Технологическая карта «Винительный падеж имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Конспект учебного занятия по русскому языку
Школа: МОУ СОШ №3
Класс: 4 «А»
Учитель: Куцевол Елена Викторовна
Методист: Горобец Тамара Геннадьевна
Студент: Руц Юлия Александровна
Дата проведения: 23.10.19
Тема: «Винительный падеж имён существительных»
Тип урока: изучение нового материала
Педагогическая цель: создание условий для ознакомления обучающихся с особенностями имён существительных в винительном падеже ;
Планируемые результаты:
Предметные: умение определять винительный падеж имён существительных по вопросам, окончанию и роли в предложении;
Метапредметные:
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ученик научится:
- определять падеж имён существительных.
Ученик получит возможность научиться:
- находить в тексте имена существительные и определять их падеж.
Основные термины: имя существительное, падеж.
Ресурсы: учебник русского языка ( Т.Г. Рамзаева), дополнительный материал, словарь С.И. Ожегова.
Технологическая карта учебного занятия
Структурные компоненты учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Орг. момент | 1. Организация класса.
Желаю удачи! СЛАЙД 2.Упражнение для рук. 3.Упражнения для глаз - А теперь давайте выполним упражнения для глаз все вместе под счёт (вверх-вниз 1, 2, 1…, вправо-влево 1, 2, 1…, чертим круг по часовой стрелки, затем против часовой 4.Оформление тетради. |
Слушают учителя Выполняют разминку для рук Повторяют за учителем Записывают:
Двадцать третье октября |
Каллиграфическая минутка | -Сегодня мы с вами вспомним, как правильно пишется прописная и строчная буква Жж (жэ) (записать букву на доске) - А теперь дайте характеристику буквы Ж 1. Анализ типичных ошибок При письме буквы Жж (жэ) у возникают такие ошибки: а) неравные расстояния между элементами в) недостаточная округлость полуовалов 2. Объяснение и показ учителя - Элементы буквы (жэ) нужно писать на одинаковых расстояниях, не нарушая безотрывности, и не забывайте про правильное написание полуовалов, что 1. В вверху шире внизу уже, а 2 наоборот. - Пропишите у себя в тетради данное сочетание букв до конца строки. Не забывайте, что соединение нужно писать, не отрывая руку от письма. Не торопитесь и помните о правильном написании. Положите под наклоном тетрадь, сядьте правильно. 3. Письмо в тетради Тетрадь! Посадка! 4.Самоанализ. Самооценка. - Подчеркните правильно написанные буквы | Слушают учителя -Же Дают характеристику буквы согласного звука «Же»: Буква «Же» обозначает 1 звук: тв. [ж]. же- звонкий Слушают учителя Записывают в тетрадь элементы Анализируют, подчёркивают правильно написанные буквы |
Словарно-орфографическая работа. | — Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, а чтобы узнать послушайте что обозначает это слово Подберите синоним к слову дом (жилище)
Запись слова в тетрадь (один ученик на доске другие в тетради) Корень не выделяем - Какой делаем вывод Составление предложение (один ученик на доске остальные в тетради) Запись предложения (выполнить синтаксический разбор этого предложения) Звери готовят жилище к зиме. Синтаксический разбор предложения главные члены предложения и второстепенные Характеристика предложения - По цели высказывания? - А теперь делаем схему предложения. - Кто выйдет к доске и сделает правильно схему предложения? |
Дом-синоним жилище
Записывают слово на доске и у себя в тетради выполняют задания Жилище, жилищный, жилец жилплощадь Делают вывод: что все однокоренные слова пишутся одинаково Звери готовят жилище к зиме - Повествовательное Делают схему предложения |
Целеполагание и мотивация обучающихся. | 1.Подведение к теме урока КОГО винить, спросите у меня, - Про что будет тема нашего урока? СЛАЙД - О чем будем говорить? 2.Обобщение: Научимся распознавать имена существительные в винительном падеже. (Кластер на доску) - Ребята, на доске весит кластер про винительный падеж. По мере того, как мы будем узнавать его особенности, вы будете открывать карточки и дополнять кластер. И в конце урока мы узнаем все особенности винительного падежа. | Слушают (Винительный падеж) - Тема урока винительный падеж имён существительных - Будем говорить про особенности винительного падежа Слушают учителя |
«Открытие» новых знания. | 1. Наблюдение над языковым материалом 73 Откройте с 72 и прочитайте вопросы почемучки, чтобы ответить на эти вопросы давайте обратимся к с.62 (перевернуть кластер-вопросы). -С какими падежами одинаковые вопросы? (именительный и родительный) - Кто знает, какое вспомогательное слово поможет точно определить винительный падеж? СЛАЙД (кластер-вспомогательное слово) - Все хором прочитаем вспомогательное слово и вопрос - С какими предлогами употребляется? (перевернуть кластер-предлоги) 2.Задания по учебникус.72 №131 - А чтобы ответить на 3 вопрос почемучку выполним упражнение №131 (у доски по цепочке) Подчёркиваем главные члены предложения и находим словосочетание с существительным, определяем падеж у существительного. Вывод: каким членом в предложении является существительное в винительном падеже? (второстепенным членом предложения) 2.Работа над правилом с.72 - Кто сможет нам чётко и громко прочитать правило? Остальные следим по учебнику - Посмотрите примеры после правила - Значит от того какой вы зададите вопрос будет зависеть роль существительного в предложении: либо обстоятельство, либо дополнение. (кластер-роль в предложении) ФИЗМИНУТКА СЛАЙД - А теперь все встали из-за парт потянулись вверх, затем сделали наклон вниз, вправо, влево. А теперь попрыгайте 10 раз на обеих ногах. 3. Задания по учебнику (№133 с.73) - Давайте же приступим к отработке наших знаний. - Выполним задание №133 с. 73. (Нужно объяснить смысл пословицы, списать и определить падеж имён существительных и доказать почему поставили такой падеж) Один у доски остальные в тетради по цепочке. - Начинаем с конца второго ряда. - Запомните! Что слова, употребленные в именительном падеже, никогда не имеют предлогов, а в винительном падеже могут употребляться с предлогами и без. Существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения. А в именительном всегда подлежащее Вывод: - Кто скажет, что мы отрабатывали в этом задание? | Читают правило Именительным Слово вижу Вижу что? Вижу кого? Выходят к доске и выполняют задание Второстепенным членом предложения Правило: Имя существительное в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом-дополнением или обстоятельством. Читают примеры под правилом Обстоятельством Дополнение Выполняют физминутку 1.В бою за Отчизну (В.п.) и смерть (И.п.) красна. (для выполнения рабы и силы требуются) (если трудиться, то можно многого добиться) 3. Прочёл новую книгу (В.п)- встретился с другом (Т.п). (если ты читаешь книги, то обязательно узнаешь что-то новое для себя) 4.Всяк свою работу (в.п.) делай, на другую не кивай. (не кивай значит не показывай) (не нужно жаловаться) Слушают учителя Отрабатывали вопросы винительного падежа |
Первичное закрепление. | 1.Работа по индивидуальным карточкам - Будьте внимательны - Кто выполнит правильно тому поставлю 5 - Найти словосочетание в котором сущ. в винительном падеже. Карточка: 1) положили в коробку, подъехала машина, кот бродил, чайник закипел. (положили в коробку- в этом словосочетании сущ. в винительном падеже, в остальных- в именительном) 2) срывает без жалости, выехал из дома, свалился с горы, перелетел через дорогу. (перелетел через дорогу – сущ. в винительном падеже, в остальных- в родительном) 3) встретился по дороге, подкрался к двери, прыгнул в воду, полетели по квартире. (Прыгнул в воду- сущ. в винительном падеже, в остальных - в дательном) - А теперь обменяйтесь с соседом по парте карточкой и по цепочке начнём проверять с объяснением. Задаём вопрос… - Кто выполнил всё правильно поднимите руку. Вывод: Что вы отрабатывали в заданиях на карточках? | Слушают учителя - (положили куда? в коробку- в этом словосочетании сущ. в винительном падеже, в остальных- в именительном что? Кто?) - (перелетел куда? через дорогу – сущ. в винительном падеже, в остальных- в родительном кого? Чего? где? Куда? Откуда?) - (Прыгнул куда? в воду- сущ. в винительном падеже, в остальных - в дательном кому? Чему? Где? Куда?) Распознавали имена существительные в винительном падеже |
Итоги урока | - Над какой темой мы сегодня работали? - Что сегодня узнали? - Какие особенности винительного падежа узнали? | Винительный падеж имён существительных Узнали, как различать именительный и винительный падеж Винительный падеж имеет одинаковый вопрос с именительным падежом, и что винительный падеж может употребляться с предлогами и без |
Рефлексия | «Фразеологизм» - Ребята, у вас на листочках написаны фразы. Вам нужно подчеркнуть ту фразу, которая подходит вам и описывает вас на этом уроке. На листочках, которые выданы детям написано: _ как вы понимаете словосочетание «краем уха»? «шевелить мозг»? «хлопать ушами»? - Поднимите руку те, кто сегодня слушал краем уха. Поднимите те, кто шевелил мозгами - кто хлопал ушами. | Фразеологизм-это устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов Анализируют. Подчёркивают фразу Краем уха- значит был не внимательным на уроке. Шевелить мозгами- работал на уроке Хлопать ушами- не слушал, был не внимательным Оценивают и поднимают руку |
Домашнее задание | С. 74 № 135 (инструктаж) | Записывают в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Именительный и винительный падежи имён существительных
Конспект урока в 4 классе по УМК "Школа 2100"...
Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.
Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...
Технологическая карта "Винительный падеж имен существительных"
Технологическая карта "Винительный падеж имен существительных"...
Технологическая карта урока в 3 классе по теме "Винительный падеж имён существительных".
Сказочное путешествие в страну Знаний....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Винительный падеж имён существительных" 3 класс "Школа России"
"Винительный падеж имён существительных"...
Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур
Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...
Технологическая карта урока «Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах».
Проводила данный урок на практике. Получились хорошие результаты....