Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Любовь к музыке в произведении В.В. Бианки «Музыкант».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный урок построен по технологии продуктивного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_bianki_muzykant_.docx | 43.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по технологии продуктивного чтения
2 класс
Разработала: учитель начальных классов Митина Ольга Вячеславовна
Тема: Любовь к музыке в произведении В.В. Бианки «Музыкант».
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Цель: знакомство с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».
Задачи:
- - проследить по тексту, как любовь к музыке облагораживает человека и не даёт совершить плохой поступок;
- -проследить, как эту мысль доносит до читателя автор;
- Совершенствовать предметные умения:
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации;
- определять жанр произведения, его тему;
- понимать смысл прочитанного текста, определять главную мысль;
- составлять план рассказа, определяя основную мысль каждой части;
- задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
- объяснять значение слов с использованием словарей и самого текста.
- Расширять представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, формировать бережное, уважительное отношение ко всему живому.
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.
Оснащение урока: учебник «Литературное чтение» - 1 часть (Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина (УМК «Школа России»); выставка книг В.Бианки; толковый словарь.
Ход урока
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания.
Пересказ рассказа Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ
- Актуализация знаний
- В какой раздел входит произведение Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»? («О братьях наших меньших»)
- О ком произведения в этом разделе? (О животных)
(В классе организована выставка книг В.В. Бианки)
- Ребята, посмотрите на выставку книг. Назовите автора всех этих книг.(Виталий Бианки)
- А можно догадаться, о чем писал Виталий Валентинович Бианки?
(Вопрос «О чём писал В.В. Бианки?» записывается на доске)
(О животных, на обложках книг нарисованы животные; о природе; произведение В.Бианки включено в раздел «О братьях наших меньших» ).
- Антиципация.
- Откройте учебники на странице 124 и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. Предположите, кто герой этого произведения. (музыкант)
- Как вы понимаете значение слова музыкант? Кого мы можем назвать музыкантом? (предположения детей)
– Ребята, из какого источника мы можем узнать точное значение слова музыкант? (Из толкового словаря)
-Прочитаем значение слова «Музыкант» по толковому словарю . (Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте)
- Посмотрите на иллюстрацию. Предположите, о ком будет это произведение? (о медведе)
-Почему тогда автор назвал своё произведение «Музыкант»? (предположения детей)
-Как вы думаете, может быть медведь музыкантом? (предположения детей)
- Какой вопрос вы хотели бы задать автору по названию произведения и по иллюстрации к ней? (Это произведение о медведе? или Медведь был музыкантом?.или Почему произведение называется музыкант?)
Вопросы записываются на доске.
- Как вы думаете, произведение какого жанра мы будем читать сегодня: сказку, рассказ? (предположения детей) . Вопрос «Произведение В. Бианки «Музыкант »-это рассказ или сказка?» записывается на доске)
- Формулирование темы урока. Постановка задач урока.
-Какое произведение будем читать сегодня на уроке и кто его автор? (В.Бианки «Музыкант». Тема записывается на доске)
-На какие вопросы мы сегодня хотим получить ответ?(Дети зачитывают вопросы, записанные на доске, добавляют свои вопросы)
- В.Бианки писал о животных?
- Это произведение о медведе? Медведь был музыкантом?
- Почему произведение называется музыкант?
- Какова основная мысль произведения?
- Это рассказ или сказка?
(Могут быть и другие вопросы)
-Давайте прочитаем текст и попробуем найти ответы в произведении.
РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ
- Первичное чтение текста учителем с остановками и комментированием.
Учитель читает текст. Дети слушают , вступают в диалог, высказывают свои предположения по ходу чтения.
В.Бианки «Музыкант»
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке.
( Словарная работа: – Кто такой медвежатник? (Медвежатник – человек, который охотится на медведей) ;
– Как вы понимаете слово «завалинка»? (Значение слова ученики читают в конце учебника в словарике: Завалинка- земляная насыпь с внешней стороны дома)
Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.
Мимо проходил знакомый колхозник (Словарная работа: колхозник - человек, занимающийся сельским хозяйством) и говорит старику:
— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Остановка с вопросом:
-Пойдет старик на охоту или нет? Как вы думаете? (предположения детей)
-Читаем дальше.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.
В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн!..»
Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?»
А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Остановка с вопросом:
-Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Дети высказывают предположения) -Проверим наши предположения, продолжив читать.
Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке (словарная работа: опушка-край леса) разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки (:словарная работа: щепка- тонкая пластинка, отколотая от дерева). А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.
Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
Остановка с вопросом:
-Как поступит старик с медведем? Выскажите свои предположения.
-Проверим наши предположения, прочитав дальше.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!..»
Колхозник спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
— Нет, — ответил старик.
— Что ж так?
— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
- Беседа на выявление первичного восприятия текста.
-На чём играл старый медвежатник?
-Что сообщил ему колхозник?
-Зачем медвежатник пошёл в лес?
-Что он услышал, когда отдыхал в лесу?
-Какую картину увидел старик в лесу?
-Что вас удивило в этом произведении?
- На какие вопросы, поставленные в начале урока, мы можем ответить?
- В.Бианки писал о животных? (да)
- Это произведение о медведе? (да)
- Медведь был музыкантом? (учитель выслушивает ответы детей, которые могут носить противоречивый характер)
-Почему произведение называется музыкант? ( возможные ответы детей: потому что медведь играл на щепке от разбитого грозой дерева , потому что медвежатник любил музыку и пиликал на скрипке)
-Какова основная мысль произведения? (пока не можем точно сформулировать)
-Это рассказ или сказка? (не можем пока точно сказать)
-Прочитаем ещё раз данное произведение и постараемся точно ответить на оставшиеся вопросы.
8. Перечитывание текста учащимися по частям в режиме диалога с автором, составление плана.
1 учащийся читает с начала до слов «Я сейчас медведя в лесу видел.»
– Чем занимался старик, сидя на завалинке? (Он пиликал на скрипке)
– Для чего медвежатник пиликал на скрипке? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку.)
– Что, значит, пиликал на скрипке? (Пиликал на скрипке – плохо играл)
– Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя. Плохо у него выходило)
– Какая главная мысль этой части? Ответьте словами из текста.
(Медвежатник очень любил музыку и старался сам научиться играть).
-– Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку)
– Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник)
– Ответьте словами из текста, что сказал колхозник старику. (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).
2 учащийся читает от слов «Старик отложил скрипку…..» до слов «Звук слышался с опушки»
-Куда пошёл старик? (в лес)
- Что услыхал старик в лесу, когда присел отдохнуть на пенёк? Ответьте словами из текста. (Вдруг старик услыхал:«Дзенн!...». Красивый такой звук, как струна пропела)
- С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной)
- Это приём – сравнение.
-Давайте вместе произнесём этот звук… « дзэннн».
- А этот приём называется звукоподражанием.
- Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.)
-Как можно озаглавить эту часть? ( Красивый звук или Удивительные звуки в лесу.
3 учащийся читает от слов «Старик подкрался из-за ёлочки…..» до слов «…медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.»
- Что увидел старик на опушке леса? Ответ найдите в тексте и прочитайте. (Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь…)
- Как медведь играл на разбитом дереве? Как об этом пишет автор? (Потянул к себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось «Дзенн!...»-как струна пропела.)
-Как озаглавим эту часть? (Медведь играет на щепке)
4 учащийся читает от слов «Вечером знакомый колхозник…» до конца.
-Что старик делал вечером? (Сидел на завалинке со скрипкой и дёргал за струну)
- О чём колхозник разговаривал со стариком?
-Как старик объяснил колхознику, почему он не убил медведя? (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я.)
- Почему же охотник не убил медведя? Ответьте своими словами. (Он пожалел медведя)
-Озаглавим 4-ю часть ( Охотник пожалел медведя)
План на доске.
#1052;едвежатник любил музыку.
#1059;дивительные звуки в лесу.
#1052;едведь играет на щепке.
#1054;хотник пожалел медведя.
- Обобщающая беседа.
- Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Охотник проявил жалость и уважение к медведю. Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю) – основная мысль произведения.
-Как вы относитесь к поступку медвежатника?
-Как бы вы поступили на месте охотника?
РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ
- Концептуальная беседа по тексту
На доске пословица: Красив тот, кто красиво поступает.
- К какому герою рассказа может подойти эта пословица? (к медвежатнику)
- Каким человеком оказался старик? (любящий музыку; не равнодушен к прекрасному; несмотря на то, что он охотник на медведей, не убил медведя, пожалел его, т.к. медведь, по мнению старика, тоже музыкант)
-Каков, по вашему мнению, авторский замысел? Что хотел автор донести до читателей?
(Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди, и их нельзя убивать, а человек, любящий и понимающий прекрасное, искусство не может совершить плохой поступок, навредить природе, в данном случае -медведю)
- Работа с заглавием.
-В начале урока мы с вами уточнили значение слова «музыкант». Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте. Скажите, медвежатник умел играть на музыкальном инструменте, на скрипке? (нет)
-А можно назвать щепку от дерева, на которой играл медведь , музыкальным инструментом?(нет)
-Можно назвать старика и медведя музыкантами? ( нет)
– Как вы думаете, почему же тогда автор назвал свой рассказ «Музыкант»? Ведь ни медвежатник, ни медведь не умели играть на музыкальных инструментах и не были музыкантами? (ответы детей)
-Что объединяет главных двух героев этого произведения? (Любовь к музыке. Они оба любили музыку. Медведь играл на щепке. Это необычное явление в природе)
- Кого имел в виду автор, назвав произведение «Музыкант»? (медведя)
- В прямом или переносном смысле автор называет медведя музыкантом? (в переносном)
- А как бы вы озаглавили текст? (Любовь к музыке. Музыка спасла медведя. и др).
12. Определение жанра произведения.
- На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ещё не ответили? (Это рассказ или сказка?)
-К какому литературному жанру вы отнесёте это произведение? (рассказ)
-Докажите, что это рассказ. (Здесь нет сказочных героев, животные не разговаривают, нет троекратных повторов. Это произведение небольшое по объему, в нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика – охотника, рассказывается о реальном событии, есть ограничение места действия и времени).
13. Знакомство с писателем.
-Как вам кажется, каким человеком должен быть писатель, написавший рассказ «Музыкант»? (предположения детей)
- Звучная фамилия Бианки досталась ему от предков –итальянцев. Писатель родился в Петербурге 12 февраля 1894 года (124 года назад!) в семье ученого-биолога. Отец Бианки работал в Зоологическом музее Российской Академии наук, и мальчик с малых лет был его посетителем. А дома всегда было много зверей, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Отдыхая в деревне, Бианки выкармливал птенцов, зайчат, ежей, белок…
Любовь к природе привил мальчику отец. Он знал каждую травинку, птицу, зверушку называл по имени. Учил сына узнавать птиц по голосу, по виду, по полёту. И с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у Виталия в привычку на всю жизнь.
Всю жизнь Виталий Валентинович много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Особенно запомнились походы по Алтаю. Свои впечатления от путешествий писатель воплощал в детских произведениях.
Писать для детей он начал в 28 лет. За 30 лет написал для детей более 120 книг, в которые вошло около 300 рассказов, сказок, повестей. Это произведения о природе. В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка», «Пёрышко» и другие. Произведения В. Бианки учат детей бережно относиться к природе, любить ее. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Все, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
Многие названия произведений В.В. Бианки содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?», «Чьи это ноги?». (Учитель показывает детям названные книги.) Я советую вам их прочитать.
14. Творческое задание
- Предлагаю пересказать рассказ «Музыкант» по составленному плану от имени старика-охотника. (Учитель начинает пересказ, дети продолжают)
15. Итоги урока
- С каким произведением мы сегодня работали на уроке? ( «Музыкант»)
- Кто автор данного произведения? (Виталий Валентинович Бианки)
- На какие вопросы искали ответ? (Называют вопросы, зачитывая их на доске )
-Мы ответили на эти вопросы? (да)
- Что интересного для себя вы сегодня узнали?
16. Рефлексия
- Что вам понравилось (не понравилось) на уроке?
- Что бы хотели выполнить ещё раз?
- Продолжите предложения:
СЕГОДНЯ Я ПОНЯЛ…
МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ…
МНЕ БЫЛО ТРУДНО...
16. Домашнее задание
На выбор:
1. Пересказать рассказ «Музыкант» от имени старика-охотника.
2. Нарисовать рисунок к понравившейся части рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения 4 класс по теме "Мир семьи в произведении Ю.Яковлева "Мама"
Урок литературного чтения в 4 классе по системе Л.В.Занкова по произведению Ю.Яковлева "Мама"...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России по теме: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Использование технологических карт для организации и проведения учебных занятий в начальной школе по ФГОС....
Конспект урока литературного чтения 2 класс В.Бианки " Музыкант"
Данная разработка поможет детально разобрать произведение. Урок открытия новых знаний. Формирование навыков выразительного чтения....
Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)
Цели и задачи урока : 1. Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...
Урок литературного чтения 2 класс В.Бианки "Музыкант"
Урок литературного чтения 2 класс В.Бианки "Музыкант"...
Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....
Конспект арт-урока литературного чтения 2 класс. Тема: «Образ матери в художественных произведениях». Ю. Я. Яковлев «Мама»
Технологическая карта урока/занятия Предметкурс В. А. Лазаревой «Литературное чтение» 2 классКласс2 классТип урока/занятияарт-урокТехнология построения урока/занятияобучение, воспита...