Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Звягинцева Варвара Сергеевна

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.

Задачи урока

Дидактические:

  1. научить распознавать местоимения в тексте и речи;
  2. научить употреблять личные местоимения;
  3. формировать умение распознавать личные местоимения среди других слов;
  4. научить заменять имена существительные местоимениями.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  2. ориентировать в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
  3. развивать устную речь и орфографию;
  4. развивать умение работать самостоятельно, делать выводы, объяснять, анализировать;

Воспитательные:

  1. формировать мотивацию к обучению;
  2. воспитывать интерес к предмету, коммуникативность отношений;
  3. воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 21. 04. 2022

Школа: МАОУ «Академический лицей №148»

Класс: 2 Г

Урок: 3

Время: 14:20 – 15:00  Кабинет: 203

Студент: Звягинцева Варвара Сергеевна

Группа: 42

Учитель: Симинихина Ю. А.

Методист: Галлиулина Н.К.

Тема урока: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учиться распознавать местоимения в тексте и речи;
  2. учиться употреблять личные местоимения;
  3. формировать умение распознавать личные местоимения среди других слов;
  4. учиться заменять имена существительные местоимениями.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  2. ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
  3. развивать устную речь и орфографию;
  4. умение работать самостоятельно, делать выводы, объяснять, анализировать;

Воспитательные:

  1. формировать мотивацию к обучению;
  2. воспитывать интерес к предмету, коммуникативность отношений;
  3. воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Методы: Поощрение, инструктаж

Формы: индивидуальная, парная

Приёмы: творческий, работа в парах, самоопределение к деятельности

  1. Проверяет готовность учащихся к уроку.
  2. Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте. Меня зовут Варвара Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

«Солнечные лучики»

Ребята, вы сегодня такие славные, как красиво улыбаетесь, такие все веселые и красивые. Покажем всем, какие вы веселые?

Солнышко проснулось и потянуло лучики. Покажите, как солнышко просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются). Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам. Поднимем руки, они лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно ручками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.

  1. Показывают готовность к уроку.

Л: смыслообразование, мотивация, самоопределение

Слово учителя

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Методы: Проблемный, исследовательский

Формы: фронтальная, парная

Приёмы: практическая работа, самоопределение к деятельности, учебный диалог

  1. Проверка домашнего задания (диалог)
  2. Словарный диктант

- Записываем дату и словарный диктант. Кто мне расскажет, что нужно делать после того, как слово записано?

- народ, урожай, деревня, рабочий, алфавит, язык, коньки, хорошо, машина, суббота, метель, метро (транспорт, который ездит под землёй), сахар, петух, щавель.

3.Выдвигает проблему.

- Прочитайте текст.

Подснежники появляются в лесу на проталинках. Подснежник нежный, хрупкий цветок. Подснежник обдувает холодный ветер. Но подснежнику не страшно. Подснежник гордо стоит на своей тонкой ножке. Подснежник люди любят потому, что он символ весны и тепла.

- Какой в нём недостаток?

- Как мы можем исправить эту ситуацию? Давайте попробуем подставить местоимение.

Учащиеся пишут.

- Выделить орфограмму.

Работают самостоятельно.

Сдают тетради.

Отвечают фронтально.

- Слово «Подснежник» повторяется.

П: повторение

М: производить анализ существенных признаков предметов, синтез, сравнение; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Умение определять понятия, создавать обобщения; осуществлять контроль и коррекцию результатов;

Л: смыслообразование

Презентация, тетради для проверочных работ

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Методы: беседа

Формы: фронтальная, парная

Приёмы: демонстрация, целеполагание

1.Подводит к формулированию темы и целей урока.

- Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок?

Верно.

Какие цели перед собой поставим?

- Давайте составим план. Перед Вами 4 пункта. Ваша задача, обсудив с соседом, провести стрелки от первого пункта к последнему.

-Правильно. В процессе урок, мы будем опираться на этот план, и смотреть какие пункты мы выполнили.

Отвечают на вопросы учителя.

О правильном использовании местоимений в тексте.

Формулируют тему, план урока.

На уроке мы научимся использовать местоимения в речи и тексте правильно и выполним упражнения.

1)        Изучим правильное употребление местоимений;

2)        Выполнить упражнения;

4)        Подвести итоги.

М: формировать умения определять цель урока,  планировать последовательность действий,

Презентация

Закрепление

Усвоение нового способа действий

Методы: Упражнение, самостоятельная работа, поощрение, беседа, объяснение

Формы: фронтальная, групповая

Приёмы: беседа, упражнение, анализ, повторение

  1. Закрепление проводится через упражнения в учебнике и с текстом из актуализации.

Давайте поработаем в группе. Текст у Вас перед глазами. Обсудите в группе на какие местоимения можно заменить слово «подснежник».

- Давайте выслушаем мнения, как использовать местоимения так, чтобы смысл в предложении оставался и звучало оно красиво?

- Сейчас я Вас познакомлю с небольшими правилами по замене местоимений в тексте на существительные.

Предложение: Саша постучал в закрытую дверь. Кто откроет Саше?

Звучит, согласитесь, не очень. Поэтому начинаем работать над предложением. Какой вопрос задаём к имени в 1 предложении?

- Верно. ( Кто?) Саша постучал в закрытую дверь. Так как, это первое предложение, то мы ничего не меняем. А вот во втором предложении придётся заменить имя на местоимение. На какой вопрос отвечает имя во втором предложении? Какое местоимение поставим (если это мужской род, ед. число)?

- Верно. Кто откроет (кому?) ему?

Следующее предложение:

Ветер пригнал откуда-то грозовые (что?) тучи . (Что?) Они быстро затянули все небо.

Работа в группе.

Зачитывают то, что получилось.

Высказываются фронтально.

- Кто?

- Кому? Ему.

Работают фронтально.

Ветер пригнал откуда-то грозовые (что?) тучи . (Что?) … быстро затянули все небо.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Презентация, учебник, рабочая тетрадь

Повторение за учителем

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Организует динамическую паузу.

  ЕЛКА

Наша елка велика,

Наша елка высока,

Выше мамы, выше папы,

достает до потолка.

Будем весело плясать:

«Эх, эх, эх!»

будем песни распевать:

«Ля – ля – ля!»

чтобы елка захотела

в гости к нам прийти опять!

Выполняют упражнение.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Методы: Упражнение, самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, поощрение

Формы: фронтальная, индивидуальная

Приёмы: упражнение, практическая работа, диалог, беседа

  1. Выполнение заданий из учебника.

- Выполните упражнение 178. в вопросах только второе.

- Сейчас я буду показывать предложение. А вы будете давать обратную связь в виде «да-неток». Правильными ли по написанию являются эти предложения?

а) Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.

б) Рады солнышку птицы. Они стали весело щебетать.

в) На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.

г) Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои пёрышки и тоже зачирикала.

Упражнение №2

У меня есть сестра. Сестра учится в институте. Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири.

Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.

Домашнее задание: текст-рассуждение 7-10 предложений.

Темы: «Почему небо голубое?», «Что общего у вороны и письменного стола?», «Если бы я был писателем, о чём я мог написать книгу?»

Дети работают индивидуально в тетрадях, работают у доски.

Работают фронтально.

Заменяем существительные местоимениями.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Презентация, учебник, рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Методы: поощрение, эмоциональный настрой, рефлексия

Приёмы: самооценка

Формы: фронтальная

1. Актуализация знаний.

- Вспомним тему урока.

Какие цели мы перед собой ставили?

Всех ли целей мы достигли, всё ли по плану выполнили? Если все, поднимите правую руку.

  1. Рефлексия

- Выскажите, пожалуйста, по руке, что вы запомнили на этом уроке, что понравилось? Давайте будем отвечать на каждом уроке по цепочке, начиная с первой парты.

Рефлексия проводится с гаммой цветов и поднятием рук.

Отвечают фронтально.

Использование местоимений в тексте и речи.

- учиться использовать местоимения правильно и выполнить упражнения.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов;

Л: смыслообразование

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока русского языка, проведенного в 3 классе Тема: Повторение изученного о частях речи.

Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся...

Технологическая карта урока русского языка во 2 а классе ТЕМА: «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Формировать представление об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове...

Технологическая карта урока русского языка, УМК "Перспектива", 4 класс, тема: "Слово как часть речи"

Цель урока: формированиеу обучающихся представленияо слове как о части речи, умения определять часть речи по грамматическому значению.Задачи урока:Дидактические:1) дать представление о «граммати...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «Б» КЛАССЕ ТЕМА: «ЗАКОМСТВО С ВОЗВРАТНЫМИ ГЛАГОЛАМИ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА русского языка  В 4 классе.   Тема: «Закомство с возвратными глаголами»...