Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД Л - личностные П - познавательные Р - регулятивные К - коммуникативные |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель. Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. - Ребята, чему вы учитесь на каждом уроке? - А что значит учиться?
- Какую часть речи мы изучаем уже много уроков? (имя существительное) -А что нужно для того, чтобы открыть новые знания? Начнём с повторения знаний, которые вам понадобятся для открытия новых знаний.
| Подготовка учащихся к уроку. Мы учимся учиться. Значит, понять, что я не знаю и самому постараться узнать Вспомнить всё что знаем. |
| Самоопроеделение к деятельности – (Л); -смыслообразование (Л); - целеполагание - (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Аукцион» Каждый из вас должен сказать по одному правилу об имени существительном. Посмотрите на экран перед вами предложение. Котенок забрался в лесную глушь. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Посмотрите внимательно на предложение и скажите, какие орфограммы в нем встретились? Объясните их написание. Подчеркните грамматическую основу в предложении. -Над каждым словом определите часть речи. |
|
|
|
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | А теперь отгадайте загадку: Он – начинающий падеж, Вопросы – КТО? и ЧТО? В нем – мама, папа, слон, манеж, И школа, и пальто. Кто догадался, о каком падеже идет речь? Почему вы так решили? На основании высказанного, попробуйте определить тему урока. Как вы думаете что мы должны узнать о именительном падеже? Нам предстоит ответить на вопросы в таблице: Именительный падеж | На какие вопросы отвечает? |
| Каким членами предложения являются имена существительные в И.п.? |
| Употребляется ли с предлогами имена существительные в И.п.? |
|
|
|
|
|
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель.
| - Для того, чтобы выделить новые знания об именах существительных в именительном падеже, нам предстоит поработать. Сейчас мы напишем текст под диктовку. Трещат сильные морозы. На елке и осине лежат шапки снега. Вот белка прыгает с ветки на ветку. - На какие вопросы отвечают выделенные существительные? - Определите падеж этих слов. А как определить падеж имени существительного? Подпишите. -Сделайте вывод: Имена существительные в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? и Что?
- Подчеркните грамматические основы предложений.
-Какими членами предложения являются имена существительные в именительном падеже? Сделайте вывод: Имена существительные в именительном падеже являются подлежащими.
-Прочитайте ещё раз 3 предложение. В каком падеже стоит существительное ёлке ? - С чем употреблено это существительное. - Встретились ли предлоги перед существительными в именительном падеже? -Сделайте вывод: Имена существительные в именительном падеже не употребляются с предлогом.
Откройте учебник на с. 42 и прочитайте правило. -Что вы можете сказать о наших выводах?
Физминутка. Встали ровненько ребята, Пошагали, как солдаты. Влево вправо наклонись На носочках потянись. Раз рывок, два рывок. Отдохнул ли ты, дружок? Помаши кистями дружно И садись – писать нам нужно. |
(Кто? Что?)
( именительный)
Имена существительные в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? и Что?
Подлежащим.
Имена существительные в именительном падеже являются подлежащими. В предложном. С предлогом. Нет Имена существительные в именительном падеже не употребляются с предлогом. Они верны.
|
|
| Регулятивные: Познавательные:
|
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в определении имен существительных в именительном падеже. | - Вы отдохнули и можете продолжать работу. Теперь ребята мы должны закрепить новые знания. Сейчас мы поработаем в группах. У вас на парте лежат слова.Ваша задача составить в группе и записать предложение из данных слов. Подчеркните в предложениях главные члены. Укажите именительный падеж в именах существительных. - Мороз, ночью, сильный, ударил.
- Замел, снежок, пушистый, дорожки.
- Спрятались, мелкие, в, гнездышке, пташки.
Прочитайте предложения и назовите грамматические основы. -Чем выражены подлежащие в этих предложениях? Почему вы так решили? |
Существительными в именительном падеже. |
|
| Личностные: Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные:
|
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель. Проверить умения в определении падежей имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.
| Сейчас предлагаю вам самостоятельную работу. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в каждом предложении имя существительное в именительном падеже. Ноч..ю был буран. Вет..р гудел в трубе. Утром Таня подошла к окну. Белая в..юга круж..ла над деревней. (дополнительное задание – придумать предложение с именем существительным в именительном падеже и записать его.) - Кто выполнил верно, поставьте на полях знак плюс (простым карандашом) - Кто допустил ошибки. Поставьте на полях знак вопроса. Кто допустил ошибки? Какие трудности возникли? Исправьте ошибки. |
Списывают, подчеркивают имена существительные в именительном падеже.
|
|
| Личностные: Регулятивные: Познавательные:
|
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе. Что вы ему расскажите об уроке русского языка? Сегодня мы научились определять имена существительные в именительном падеже. Тест: 1.На какие вопросы отвечают существительные в И.п.? - Кто? Что?
- Кем? Чем?
2. Каким членом предложения являются имена существительные в И.п.? - подлежащее
- сказуемое
3. Употребляются ли имена существительные в И.п. с предлогами? - Да
- Нет
Проверка по образцу.
|
Выполняют тест. | . |
| Познавательные: Коммуникативные:
|
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Сегодня за окном, какая погода? И мне бы хотелось, чтобы у нас в классе тоже появилось солнышко. Перед вами три солнышка. У вас на партах лежат лучики. Возьмите лучик и прикрепите его к тому солнышку, которое вам подходит. Если вам урок понравился, и вы все поняли, прикрепите к веселому солнышку. Если вам понравился урок, но вы не все поняли, прикрепите лучик ко второму солнышку. А если вам урок не понравился совсем, у вас плохое настроение прикрепите лучик к грустному солнышку | Оценивают свои знания. |
|
| Личностные: Регулятивные: Познавательные:
|
IX. Д/з. | Учебник стр. 54 упр. 72 |
|
|
|
|