Технологическая карта «Винительный падеж имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

«Винительный падеж имён существительных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Конспект учебного занятия по русскому языку

Школа: МОУ СОШ №3
Класс: 4 «А»
Учитель: Куцевол Елена Викторовна
Методист: Горобец Тамара Геннадьевна
Студент: Руц Юлия Александровна
Дата проведения: 23.10.19
Тема: «Винительный падеж имён существительных»
Тип урока: изучение нового материала
Педагогическая цель: создание условий для ознакомления обучающихся с особенностями имён существительных в  винительном падеже ;
Планируемые результаты:
Предметные
: умение определять винительный падеж имён существительных по вопросам, окончанию и роли в предложении;

 Метапредметные:
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ученик научится: 
-
определять падеж имён существительных.

Ученик получит возможность научиться: 
-
находить в тексте имена существительные и определять их  падеж.

Основные термины: имя существительное, падеж.
Ресурсы: учебник русского языка ( Т.Г. Рамзаева), дополнительный материал, словарь С.И. Ожегова.

Технологическая карта учебного занятия

Структурные компоненты учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

1. Организация класса.
-
-Здравствуйте,  ребята. Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
-Проверьте, все ли готовы к уроку? Учебник и тетрадь  должен лежать на краю стола


- Присаживайтесь. 
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое. Хочу, чтобы сегодня       4 «А» показал  мне, как вы умеет слушать, выполнять правильно задания и быть дисциплинированным классом.

Желаю удачи!

СЛАЙД

2.Упражнение для рук.
- Сжимаем, разжимаем пальцы 1,2,1,2
- Вращение кулачками, к себе и от себя 1, 2, 3, 4
- Делаем волну, пальцы в замок

3.Упражнения для глаз

- А теперь давайте выполним упражнения для глаз все вместе под счёт (вверх-вниз 1, 2, 1…, вправо-влево 1, 2, 1…, чертим круг по часовой стрелки, затем против часовой

4.Оформление тетради.
-  А теперь откроем тетради, сядем правильно, положите её наклонно и записываем сегодняшнее число:
                           


Приветствуют учителя


Проверяют свою готовность к уроку


Слушают учителя

Выполняют разминку для рук

Повторяют за учителем

Записывают:

 

Двадцать третье октября
Классная работа

 Каллиграфическая минутка

-Сегодня мы с вами вспомним, как правильно пишется прописная и строчная  буква  Жж (жэ) (записать букву на доске)

 - А теперь дайте характеристику буквы Ж

1. Анализ типичных ошибок

При письме буквы Жж (жэ) у возникают такие ошибки:

а) неравные расстояния между элементами
б) нарушение безотрывности

в) недостаточная округлость полуовалов

2. Объяснение и показ учителя

- Элементы буквы (жэ) нужно писать на одинаковых расстояниях, не нарушая безотрывности, и не забывайте про  правильное написание полуовалов, что 1. В вверху шире внизу уже, а 2 наоборот.

- Пропишите у себя в тетради данное сочетание букв до конца строки. Не забывайте, что соединение нужно писать, не отрывая руку от письма. Не торопитесь и помните о правильном написании. Положите под наклоном тетрадь, сядьте правильно.

3. Письмо в тетради

Тетрадь!

Посадка!

4.Самоанализ. Самооценка.

- Подчеркните правильно написанные буквы

Слушают учителя

-Же

Дают характеристику буквы согласного звука «Же»: Буква «Же» обозначает 1 звук: тв. [ж]. же- звонкий

Слушают учителя

Записывают в тетрадь элементы

Анализируют, подчёркивают правильно написанные буквы

Словарно-орфографическая работа.

—  Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, а чтобы узнать  послушайте что обозначает это слово
- Помещение, в котором живут, можно жить.

 Подберите  синоним к слову дом (жилище)
     


Работа над зрительным образом слова
- Берём словарик, который лежит у вас на столе и открываем с.    и находим слово жилище
- Произносим все вместе слово орфографически, орфоэпически.
- Что заметили?

Запись слова в тетрадь (один ученик на доске другие в тетради)
- Записываем слово (жилище) на доске и в тетради с большой буквы
Задания:
-поставить ударения  (ж
илище)
-выделить орфограммы
-подобрать однокоренные слова (пишем через запятую в строчку) (жилищный, жилец, жилплощадь)
(все однокоренные слова пишутся одинаково)

Корень не выделяем

- Какой делаем вывод
Вывод: что все однокоренные слова пишутся одинаково 


Составление предложение

(один ученик на доске остальные в тетради)

Запись предложения

(выполнить синтаксический разбор этого предложения)

Звери готовят жилище к зиме.

Синтаксический разбор предложения главные члены предложения и второстепенные
- подчеркнуть главные члены предложения
- о чём говорится в предложении? Задаём вопрос от глагола

Характеристика предложения

- По цели высказывания?
- По интонации?
- По наличию грамматических основ?
- По наличию второстепенных членов предложения?
- Осложнённое или неосложнённое?

- А теперь делаем схему предложения.

- Кто выйдет к доске и сделает правильно схему предложения?


Слушают учителя

Дом-синоним жилище


Произношение и написание слова  не совпадают

Записывают слово на доске и у себя в тетради

выполняют задания

Жилище, жилищный, жилец

жилплощадь

Делают вывод: что все однокоренные слова пишутся одинаково

Звери готовят жилище к зиме
(готовят кто?-звери) звери подлежащее подчёркиваем одной чертой, выражено сущ.  Звери что делают? Готовят-это сказуемое подчёркиваем двумя чертами, выражен глаголом. Жилище-что? дополнение, подчёркиваем пунктирной линией, выражено сущ.. К зиме- к чему? дополнение, подчёркиваем пунктирной линией, выражено сущ.


- Повествовательное
- Невосклицательное
- Простое, т.к. 1(грамот. Основа)
- Распространённое
- Неосложнённое

 Делают схему предложения

Целеполагание и мотивация обучающихся.

1.Подведение к теме урока
- Чтобы узнать тему урока, предлагаю вам послушать стихотворение

КОГО винить, спросите у меня,
Без обвинений не проходит дня.
Но я могу не только обвинять,
ЧТО вижу, тоже вам могу сказать.
Предлоги «в», и «на», и «под»
Со мной найдёте без хлопот.
Предлоги «через», «про» и «за»
Вам тоже бросятся в глаза.
Так кто же умный самый тут,
Кто скажет, как меня зовут? СЛАЙД

- Про что будет тема нашего урока? СЛАЙД
- Что вы знаете про винительный падеж?
- Как вы думает, что мы сегодня узнаем?

- О чем будем говорить?

2.Обобщение: 
-Тема урока винительный падеж имён существительных, сегодня мы узнаем, что значит «Винительный падеж», узнаем особенности винительного падежа, на какие вопросы отвечает В.п.

Научимся распознавать имена существительные в винительном падеже. (Кластер на доску) 

- Ребята, на доске весит кластер про винительный падеж. По мере того, как мы будем узнавать его особенности, вы будете открывать карточки и дополнять кластер.  И в конце урока мы узнаем все особенности винительного падежа.

Слушают

(Винительный падеж)

- Тема урока винительный падеж имён существительных
- Отвечает на вопросы : Кого? Что?

- Будем говорить про особенности винительного падежа

Слушают учителя

«Открытие» новых знания.

1. Наблюдение над языковым материалом 73

Откройте с 72  и прочитайте вопросы почемучки, чтобы ответить на эти вопросы давайте обратимся к с.62 (перевернуть кластер-вопросы). 

-С какими падежами одинаковые вопросы? (именительный и родительный)

- Кто знает, какое вспомогательное слово поможет точно определить винительный падеж? СЛАЙД (кластер-вспомогательное слово) 

- Все хором прочитаем вспомогательное слово и вопрос

- С какими предлогами употребляется? (перевернуть кластер-предлоги)

2.Задания по учебникус.72 №131

- А чтобы ответить на 3 вопрос почемучку выполним упражнение №131 (у доски по цепочке) Подчёркиваем главные члены предложения и находим словосочетание с существительным, определяем падеж у существительного.

Вывод: каким членом в предложении является существительное в винительном падеже? (второстепенным членом предложения)

2.Работа над правилом с.72

- Кто сможет нам чётко и громко прочитать правило? Остальные следим по учебнику

- Посмотрите примеры после правила
- Когда вы разбираете по членам предложения, то можно задать вопрос куда, тогда сущ. будет каким членом предложения? (обстоятельством)
- А если зададите вопрос во что? (дополнение)

- Значит от того какой вы зададите вопрос будет зависеть роль существительного в предложении: либо обстоятельство, либо дополнение. (кластер-роль в предложении)

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД

- А теперь все встали из-за парт потянулись вверх, затем сделали наклон вниз, вправо, влево. А теперь попрыгайте 10 раз на обеих ногах.
- Молодцы, присаживайтесь.

3. Задания по учебнику (№133 с.73)

- Давайте же приступим к отработке наших знаний.

- Выполним задание №133 с. 73. (Нужно объяснить смысл пословицы, списать и определить падеж имён существительных и доказать почему поставили такой падеж)

Один у доски остальные в тетради по цепочке.

- Начинаем с конца второго ряда.

- Запомните! Что слова, употребленные в именительном падеже, никогда не имеют предлогов, а в винительном падеже могут употребляться с предлогами и без. Существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения. А в именительном всегда подлежащее

Вывод: - Кто скажет, что мы отрабатывали в этом задание?

Читают правило

Именительным

Слово вижу

Вижу что? Вижу кого?

Выходят к доске и выполняют задание

Второстепенным членом предложения

Правило: Имя существительное в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом-дополнением или обстоятельством.

Читают примеры под правилом

Обстоятельством

Дополнение

Выполняют физминутку

1.В бою за Отчизну (В.п.) и смерть (И.п.) красна.

(для выполнения рабы и силы требуются)
2. Упорство (И.п.) и труд (И.п.) дивные всходы (В.п.) дают.

(если трудиться, то можно многого добиться)

3. Прочёл новую книгу (В.п)- встретился с другом (Т.п).

(если ты читаешь книги, то обязательно узнаешь что-то новое для себя)

4.Всяк свою работу (в.п.) делай, на другую не кивай. (не кивай значит не показывай)

(не нужно жаловаться)  

Слушают учителя

Отрабатывали вопросы винительного падежа

 Первичное закрепление.

1.Работа по индивидуальным карточкам
- А теперь я хочу проверить, как же вы хорошо умеете распознавать имена существительные. 
-
Сейчас я раздам вам карточки. Задание такое: нужно найти в каждой группе словосочетание в котором сущ. в винительном падеже. Для этого нужно над каждым сочетанием написать вопрос и найти то, в котором сущ. стоит в винительном падеже и выписать это словосочетание в правую колонку.  А затем вы обменяетесь этой карточкой с соседом, и мы проверим правильно ли вы выполнили задание. И узнаем, кто же лучше всех знает про особенности винительного падежа. 
- Кто не понял поднимите руку.

- Будьте внимательны

- Кто выполнит правильно тому поставлю 5

- Найти словосочетание в котором сущ. в винительном падеже.

Карточка:

1) положили в коробку, подъехала машина, кот бродил, чайник закипел. (положили в коробку- в этом словосочетании сущ. в винительном падеже, в остальных- в именительном)

2) срывает без жалости, выехал из дома, свалился с горы, перелетел через дорогу. (перелетел через дорогу – сущ. в винительном падеже, в остальных- в родительном)

3) встретился по дороге, подкрался к двери, прыгнул в воду, полетели по квартире. (Прыгнул в воду- сущ. в винительном падеже, в остальных - в дательном)

- А теперь обменяйтесь с соседом по парте карточкой и по цепочке начнём проверять с объяснением. Задаём вопрос…

- Кто выполнил всё правильно поднимите руку.

Вывод: Что вы отрабатывали в заданиях на карточках?

Слушают учителя

- (положили куда? в коробку- в этом словосочетании сущ. в винительном падеже, в остальных- в именительном что? Кто?)

- (перелетел куда? через дорогу – сущ. в винительном падеже, в остальных- в родительном кого? Чего? где? Куда? Откуда?)

- (Прыгнул куда? в воду- сущ. в винительном падеже, в остальных - в дательном кому? Чему? Где? Куда?)

 Распознавали  имена существительные в винительном падеже

Итоги урока

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Что сегодня узнали?

- Какие особенности винительного падежа узнали?

Винительный падеж имён существительных

Узнали, как различать именительный и винительный падеж

 Винительный падеж имеет одинаковый вопрос с именительным падежом, и что винительный падеж может употребляться с предлогами и без

Рефлексия

«Фразеологизм»
- Кто мне скажет, что такое фразеологизм

- Ребята, у вас на листочках написаны фразы. Вам нужно подчеркнуть ту фразу, которая подходит вам и описывает вас на этом уроке.

На листочках, которые выданы детям написано:
- краем уха
- шевелить мозг
- хлопать ушами

_ как вы понимаете словосочетание «краем уха»? «шевелить мозг»? «хлопать ушами»?

- Поднимите руку те, кто сегодня слушал краем уха. Поднимите те, кто шевелил мозгами

- кто хлопал ушами.

Фразеологизм-это устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов

Анализируют. Подчёркивают фразу

Краем уха- значит был не внимательным на уроке.

Шевелить мозгами- работал на уроке

Хлопать ушами- не слушал, был не внимательным

Оценивают и поднимают руку

Домашнее задание

С. 74 № 135 (инструктаж)

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Именительный и винительный падежи имён существительных

Конспект урока в 4 классе по УМК "Школа 2100"...

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...

Технологическая карта "Винительный падеж имен существительных"

Технологическая карта "Винительный падеж имен существительных"...

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...