Разработка урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Торшина Екатерина Александровна

План-конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. « Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши»

Цель: создать условия для систематизации сведений о правописании сочетаний жи-ши.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Прозвенел звонок для нас,
Мы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели,
Спинки прямо
Все легонечко вздохнем
И урок наш мы начнем.

2.Актуализация знаний

Ребята, сейчас у нас – урок русского языка. Скажите, чему мы учимся на этих уроках. Скажите, а какими вы должны быть, чтобы научиться красиво и грамотно писать?(Ответы детей). Я надеюсь, что именно такими вы и будете.

Ребята, к нам на урок сегодня приехала машина, которая привезла для нас интересные задания. Посмотрите на кузове, машина привезла буквы. Давайте на них посмотрим и найдем в каждой строке лишнюю букву.

р   л   м   ш

а   о   у   и

ж  и   а   ю

Давайте назовем буквы в первой строке Что в них общего?Какая лишняя? Почему?(ш, т.к. р,л,м – обозначают звонкие звуки, а ш- обозначает глухой звук)

Давайте назовем буквы во второй строке. Что в них общего? Какая лишняя?(и, т.к. она указывает на мягкость предшествующего звука, а  а,о,у – на твердость)

Назовите буквы в третьей строке.  Какая лишняя?( ж, т.к. это буква согласного звука, а  и,а,ю – гласного)

(Подчеркнуть лишние буквы) Ребята, какие из подчеркнутых букв имеют одинаковые элементы(ш,и), давайте напишем эти буквы на следующей строке.(чистописание).

Ребята, еще раз посмотрите на подчеркнутые буквы и попробуйте  догадаться, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

3.Работа по теме урока.

Ребята, машинка привезла для вас загадки. Давайте их отгадаем.

Очень мирные мы змеи,
Любим жить в лесах у рек.
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век.
Ужи

Какая орфограмма в этом слове. Дети, давайте запишем это слово в тетради.Назовите звуки в слове ужи.

Отгадайте вторую загадку

На четыре ноги

Одевают сапоги

 Перед тем, как надевать,

Стали обувь надувать.(шины)

Какая орфограмма в слове шины? Запишите это слово. Какие звуки в этом слове. Звук н твердый, поэтому после него пишем ы. Звук ш тоже твердый, но после него пишем и. Почему?

Согласные звуки ш и ж всегда твердые, поэтому их твердость обозначать не надо. Люди договорились между собой писать после этих твердых согласных букву и.  

Люди думали, думали, почему после ж и ш пишем и и придумали сказку, которую мы с вами сейчас и посмотрим.( сказка  )

4.Физкультминутка для глаз,часики

(Дети кладут головы на руки, закрывают глаза.)

Мы читали, рассуждали
На вопросы отвечали,
А теперь мы отдохнем
Сладко, сладко все заснем
Снится детям сон смешной,
Сон веселый озорной,
Как волчище глупым был
В лапы зайцу угодил.
А проказник колобок
Напугать лисичку смог
Чуть ее не проглотил
Не подумал, и простил
7 козлят на волка сели,
Громко песенку запели
Мы козляткам подпоем
И работать все начнем.

5. Работа по теме урока

Понравилась вам сказка, а теперь давайте прочитаем в учебнике, как это объяснено (чтение правила по учебнику) . На что вы обратили внимание в этом правиле ? (На слова « в ударном слоге»). Дети, правило вам понятно, легко его будет учить дома? Ну тогда давайте потренируемся в применение этого правила и выполним упр.97.

А теперь посмотрите на листочки, которые лежат перед вами и проверим, насколько вы внимательны. Умеете ли вы узнавать эти опасные сочетания букв.

шу, ши, жа, жи,сши

кжи, жом, жу, аш, жит

шит, ыш, жэм, иш, шин

мши, тиш, жми, жми, жак

- Подчеркните простым карандашом  только те слоги, которые содержат в себе сочетания жи-ши.

Проверка: 

- Сколько слогов вы подчеркнули?

- Давайте прочитаем.

6.Физкультминтка

 Ребята, а теперь мы проверим какие у вас внимательные ушки. Я вам буду читать слова, если в них вы услышите сочетания жи-ши, то  хлопните в ладоши, если в слове нет этих сочетаний, то приседаете.

Береза, моржи, машина, ушко , стрижи, крошки, мешки, снежинка, пружина, урок, мишка, камыши, белки, шишка.

7. Продолжение работы по теме урока

Ребята, о чем мы говорим на уроке? Для запоминания этого правила мы с вами сейчас выполним еще одно упражнение. С.55, упражнение 95.

-Прочитайте задание.

_ Что такое текст. Сколько в этом тексте предложений? Как узнали? Найдите в этом тексте слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока, выпишите их. А дома напишите этот текст в тетрадочку.

Вы научились выбирать слова из текста, а теперь потренируемся записывать предложение под диктовку.

У Маши жил пушистый кот.

Подчеркните изучаемые нами  сочетания.

8. Итог 

- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Какое орфографическое правило повторили?

- Что нового узнали на уроке?

- Давайте еще раз хором прочитаем и закрепим правило написания сочетаний жи-ши. (Чтение печатного текста с индивидуальных карточек)

Лыжи, мыши и ужи,      
Шины, ёжики, чижи. 
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ  
С буквой И всегда пиши. 

 

 

 

 

9.Рефлексия.

Ребята, а теперь проанализируйте свою работу на уроке, и если вы работали хорошо, все поняли, то закрасьте машинки желтым цветом, если что-то было непонятно, то зеленым, а если у вас ничего не получилось, то красным. Покажите мне свои машинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:" Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу."

Пояснительная записка     Урок строится в нестандартной форме – в форме  путешествия в сказку. На уроке сочетаются различные виды деятельности: фронтальный опрос, самост...

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме "Слова с сочетаниями жи-ши"

В данной работе представлены слайды к к уроку по русскому языку во 2 классе по теме "Слова с сочетаниями жи-ши". Материал на одном слайде можно расположить на двух слайдах....

Разработка урока по русскому языку для 1 класса программы "Планета знаний". Тема: "Сочетания чу-щу".

Это урок изучения нового материала с использованием интерактивной доски....

Урок по русскому языку в 1 классе "Закрепление написания слов с безударными глассными"

Урок по русскому языку в 1 классе с применением технологий: игровой, ИКТ и уровневой дифференциации....

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Слова с сочетаниями ЧУ – ЩУ"

Предмет: Русский язык "Школа России"Класс 2Тема: "Слова с сочетаниями ЧУ – ЩУ"...

Открытый урок по русскому языку "«Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными»

Открытый урок по русскму языку "Правописание парных согласных на  конце слова и перед согласными", урок закрепления по данной теме с яркой презентацией....