Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова) по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 28 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.pptx | 60.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конохова Любовь Александровна,
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ СОШ №36 им. А.М.Городнянского г.Смоленска
Проект урока по русскому языку
в 4 классе по теме
«Местоимение. Общее понятие
(автор учебника «Русский язык 4 класс»
А.В. Полякова, система развивающего
обучения Л.В. Занкова)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
- формирование представлений о местоимении как о части речи, умений распознавать и выделять местоимение в устной и письменной речи;
- развитие познавательного интереса учащихся на основе языкового материала; формирование умения выявлять признаки понятий на основе работы с понятием «местоимение»; развитие умения извлекать знания из различных источников;
- содействовать развитию культуры речи, воли, самостоятельности при выполнении заданий; развитию творческого подхода к решению учебной задачи; профилактика переутомления.
Оборудование:
- карточки с текстом сказки «Волк и семеро козлят» (отрывок) и таблицей
для выполнения работы в паре; презентация «Местоимение», мультимедийный проектор, компьютер; музыкальное оформление к динамической паузе (под мелодию песни « Я, ты, он, она – вместе целая страна», авторы Д. Тухманов, Р. Рождественский, в исполнении С. Ротару)
Ход урока:
- Организационный момент:
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Я хочу вам пожелать
Громко, четко отвечать,
Удачи в учении,
Улыбок и хорошего настроения!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе, своему соседу, мне.
- Вспомним, что нам необходимо для успешной работы?
- Правильно, соблюдать основные правила:
- Уважай товарища – «один говорит, остальные молчат».
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен – предлагай.
- Мотивационный этап:
Учитель зачитывает отрывок (начало) из сказки о местоимении по книге В. Волиной «Занимательная грамматика».
- В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена: пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!
Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:
- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец.
- Давайте теперь и мы перенесемся в сказочное царство. Как вы думаете, что произошло дальше?
- Ребята, а вы хотите узнать, как и с помощью чего помог мудрец жителям этого царства? Вы хотите побывать в роли этого мудреца?
- Целеполагание:
- Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?
- Какой будет тема сегодняшнего урока?
-Сформулируйте для себя цели урока.
На экране появляется 1 слайд с названием темы урока «Местоимение»
На экране появляется 2 слайд с целями, поставленными учащимися
- Актуализация знаний:
- Ребята, посмотрите внимательно на слово «местоимение».
- Как вы думаете, от каких двух слов оно образовано? (вместо
имени)
- А какие имена, части речи вы знаете?
- Жители той сказочной страны, где злая колдунья забрала все имена, очень любят сказки.
- У вас на партах находятся карточки с отрывком из сказки и задания.
- Заполните таблицу, вписав во второй столбик слова из текста, распределив их по указанным частям речи.
Жила-была коза и семь ее детишек-козлят. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет. Козлятки отопрут дверь и впустят мать. | ||
1 | 2 | 3 |
местоимения | ||
существительные | ||
прилагательные | ||
числительные |
(работа в паре, на доске появляется 3 слайд с
правильным вариантом заполнения таблицы
для самопроверки учащимися)
- Кто справился без ошибок?
- Какие ошибки вы допустили?
- Что объединяет эти части речи? (называют предмет, его признак, действие)
- Чем они отличаются?
- Злая колдунья в нашей сказочной стране забрала все имена из сказки. Что осталось? Прочитайте оставшиеся слова. Сохранился ли смысл сказки?
- Давайте подумаем, можно ли подобрать какие-то слова, которыми можно заменить украденные, сохранив при этом общий смысл сказки?
(Например: Жила-была она и столько-то ее их. Уходила она в него есть её такую, пить её такую. Как только уйдет – они запрут её и сами никуда не выходят. Воротится она, постучится в неё и запоет… И т.д.)
- Понятен ли теперь смысл сказки?
- Вернемся к теме нашего урока. Как называются такие слова, которые используются в речи вместо имени?
- Всегда ли можно ими заменять имена существительные, имена прилагательные, числительные?
- Какой вывод вы можете сделать?
- Как бы вы сформулировали правило, что такое местоимение?
- Сравните свой вариант правила с вариантом, данным в учебнике.
V. Первичное закрепление:
- Посмотрите на нашу таблицу, в ней один столбик остался не заполненным. Замените, где возможно, существительные, прилагательные и числительные местоимениями и запишите их в последний, третий, столбик.
- Все ли слова вы смогли заменить? Что вызвало у вас затруднение?
- Теперь предлагаю поработать вам по учебнику и расширить свои знания и представления о местоимениях. ( С.13 упр.17)
- Выпишите слова из этого упражнения в таблицу с вопросами.
Например:
существительные | прилагательные |
Кто? Мы ………. | Какой? Наш ………. |
- Как вы думаете, мы сегодня на уроке со всеми существующими местоимениями познакомились?
(на экране появляется 4 слайд:
- Местоимения, которые заменяют существительные:……
- Местоимения, которые заменяют прилагательные:……)
Динамическая пауза
(под мелодию песни « Я, ты, он, она – вместе целая страна», авторы
Д. Тухманов, Р. Рождественский, в исполнении С. Ротару)
- Какие местоимения прозвучали в этой мелодии? Знакома ли она вам?
- А есть ли другие местоимения в русском языке? (например, которые заменяют числительные)
- Поработаем с упражнением №19.
- Правильно ли дети изобрели новые слова?
- Слова какой части речи они неправильно употребили?
- Замените неправильные слова правильными.
VI. Самостоятельная работа:
Учащиеся выполняют упражнение №20 по заданиям. Затем проверка.
- Мы выполнили несколько заданий на уроке. Помогли ли знания, полученные вами при выполнении этих заданий, понять, как мудрец помог жителям сказочного королевства? (высказывания детей)
- Предложите свои варианты, как же тот мудрец помог жителям сказочного королевства?
VII. Итог урока:
- Ребята, а как вы думаете, достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?
- Что бы вы еще хотели узнать о местоимении?
- Ответами на эти ваши и другие вопросы мы и займемся на следующих уроках.
- Давайте подведем итог нашей деятельности на уроке и составим синквейн на слово МЕСТОИМЕНИЕ.
(коллективная работа)
VIII. Домашнее задание.
Учитель предлагает задание на выбор.
- Упражнение № 21. Выучить правила о местоимении.
- Составить 4 предложения с использованием местоимений, с которыми учащиеся познакомились на уроке. Выучить правила о местоимении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока : - уточнить свои знания о местоимении; - выяснить, является ли местоимение частью речи; - узнать, в каких случаях используется местоимение в речи; - выяснить, чем отличается местоимение от других частей речи.
Сравните свои записи с записями в этой таблице: Жила-была коза и семь ее детишек-козлят. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет. Козлятки отопрут дверь и впустят мать. 1 2 3 местоимения существительные Коза, детишки, козлята, лес, трава, вода, избушка, дверь, мать. прилагательные Шелковая, студеная. числительные Семь.
Местоимения: - заменяют существительные: я , мы, ты, вы, он, оно, она , они, кто, что, некто , кто-то, никто, никого и т. - заменяют прилагательные: какой, который, чей, мой, твой, наш, ваш, свой, их, его, , этот и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме"Общее понятие об однокоренных(родственных словах)"
Презентация сопровождает урок русского языка по теме "Общее понятие об однокоренных ( родственных ) словах)"...
Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге". 2-й класс. УМК "Школа России"
Тема урока: “Общее понятие о предлоге”....
Разработка урока по русскому языку в 4 классе на тему "Общие понятия о глаголе"
На уроке учащиеся повторяют знания о существенных признаках глагола; развивают навыки точного употребления глаголов в речи....
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы кто? что?".
Данный конспект может быть использован для учащихся 6-7 лет...
Проект урока русского языка по теме "Общее понятие о предлоге" во 2 классе.
Технологическая карта данного урока содержит в себе этапы урока, деятельность учителя на уроке, деятельность учащихся и УУД. Это первый урок в системе уроков по теме "Предлог"....
Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.
Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....
Рабочая программа по русскому языку (авторы учебника: Р.Н. Бунеев и др.). Образовательная система «Школа 2100».
Рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрад...