прочитать случай из жизни. Слайд
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
– В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…
– Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить.
– А как сказать правильно?
- Действительно, а как сказать правильно? (Никак.)
Да, некоторые глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа настоящего времени. Вот некоторые из них:
победить
убедить
дерзить
бороздить
пылесосить
шелестеть
– Однако, ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу. Попробуйте применить этот прием.
Запишите данное предложение, раскрывая скобки.
Я (дерзить) учителю. (Я грубо разговариваю с учителем.)
6. Итоги урока.
Слайд
Продолжите предложения:
Я закрепил …..
Мне понравилось…..
Мне было трудно …..
- Посмотрите в лист самооценки и оцените свою работу
Слайд
Подсчитайте баллы:
Д.З
Составить кроссворд или ребуспо теме глагол.
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении»
-Какое настроение у вас в конце урока? Выберите звездочку, покажите друг другу.
Закончен урок, и выполнен план
Спасибо ребята огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились
Все молодцы! Спасибо всем за работу. Слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Неопределённая форма глагола".
УМК " Школа России". Урок в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» 4 класс
Цель урока: Развитие УУД подведения наблюдаемых фактов под формулировку нового понятия - неопределённая форма глагола...
Технологическая карта урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»Цель урока: Ознакомление с ролью частицы НЕ и ее раздельным написанием с глаголами.Планируемые результаты:·...
Технологическая карта урока. Русский язык 4 класс. Безударные окончания глаголов
Технологическая карта урока по ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...
Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять ...