Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx28 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.pptx60.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конохова Любовь Александровна,

учитель начальных классов высшей категории

МБОУ СОШ №36 им. А.М.Городнянского г.Смоленска

Проект урока по русскому языку

в 4 классе по теме

«Местоимение. Общее понятие

(автор учебника «Русский язык 4 класс»    

А.В. Полякова, система развивающего

обучения Л.В. Занкова)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

- формирование представлений о местоимении как о части речи, умений распознавать и выделять местоимение в устной и письменной речи;

- развитие познавательного интереса учащихся на основе языкового материала; формирование умения выявлять признаки понятий на основе работы с понятием «местоимение»; развитие умения извлекать знания из различных источников;

- содействовать развитию культуры речи, воли, самостоятельности при выполнении заданий; развитию творческого подхода к решению учебной задачи; профилактика переутомления.

Оборудование:

- карточки с текстом сказки «Волк и семеро козлят» (отрывок) и таблицей

для выполнения работы в паре; презентация «Местоимение», мультимедийный проектор, компьютер; музыкальное оформление к динамической паузе (под мелодию песни « Я, ты, он, она – вместе целая страна», авторы Д. Тухманов, Р. Рождественский, в исполнении С. Ротару)

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Я хочу вам пожелать

Громко, четко отвечать,

Удачи в учении,

Улыбок и хорошего настроения!

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе, своему соседу, мне.

-  Вспомним, что нам необходимо для успешной работы?

- Правильно, соблюдать основные правила:

  • Уважай товарища – «один говорит, остальные молчат».
  • Умей каждого выслушать.
  • Не согласен – предлагай.

  1. Мотивационный этап:

   Учитель зачитывает отрывок (начало)  из сказки о местоимении по книге В. Волиной «Занимательная грамматика».

- В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена: пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!

        Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:

- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!

          Но вот однажды в это царство случайно  попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди,  удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.

- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец.

- Давайте теперь и мы перенесемся в сказочное царство. Как вы думаете, что произошло  дальше?

- Ребята, а вы хотите узнать, как и с помощью чего помог мудрец  жителям этого царства? Вы хотите побывать в роли этого мудреца?

  1. Целеполагание:

- Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?

- Какой будет тема сегодняшнего урока?

-Сформулируйте для себя цели урока.

         

      На экране появляется 1 слайд с названием темы урока «Местоимение»

 

      На экране появляется 2 слайд с целями, поставленными учащимися

  1. Актуализация знаний:

- Ребята, посмотрите внимательно на слово «местоимение».

- Как вы думаете, от каких двух слов оно образовано? (вместо  

                                                                                           имени)

- А какие имена, части речи вы знаете?

- Жители той сказочной страны, где злая колдунья забрала все имена, очень любят сказки.

- У вас на партах находятся карточки с отрывком из сказки и задания.

- Заполните таблицу, вписав во второй столбик слова из текста, распределив их по указанным частям речи.

     Жила-была коза и семь ее детишек-козлят. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет. Козлятки отопрут дверь и впустят мать.

                 1

                       2

                     3

      местоимения

существительные

прилагательные

числительные

                                       

                      (работа в паре, на доске появляется 3 слайд с

                          правильным вариантом  заполнения таблицы

                           для самопроверки учащимися)

- Кто справился без ошибок?

- Какие ошибки вы допустили?

- Что объединяет эти части речи? (называют предмет, его признак, действие)

- Чем они отличаются?

-  Злая колдунья в нашей сказочной стране забрала все имена из сказки. Что осталось? Прочитайте оставшиеся слова. Сохранился ли смысл сказки?

- Давайте подумаем, можно ли подобрать какие-то слова, которыми можно заменить украденные, сохранив при этом общий смысл сказки?

   (Например: Жила-была она и столько-то ее их. Уходила она в него есть её такую, пить её такую. Как только уйдет – они запрут её и сами никуда не выходят. Воротится она, постучится в неё и запоет…  И т.д.)

- Понятен ли теперь смысл сказки?

- Вернемся к теме нашего урока. Как называются такие слова, которые используются в речи вместо имени?

- Всегда ли можно ими заменять имена существительные, имена прилагательные, числительные?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Как бы вы сформулировали правило, что такое местоимение?

- Сравните свой вариант правила с вариантом, данным в  учебнике.

    V.  Первичное закрепление:

- Посмотрите на нашу таблицу, в ней один столбик остался не заполненным. Замените, где возможно, существительные, прилагательные и числительные местоимениями  и запишите их в последний, третий,  столбик.

- Все ли слова вы смогли заменить? Что вызвало у вас затруднение?

- Теперь предлагаю поработать вам по учебнику и расширить свои знания и представления о местоимениях. ( С.13 упр.17)

- Выпишите слова из этого упражнения в таблицу с вопросами.

Например:

           существительные

           прилагательные

Кто? Мы

……….

Какой? Наш

……….

- Как вы думаете, мы сегодня на уроке со всеми существующими местоимениями познакомились?

      (на экране появляется 4 слайд:

  • Местоимения, которые заменяют существительные:……
  • Местоимения, которые заменяют прилагательные:……)

Динамическая пауза

(под мелодию песни « Я, ты, он, она – вместе целая страна», авторы

Д. Тухманов, Р. Рождественский, в исполнении С. Ротару)

- Какие местоимения прозвучали в этой мелодии? Знакома ли она вам?

- А есть ли другие местоимения в русском языке? (например, которые заменяют числительные)

- Поработаем с упражнением №19.

- Правильно ли дети изобрели новые слова?

- Слова какой части речи они неправильно употребили?

- Замените неправильные слова правильными.

   VI.   Самостоятельная работа:

Учащиеся выполняют упражнение №20 по заданиям. Затем проверка.

- Мы выполнили несколько заданий на уроке. Помогли ли знания, полученные вами при выполнении этих заданий, понять, как мудрец помог жителям сказочного королевства? (высказывания детей)

- Предложите свои варианты, как же тот мудрец помог жителям сказочного королевства?

   VII.   Итог урока:

- Ребята, а как вы думаете, достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?

- Что бы вы еще хотели узнать о местоимении?

- Ответами на эти ваши и другие вопросы мы и займемся на следующих уроках.

-  Давайте подведем итог нашей деятельности на уроке и составим синквейн на слово МЕСТОИМЕНИЕ.

                                     (коллективная работа)

    VIII.   Домашнее задание.

Учитель предлагает задание на выбор.

  1. Упражнение № 21. Выучить правила о местоимении.
  2. Составить 4 предложения с использованием местоимений, с которыми учащиеся познакомились на уроке. Выучить правила о местоимении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Местоимение»

Слайд 2

Цели урока : - уточнить свои знания о местоимении; - выяснить, является ли местоимение частью речи; - узнать, в каких случаях используется местоимение в речи; - выяснить, чем отличается местоимение от других частей речи.

Слайд 3

Сравните свои записи с записями в этой таблице: Жила-была коза и семь ее детишек-козлят. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет. Козлятки отопрут дверь и впустят мать. 1 2 3 местоимения существительные Коза, детишки, козлята, лес, трава, вода, избушка, дверь, мать. прилагательные Шелковая, студеная. числительные Семь.

Слайд 4

Местоимения: - заменяют существительные: я , мы, ты, вы, он, оно, она , они, кто, что, некто , кто-то, никто, никого и т. - заменяют прилагательные: какой, который, чей, мой, твой, наш, ваш, свой, их, его, , этот и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме"Общее понятие об однокоренных(родственных словах)"

Презентация сопровождает урок русского языка по теме "Общее понятие об однокоренных ( родственных ) словах)"...

Разработка урока по русскому языку в 4 классе на тему "Общие понятия о глаголе"

На уроке учащиеся повторяют  знания о существенных признаках глагола; развивают навыки точного употребления глаголов в речи....

Проект урока русского языка по теме "Общее понятие о предлоге" во 2 классе.

Технологическая карта данного урока содержит в себе этапы урока, деятельность учителя на уроке, деятельность учащихся и УУД. Это первый урок в системе уроков по теме "Предлог"....

Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.

Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....

Рабочая программа по русскому языку (авторы учебника: Р.Н. Бунеев и др.). Образовательная система «Школа 2100».

Рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:1.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрад...