Урок по русскому языку "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Учить детей правописанию мягкого знака после шипящих.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
Нычик Ольга Александровна, учитель начальных классов
Цель урока: учить связывать предложение о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова;
Формировать умение выполнятьработу с Обратным словарём, выписывать слова, основы которыхоканчиваются на –Ш и ШЬ.
Задачи урока:
- образовательная:
- познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук;
- развивающая:
- развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
- развитие внимания, зрительной памяти учащихся при работе со словарями;
- воспитывающая:
- воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку;
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Авторский медиапродукт – презентация 24 слайда (среда POWER POINT)
Оборудование:
- карточки с заданиями для исследовательской работы;
- презентация 24 слайда ;
- учебник русского языка для 2 класса (автор Н.А.Чуракова, , «Академкнига», 2010 год, ПНШ);
- бланки для проверки знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд № 1.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы.
II. Чистописание.
На доске:
ж ч ш щ ь
- Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ч, щ?
- Для чего служит мягкий знак? (ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный).
- Пропишите каллиграфически правильно буквы.
III. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
На слайде №2:
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, пом…щь.
- Прочитайте слова.
- Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные, ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный). Объясните написание орфограмм.
- Выпишите слова в два столбика.
- По каким признакам вы распределите слова в два столбика? (в один столбик выпишу слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком).
- Какие гласные вставили? Назовите их.
- Как вы распределили слова по двум столбикам?
Проверка. (Слайд № 2)
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «помощь»).
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.
IV. Создание проблемной ситуации.
(Слайд № 3)
Устно: Замените словосочетания одним словом:
Она бывает устной и письменной – речь
Человек, который играет на трубе – трубач
Место, где купаются и загорают – пляж
Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб - рожь
- Что заметили в словах? (почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).
- Какая проблема встает перед нами? (нам надо узнать, когда на конце слов-предметов после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).
V. Открытие детьми нового знания.
- Сейчас будем работать парами.
- Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод.
(Слайд № 4)
Исследуем слова
- Прочитайте слово.
- Определите род у слов-названий предметов.
- Какой звук слышится на конце слова?
- Подумайте, на какие группы можно распределить слова.
- Запишите слова, распределив их на группы.
- Чем отличаются слова из каждой группы?
- Сделайте вывод. Попробуйте сформулировать правило.
(Слайд № 5). На экране слова:(распределите слова в 2 столбика)
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.
Каждая пара выполняет задание в тетрадях. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о своих исследованиях.
- Давайте проверим, как вы распределили слова в два столбика.
- Какова же работа мягкого знака в этих словах? (грамматическая, . Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
- Какой вывод можно сделать? (мягкий знак после шипящих на конце пишется только в словах женского рода в ед. ч., а у слов –названий предметов мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
- Схемой это можно записать так: (Слайд №6)
VI. Работа с учебником (правило).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
Чтение правила в учебнике с.152.
- Правы ли были мы с вами?
VII. Физминутка.
(Слайд № 7)
- Я буду называть слова мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову слово женского рода, вы шагаете, если услышите слово мужского рода – подпрыгивайте.
Дичь, чиж, ночь, грач, тишь, дочь, врач, брошь, кулич, мышь, плащ.
VIII. Закрепление полученных знаний.
- У каждого на парте имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у слов-названий предметов
а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 118 на стр. 153
(Комментированное выполнение с подробным объяснением.)
- Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род слова)
б) - Отгадайте загадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки (с мягким знаком в женском роде и без него в мужском роде).
(ученик - у доски)
(Слайд № 8)
1) Из меня берут порою | 5) Полежала между ёлками |
IX. Практическая работа.
Сейчас каждому предстоит побывать в роли учителей. (Слайд № 9). Один ученик написал текст, и я уже вижу в нём ошибки. Исправьте ошибки. Запишите правильно.
- Сколько ошибок насчитали? Какую оценку надо ставить такому ученику?
Самопроверка.
X. Картинный диктант.Самостоятельная работа.
(Слайды № 10 – 22)
- Запишите в тетради названия растений и животных, а также различных предметов, которые вы видите. (ёж, ландыш, стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч, врач ).
XII. Обобщение знаний по теме.
- Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вспомним, над какой проблемой мы сегодня работали? Чему научились?
XIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
- Что было легко? Что было трудно?
- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:
(Слайд № 23)
1. На конце слов-названий предметов ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце слов-названий предмета м. р. после шипящих:
а) пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
XIV. Домашнее задание.
Правило на странице 152, упражнение 120 на странице 154.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема:"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК".
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема: "НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК".
Презентация урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"....

Русский язык 2 класс Перспективная начальная школа «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»
Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языкупо теме: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»Класс: 2УМК: «Перспективная начальная школа»Да...

Русский язык 2 класс. "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". УМК "Перспективная начальная школа"
Представлена презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". Это первый урок из двух, предусмотренных про...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс.Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук...