Урок русского языка по теме" Алфавит" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Жаркова Татьяна Витальевна

Урок русского языка 1 класс " Алфавит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_teme_alfavit_1_klass.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: русский язык (письмо), букварный период.

Класс 1

Учитель: Жаркова Татьяна Витальевна

Тема: Алфавит. «Букварь» 1 класс, авт. Канакина В.П.

,

Цель: сформировать понятие «алфавит», используя знания о звуках и буквах.

Задачи:

Образовательные: сформировать умения располагать слова в алфавитном порядке, проводить звуко-буквенный анализ слова; формировать графический навык каллиграфического письма, способствовать формированию информационной культуры учащихся;

Развивающие: развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, любознательность, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение, орфографическую зоркость;

Воспитательные: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников интереса и любви к русскому языку, культуры общения и поведения.

 

УУД:

Личностные УУД: позитивно участвуют в коллективной работе, умеют входить в коммуникацию с учителем и друг с другом, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения

 Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы

 Коммуникативные УУД: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

 Познавательные УУД: способствовать обобщению знаний об изученных буквах алфавита.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите или разрезной азбуке; получат возможность научиться объяснять, как появилось в русском языке слово «азбука».

Личностные: понимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, находить способ её решения, осуществляя пробы.
Регулятивные: уметь  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: общеучебные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в словарях и алфавите; логические – сравнивать древнерусский алфавит с современными буквами.

Коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; распределять роли и очередность действий при работе в паре и группе.

Основные понятия: Алфавит, азбука, словарь

Межпредметные связи: Русский язык, чтение, история

Ресурсы:

Основные:     компьютер, интерактивная доска, презентация, Таблица «Алфавит», тетрадь в узкую линейку.

Презентация. Карточки для работы в парах.

Словари (толковый, орфографический, фразеологический)

 Дополнительные:                                                                                             

Музыкальное сопровождение физкультминутки

 

                                                                                                       Ход урока

Оргмомент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Актуализация знаний

- На какие группы делятся звук в алфавите? (гласные и согласные)

- Как отличить гласные звуки от согласных? (гласные поются, согласные встречают преграду во рту)

-Как обозначаются звуки в речи? (буквами)

-Чем отличается звук от буквы? (звук слышим и произносим, букву видим и пишем)

 Формулировка темы урока, цели.

Отгадайте загадку и узнаете тему урока.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(алфавит)

-О чем пойдет речь на уроке? (Будем изучать алфавит)

Минутка чистописания (Правила посадки)

Запишем число и пропишем первую букву алфавита и последнюю заглавные.

Что такое алфавит? Объясните (ответы детей)

Точное понятие мы найдем в толковом словаре. (демонстрация словарей)

- В толковом словаре дается такое понятие алфавита (демонстрация толкового словаря)

  «Принятый порядок расположения букв в азбуке».

- Как по-другому называют алфавит? (азбука)

 - Слово «Азбука» образовано с помощью слов «аз» и «буки»     (слайд1 «Кирилица)

 

- Кириллица - это своего рода алфавит, считается первой славянской азбукой. Именно кириллица вошла в основу современного алфавита

 

Кто создатели славянской азбуки?  (Кирилл и  Мефодий )  (слайд 2)

 

 Назовем буквы в алфавитном порядке. (хоровое чтение)

-Где используется порядок слов по алфавиту? (в библиотеке, в словарях, энциклопедиях, телефонных справочниках).

-Знание алфавита позволяет нам записать грамотно письменную речь.

- Чему должны будем научиться?  (Отработать навык письма изученных букв, научиться пользоваться алфавитом и правильно называть буквы.)

Работа по теме урока.

Запись слова «Алфавит» в тетради

Звукобуквенный анализ.

- Запишите это слово с новой строки с заглавной буквы.

-Поставьте ударение.

- Сколько в этом слове слогов?

- Разделите слово на слоги простым карандашом.

- Ставим тире и записываем 3 слога,

- Сколько букв?

- Записываем 7 б.,

- Характеризуем звуки.

- Записываем 7 зв.

- Для чего выполняли это задание? (чтобы грамотно уметь писать это слово, уметь даватьть характеристику звукам)

 

Работа с плакатом «Алфавит» прочитаем весь русский алфавит, называя буквы правильно

Физкульминутка

Работа с пословицей - собрать пословицу.           (слайд3 )

 

 Азбука, к, ступенька, мудрости. (Азбука к мудрости – ступенька.)

Запись пословицы тетрадь.

- Объясните смысл. (ответы детей)

Работа в парах с карточками букв -  расставить буквы   1р  а ы о  у и е

в алфавитном порядке                                                            2р     в б з г д ж

                                                                                                   3р    с  к  ф т  ш

Какой общий признак у каждого ряда букв?  (1 р.-  Гласные, 2 р -парные звонкие согласные, 3 р – парные глухие согласные)

Проверка

Коллективная работа – рассматривание слайда.

- Кого видите  на слайде? (слайд 4)

-Какой у него вид? (задумчивый)

-Почему? (Не может найти нужную книгу в библиотеке)

- Что посоветуем?  (Искать по алфавиту)

- Давайте поможем.

Барто, Маршак, Пришвин, Драгунский, Толстой, Сладков (слайд 5)

 

(Проверка по образцу)

- Что необходимо помнить при записи фамилий? (пишем с заглавной буквы)

Письмо в тетради.

Рефлексия

Какой теме посвящен урок?

Чему научились? Какой важный вывод сделаем?

 Хочу завершить наш урок веселым стихотворением (слайд 6)

         Как вы оцениваете свою работу на уроке? Покажите смайлик.

Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой

Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Урок русского языка для 3 класса - Знатоки русского языка.

Папка содержит конспект урока и презентацию, используется, как урок обобщения знаний....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....