Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Повторяем фонетику и состав слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. обобщить знания о работе с буквами и звуками; 2. закрепить умения проводить морфемный и фонетический разбор. | Предметные: научатся: 1. производить звуко-буквенный анализ слова; 2. находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. |
Развивающие: 1. развивать логические операции мышления – анализ, синтез, обобщение; 2. развивать умение анализировать текст, делать выводы. | Личностные: 1. осознавать необходимость новых знаний; 2. устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 3. формировать способность к оценке своих действий.
|
Воспитательные: 1. воспитывать самостоятельность в определении деятельности; 2. воспитывать умение выступать. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 460.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 04.04.2023 Школа: МАОУ СОШ №104 Класс: 3-2 Урок: 5 Время: 11:50-12:30:00Кабинет: 202 | Студент: Дьяченко Екатерина Александровна Группа: 31 Учитель: Селихова Флюра Михайловна Методист: Галлиулина Нажия Камиловна |
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. обобщить знания о работе с буквами и звуками; 2. закрепить умения проводить морфемный и фонетический разбор. | Предметные: научатся: 1. производить звуко-буквенный анализ слова; 2. находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. |
Развивающие: 1. развивать логические операции мышления – анализ, синтез, обобщение; 2. развивать умение анализировать текст, делать выводы. | Личностные: 1. осознавать необходимость новых знаний; 2. устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 3. формировать способность к оценке своих действий. |
Воспитательные: 1. воспитывать самостоятельность в определении деятельности; 2. воспитывать умение выступать. |
УМК: «Начальная школа XXI века», учебник русского языка 3 кл.: Учебник в 2ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; под ред. С. В. Иванова – М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2013. -Ч.2
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
1. Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный Слово учителя | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку - Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал, всё остальное уберите в рюкзак. - Обратите внимание на то, как вы сидите: выпрямите спинки, «ножки-дорожкой». | Приветствуют учителя. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; | Презентация |
2. Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Беседа-обобщение Наглядный | 1. Организует минутку чистописания - Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «7 марта». Ниже пишем «Классная работа». На экране: стар_сть, п_ход, н_винки, зав_рной, сам_лет. Посмотрите на экран. -Как вы думаете, каким может быть задание к данной группе слов? -Можете вы сразу решить какую букву надо писать? - Какие звуки слышим? Какие буквы напишем? -Назовите часть слова, в которой была пропущена буква. - Спишите эти слова себе в тетрадь и выделите корень. - Слово «самолет» оно какое? Сколько корней будет в слове «самолет»? Какие? Чем является буква «о»? - А как ещё надо записать эти слова? - Скажите, какой раздел русского языка изучает звуки? Фонетика, верно! Скажите сколько гласных, а сколько согласных звуков в этом слове? Сколько звуков обозначает буква эф? - Я назову вам буквы, а вы – звуки. (эм, ка, зэ, бэ) - А вы знаете, что такое словообразование? - Это раздел науки о языке, который изучает образование слов. - А какие способы вы знаете? - Верно! суффиксальный – когда новое слово образуется при помощи суффикса; приставочный – новое слово образуется при помощи приставки; приставочно-суффиксальный – в образовании нового слова участвуют приставка и суффикс одновременно; способ сложения основ двух слов – слова, образованные таким образом, называются сложными. | Выполняют задание. - Вставить пропущенные буквы и поставить ударение. - Нет, сначала нужно посмотреть словарное это слово или нет, если нет, то подобрать проверочное слово. - Слышим «а», пишем «о», и только в слове «заварной» - слышим и пишем «а». - Часть слова – корень. -Сложное, Два, «сам» и «лет», соединительной буквой. - Красиво, с правильными соединениями. - Фонетика.4 гл., 4 согл. Обозначает два звука [ф][ф`]. - [м],[м`]; [к],[к`]; [з],[з`], [с],[с`]; [б],[б`],[п],[п`] - Это образование слов. - Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение основ двух слов. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других анализировать; информацию; сравнивать | Презентация |
3. Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Беседа, наглядный | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Что мы сегодня с вами будем повторять? - Теперь попробуйте сформулировать тему урока при помощи слов внизу слайда. (слова фонетику и состав повторяем) - Тема нашего с вами урока «Повторяем фонетику и состав слова». - Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. - Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова: - Повторить…. -Выполнить…. - На слайде план, ваша задача правильно расставить этапы. 1. Выполнить самостоятельную работу; 2. Сделать выводы. Выполнить задание на повторение ; 3. Повторить, что такое фонетика, состав слова; 4. Выполнить задание на повторение; | - Фонетику и состав слова. - Повторяем фонетику и состав слова. Цели: Повторить …? Выполнить самостоятельную работу. План: 1.Повторить, что такое фонетика, состав слова; 2. Выполнить задание на повторение; 3. Выполнить самостоятельную работу; 4. Сделать выводы. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументировано высказывать своё мнение | Презентация |
4. Обобщение и систематизация знаний и умений (15-20 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | эвристическая беседа, частично-поисковый наглядный Демонстрационный, Фронтальный опрос Демонстрационный Объяснительно- иллюстративный | 1.Организовывает деятельность обучающихся систематизаций знаний. - Давайте вспомним и назовем части слова. - Верно! Какие же две части слова служат для образования новых слов? Дайте этим частям определение. Что такое приставка? Что такое суффикс? Что такое корень? Что такое окончание? Что такое основа слова? - Отлично, вы прекрасно всё помните! А для его мы должны это знать? - Теперь мы с вами выполним упражнение 2 на стр 86. - Прочитайте задание и скажите, что нам нужно сделать? - Да, вам нужно списать слова в порядке представленных схем и обозначить части слова. - Можете приступать к выполнению, затем мы с вами проверим. - Какое слово отнесли к первой схеме? Ко второй? К третьей? К четвертой? К пятой? - У кого так же? Отлично! Теперь обменяйтесь тетрадями и поставьте друг другу плюсики, сравнив со слайдом. - Сейчас мы с вами выполним упр. 3. Прочитайте его и скажите, что нужно сделать? - Верно, разберем первую группу слов. Какое слово лишнее? По какому принципу вы определили? - Отлично! Далее у второй группы слов, видим, что мы видим? - Какое слово лишнее у 3 группы? - Сейчас кто-то один выйдет к доске и разберет слово «носок» по составу.
- Идем дальше. Сейчас будет небольшая работа в группах. Я раздам конвертики, вам нужно будет достать из них всё и составить алгоритм выполнения фонетического разбора. Задача ясна? Отлично! Можете приступать . - Давайте проверять. Одна группа читает, другие внимательно слушают. - У кого так же поднимите большой палец вверх. - именно по такому алгоритму вам нужно будет дома разобрать слово. - Давайте вспомним, на какие две группы делят звуки? - Умнички, всё вспомнили. - Откройте дневники и запишите домашнее задание. Упражнение 4 на стр 87. Давайте откроем это задание и разберем его, чтобы дома не возникло трудностей. - Прочитайте задание и скажите, что вам нужно будет сделать? - Да, вам нужно списать предложение, выполнить фонетический разбор слова «орешки». В каком слове букв и звуком разное количество? - Как выполнять домашнее задание понятно? - Отлично, сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, встаньте со своих мест. | Выполняют задание. - Приставка, корень, суффикс, окончание. - Приставка и суффикс. - Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. - Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. - Корень – это общая часть родственных слов. - Окончание – это изменяемая часть слова. - Основа – это часть слова без окончания. - Чтобы применять эти знания при разборах, в речи. - Нам нужно записать слова в порядке данных схем и обозначить части слова. - кино, лев, бесконечный, прекислый, кленовый. - Нам нужно найти лишне слово в каждой группе. - Слово «клубок», оно не является однокоренным. - Что все слова с приставкой, кроме слова «замочный», оно является лишним. - лишнее − горшок, потому что в нём ок − часть корня, а не суффикс, как в остальных. Работа в группах. - Для начала мы слово разделим на слоги, сделаем транскрипцию и поставим ударение. - выписываем буквы и звуки в столбик. - Анализируем каждый звук. Затем выполняем подсчет букв и звуков. - На гласные и согласные. - Ударные и безударные. - Звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные. Записывают домашнее задание. - Нам нужно списать предложение, выполнить фонетический анализ слова. - В слове «сыроежки», буква е – обозначает два звука. - Да. | УУПД: Работать с информацией, анализировать, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами, стоить речевые суждения. УУКД: Воспринимать и формулировать суждения, выстраивать отношения сотрудничества | Презентация |
Динамическая пауза | Практ: выполнение динамической паузы | Организация проведения динамической паузы. Предметная динамическая пауза. - На слайде буквы, вам нужно их изобразить. (ф, р, п, к, о, у). | 1.Выполняют динамическую паузу. | |||
Самостоятельная работа (3-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Наблюдение, стимулирование успехов, поощрение | 1. Организация самостоятельной работы с самопроверкой. - Сейчас вы поработаете самостоятельно. - Упр 5 на стр 87. - Прочтите задание, что вам нужно сделать? - Верно, вам нужно списать текст, записать слово из двух слогов, в котором два одинаковых гласных звука и первый звук ударный. Так же вам нужно найти из представленных слов однокоренные к слову «лес» и записать в порядке представленных схем. -Кому не понятно, что нужно делать? - Можете приступать. - Проверять будете самостоятельно по эталону, а затем послушаем, какие слова вы подобрали под схемы. - У кого нет ни одной ошибки – поставьте себе 5. У кого 1- 2 ошибки – поставьте себе 4, у кого больше 2-х ошибок – поставьте 3. - Отлично! | 1. Выполнение самостоятельной работы - Нам нужно списать текст, записать слово из двух слогов. - Всё понятно. - Слово из двух слогов, в котором два одинаковых гласных звука и первый звук − ударный − это пятна. - Однокоренные слова к слову лес в порядке схем: подлесок, лесник, лесополоса. | УУРД: контролировать свои действия по алгоритму, выполнять задание в общем темпе | |
Рефлексия деятельности (3-4 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Практический анализ, стимулирование успехов | 1.Организует анализ работы по критериям. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Какие цели на урок мы ставили? - Достигли ли мы их - Чему научились сегодня? - Что было трудного? - Урок окончен. Спасибо за работу! | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. Фонетику и состав слова. - Повторяем фонетику и состав слова. Цели: Повторить …? Выполнить самостоятельную работу. | УУКД: Строить взаимоотношения на основе адекватной самооценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа 21 века" тема "Имя существительное"
Технологическая карта урока русского языка для 3 классае "Имя существительное" создают условия для получения обучающимся новых знаний по теме, для формирования УУД обучающихся, для формирования интере...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования знаний о правильном написании предлогов со словами.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся ...

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс 1 часть Тема: "Слово. Имя существительное"
Цель урока: умения определять имена существительные, их признакиДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятиями слово и имя существительное.2. Формирование умения определять имена существительные...
Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Слово в толковом словаре и тексте"
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о способах толкования слов в толковых словарях, умение работать со словарной статьёй в толковом словаре.Задачи урока:Дидактические: 1)дать представ...
Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Устаревшие слова"
Цель урока: формирование у обучающихся представления об устаревших словах, умения распознавать и понимать эти слова в речи.Задачи урока:Дидактические:1)дать представление о том, что такое устаревшие с...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Склонение имен существительных»
Цель урока: формирование понятия о склонении имени существительного, умения склонять имена существительные. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) дать представл...