Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока обучения грамоте.
Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами строчной печатной буквы «ь»; учить читать слова орфоэпически; развивать фонематический слух и культуру произношения; формировать навык чтения.
Планируемые результаты:
· предметные: использовать условное обозначение мягкости согласных: например:[ р ‘], с помощью строчной печатной буквы ь в квадратных скобках и апострофа; уметь делить слова на слоги; читать слова.
· личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознание общественной полезности своего труда.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник: Азбука Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, учебная презентация, карточки для рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 37.23 КБ |
chast_1.ppt | 2.41 МБ |
chast_2.pptx | 863.13 КБ |
chast_3.pptx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный Словесный – слово учителя | 9:00 – 9:01 | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Сейчас тихонько присядут те ребята, которые готовы внимательно слушать и активно работать. -Следим за посадкой: спинки прямые, ножки стоят прямо, руки на парте. | Приветствуют учителя Проверяют свою готовность к уроку | Р: организация учащимися своей деятельности |
Мотивационный Словесный – учебный диалог | 9:01 – 9:03 | Ребята, поднимите руку, кто хочет научиться хорошо читать? Значит, вам нужно очень усердно, старательно работать на уроке. А как вы думаете, научиться хорошо читать – это трудно? Кто знает, сколько букв в алфавите? А как вы думаете, зачем нам нужно знать хорошо буквы? Верно, кто знает буквы – тот умеет читать и писать. | Настраиваются на учебную деятельность | П: осознанно строить ответ в устной форме |
Постановка учебной задачи Практический –отгадывание загадки; формулирование целей урока, работа со словами Словесный – эвристическая беседа | 9:03 – 9:06 9:06 – 9:08 | Чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо внимательно послушать и отгадать загадку. Мягкий голос, Мягкий шаг. Это буква …мягкий знак - Верно! Это буква – мягкий знак. - Хорошо! Сейчас внимательно посмотрите на экран, прочитайте слова и скажите, в каких словах есть Ь? (На слайде слова: конь, нос, рысь, дом) - Верно! Давайте прочитаем хором эти слова (конь, рысь) - Прочитаем первое слово – конь – буква н в этом слове какой звук обозначает? (мягкий) - Прочитаем второе слово – рысь – какой звук в этом слове обозначает буква с? (мягкий) - Верно! А сейчас подумайте внимательно и ответьте: что Ь придает согласным звукам? (мягкость) - Конечно! Мягкий знак предназначен для обозначения мягкости согласных. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных) - Давайте определим цели на сегодняшний урок:
Молодцы. | Отгадывают загадку Отвечают на вопросы учителя, дают характеристику звукам Формулируют тему и цели урока | П: осознанно строить ответ в устной форме П: сравнивать звуки Р: планировать свое действие в соответствии с задачей |
Решение частных задач Наглядный – работа с учебником Словесный – учебный диалог Практический – произнесение звуков; характеристика звука; сравнение звуков; соотнесение картинок со схемой Словесный – ответы на вопросы Практический – сравнение слов и звуков в словах Практический – произнесение звуков; характеристика звука; Наглядный – работа с учебником Словесный – учебный диалог Практический - составление моделей слов в парах Практический – хоровое чтение; чтение с выделением ударения Практический – выборочное чтение Словесный – ответы на вопросы | 9:08 – 9:14 9:14 – 8:17 9:17- 9:25 | Знакомство со звуком. - Теперь откройте учебники на странице 45 . Покажите пальчиком 45ую страницу (фото странице учебника на слайде). Отлично. - Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике. Что нарисовано на первой картинке? (ель). - Какой звук стоит последний? [л’]. Произнесём хором слово. - Дайте характеристику этому звуку (в слове «ель » - согласный звонкий мягкий звук [л’]). Почему? Составьте предложение с этим словом. Что изображено на второй картинке? (ел). Звуки в слове, которые называют действие зайчика, такие же, как в слове «ель». Посмотрите внимательно, что вы заметили? Чем отличаются слова и звуки в словах? (в первом слове есть буква Ь, а во втором буквы Ь нет; в первом слове буква л обозначает мягкий звук [л’], а во втором слове буква л обозначает твердый звук [л]) Сколько слогов в первом слове? (1) Почему? Сколько букв в нем? (3) А сколько звуков? (3) Почему? Какие два звука обозначает буква е, произнесите слово? ([й’] и [э]) Какой звук обозначает буква л? ([л’]) А буква ь дает какой-либо звук? (нет) А что делает ь? (придает согласной мягкость) Верно! Какой мы можем сделать вывод? (Вывод: ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласного звука на письме) - Верно! Молодцы! Посмотрите на третье слово Давайте хором его прочитаем (линь). Кто может объяснить значение этого слова? Линь - рыба, с черно-фиолетовыми чешуйками; водится в озерах и речках и причисляется к роду карпа. Чем отличается слово от звукобуквенной схемы? (В слове 4 буквы, а в схеме 3 звука) -Почему так получилось? Кто может объяснить? (потому что ъ не обозначает звука, он только обозначает мягкость согласного) - Какой звук стоит последний в этом слове? ([н′]) - Дайте характеристику этому звуку (согласный звонкий мягкий звук [н′]) В схеме он обозначается вот такой моделью: Сейчас вам предстоит работа в парах.
- Проверка по эталону.… - Сколько слогов в этих словах? (1 слог). Почему? (сколько гласных в слове, столько и слогов) - Читаем хором. - Теперь прочитаем это слово, выделяя ударный слог
- Составляйте звуковую модель к этому слову. - Проверим составленную модель (один ученик у доски) - Прочитаем слово хором - Прочитают только мальчики, а девочки внимательно слушают, чтобы мальчики не допустили ошибку. Теперь читают только девочки, а мальчики слушают внимательно.
| Отвечают на вопросы Произносят хором Артикулируют звуки в словах Характеризуют звук Отвечают на вопросы Сравнивают слова и звуки в словах Дают буквам соответствующие звуки Анализируют, делают вывод Хором читают слово Объясняют значение слова Сравнивают слово и звукобуквенную схему Дают характеристику звука Составляют модель слова Проверяют Отвечают на вопросы Хоровое чтение Читают с выделением ударения Называют слово по картинке Составляют модель Проверяют Хоровое чтение Чтение мальчиками Чтение девочками Отвечают на вопросы | П: осознанно строить ответ в устной форме П: анализировать объекты с выделением сущ-х признаков П: осознанно строить ответ в устной форме П: сравнивать звуки Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей П: читать хором П: читать с выделением ударного слога П: составлять модели П: самопроверка по эталону К: ориентироваться на партнера во взаимодействии |
Физминутка | 9:25 – 9:26 | -Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук». - Я буду называть слово, если услышите мягкий согласный звук на конце слова– делаете наклоны вправо и влево, если услышите твердый согласный звук на конце слова – приседаете (сеть, дверь, нос, крот, дрель, нож, ткань, уголь, угол, олень, гусь, дым). Молодцы! | Выполняют упражнения | Р: планировать свое действие в соответствии с задачей |
Решение частных задач Словесный – учебный диалог Словесный – выразительное чтение учителем Наглядный – работа с учебником; | 9:26 – 9:28 | Знакомство с буквой. Мягкий знак на письме обозначается строчной буквой ь (мягкий знак). - Встаньте те ребята, у кого в фамилии есть ь. -Хорошо! На что похожа буква? (на букву р) Буква «Р» перевернулась, мягким знаком обернулась Из скольки элементов состоит эта буква? Назовите их. (короткая прямая и полуовал справа) Обведите пальчиком в учебнике. Запомните, как она выглядит. | Отвечают на вопросы Слушают чтение учителя Обводят букву в учебнике | П: строить речевое высказывание Р: планировать свое действие в соответствии с задачей К: слушать и понимать речь других |
Физминутка | 9:28 – 9:29 | Руки подняли и помахали, Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает листву. Листья запорхали, Как бабочки на карнавале. | Выполняют упражнения | |
Решение частных задач Словесный: слово учителя Практический: многократное чтение, работа по учебнику, составление словосочетания и предложения. | 9:29 – 9:37 | - Немного отдохнули и идем дальше. Перейдем к словам на этой же страничке. Поставили пальчик на начало первой строки. Читаем слово все вместе: мы Посмотрим на второй слово: сколько в нем слогов? (2) Назовите их (мы-ло) Хорошо! Читаем все вместе: мыло Посмотрите на следующее слово, сколько в нем слогов? Назовите их (мыль-ный). Давайте прочитаем его с ударение: мыльный. Отлично! Обратите внимание: у нас рядом стоит не закрашенный прямоугольник: что он обозначает? (Значащее слово) Верно! Представим теперь, что этот прямоугольник закрашен розовым цветом, что он будет обозначать? (слово-название предмета). Хорошо! Давайте подберем к слову мыльный такое слово-название предмета, чтобы у нас получилось словосочетание (мыльный раствор, мыльный пузырь…) Молодцы! Переходим ко второй строчке. Поставили пальчик под первое слово, сейчас будет читать первый ряд, остальные внимательно следят. Читаем: ме. Смотрим дальше? Сколько слогов? (1). Читаем: мел. Дальше: мель. Кто знает значение этого слова? Мель – мелкое место на дне реки, озера, моря, мешающий прохождению кораблей. 3 строчка – 2 ряд 4 строчка – 3 ряд 5 строчка – только девочки 6 строчка – только мальчики 7 строчка – все вместе Лунь - хищная птица с серовато-белым оперением. Омуль - порода рыбы, длина до 64 см, весит до 3 кг. Молодцы! И мы переходим к последнему заданию: как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (читать предложения) Хорошо! Посмотрите на первую картинку? Что девочка делает? (играет) На чем она играет? (на рояле) -Верно! Давайте прочитаем первое предложение. Поставили пальчик на начало предложения. Кто может прочитать первое предложение? Молодец! Теперь прочитаем хором, поставили пальчики на начало предложения, читаем: У Алины рояль. Отлично! Посмотрим на второе предложение: чего у нас не хватает? Какого слова? (значащего слова) Давайте подберем слово-название действия. Что Алина делает? Она играет. Молодцы! Прочитаем вместе: Она играет. Переходим ко второй картинке: что вы видите? Кто может прочитать сразу два предложения? Поставили пальчик на начало предложения, следим: У меня руль. Я рулю. Молодец! Сейчас читают только девочки. Хорошо! А теперь мальчики. Молодцы! Сейчас вам понадобятся ваши конверты-слова. В парах составьте модель к предложению: У Алины рояль. . Кто выйдет к доске и составит модель? Закончили! Проверяем! Правильно ли … составил(-а) модель. Хорошо! Все отложили на край стола. | Слушают задание учителя Читают слово, определяют сколько слогов Вспоминают обозначение схемы Составляют словосочетание Читает первый ряд, остальные проверяют (затем второй, третий, только девочки, только мальчики) Догадываются о значении слова Читает первый ряд, остальные проверяют (затем второй, третий, только девочки, только мальчики) Догадываются о значении слова Рассматривают иллюстрацию, читают предложение. Отвечают на вопросы Составляют предложение. Рассматривают иллюстрацию, читают предложение. Отвечают на вопросы Составляют модель предложения в парах. | Р: планировать свое действие в соответствии с задачей К: слушать и понимать речь других П: читать хором П: составляют словосочетание П: читать с выделением ударного слога Р: планировать свое действие в соответствии с задачей К: слушать и понимать речь других П: читать хором П: составлять модель предложения |
Рефлексия Словесный – ответы на вопросы Наглядный – карточки | 9:37 – 9:40 | Наш урок подходит к концу и пора подводить итоги урока. -Что нового узнали на уроке? - С какой буквой познакомились на уроке? Из каких элементов она состоит? Для чего нужен ь? Обозначает ли ь какой-либо отдельный звук? У каждого из вас на столе лежат смайлики. Если вы считаете, что урок был полезен для вас, то нарисуйте улыбочку у смайлика, а если вы считаете, что у вас были какие-то затруднения, то нарисуйте грустный. Спасибо за урок. До свидания! | Отвечают на вопросы Оценивают свою деятельность на уроке | Р: осуществляют итоговый контроль |
Школа: №95 Студентка 43 группы: Микрюкова Т.
Класс: 1 «б» Методист: Зубарева Н.С.
Дата: 17.11.2015 Учитель: Худякова Ю. В.
Кабинет: 110
Конспект урока обучения грамоте.
Конспект №4
Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами строчной печатной буквы «ь»; учить читать слова орфоэпически; развивать фонематический слух и культуру произношения; формировать навык чтения.
Планируемые результаты:
- предметные: использовать условное обозначение мягкости согласных: например:[ р ‘], с помощью строчной печатной буквы ь в квадратных скобках и апострофа; уметь делить слова на слоги; читать слова.
- личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознание общественной полезности своего труда.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник: Азбука Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, учебная презентация, карточки для рефлексии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
конь нос дом рысь
конь рысь
Буква «ь» для обозначения мягкости согласных
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Линь
[ н ’] ‘
ель ел ‘ ̕ ‘ ‘ ̕
лось
Омуль
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мель
Лунь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по обучению грамоте «Буква ь для обозначения мягкости согласных»
Открытый урок по обучению грамоте«Буква ь для обозначения мягкости согласных»...
Учебно-методический комплект по русскому языку (развитие речи) (технологическая карта урока "Письменное изложение. Рассказ "Кошка и ёж"" + учебная презентация) 3 класс.
Конспект урока русского языка Тема: «Письменное изложение» Цель деятельности учителя:1) формировать устные и письменные навыки подробной передачи текста-повествования...
Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»
Конспект урока...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Т как знак для согласных звуков [т], [т’]» (система Эльконина-Давыдова), (1 класс)
Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Т, как знака для согласных звуков [т], [т’]Задачи урока Планируемые результатыДидактические:учить строить графическую мод...
Технологическая карта урока обучение грамоте "Буквы А, О как знаки для гласных звуков [а], [о]", 1 класс
Тема урока «Буквы А, О как знаки для гласных звуков [а], [о]»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквами А, О, ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, "Обозначение согласных по твердости, мягкости с помощью букв У, Ю", система Эльконина-Давыдова, 1 класс
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв «У», «Ю» .Задачи урока:Дидактические:1) ф...
Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков» (УМК "Школа России"1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...