Технологическая карта урока русского языка по УМК «Школа России», 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Первушина Татьяна Игоревна

Тема: Имя существительное как часть речи

Цель урока: способствовать развитию умения распознавать имена существительные, объяснять лексическое значение слов, составлять предложения из деформированных слов; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы  и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название, соотносить вопросы: кто? что? и слово – название предмета.

На уроке используются приемы технологии ТРКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) "Корзина идей", "Инсерт", составление кластера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_umk_shkola_rossii_vo_2_klasse.docx90.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18            

 имени Н.В. Менчинского  городского округа Павловский Посад  Московской области

____________________________________( МОУ СОШ № 18)________________________________________

142500, Московская область,                                             ppschool18@mail.ru

г. Павловский Посад, ул. Мира д.1                                    тел. 8(49643)21524

Первушина Татьяна Игоревна, учитель начальных классов

Технологическая карта урока русского языка по УМК «Школа России», 2 класс.

Тема раздела «Части речи»

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

Русский язык 2 класс

Тема занятия/урока

Имя существительное как часть речи

Цель (цели)  занятия/урока

Способствовать развитию умения распознавать имена существительные, объяснять лексическое значение слов, составлять предложения из деформированных слов; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы  и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название, соотносить вопросы: кто? что? и слово – название предмета

Ожидаемый учебный результат

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;

предметные: формирование  навыка устной и письменной речи, создание связных устных высказываний на заданную тему, осознание важности орфографически грамотного письма; правильно списывать предложения, проверять написанное.

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать возникающие при работе затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и рефлексию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение полно и точно выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

Используемая технология  

ТРКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Оборудование и материалы

Для педагога

компьютер, проектор, интерактивная доска

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса по русскому языку, часть 2.

Для учащихся

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса по русскому языку, часть 2.

презентация к уроку, карточки, карточки-помощники

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные

учебные действия

Оценка и контроль

  1. Мотивация.

«Психологическая установка на работу»

Улыбнемся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень! 
Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

Устный опрос

II. Стадия вызова.

«Корзина идей»

Слайд 2

Слайд 3

– Сегодня мы совместим минутку чистописания со словарным работой.

– К какой части речи относятся слова?  

–  Какую цель нашего урока определим?

- Что мы уже знаем об имени существительном?

- На какие две группы можно разделить эти слова?

Один заполняет пропуски на доске, остальные в тетрадях

– Существительное.

–  Продолжим знакомиться с именем существительным.

Каждый записывает то, что он знает об имени существительном, потом обмениваются информацией в группах, все сведения записываются в «Корзине идей» (на доске)

- Слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.

Самопроверка

III. Стадия осмысления

«Инсерт» (чтение с пометами)

На с. 47 учебника сведения:

        

- Откройте учебник на с. 47. Прочитайте сведения, делая пометы 

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна вам.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.

Знаком «минус» (-) отмечается то, о чём думаете иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

–Какая информация вам была известна?

–Что узнали нового?

Учащиеся читают сведения учебника. После индивидуального разбора текста идет обсуждение с соседом по парте, где ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

–Имена существительные названы так, потому что они именуют, называют предмет.

– Лексическое значение имён существительных разнообразны. Имена существительные обозначают: предметы и вещи, явления природы, людей и животных, события, чувства и качества людей.

 Познавательные:

общеучебные – выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме по теме урока;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

 Упражнение 78

- Прочитайте.

- Что обозначают выделенные слова?

- Как понимаете значение каждого слова?

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Запишем имена существительные, обозначающие качества людей.

Читает один ученик.

- Качества людей (черты характера)

Нежность – излишняя чувствительность.

Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость.

Скромность - качество сдержанного в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливого человека.

Хитрец – хитрый человек.

- Слова отвечают на вопрос что?

Учащиеся списывают.

Фронтальная, индивидуальная работа

Физкультминутка

Слайд 4

Дети выполняют движения под музыку

Работа над лексическим значение слов

Слайд 5

– Как назвать одним словом?

1. Лиственное дерево с белой корой и мелкими кругловатыми листочками (показывает лист березы).

2. Хвойное дерево с длинными иглами и круглыми шишками

(веточка сосны).

3. Могучее лиственное дерево с крепкой корой и плодами желудями (веточка дуба).

– Сравните слова береза, сосна, дуб. Чем они схожи?

– Деревья (что?)

Слушают вопросы.

– Береза.

– Сосна.

– Дуб.

– Все слова являются названиями деревьев
и отвечают на вопрос: что?

Записывают в тетради

Воспринимают на слух вопросы
учителя, анализируют услышанное.

Высказывают свое мнение.

Осуществляют классификацию слов, обозначающих предметы.

Наблюдают над лексическим значением слов. Сравнивают
слова, делают выводы. Умеют задавать вопрос к словам –
именам существительным

Беседа по вопросам, письмо

Развитие речи

Упражнение 79

- Прочитайте. Составьте из слов каждой строки предложение. Изменяйте, где нужно, форму слов.

- Запишите предложения.

- Подчеркните главные члены во всех предложениях.

- Какими членами предложения являются имена существительные в последнем предложении?

Учащиеся записывают предложения. Учащиеся, которые затрудняются, используют слова-помощники.

Работа в парах

Коллективная проверка

IV. Стадия - рефлексия. 

Оценка   своей   работы.

Составление кластера

– С какой частью речи мы работали на уроке?

– Для чего она служит в нашей речи?

– Оцените свою работу на уроке.

- Мы работали с именем существительным

Учащиеся составляют кластер в группах

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Групповая, коллективная

Оценивают свою работу на уроке

Оценивание учащихся

за работу на уроке

V. Домашнее

задание.

Слова лексико-тематической группы

Предлагает подобрать слова лексико-тематической группы на выбор (цветы, деревья, явления природы и др.)

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

Фронтальная.

Объяснение

учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование первоначальных представлений об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развитие умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащение речи учащихся фра...

Технологическая карта урока русского языка "Словосочетание" (УМК "Школа России",4 класс)

Тема урока «Словосочетание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятий о словосочетании, определение и вычленение словосочетаний.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Предлог как часть речи»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с предлогом, как служебной частью речи.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русско...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования знаний о правильном написании предлогов со словами.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся ...

технологическая карта урока русского языка "Предлоги" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Предлоги»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о предлогах как части речи, его роли в предложении; формирование умения грамотно ...

Технологическая карта урока Русский язык 2класс (УМК Школа России) "Правописание частицы не"

Цель урока: Создание условий для формирования представлений о правописании частицы не с глаголами;Дидактические: 1. узнать правила правописания частицы не с глаголами ;2. уметь писать правильно не с г...