Разработка урока по русскому языку "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными." 2 класс по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 2 класс
Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.
учитель начальных классов
Логошко Е.А.
Симферополь
2018
Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.
Класс: 2
Предмет: русский язык
Тип урока: урок систематизации и изученного материала (по типологии ФГОС)
Цели урока: - образовательная: формирование представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; обобщение и систематизация знаний.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме, научаться переносить слова с мягким знаком .
Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Методы обучения: по источнику познания: словесный, наглядный, практический;
по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.
эвристическая беседа,репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группе с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Формы обучения: фронтальная, работа в парах, группах.
Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.
Педагогические технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология, технология сотрудничества, моделирование ситуации успеха, критическое мышление.
Оборудование урока: компьютер, презентация по теме урока, словарные слова , электронное приложение, дидактические карточки, учебник, тетради, дидактический материал для обучающихся.
Ход урока:
- Мотивирование к учебной деятельности
1. - Здравствуйте! Я рада видеть вас на уроке русского языка. Проверим вашу готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка, линейка, дневник. Все на месте.
- Встаньте ровно и красиво прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок.
Проверим- Руки. Ноги? Локти? Спина?
Слайд№2
Девиз нашего урока сегодня «Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить».
- Объясните смысл девиза. (Чтобы мобилизовать наши силы)
- потрите ладошками ваши ушки
- потяните мочки ушей вниз, вверх, в стороны.
2. Эмоциональный настрой.
- Улыбнитесь друг другу.
- Повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками, подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас с вами всё получится и зажгите наше солнышко своими улыбками.
- Урок русского языка - сложный, требующий вашего старания, стремления к знаниям, внимания, аккуратности. Со всеми трудностями можно справиться, если человек все делает с хорошим настроением большим желанием.
Слайд№3
Всё сумею, всё смогу и соседу помогу.
Сели правильно. Дети открывают тетради, три ученика читают стихи по две строчки:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, трудолюбивыми и старательными.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Отступите 2 строчки от предыдущей работы . Записываем число (Восемнадцатое ) месяц(декабря) классная работа.
- Актуализация знаний.
1. Чистописание. А сейчас проведём минутку чистописания!
- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, трудолюбивыми и старательными.
–Какую букву будем писать вы догадаетесь, когда прослушаете это четверостишие:
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную писать.
-Какую букву будем мы писать?
Не просто будем писать эту букву ,а в соединениис другими согласными
Слайд№4 ль,мь,рь,нь,сь,зь,дь,ть
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.
Найдите на строке самые красивые буквы и подчеркните их. Чем больше подчеркнули, тем лучше.
- Оцените свою работу.
- Молодцы, ребята, справились с заданием !
Чтобы узнать какие слова запишем с этим знаком вам нужно отгадать загадки
1.
От ушей и до хвоста
Шерсть густая у кота,
У него короткий хвостик.
Не приходит к нам он в гости.
Котик наш в лесу живет,
Когти точит, спинку гнет,
Но не скажешь киске - брысь!
Потому, что это (рысь.) Слайд №5
2.
Сбоку марка и картинка
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое как птица,
Если захочешь —
За море умчится. (письмо) Слайд №6
3.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь) Слайд №7
4.
Оно из шерсти иль из драпа,
Из меха воротник богатый,
А чтобы вы не заболели,
Согреет вас от злой метели!
Отгадайте, это что? Это зимнее... (пальто) Слайд №8
Обратите внимание на слова по чистописанию и разделите их на две группы.( -1.Слова с Ь на конце,-2.Слова с Ь в середине слова)
- Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Кто догадался, какая тема урока? (Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными Слайд№9
Давайте составим вместе план работы на урок:!!!!!!!!!!!!!!!!!! Карточки вывесить на доску!
- научимся обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и в середине слова перед согласным.
- научимся правильно писать слова с ь знаком
- научимся переносить слова с Ь знаком в середине слова.
1. Работа в паре:
- А сейчас поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки .Возьмите карточку №1. Слайд№10
Карточка №1 окунь, пальчик, зверь, пень, альбом, крыльцо I –группа II- группа |
1.Какое место занимает Ь в словах?(в конце или в середине слова)
2. А теперь разделите их на 2 группы.
3.Какую роль играет Ь знак в словах каждого столбика?
Вывод: Ь на конце слова и в середине между согласными показывает, что согласный перед ним произносится мягко.
Что вы узнали о мягком знаке?
Вот мы ответили мы с вами на 1 вопрос плана.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
– Игра «Превращение слов» Слайд №11
А сейчас поиграем Работа в тетрадях
Измените слова так, чтобы они называли один предмет (образуйте от данных слов единственное число).
Олени – …, гуси – …, лебеди – …, тюлени – …, кони – …, голуби –…, глухари – … .
запиши слова-отгадки на мои загадки
Молодцы!
- Где стоит Ь знак в этих словах? Что он обозначает?
Вывод: на письме мягкий согласный звук на конце слова обозначается ь.
Вот мы ответили на 2 пункт плана!
Пальчиковая гимнастика Слайд №12
Работа с учебником Слайд №13
Упр.204 стр.126
Сделайте вывод: для чего в конце слова пишется ь? Что он показывает? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.)
Может ли мягкий знак стоять в начале слова?
Физминутка
- Давайте проведём физминутку.
Встаньте, выпрямите спинки.
Игра "Поймай слово". Слайд №14
- Я буду называть слова. Если в них встречается Ь в конце , то вы хлопаете в ладоши, а если посередине , то приседаете.
Слова: ель, мель, мальчик, пальчик, пеньки, олень, тюлень, гусь, учитель, сирень, снегирь, школьник, лебедь,декабрь
V. Закрепление знаний и способов действий. Слайд №15
Упр.206 стр.127
– Что общего у слов?
– Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных звуков.)
– Какую роль он выполняет? (Обозначает мягкость согласного звука перед согласным звуком.)
Сделайте вывод: где и почему пишется ь в словах? (ь в середине слова между буквами согласных пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.)
Работа у доски. Словарное слово Слайд№16
- Вспомним правило переноса слов с мягким знаком в середине слова.
Б Ь Е Е М Л (мебель) Вывешиваю буквы на доску (собрать слово)
Дано вам слово странное,
Почти как иностранное.
На него вы посмотрите
И дружно мне переведите!
- Давайте произнесем слово мебель хором.
Объясните его лексическое значение.
Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
А теперь вам трудное задание – подберите однокоренные слова. Докажите свою точку зрения.
Запишите
мебель- мебельный .
Разделите их черточкой для переноса.
Вывод: (Буква ь от предшествующей буквы не отделяется: ме-бель- мебель-ный.)
Вот мы ответили на 3 пункт нашего плана
Гимнастика для глаз Слайд№17
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа в группах (по 4 человека). Слайд№18
игра «Найди потерявшийся слог»
На столах лежат конверты с заданием №2.
Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки
1.Собрать правильно слова
2.Разделите их на группы
2.Прочитайте слова, запишите их самостоятельно для переноса.
Конь-ки, крыль-цо, школь-ни-ца Уголь-ки, коль-цо, учи-тель-ни-ца
Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон. Каждый ученик доказывает свой ответ.
- Ребята, кто допустил ошибки? Почему?
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
А сейчас задание для самых – самых внимательных. (работа в тетрадях)
Диктант «Плюс - минус».
«Плюс» поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
«Минус» напиши в ответ.
День, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, рысь,
Кот, конь, шум, шить. + - + - - + + - -+ + - +- + Взаимопроверка Слайд№19
7. Подведём итог нашего урока.
Выставить отметки за урок. В течение всего урока (хор. Отлично. умничка)- вербальное оценивание детей
Приготовим наши ладошки.
(Метод «Пять пальцев»)
М (мизинец) – мыслительный процесс.
- Что узнали сегодня на уроке?
(Узнали про слова с мягким знаком согласными.)
Б (Безымянный) – близость цели.
- Чему научились?
(Научились писать слова с мягким знаком в середине и в конце слова после согласных и правильно переносить слова с Ь знаком согласными с одной строки на другую.)
С (Средний) – состояние духа.
- Кому понравился урок?
У (Указательный) – услуга, помощь.
- Чем порадовали друзей?
Б (Большой) – бодрость, физическая форма.
- Что я сделал для своего здоровья?(тренировал зрение)
VII. Домашнее задание. По желанию – задания на карточках. Слайд №20
Карточка №3. Спиши, разделив слова для переноса. |
Карточка №4. О-вцы, ут-ки, е-жик, зай-ка, Мал-ьчик, пальч-ик, ло-б, гла-за, Во-лк, ли-са, мед-ведь, ко-за. Где ошибки? Вот вопрос! Кто исправит перенос? |
- Спасибо всем за урок!!!! Слайд №21
Доп.материал. Работа с диском
Литература:
- Поурочные планы по русскому языку к учебнику Канакиной В.П. 2 класс по программе «Школа России»
- Канакина В.П. учебник «Русский язык»,2 класс
- http://soiro.ru/forum/datas/users/sova_2.gif
- http://www.playcast.ru/uploads/2016/01/11/16771446.jpg
- http://110sad.ru/wpcontent/uploads/2011/12/Филин.jpg
- http://www.flywall.ru/image/animals/los-zimoy.jpg
- http://oboik.ru/uploads/11_05_2013/view/201302/oboik.ru_65189.jpg
- http://5klass.net/datas/matematika/Edinitsy-massy-3-klass/0006-006-Ot-80-do-1200-kg.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"
ЦЕЛИ УРОКА:1. Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на п...
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными (урок рефлексия)
Повторение способов обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь....
Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"
Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"...
Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слов...
Конспект урока по русскому языку " Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными".
В документе представлен конспект урока и технологическая карта урока....
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.
Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Урок закрепления. Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме ...
Разработка урока русского языка на тему " Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными»"
Урок систематизации и обобщения знаний....