Разработка урока по русскому языку 2 кл. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Понятие: непарные согласные шипящие звуки.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку 2 кл. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Понятие: непарные согласные шипящие звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_2_kl._bukvosochetaniya_zhi-shi_cha-shcha_chu-shchu.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
муниципального образования город-курорт Анапа
имени Героя Советского Союза Леонида Ивановича Севрюкова
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Понятие: непарные согласные шипящие звуки.
Конспект открытого урока по русскому языку
Автор
Пинчук Анна Васильевна, Россия, Краснодарский край, город-курорт Анапа, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 им. Л.И. Севрюкова,
2 Б класс
Руководитель: Авдеюк Виктория Павловна, зам.директора по УВР,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
им. Л.И. Севрюкова
Анапа, 2020
Разработка рекомендована учителям начальных классов , работающих по УМК "Школа России"
Цели:
• Совершенствовать навык написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу;
• Развивать умение определять в словах орфограммы;
• Развивать связную речь учащихся, умение анализировать, делать выводы;
• Развивать память, четкую речь;
• Воспитывать самостоятельность, аккуратность, самоконтроль.
Планируемые результаты:
Личностные:
• проявлять интерес к русскому языку;
• осознавать ответственность за результаты своей деятельности;
• критически оценивать свою работу.
Метапредметные:
Познавательные:
• Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
Коммуникативные:
• Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные:
• Постановка учебной задачи в содействии с учителем;
• Самооценивание и взаимооценивание качества и уровня усвоения материала.
Предметные:
• Повторить знания о написании орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу;
• Совершенствовать навыки написания слов с этими орфограммами;
• Развивать умение видеть изученные орфограммы в словах, предложениях, текстах.
1.Орг. момент.
- Мы с вами продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка.
Читаем, запоминаем
Ни минуты не теряем!
- Минутка чистописания
- Как обычно наш урок мы начинаем с минутки чистописания.
Сегодня мы будем писать буквы, звуки которых спрятались в скороговорках. Эти скороговорки нам представят одноклассники.
1.В Сашином лукошке шесть кошек.
- Какой звук повторялся чаще всего?
- Дайте характеристику этого звука. (Согласный, парный шипящий, всегда твердый, глухой.)
- Какой буквой обозначается? (ша)
2.Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.
- Какой звук повторялся чаще всего?
- Какой буквой обозначается? (же)
- Дайте характеристику этого звука. (Согласный, парный, шипящий, всегда твердый, звонкий.)
3.Щуку я тащу, тащу. Щуку я не отпущу.
- Какой звук повторялся чаще всего?
- Дайте характеристику этого звука.
- Какой буквой обозначается? (ща) (Согласный, шипящий, непарный глухой, всегда мягкий.)
4.Горячи калачи, калачи горячи.
- Какой звук повторялся чаще всего?
- Дай характеристику этому звуку.
- Какой буквой обозначается? (че) (Согласный, шипящий, непарный глухой, всегда мягкий.)
- Составим узор из букв. ШшЖжЩщЧч.
Проведем разминку для кистей рук.
“Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола.
- Установите закономерность и допишите до конца строки. Напоминаю вам о правильной посадке и расположении тетради. Обратите внимание на одинаковую высоту элементов, наклон.
- Подчеркните самый красивый узор. (Самооценка)
- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки слышим и говорим, буквы видим и пишем)
- Что общего у этих букв? (обозначают шипящие согласные)
- На какие группы можно разделить? (Твердые и мягкие)
- Какая буква лишняя и почему? (Ж - обозначает звонкий звук)
3. Словарная работа
– Вспомним правила работы в ГРУППЕ. (Дети называют их: не шуми; выслушай мнение товарища; обоснуй ответ).
- Выполни задания.
1.Выдели корень и запиши его: часик, часок, часовой,_________________
2.Поставь слово товарищ во множественное число. ____________________________
3. Подбери антонимы с сочетаниями жи-ши. Что такое антонимы?
1. Завтрак - ________________(ужин)
4.Подбери синоним с сочетаниями жи-ши. Что такое синонимы?
1. Автомобиль - _________________ (машина)
5. Травянистое дикорастущее растение с продолговатыми съедобными листьями кислого вкуса. (щавель)
- Найдите среди записанных слов словарные слова. Что обозначает слово. (машина, товарищ, щавель.)
- Запишите словарные слова в алфавитном порядке. Поставьте ударение. Подчеркните гласную, требующую запоминания. Разделите слова, которые у вас получились, на слоги для переноса.
- С помощью чего можно проверить написание этих слов?
- Как расположены слова в словаре?
- Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? что?
_ Составьте предложение с любым из этих слов. Запишите. (Самооценка)
- Какие орфограммы встречаются в словах – отгадках?
. -В этих пословицах найдите слово-синоним к слову ДРУГ. (Друг – товарищ). Антоним (враг).
—Проведем фонетический анализ слова
— Сколько в слове товарищ слогов? (3) Почему три слога ?
(Дети ставят ударение, подчёркивают безударную гласную).
— Назовите ударный слог? (Ударный второй слог.)
Разделите на слоги.
- Составь и запиши предложение с любым из этих слов. Найди и подчеркни грамматическую основу.
Целеполагание
-А теперь попробуй сформулировать тему урока.
-Сегодня мы будем говорить о шипящих согласных звуках. Буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Знакома ли нам эта тема?
- Какой гласный звук произносится в словах каждой группы?
- А какими буквами он обозначен.
- А как вы думаете, почему мы опять возвратились к этой теме?
- Давайте сформулируем цель нашего урока
- Каким образом можем достичь этой цели?
Задания для любознательных (*)(Работа в паре)
- Прочитайте стихотворение, которое сочинил ученик.
Отчего ежЫ, ершЫ,
ЩЮки, чЯйки и волчЯта
Рассмеялись от душЫ.
- Почему вы засмеялись? Что необычное заметили?
- Исправьте, если нужно, ошибки. Что посоветуете ученику? Какое правило поможет нам правильно написать слова?
4. Работа по теме урока
ЗАПОМНИ!
Звуки [ж] , [ш] – непарные твёрдые согласные звуки., но в сочетаниях жи, ши не пишется буква Ы: жил, шил, ошибка.( Правило с.11)
[ч’] и [щ’] – мягкие непарные согласные звуки.
- А сейчас прочитай стихотворение, которое будет тебе помогать правильно писать буквосочетания.
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишем только букву У.
- Подберите слова, в которых встречаются слоги или буквосочетания жи- ши, ча-ща, чу- щу. (Жираф, чудо….
— Запиши одним словом.
1.Зимой летят с неба. (Снежинки)
2.Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала. (Смешинка)
3.Берёзовая… (Роща)
4.Чайная пара: блюдце и (Чашка)
Подчеркни орфограммы.
- Физкультминутка.
Один ученик читает слова. Если встречается буквосочетание:
- жи-ши- хлопаем в ладоши один раз,
- ча – ща, то подпрыгиваем один раз,
- чу -щу, топни один раз.
Лыжи, роща, чай, жизнь, чудо, уши, чулок, щука, задача, шить.
- Закрепление пройденного материала.
- Выполни упражнение по учебнику. (Работа по рядам)
- Упр. 11
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Ищи товарища лучше, а не хуже себя.
Делу время, а потехе час.
Как вы их понимаете?
Какая из пословиц важна для каждого из вас?-Почему?
(Ученики называют) Задание : спишите по вариантам :
1 вариант – первую пословицу . Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
2 вариант – вторую пословицу . Ищи товарища лучше, а не хуже себя.
1 уровень. Подчеркните в словах жи- ши, ча-ща, чу-щу..
1 уровень. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
-Назовите слова, в которых встретились изученные сочетания. (Взаимопроверка)
– Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!
Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням
1-й уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.
Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.
2-й уровень.
Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).
3-й уровень.
Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.
Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.
9. Закрепи свои знания. Выполни тест. (Взаимопроверка)
1. Укажи слово, в котором есть шипящий согласный звук:
а) шутка
б) магазин
в) книга
2. Какая скороговорка учит произносить шипящий звук:
а) По семеро в сани уселись сами.
б) Человек часто смотрел на часы, часы показывали час.
в) Проворонила ворона воронёнка.
3. Укажи непарный твёрдый шипящий согласный звук:
а) [ч’]
б) [щ’]
в) [ж]
4. Укажи непарный мягкий шипящий согласный звук:
а) [ч’]
б) [м’]
в) [ж]
5. Укажи слово с твердыми шипящими звуками:
а) щи
б) чайник
в) пружина
10.Рефлексия. Итак, ребята, наш урок подошёл к концу.
Какую цель перед собой ставили в начале урока?
Всё ли у вас получилось на уроке?
Какие задания вызвали затруднения?
О чём бы вам хотелось рассказать своим друзьям, родителям?
1. Какие виды работ вам понравились?
2. Написание какого правила повторяли?
3. Оцените свою работу и работу своих товарищей
10.Подведение итогов урока
11. Домашнее задание Стр. 12 упр. 16.
(повышенный уровень). Работа над деформированным текстом.
Трещат, морозы.
тишина, лесу, в, стоит.
по, стучат, дятлы, в , стволу.
ищут, они, пищу, корой, под.
Кому трудно, даётся карточка.
Карточка – помощник – Что делают морозы? – Что стоит в лесу? – Кто стучит по стволу? – Что они ищут под корой? |
Благодарю вас за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
Урок по русскому языку "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"
Учить детей правописанию мягкого знака после шипящих....
Разработка урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"
План-конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме " Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу - это орфограммы....
Разработка урока по русскому языку - шипящие согласные звуки. 1кл.
Данный урок направлен на изучение нового материала. Познакомить учащихся о твердости - мягкости согласных звуов и буквосочитаниях: жи - ши, ча - ща, чу - щу, и их ролью в русском языке....
Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Позиционное чередование гласных и согласных звуков»
Методическая разработка урока по русскому языку соответствует программе 2 класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Обобщить знаний учащихся о позициях гласного и согласного зв...