Разработка урока по русскому языку 2 кл. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Понятие: непарные согласные шипящие звуки.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока по русскому языку 2 кл.  Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Понятие: непарные согласные шипящие звуки.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

муниципального образования город-курорт Анапа

имени Героя Советского Союза Леонида Ивановича Севрюкова

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Понятие: непарные согласные шипящие звуки.  

Конспект открытого урока по русскому языку                                                                                                                                                                              

                                                                             

         Автор                                                                                                          

Пинчук Анна Васильевна,                                                                                                            Россия, Краснодарский край, город-курорт Анапа,                                                                                 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                        средняя общеобразовательная школа №7 им. Л.И. Севрюкова,

 2 Б класс                                                                                                                                                                                              

Руководитель:                                                                                                                                                               Авдеюк Виктория Павловна,                                                                                                                                                                       зам.директора по УВР,

                              муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

им. Л.И. Севрюкова

Анапа, 2020

Разработка рекомендована учителям начальных классов , работающих по УМК "Школа России"
Цели:
• Совершенствовать навык написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу;
• Развивать умение определять в словах орфограммы;
• Развивать связную речь учащихся, умение анализировать, делать выводы;
• Развивать память, четкую речь;
• Воспитывать самостоятельность, аккуратность, самоконтроль.
Планируемые результаты:
Личностные:
• проявлять интерес к русскому языку;
• осознавать ответственность за результаты своей деятельности;
• критически оценивать свою работу.
Метапредметные:
Познавательные:
• Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
Коммуникативные:
• Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные:
• Постановка учебной задачи в содействии с учителем;
• Самооценивание и взаимооценивание качества и уровня усвоения материала.
Предметные:
• Повторить знания о написании орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу;
• Совершенствовать навыки написания слов с этими орфограммами;
• Развивать умение видеть изученные орфограммы в словах, предложениях, текстах.

   1.Орг. момент.

  -  Мы с вами продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка.

Читаем, запоминаем

Ни минуты не теряем!

  1. Минутка чистописания

-  Как обычно наш урок мы начинаем с минутки чистописания.

Сегодня мы будем писать буквы, звуки которых спрятались в скороговорках. Эти скороговорки нам представят одноклассники.

1.В Сашином лукошке шесть кошек.

- Какой звук повторялся чаще всего?

- Дайте характеристику этого звука. (Согласный, парный шипящий, всегда твердый, глухой.)

- Какой буквой обозначается? (ша)

2.Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

- Какой звук повторялся чаще всего?

- Какой буквой обозначается? (же)

- Дайте характеристику этого звука. (Согласный, парный, шипящий, всегда твердый, звонкий.)

3.Щуку я тащу, тащу. Щуку я не отпущу.

- Какой звук повторялся чаще всего?

- Дайте характеристику этого звука.

- Какой буквой обозначается?  (ща) (Согласный, шипящий, непарный глухой, всегда мягкий.)

4.Горячи калачи, калачи горячи.

- Какой звук повторялся чаще всего?

- Дай характеристику этому звуку.

- Какой буквой обозначается? (че) (Согласный, шипящий, непарный глухой, всегда мягкий.)

- Составим узор из букв. ШшЖжЩщЧч.

Проведем разминку для  кистей рук.

“Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола.

- Установите закономерность и допишите до конца строки. Напоминаю вам о правильной посадке и расположении тетради. Обратите внимание на одинаковую высоту элементов, наклон.

- Подчеркните самый красивый узор. (Самооценка)

- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки слышим и говорим, буквы видим и пишем)

- Что общего у этих букв? (обозначают шипящие согласные)

- На какие группы можно разделить? (Твердые и мягкие)

- Какая буква лишняя и почему? (Ж - обозначает звонкий звук)

3. Словарная работа

– Вспомним правила работы в ГРУППЕ. (Дети называют их: не шуми; выслушай мнение товарища; обоснуй ответ).

- Выполни задания.

1.Выдели корень и запиши его: часик, часок, часовой,_________________

2.Поставь слово товарищ во множественное число. ____________________________

3. Подбери антонимы с сочетаниями жи-ши. Что такое антонимы?

1. Завтрак - ________________(ужин)

4.Подбери синоним с сочетаниями жи-ши. Что такое синонимы?

1. Автомобиль - _________________ (машина)

5. Травянистое дикорастущее растение с продолговатыми съедобными листьями кислого вкуса. (щавель)

- Найдите среди записанных слов словарные слова. Что обозначает слово. (машина, товарищ, щавель.)

-  Запишите словарные слова в алфавитном порядке. Поставьте ударение. Подчеркните гласную, требующую запоминания. Разделите слова, которые у вас получились, на слоги для переноса.

- С помощью чего можно проверить написание этих слов?              

 - Как расположены слова в словаре?

- Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? что?

 _ Составьте предложение с любым из этих слов. Запишите. (Самооценка)

- Какие орфограммы встречаются в словах – отгадках?

. -В этих пословицах найдите слово-синоним к слову ДРУГ. (Друг – товарищ). Антоним (враг).

—Проведем фонетический анализ слова

— Сколько в слове товарищ слогов? (3) Почему три слога ?

(Дети ставят ударение, подчёркивают безударную гласную).

— Назовите ударный слог? (Ударный второй слог.)

Разделите на слоги.

- Составь и запиши предложение с любым из этих слов. Найди и подчеркни грамматическую основу.

Целеполагание

-А теперь попробуй сформулировать тему урока.

-Сегодня мы будем говорить о шипящих согласных звуках. Буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Знакома ли нам эта тема?

  - Какой гласный звук произносится в словах каждой группы?

- А какими буквами он обозначен.

- А как вы думаете, почему мы опять возвратились к этой теме?

 - Давайте сформулируем цель нашего урока

  - Каким образом можем достичь этой цели?

Задания для любознательных (*)(Работа в паре)

- Прочитайте стихотворение, которое сочинил ученик.

Отчего ежЫ, ершЫ,

 ЩЮки, чЯйки и волчЯта

 Рассмеялись от душЫ.

 - Почему вы засмеялись? Что необычное заметили?

 - Исправьте, если нужно, ошибки. Что посоветуете ученику? Какое правило поможет нам правильно написать слова?

4. Работа по теме урока

ЗАПОМНИ!

Звуки [ж] ,  [ш] – непарные твёрдые согласные звуки., но в сочетаниях жи, ши не пишется буква Ы: жил, шил, ошибка.( Правило   с.11)

[ч’] и [щ’] – мягкие непарные согласные звуки.

- А сейчас прочитай стихотворение, которое будет тебе помогать правильно писать буквосочетания.

В сочетаниях ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишем только букву У.

- Подберите слова, в которых встречаются слоги или буквосочетания жи- ши, ча-ща, чу- щу. (Жираф, чудо….

— Запиши одним словом.

1.Зимой летят с неба. (Снежинки)

2.Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала. (Смешинка)

3.Берёзовая… (Роща)

4.Чайная пара: блюдце и (Чашка)

Подчеркни орфограммы.

  1. Физкультминутка. 

Один ученик читает слова. Если встречается буквосочетание:

- жи-ши- хлопаем в ладоши один раз,

- ча – ща, то подпрыгиваем один раз,

- чу -щу, топни один раз.

Лыжи, роща, чай, жизнь, чудо, уши, чулок, щука, задача, шить.

  1. Закрепление пройденного материала.

- Выполни упражнение по учебнику. (Работа по рядам)

- Упр. 11

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Ищи товарища лучше, а не хуже себя.

Делу время, а потехе час.

Как вы их понимаете?

Какая из пословиц важна для каждого из вас?-Почему?

(Ученики называют) Задание : спишите по вариантам :

           1 вариант – первую пословицу . Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

           2 вариант – вторую пословицу . Ищи товарища лучше, а не хуже себя.

1 уровень. Подчеркните в словах жи- ши, ча-ща, чу-щу..

1 уровень. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

-Назовите слова, в которых встретились изученные сочетания. (Взаимопроверка)

– Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!

 Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням

1-й уровень.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.              

Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.

2-й уровень.

Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).

3-й уровень.

Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.

9. Закрепи свои знания. Выполни тест. (Взаимопроверка)

1. Укажи слово, в котором есть шипящий согласный звук:
а) шутка
б) магазин
в) книга

2. Какая скороговорка учит произносить шипящий звук:
а) По семеро в сани уселись сами.
б) Человек часто смотрел на часы, часы показывали час.
в) Проворонила ворона воронёнка.

3. Укажи непарный твёрдый шипящий согласный звук:
а) [ч’]
б) [щ’]
в) [ж]

4. Укажи непарный мягкий шипящий согласный звук:
а) [ч’]
б) [м’]
в) [ж]

5. Укажи слово с твердыми шипящими звуками:
а) щи
б) чайник
в) пружина

10.Рефлексия. Итак, ребята, наш урок подошёл к концу.

Какую цель перед собой ставили в начале урока?

Всё ли у вас получилось на уроке?

Какие задания вызвали затруднения?

О чём бы вам хотелось рассказать своим друзьям, родителям?

1. Какие виды работ вам понравились?

2. Написание какого правила повторяли?

3. Оцените свою работу и работу своих товарищей

10.Подведение итогов урока

11. Домашнее задание Стр. 12 упр. 16.

(повышенный уровень). Работа над деформированным текстом.

Трещат, морозы.
тишина, лесу, в, стоит.
по, стучат, дятлы, в , стволу.
ищут, они, пищу, корой, под.

Кому трудно, даётся карточка.

Карточка – помощник

– Что делают морозы?

– Что стоит в лесу?

– Кто стучит по стволу?

– Что они ищут под корой?

Благодарю вас за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Разработка урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"

План-конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме " Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу - это орфограммы....

Разработка урока по русскому языку - шипящие согласные звуки. 1кл.

Данный урок направлен на изучение нового материала. Познакомить учащихся о твердости - мягкости согласных звуов и буквосочитаниях: жи - ши, ча - ща, чу - щу, и их ролью в русском языке....

Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Позиционное чередование гласных и согласных звуков»

Методическая разработка урока по русскому языку соответствует программе 2 класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Обобщить знаний учащихся о позициях гласного и согласного зв...