Конспект урока "Парные согласные звуки"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Любовь Владимировна Абузова

Конспект урока "Парные согласные звуки" по программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_parnye_soglasnye_zvuki.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА
«Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»

Абузова Любовь Владимировна

МОУ Новосельская школа

Учитель начальных классов

Русский язык

1 класс

Послебукварный период. Урок 87

Учебник «Русский язык» 1 класс, УМК «Школа России»

  1. Цель  урока (предметная): формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать вывод; развивать у учащихся навыки грамотного письма.

  1. Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в конце слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово, писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце слов.

метапредметные: различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение; выполнять учебное задание в соответствии с целью; использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова; выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; исправлять ошибки в учебном тексте.

 личностные: сохранять мотивацию к учёбе; проявлять интерес к изучению темы

  1. Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний/ открытие новых знаний и способов действий)
  2. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал

  1. Структура и ход  урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

(подробно)

Содержание деятельности ученика

(подробно)

Формируемые УУД

(конкретизировать УУД, ориентироваться на планируемые результаты по теме)

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверь-ка, дружок,

 -Ты готов начать урок?

 -Все ль на месте,

 -Все ль в порядке:

 -Учебник, ручка и тетрадка?

– Проверим готовность к уроку

Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков.

А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте. Включаются в рабочую деятельность

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2.

Актуализация опорных знаний

Готовит учеников к работе, восприятию нового материала, напоминает детям ранее изученные темы, актуализирует их умения и навыка.  Задает детям прямые вопросы по теме урока, просит вспомнить все, что им известно по этой теме.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Какие гласные звуки вы знаете?

- Какими бывают гласные звуки?

- Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков?

- Какими бывают согласные звуки?

- Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого?

-Какие гласные звуки смягчают предшествующий согласный звук?

- Какие гласные звуки делают предшествующий согласный твёрдым?

- Как различить звонкий звук от глухого?

Выясняют, подготовлены ли они к восприятию нового материала, достаточно ли владеют знаниями, умениями и навыками, необходимыми для усвоения новой информации

-Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и видим.

- а,о,у,э,и,ы

- Ударными и безударными

- При произношении гласных звуков во рту не возникает преград в виде губ, языка, зубов.

- Звонкими и глухими. Твёрдыми и мягкими.

- Надо проверить какой звук стоит после согласного.

- Если после согласного звука стоят гласные и, е, ё, ю, я

- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твёрдый. 

- Глухой звук  можно произнести шёпотом в отличии от звонкогоЗвонкий всегда издает сотрясение голоса. Чтобы понять это, нужно закрыть уши и произнести необходимый звук. 

Актуализируют имеющиеся знания, мотивируют себя на изучение нового материала.

3.

Минутка чистописания

Запишите в рабочих тетрадях:

Бб Вв Гг Дд Жж Зз
Пп Фф Кк Тт Шш Сс

Выполняют работу по образцу. Вспоминают изученные орфограммы.

Вырабатывают каллиграфический почерк, отрабатывают правильное написание.

4.

Постановка целей и определение темы урока.

Подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока

- Что вы можете сказать о буквах, которые мы записали?


– На какие две группы по глухости – звонкости их можно разделить?

Раздаточный материал. Слова дополнительно выведены на доску.

- Прочитайте слова, которые записаны на доске и на карточке. Подчеркните последнюю букву и произнесите последний звук в словах:

сапог, гриб, поезд, жираф

-На что обратили внимание?

- Как думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Эти буквы обозначают согласные звуки.

-Парные звонкие и глухие.

Читают слова, отвечают на вопросы учителя, выполняют подчёркивание. Слушают учителя.

- Все слова, заканчиваются на парные согласные буквы. Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, т.е. правописание не соответствует произношению.

- О парных согласных на конце слова

Формулируют учебную задачу.

5.

Усвоение новых знаний и способов действий

Проводит беседу. Предлагает ответить на вопросы, выполнить задания. Использует фронтальный, индивидуальный словесный опрос.

Глухие звуки – это непоседы.

Они спокойно не желают жить.

Они стремятся звонкого соседа,

Во что бы то не стало оглушить.

-Как предупредить ошибку при написании парных согласных?

- Вернёмся к нашим словам. Подчеркните первую букву в словах и назовите звук с которой начинается слово.

- Какие звуки стоят в начале слова?

- На что обратили внимание?

- Чем отличаются согласные парные звуки вначале слова от парных согласных звуков на конце слова?

-Давайте попробуем изменить слово, добавив гласный звук после парного согласного. Для этого поставим слово во множественное число.

Отгадайте загадки и запишите в столбик отгадки во множественном числе.

1. Пыль увижу — заворчу,

Заворчу и проглочу. 

2. Гладит все, чего касается,

А дотронешься — кусается. 

3.  Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежные сады. 

4. Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

- Подчеркните последнюю согласную букву в словах, назовите звук, который мы отчетливо слышим перед гласным.

-Поставим слова в единственное  число и запишем, полученное слово рядом. Подчеркните последнюю согласную букву в словах, назовите звук, который мы отчетливо слышим перед гласным.

-Удалось ли нам отчётливо услышать парный согласный на конце слова?

-Можем ли мы сделать вывод, что парный согласный на конце слова звучит и пишется по разному? Приведите примеры.

- Итак, какие слова требуют проверки?

-Какие слова являются проверочными?

-Какой способ проверки мы использовали на уроке?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания.

- Ученики пытаются найти решение, предлагая свои варианты

- Выполняют задание.

- Парные согласные звонкие и глухие.

- Парные согласные в начале слова пишутся так, как слышатся.

- Вначале слова после парных согласных стоят буквы, на конце слова после парных согласных букв нет.

Записывают в тетрадь слова в столбик: пылесосы, утюги, морозы, грибы.

 

Подчёркивают последнюю букву, обозначающую согласный звук, в словах. Называют звук.

Записывают слова, подчеркивают необходимые буквы, произносят звуки.

пылесос, утюг, мороз, гриб

-Да, удалось.

-

 Дети приводят примеры и соглашаются с утверждением учителя.

-Слова с парными согласными на конце слова.

- Слова, в которых согласный стоит перед гласным.

-Ставили слова во множественное число.

Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

6.

Физкультминутка

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

- Мы проснулись, мы проснулись.

(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).

- Сладко, сладко потянулись.

(Тянем ручки вверх)

- Маме с папой улыбнулись.

Активно принимают участие в физкультминутке.

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни,

7.

Закрепление знаний и способов действий

1. Задание «Помогите разобраться»

- Верблюжонок получил телеграмму, но не может в ней разобраться. Давайте ему поможем. Раздача карточек.

                       Дорогой верблюд!

Иди прямо через лук. Справа будет большой прут, на нём деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются.

Ждём тебя.

-Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте работы друг у друга.

- Сверьте свои работы с доской.

Встают те учащиеся, которые не пропустили ни одной ошибки; поднимают руку те, кто пропустил одну ошибку; остаются сидеть за партой те, кто не смог найти две и более ошибки.

Выдаёт задание на карточке, контролирует процесс выполнения. Организует коллективную работу. Ведёт индивидуальный словесный опрос учащихся.

2. Задание на карточке 

(для детей, кто быстро справится с первой карточкой и останется  время на уроке. Остальные ребята (по желанию) могут взять карточку для закрепления учебного материала дома)

- Спишите звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, З и запишите к ним парные глухие согласные.

- Спишите слова ПРУТ, МОЛОТ, ГРИПП столбиком. Глухие согласные на конце слов замените на звонкие. Новые слова запишите во второй столбик.

-  Спишите предложения.

У куста мальчики нашли ужа. Уж шипит.

Одной чертой подчеркните в словах буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.

Читают текст на карточке. Находят ошибки, исправляют в тексте ошибки, меняются карточками с соседом по парте, проверяют друг у друга работу, сверяют свою работу с работой на доске. объясняют правильность исправления найденных.

Читают задания на карточке. Выполняют работу самостоятельно.

Меняют форму слова, наблюдают изменения в произношении звука при добавлении гласного звука после парного согласного. Используют полученные знания. Работают индивидуально и  в паре.

 Ориентируются в содержании предмета, учатся использовать информацию для решения учебной задачи, систематизируют и обобщают изученный материал.

8.

Проводит словесный опрос

- Какая у нас была поставлена цель урока?

- Чему новому сегодня научились?

- Какие знания вам помогли ?

- Что вызвало затруднения? Почему?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б

Конспект урока "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б" по УМК Школа России, 1 класс.  На  уроке применяется  комплексная проверка знаний и способов действий. Содержание и методика...

Конспект урока «Согласные звуки [с] [с,], буквы С,с».

Занятия-развлечения. В гости к ребятам приходит знайка .Проводят различные игры, тем самым дети закрепляют знания, которые получили до этого. Так же учимся с ними читать слоги и слова.Цель: Закреплять...

Конспект урока "Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м".

Урок полностью посвящен изучению нового материала. Использовались наглядные и практические методы, а также метод стимулирования и мотивации учебной деятельности....

Конспект урока.Согласные звуки [ф], [ф\'], буквы «Ф», «ф».

Образовательные задачи данного урока: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита "Ф",  "ф» и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф\']...

Конспект урока "Согласный звук Ш. Буква Ш"

Конспект урока по обучению грамоте....

Конспект урока "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"

Урок чтения. Изучение нового материала....

Конспект урока "Согласный звук [ш], буквы Ш, ш"

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласный звук [ш], буквы Ш, ш"...