Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
план-конспект урока (чтение, 1,3 класс) по теме

Устинова Белла Анатольевна

Урок проводится в двух классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_v_klasse-_komplekte.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в классе- комплекте.

Урок обучения грамоте в 1 классе и литературного чтения в 3 классе

Учитель МОУ Степной СОШ Устинова Белла Анатольевна

        

1 класс

3 класс

Тема: Буква ь – показатель мягкости согласных звуков

Цели: I. Продолжить обучение работе с текстом; формировать навыки чтения слов с ь – показателем мягкости согласных звуков; добиться осознания того, что мягкий знак не обозначает звука.

II. Воспитывать любовь к чтению.

III. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Оборудование: таблицы, карточки

«Великие русские писатели» (обобщающий урок)

I. Обобщить знания детей по разделу «Великие русские писатели

II. Воспитывать любовь к русской поэзии, к чтению.

III. Развивать память, устную речь, внимание, воображение.

Презентация «Великие русские писатели»

Ход урока

I. Оргмомент

Все мы рады встрече, друзья,

        Думаю, встретились с вами не зря.

    Мы будем с вами сегодня опять

         Букву учить, стихи, сказки читать.

II.Повторение.

Самостоятельное чтение текстов разного уровня сложности.

1). Детям подарили котёнка. Галя и Сеня играли с ним. У Мурзика белые лапки и розовый носик. Он ест молоко и рыбу.

Кого подарили детям?

            *Кто играл с ним?

*Какой у котика носик? А лапки?

*Как зовут котёнка?

*Что он ест?

2). Дети искали грибы. Зина нашла белые грибы. Оля нашла много маслят. Мама дома сварила суп из грибов.

*Что искали дети?

*Какие грибы нашли?

*Что сделала мама?

3) Папа и мама были дома. Папа читал газеты. Мама мыла посуду. Лида помогала маме.

*Придумать заголовок к тексту.

II.  Сообщение темы и цели урока.

1) . –Наш сегодняшний урок мы посвящаем великим русским писателям. А о ком мы будем говорить на уроке, чьё творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.

2). Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

1. Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю.Лермонтова. (Печаль)

2. В баснях рассказывается о недостатках человека не прямо, а … (иносказательно)

3. Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин.  (Французский)

4. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. (Басня)

По вертикали:

5.Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Лермонтов)

6. У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)

7. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром, работал библиотекарем. (Крылов)

8. Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой)

III. Проверка работы

1. Чтение текстов. Ответы на вопросы.

2. Актуализация знаний.

Работа по ленте букв. Какая согласная буква всегда обозначает мягкий согласный звук? (ч)

Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука? (и,е,я)

3. Буратино напечатал слова: гус, лебед, звер, кон, сем, восем, голуб.

Что вам показалось странным в них? Как надо произносить последние звуки в этих словах, чтобы они стали понятными? (Мягко)

Кто знает, как показать мягкость согласных звуков на письме? (Ь)

- Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется «мягкий знак».

4. Звуко-буквенный анализ слов «гусь», гуси».

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто проится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

Чтение слов на с. 135

Рассмотрите рисунки на с. 134-135. Назовите слова с ь.

III. Творчество М.Ю.Лермонтова.

1. Подготовка к выразительному чтению стихов М.Ю.Лермонтова.

IV. Самостоятельная работа

1. Чтение текста на с. 135.

2. Чтение буквосочетаний в задании 4 приложения "Как хорошо уметь читать..."

ань абь аль арь усь убь удь

онь обь оль орь узь упь уть

инь ибь иль ирь удь угь увь

ень ябь ель ярь еть ягь евь

3. Чтение чистоговорок в задании 5 приложения "Как хорошо уметь читать..."

Ась -ась - ась - в реке плавает карась.

Арь - арь - арь - на стене висит фонарь.

Ель - ель - ель - мы купили карамель.

Ерь - ерь - ерь - волк - опасный зверь.

V. Проверка работы

1. Назовите, что изображено на рисунках. По последним звукам названий составьте слово.

                    лось

2. Чтение вслух текста о лосе, с. 135

Что вы узнали о лосе?

3. Чтение буквосочетаний и чистоговорки.

4. Отгадать загадки:

а) Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга.

(Олень)

б) Не в плавках, не в купальнике,

А в шубе он купается!

Он, между прочим, в шубе

На белый свет рождается.

(Белый медведь)

в) Кто приходит

Кто уходит -

Все её за ручку водит.

(Дверь)

г) В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется ... (медведь)

IV. Выразительное чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Дети читают стихи Лермонтова.

V. Викторина по басням И. А. Крылова

Учитель: ...Ох! Басни смерть моя!

Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а всё-таки цари!

(А. С. Грибоедов "Горе от ума")

1.-Пять вопросов - пять ответов. Какой ответ соответствует вопросу? (Работа в парах)

1)."Кумушка, мне странно это:                "До того ль, голубчик, было?

Да работала ль ты в лето?"                         В мягких муравах у нас -

("Стрекоза и Муравей")                              Песни, резвость всякий час,

                                                                      Так, что голову вскружило".

2). «Соседка, перестань срамиться…        - «Не радуйся, мой свет,

Тебе ль с Слоном возиться?»                       и не надейся по-пустому»

(«Слон и Моська»)

3). «Приятель дорогой, здорово!                  «Вот то-то мне и духу придаёт

Где ты был?»                                                   Что я, совсем без драки,

(«Любопытный»)                                      Могу попасть в большие забияки".

4). «Соседка, слышала ль ты добрую молву?       "В кунсткамере, мой друг!

ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?»       Часа там три ходил..."

(«Мышь и Крыса»)

5).«Ну что ж, Хавронья,                                       «Я не приметила богатства

там ты видела такого?                                                                        никакого".

(«Свинья»)

2. В какой басне такая мораль?

«Вперёд чужой беде

Не смейся, Голубок!» ("Чиж и Голубь")

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок» ("Ворона и Лисица")

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука» ("Лебедь, Щука и Рак")

«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдёт на лад» ("Щука и Кот")

«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться» ("Ларчик")

VI. Физкультминутка

1. Дыхательное упражнение "Часики".

                                                                                             2. Рано утром на полянке

                                                                                                 Так резвились обезьянки:

                                                                                                 Левой ножкой: топ, топ!

                                                                                                 Правой ножкой: топ, топ!

                                                                                                  Руки вверх, вверх, вверх!

                                                                                                  Кто поднимет выше всех?

   Все присели, снова встали.

Вы резвиться не устали?

VII. Работа по учебнику

1. Чтение слов на с. 136.

2. Самостоятельное чтение текста на с. 136 о катке.

VII. О Льве Николаевиче Толстом.

1.Рассказ ученицы о писателе.

2. Вспомните рассказы Л. Н. Толстого, которые вам больше всего понравились и запомнились.

Чему учат нас произведения Л. Н. Толстого?

3. Краткий пересказ понравившегося рассказа.

VIII. Проверка работы

1. Чтение слов вверху с. 136.

2. Рассказ об осенних месяцах.

3. Чтение "цепочкой" рассказа на с. 136.

VIII. Викторина по произведениям А. С. Пушкина

1. Письменные ответы на вопросы

1) Где родился А. С. Пушкин? (В Москве)

2) Когда он родился? (6 июня 1799 года)

3) Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел)

Кто сказал (ну, без подсказки):

"Что за прелесть эти сказки!"?

Ну что ж, отправляемся смело вперёд,

Нас пушкинских сказок ждёт городок.

2. Узнайте сказку по картинке.

1) Бочка. ("Сказка о царе Салтане...)

2) Царевна - лебедь.

Прочитайте отрывки, связанные с предметами.

2) Яблоко. ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях")

3) Зайчонок. ("Сказка о попе и о работнике его Балде")

4) Изба. ("Сказка о рыбаке и рыбке")

5) Петушок. ("Сказка о золотом петушке")

3. Какие отрывки из произведений Александра Сергеевича вам хочется прочитать? (Подготовка к чтению отрывков из произведений Пушкина.)

IX. Чтение и озаглавливание текстов

Чтение текстов по книге для дополнительного чтения "Как хорошо уметь читать..." на с. 78

IX. Проверка работы

Выразительное чтение отрывков из произведений Пушкина.

Итог урока. Чему нас научил этот урок?

X. Проверка работы

1. Назвать заголовки рассказов.

X. Мини - сочинение "Мой любимый писатель"

XI. Итог урока

Чему мы научились на уроке?

XI. Итог урока.

Чему нас научил этот урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока литературного чтения по теме: "Обобщение по разделу великие русские писатели".

Ребята вновь соприкаснутся с произведениями великих русских писателей. будут совершенствовать навыки выразительного чтения, читать выборочно, работать над лексическими значениями слов....

Рабочая программа 1 класс. Обучение грамоте/Литературное чтение по УМК "Школа России"

Рабочая программа включает в себя цели и задачи курса, основные требования к знаниям. умениям и навыкам по литературному чтению, планируемые результаты. ФГОС....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука»

презентация по теме "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука" с физминуткой для глаз...

Конспект урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин - великий, русский писатель" (4 класс, УМК "Перспектива")

Конспект урока по литературному чтениюТема:  А.С. Пушкин – великий, русский писатель Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения К...

Конспект открытого урока по обучению грамоте в 1 классе по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"

Конспект  урока обучения  грамоте № 52   по теме «Мягкий знак  – показатель мягкости согласного звука». Данный  урок обучения грамоте в системе ур...

Технологическая карта по русскому языку 1 класс на тему: "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме, различать мягкие и твёрдые согласные звуки....

Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков» (УМК "Школа России"1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...


 

Комментарии

Ваганова Наталья Александровна

Спасибо за предоставленный конспект!Сама работаю в классе-комплекте и было очень интересно познакомиться с опытом работы коллеги.