Технологическая карта урока русского языка "План текста" (УМК "Начальная школа XXI века», 2 класс).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока:
формирование у обучающихся знаний о плане текста, умения составлять план текста.
Задачи урока:
Дидактические:
1) дать представление о плане тексте;
2) познакомить учащихся с правилами составления плана.
Развивающие:
1) развивать память, внимание при работе с текстом;
2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.
Воспитательные:
1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;
2) воспитывать положительную мотивацию к уроку.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) составлять план текста.
Личностные:
1) первоначальное представление о системе языка;
2) познавательный интерес к изучению русского языка;
3) активность и самостоятельность в познании русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 25.04.2023 Школа: Академический лицей № 95 Класс: 2-7 Урок: 4 Время: 10:50 – 12:30 Кабинет: 101 | Студент: Прохач Ангелина Группа: 41 Учитель: Миронова Елена Борисовна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока: «План текста»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о плане текста, умения составлять план текста.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) дать представление о плане тексте; 2) познакомить учащихся с правилами составления плана. | Предметные: 1) составлять план текста. |
Развивающие: 1) развивать память, внимание при работе с текстом; 2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы. | Личностные: 1) первоначальное представление о системе языка; 2) познавательный интерес к изучению русского языка; 3) активность и самостоятельность в познании русского языка. |
Воспитательные: 1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности; 2) воспитывать положительную мотивацию к уроку. |
УМК: «Начальная школа XXI века», учебник русского языка, 2 кл., 2 ч. Иванов С.В., Евдокимова А.О.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка Проверяет готовность обучающихся к уроку - Давайте с вами узнаем, какой ряд сядет тише всех. Сначала садится 1 ряд, теперь 2 ряд пробует сесть ещё тише, а теперь 3 ряд садится совсем тихо как мышки. Психологически настраивает учащихся класса на урок. - Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз. На уроке не зевай, Сразу всё запоминай! Чтобы в русском языке Равных не было тебе! - Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока? - Отлично, молодцы. - Сегодня мы с вами будем продуктивно работать, отвечать на вопросы и использовать сигналы. Палец вверх, если всё понятно и палец вниз, если непонятно. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. - На уроке не нужно отвлекаться, всё нужно запоминать, чтобы знать русский язык. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | Презентация |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная, парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Организует работу со словарными словами. - Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас « 28 апреля». А снизу пишем «Классная работа». - Начнем мы наш урок с работы со словарными словами. Откройте словарь в конце учебника. Сегодняшние наши слова: быстро, вдруг, весело, ветер, вокзал. Скажите мне, пожалуйста, значение этих слов. - Отлично, запишите их в тетрадь, не забудьте выделить орфограммы и поставить ударение. - Теперь устно составьте с каждым словом предложения и расскажите их в парах. Кто закончил, поднимите палец вверх. | Записывают словарные слова. - Быстро – скорость движения, вдруг – неожиданно, весело – радостно, приятно, ветер – поток ветра, вокзал - здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной. Рассказывают предложения в парах | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Словарь в учебнике |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - И так ребят, сейчас посмотрите на слайд, давайте прочитаем. - Ребята, о чём говорится в первом абзаце? - Верно, о чём говорится во втором абзаце? - А о чём говорится в третьем абзаце? - Верно, на слайде у меня записаны ваши ответы. Можем ли мы, опираясь на наши пункты, понять, о чём наш текст и пересказать его? - А может кто-то знает, как называется последовательность абзацев в тексте? Хорошо, тогда какой будет тема нашего урока? - Верно, тема нашего урока «План текст». - Теперь давайте поставим цели. Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова: - Узнать…. - Учиться …. - Для достижения поставленных целей, мы должны составить план урока. - У вас есть карточки с планом и также на доске есть перепутанный план. Сейчас одна пара выходит к доске и расставляет пункты плана по порядку, остальные это делают на своих местах в парах. Затем мы проверяем ваши варианты с вариантом на доске. - Давайте прочитаем наш план. У всех так? С чего мы начнём? - Но прежде, чем мы продолжим нашу работу, я хочу вам представить нашего гостя. Посмотрите на слайд и скажите, кто это? - Верно, Пчелёнка не было в школе, а на уроках русского языка была тема «План текста». И теперь ему нужно самостоятельно изучить эту тему, чтобы получить хорошую оценку в своей школе. Поэтому он обратился к вам за помощью. Поможем Пчелёнку разобраться с этой темой? - Тогда давайте начнём. | - Музыка природы Весенняя песня – это звон капели, журчание ручейка и радостное щебетание птиц. Но вот раздались удары грома. Забарабанил по крышам дождь. Запело песню лето. В этой песне слышится шелест листвы, жужжание насекомых. А вот главный солист – звонкоголосый жаворонок. Звучит музыка природы! - О весенней песне. - Звуки лета. - О музыке природы. - Да, можем. - План - «План текста». Цели: 1. Узнать, что такое план текста. 2.Учиться составлять план текста. План: 1) Узнаем, как составляется план текста. 2) Научимся составлять план текста. 3) Выполним самостоятельную работу. 4) Сделаем выводы. - Узнаем о признаках текста. - Пчелёнок. - Да. | УУПД: формулировать цель УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: выстраивать последовательность выбранных действий | Презентация Раздаточный материал |
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | Организовывает деятельность обучающихся по «открытию» нового знания. - Сначала нам нужно узнать, как составляется план текста. - Вернёмся к нашему плану текса. Что мы с вами делали? - Верно, сколько у нас абзацев? - И сколько у нас пунктов получилось? - Верно, а мы все абзацы по порядку распределили или перемешали? - А можно перемешать? - А почему нельзя? - Хорошо, теперь давайте все наши предположения выведем в определение плана текста. - Каким будет первый признак? - Верно, второй признак? - И третий признак? - Верно, теперь кто мне сможет сказать определение плана текста? - Теперь давайте проверим наши выводы. Откройте учебник на стр.98 и прочитайте правило. - Ребята, скажите, все ли выводы мы сделали правильно? - Расскажите правило в паре друг другу. Кто закончил, покажите палец вверх. - И так ребят, Пчелёнок тоже прочитал правило и он считает, что по этому правилу можно составить алгоритм составления плана текста. Нам нужно составить алгоритм составления плана текста. Мы с вами прочитали правило и по этому правилу можем составить алгоритм. - У всех получился такой алгоритм? У кого так, поднимите палец вверх. Отлично. - Давайте вернёмся к нашему плану, какой пункт мы выполнили? - Какой у нас следующий пункт? |
- Выделяли из каждого абзаца основную мысль. - 3. - Тоже 3. - По порядку. - Нет. Потому что будет неправильная последовательность абзацев в тексте и смысл будет непонятен. - Основная мысль каждого абзаца. - Пункты соответствуют количеству абзацев. - Все пункты следуют по порядку. - План текста – это основная мысль каждого абзаца, расположенные по порядку. Рассказывают правило. - 1. Сосчитай количество абзацев в тексте. 2. Найди главную мысль каждого абзаца. 3. Запиши по порядку главную мысль каждого абзаца. - Первый, узнали о том, что такое план. - Научимся составлять план текста. | УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: воспринимать и формулировать суждения УУРД: планировать действия по решению учебной задачи | Презентация, учебник |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Организует первичное закрепление. - Давайте продолжим нашу работу. Найдите на странице 99 упр.4.Прочитайте задание. - Что мы должны сделать?
- А как мы составим план текста? Что нам поможет? - Верно. Давайте прочитаем текст и озаглавим его. - Что мы должны сделать первым пунктом нашего плана? - Сколько абзацев в этом тексте? - Верно, что делаем вторым шагом? - Какая главная мысль первого абзаца? Второго? Третьего? - И какой третий пункт нашего плана? - Верно, запишите заголовок текста и план в тетрадь. Кто закончит, покажите палец вверх. - Давайте обратимся к нашему плану. Какой пункт мы выполнили? - Мы научились составлять план текста? - Как мы это делали? - Давайте посмотрим, что мы должны сделать дальше? - Верно, но перед выполнением самостоятельной работы давайте немного разомнёмся и проведём динамическую паузу. | - Прочитай текст. Озаглавь его. Составь и запиши план текста. - Прочитать текст, озаглавить его, составить и записать план. - Алгоритм. Читают текст и озаглавливают. - Посчитать количество абзацев в тексте. - 3. - Находим главную мысль каждого абзаца. - Цвета радуги. Радуга – это цветной мост. Радуга – радость. - Записать по порядку главную мысль каждого абзаца. - 2) Научимся составлять план текста. - Да. - По алгоритму. - Выполнить самостоятельную работу. | УУПД: объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Учебник на стр. №11, упр. 1 10 слайд |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | Организует динамическую паузу. | Выполняют динамическую паузу | Видео | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (7 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: Выполнение письменной работы Внутренний контроль | Организует самостоятельную работу. - Сейчас вы поработаете самостоятельно. Ваша задача прочитать текст и составить к нему план. - На дереве лежит пушистая рыжая кошка. У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь. Берегитесь, зайцы и тетерева! - Кто закончил, поднимите палец вверх. Давайте проверим. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Пчелёнок самостоятельную работу выполнил раньше, я проверила. У него всё правильно, поэтому ваши работы можно проверять по его ответам. - У всех так? Если всё правильно, нарисуйте соседу по парте в тетради весёлый смайлик, если 2-3 ошибки, то смайлик со средней улыбкой, если больше 3 ошибок, то грустный смайлик. - Верните листочки обратно соседу по парте, у кого нет ни одной ошибки – поднимите зелёный предмет, у кого 2-3 ошибки – поднимите жёлтый предмет, у кого больше 3 ошибок – красный предмет. - Хорошо, молодцы. Что мы с вами сейчас повторили? | Выполняют самостоятельную работу. 1. Рыжая кошка на дереве. 2. Это хищная рысь. 3. Берегитесь! Проверяют работу в парах по эталону - Составление плана текста. | УУПД: определять существенный признак для классификации звуков УУРД: сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | Раздаточный материал Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (6 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - Сейчас я предлагаю вам поработать в четвёрках. Вам будет дан план текста и по нему вам нужно будет придумать небольшой текст и рассказать нам потом. Давайте повторим правила работы в группах. «Три котёнка» - 1. Котята увидели мышку. 2. Банка с мукой. 3. Три белых котёнка. - Давайте послушаем, какой текст составила каждая команда. Какой текст вам понравился больше? Почему? - Пчелёнок тоже придумал текст по нашему плану. - Молодцы, давайте посмотрим на пункты в нашем плане, что мы выполнили и, что нам осталось сделать? | - Не перебивать, слушать каждого, работать тихо. Придумывают текст по плану Ответы обучающихся - Три серых котёнка увидели мышку. Они бросились за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала. А из банки вылезли три белых котёнка. - Мы узнали, что такое план текста и научились его составлять. Нам осталось сделать выводы. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Презентация |
Рефлексия деятельности (3-4 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | Организует анализ работы по критериям. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Какие цели на урок мы ставили? - И так, сегодня с нами на уроке занимался Пчелёнок, и он вас благодарит за то, что вы ему помогли разобраться с темой и хочет наградить вас всех медальками. - Ребята, вы большие молодцы, спасибо за урок! | «План текста». Цели: 1. Узнать, что такое план текста. 2.Учиться составлять план текста. | УУРД: оценивать свою работу | Презентация |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз нашего урока На уроке не зевай, Сразу всё запоминай! Чтобы в русском языке Равных не было тебе!
Словарные слова Б ы́ стр о , вдру г , в е́ сел о , в е́ т е р, в о кз а́ л.
Весенняя песня – это звон капели, журчание ручейка и радостное щебетание птиц. Но вот раздались удары грома. Забарабанил по крышам дождь. Запело песню лето. В этой песне слышится шелест листвы, жужжание насекомых. А вот главный солист – звонкоголосый жаворонок. Звучит музыка природы! Музыка природы
О весенней песне. О звуках лета. О музыке природы.
Тема: Цель: узнать учиться «План текста». , что такое план текста. составлять план текста.
План: 1) Узнаем, как составляется план текста. 2) Научимся составлять план текста. 3) Выполним самостоятельную работу. 4) Сделаем выводы.
Весенняя песня – это звон капели, журчание ручейка и радостное щебетание птиц. Но вот раздались удары грома. Забарабанил по крышам дождь. Запело песню лето. В этой песне слышится шелест листвы, жужжание насекомых. А вот главный солист – звонкоголосый жаворонок. Звучит музыка природы! Музыка природы
О весенней песне. О звуках лета. О музыке природы.
Признаки 1. В пунктах - основная мысль каждого абзаца. 2. Пункты соответствуют количеству абзацев. 3. Все пункты следуют по порядку . План текста - это основные мысли каждого абзаца, расположенные по порядку
1. В пунктах - основная мысль каждого абзаца. 2. Пункты соответствуют количеству абзацев. 3. Все пункты следуют по порядку . Алгоритм: 1. Сосчитай количество абзацев в тексте. 2. Определи главную мысль каждого абзаца. 3. Запиши по порядку главную мысль каждого абзаца. 4. Проверь, соответствует ли количество пунктов плана количеству абзацев.
План: 1) Узнаем, как составляется план текста. 2) Научимся составлять план текста. 3) Выполним самостоятельную работу. 4) Сделаем выводы.
Алгоритм 1. Сосчитай количество абзацев в тексте. 2. Определи главную мысль каждого абзаца. 3. Запиши по порядку главную мысль каждого абзаца. 4. Проверь, соответствует ли количество пунктов плана количеству абзацев.
План текста Цвета радуги. Радуга – это цветной мост. Радуга – радость.
План: 1) Узнаем, как составляется план текста. 2) Научимся составлять план текста. 3) Выполним самостоятельную работу. 4) Сделаем выводы.
Хищница рысь 1. Рыжая кошка на дереве. 2. Это хищная рысь. 3. Берегитесь!
Работа в группах Ёжик проснулся 1. Пришла весна. 2. Норка ежа. 3. Ёж весной.
План: 1) Узнаем, как составляется план текста. 2) Научимся составлять план текста. 3) Выполним самостоятельную работу. 4) Сделаем выводы.
Тема: Цель: узнать учиться «План текста». , что такое план текста. составлять план текста.
План: 1) Узнаем, как составляется план текста. 2) Научимся составлять план текста. 3) Выполним самостоятельную работу. 4) Сделаем выводы.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа 21 века" тема "Имя существительное"
Технологическая карта урока русского языка для 3 классае "Имя существительное" создают условия для получения обучающимся новых знаний по теме, для формирования УУД обучающихся, для формирования интере...
Технологическая карта урока русского языка по УМК «Школа России», 2 класс
Тема: Имя существительное как часть речиЦель урока: способствовать развитию умения распознавать имена существительные, объяснять лексическое значение слов, составлять предложения из деформированн...
Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: формирование первоначальных представлений об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развитие умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащение речи учащихся фра...
Технологическая карта урока русского языка "Словосочетание" (УМК "Школа России",4 класс)
Тема урока «Словосочетание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятий о словосочетании, определение и вычленение словосочетаний.Задачи урокаДидактичес...
Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...
Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс 1 часть Тема: "Слово. Имя существительное"
Цель урока: умения определять имена существительные, их признакиДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятиями слово и имя существительное.2. Формирование умения определять имена существительные...
Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Повторяем фонетику и состав слова»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. обобщить знания о рабо...