Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков» (УМК "Школа России"1 класс)
материал по русскому языку (1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать понятие о букве «ь», как показатель мягкости. 1. Учить выделять букву «ь»; 2. Учить обозначать буквой «ь» мягкость согласных; 3. Учить читать слоги и слова с изученной буквой; 3. Выполнять звуко-буквенный анализ. | Предметные: 1. Усвоить образ буквы «ь». 2. Учиться выполнять слого-звуковой анализ. 3. Учиться выполнять гигиенические правила. |
Развивающие: 1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя. 2. Развивать умение работать в парах. | Личностные: 1. Формирование уважительного отношения к ответам своих товарищей. 2. Формирование заинтересованности при выполнении заданий. |
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к чтению. 2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам. |
УМК: «Школа России», Учебник Азбука 1 класс 2 часть. Авторы: В. Г. Горецкий; В. П. Канакина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 98.83 КБ |
Презентация | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 01.12.2023 г. Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 1 «Г» Урок: 1 Время: 08:00-08:40 Кабинет: 113 | Студент: Павленко Анна Яковлевна Группа: 45 Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать понятие о букве «ь», как показатель мягкости. 1. Учить выделять букву «ь»; 2. Учить обозначать буквой «ь» мягкость согласных; 3. Учить читать слоги и слова с изученной буквой; 3. Выполнять звуко-буквенный анализ. | Предметные: 1. Усвоить образ буквы «ь». 2. Учиться выполнять слого-звуковой анализ. 3. Учиться выполнять гигиенические правила. |
Развивающие: 1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя. 2. Развивать умение работать в парах. | Личностные: 1. Формирование уважительного отношения к ответам своих товарищей. 2. Формирование заинтересованности при выполнении заданий. |
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к чтению. 2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам. |
УМК: «Школа России», Учебник Азбука 1 класс 2 часть. Авторы: В. Г. Горецкий; В. П. Канакина.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Словесный: беседа Форма работы : фронтальная | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создание эмоционального настроя. - Вот звонок нам дал сигнал, Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. - Здравствуйте ребята! Меня зовут Анна Яковлевна и этот урок обучения грамоте у вас проведу я. - Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание. | 1. Показывают готовность к уроку. | Л: осознание и принятие на себя роли обучающегося; мотивация; самоопределение к деятельности. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Практический : анализ и систематизация Словесный : подводящий диалог Форма работы : фронтальная, индивидуальная | Сегодня мы продолжим путешествовать по стране букв и звуков. Мы будем с вами сегодня опять Букву учить и слова с ней читать. Повторение о гласных буквах. - Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место? - Прочитайте пары слов: б…л – б…л (бал, бил) р…д – р…д (рад, ряд) - Какие буквы потерялись? А какие это буквы? - Сравните, чем слова отличаются? - Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков? - Какие буквы обозначают 2 звука, какие 1 звук? | 1. Отвечают на вопросы 2. Выполняют указания учителя. - гласные - е, ё, ю, я - обозначают два звука в зависимости от их фонетической позиции: в начале слова, после других гласных звуков - Ё – [й’о] , [о] | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный : формулировка темы и целей урока Форма работы : фронтальная | Подведение к теме урока - А все ли буквы мы изучили? Хотите познакомиться с новой буквой? - Ребята, посмотрите на доску. Пишет на доске слово КОН(без Ь), прочитайте слово, правильно ли написано слово? - Верно, нам нужно КОНЬ. Какой звук мы слышим на конце слова? - Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится? - Подходит? Почему? - Может букву е? - Может букву Я? -Ребята, может кто-то догадался, что нового мы узнаем? -Ребята, сегодня с вами на уроке мы познакомимся с буквой ь. - Ребята, кто может назвать тему нашего урока? С чем мы сегодня познакомимся на уроке? - Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке? 1)познакомиться 2)узнать 3) научиться | Отвечают на вопросы - нет - НЬ - кони - нет, потому что много коней - нет - нет - предполагают тему урока - с новой буквой. - какие звуки обозначает эта буква. - читать слоги и слова с новой буквой. | К: высказывание Предположений К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. | Презентация |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесный: беседа Наглядный: презентация | - Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово КОНЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука! - Буква ь никакого звука не обозначает, но эта буква настоящий командир, где бы она ни встала, согласные звуки сразу становятся мягкими. - Давайте в Азбуке найдём правило, для чего же нужен мягкий знак с. 11. - Давайте с вами поиграем: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). Звука никакого нет, а новые слова образовались. Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь. Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко. Давайте составим слого-звуковую схему к словам с мягким знаком. - Сколько букв? Сколько звуков в словах? Почему? -Назовите слова которые обозначают один предмет, много предметов. Придумайте свою пару слов, запишите их в тетрадь. - Отдохнем. (физминутка) На зарядке 1 класс. Мы присядем 10 раз Высоко поднимем руки. Будем жить всегда без скуки. Повернёмся вправо, влево. Вновь работать будем смело. - Отлично, назовите месяцы года, в названиях которых есть буква мягкий знак. | - вставить ь в слово КОНЬ на доске
- В слове голуби 6б., 6зв., в слове голубь 6б., 5 зв. потому что буква ь не обозначает звук. - Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. | П: структурирование полученных знаний; логический анализ. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П: построение речевого высказывания по образцу; выполнение действий по алгоритму; структурирование знания, логический анализ объектов с целью выделения признаков. | Презентация |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесный: беседа | Закрепление с детьми полученных знаний. Работа со страницами Азбуки. Чтение текста на странице 11. Начинаем читать по цепочке. - О ком вы прочитали текст? -Чем питается лось? -Что он любит? -Где мальчики оставили угощение для лося? - Откройте страницу 12, сравните слова и скажите, какие из них обозначают один предмет, какие – множество? Начинаем по цепочке. - Молодцы. Так какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко? - На что похожа буква мягкий знак? Буква Р перевернулась – Мягким знаком обернулась. Нарисуем мягкий знак - Нежно капелькой Вот так: Букву капелька смягчит, Слово мягко зазвучит. - Я произношу чистоговорку, а вы хором повторяете за мной: Ась-ась-ась – в речке плавает карась Арь-арь-арь – на стене висит фонарь Ель-ель-ель – мы купили карамель Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь. - Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте: пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь - Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему? | Выполняют задание. - О лосе. -Зелёным листом. -Соль. -На пне. - мягкий знак - Предположения детей. - повторяют за учителем. - потому что мягкий знак звука не обозначает. | П: построение речевого высказывания. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Л: включение в активную деятельность. | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф Словесный: инструктаж Практический: работа в парах | Работа в парах Сейчас ваша задача в парах составить звуковую схему слов лось и соль Хорошо, можете приступать к выполнению задания Внимательно посмотрите на образец. У кого всё правильно? Расскажите по схеме о слове. Хорошо | Работают в парах. -Внимательно слушать друг друга, не перебивать, не разговаривать громко.
| П: структурирование знания, логический анализ объектов Р: контроль выполнения заданий с заданным эталоном | Раздаточный материал Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: инструктаж Наглядный учебник Практический: упражнение | -Сейчас, вам представится уникальная возможность побыть редакторами. -Ваша задача вставить букву ь в слова. - Ден..., радост..., мал…чик, учител…, школ…ник, ал…бом, плат…е -Итак, где в слове может стоять буква «ь»? Отлично, молодцы. | День, радость, мальчик, учитель, школьник, альбом, платье - В середине и в конце слова | П: усвоение пройденного материала и применение полученных знаний. | Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа Наглядный презентация | - С какой новой буквой познакомились? - Обозначает ли она какие-то звуки? - Где будет жить новая буква в нашем домике? - у кого на уроке все получалось, кто понял тему урока, поднимите зеленый карандаш, у кого не все получилось, но он старался, поднимите желтый карандаш, а кто вообще ничего не понял, у него ничего не получилось, поднимите красный карандаш. - Отлично! Закончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились! - Спасибо за урок! | Оценивают свою деятельность на уроке | Р: анализ собственной работы. Л: самооценка деятельности | Презентация |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»
Конспект урока...
Технологическая карта урока русский язык !Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"
Урок рефлексии....
Технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Т как знак для согласных звуков [т], [т’]» (система Эльконина-Давыдова), (1 класс)
Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Т, как знака для согласных звуков [т], [т’]Задачи урока Планируемые результатыДидактические:учить строить графическую мод...
Технологическая карта урока обучению грамоте "Буквы Г, г Звуки [г], [г ,]" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Г, г и звуками [г], [ г ,]. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Учить строить графическую модель сло...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...