Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (УМК "Перспектива", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Куракина Мария Сергеевна

Цель деятельности учителя:

закрепление и корректировка знаний о составе слова, умения проводить морфемный разбор слов.

Задачи урока:

Дидактические:

1)   устранить пробелы в знаниях по теме «Состав слова»;

2) контролировать степень усвоения понятий, знаний, сформированных на предыдущих уроках.  

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, внимание через выполнение заданий;

2) развивать память в ходе морфемного разбора. 

Воспитательные:

1) воспитывать осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с разными источниками информации;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) знать понятия: корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова;

2) проводить морфемный разбор слов.

Личностные:

1). проявление уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

2) познавательные интересы, активность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению и познанию русского языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 20.12.2023

Школа: МАОУ  «СОШ №104»

Класс: 3 «М»

Урок: 1

Время: 8:00 - 8:35      Кабинет: 213

Студент: Куракина Мария Сергеевна

Группа: 41

Учитель: Моцная Наталья Викторовна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «Разбор слова по составу»

Тип урока: урок рефлексии

Цель урока: закрепление и корректировка знаний о составе слова, умения проводить морфемный разбор слов

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)   устранить пробелы в знаниях по теме «Состав слова»;

2) контролировать степень усвоения понятий, знаний, сформированных на предыдущих уроках.  

Предметные:

1) знать понятия: корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова;

2) проводить морфемный разбор слов.

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, внимание через выполнение заданий;

2) развивать память в ходе морфемного разбора.

Личностные:

1). проявление уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

2) познавательные интересы, активность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению и познанию русского языка.

Воспитательные:

1) воспитывать осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с разными источниками информации;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: «Перспектива». 3 класс, 1 часть. В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, В. А. Кирюшкин, М. В. Бойкина.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное обрудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

- Мне очень приятно видеть всех. Желаю вам активной и плодотворной работы.

-Покажите свою готовность к уроку.

- А теперь перед тем, как начать работать, давайте выполним дыхательную разминку.

- А для чего нам это нужно делать?

«Погружение под воду»

Глубоко вдыхаем воздух, затем задерживаем дыхание на максимальное количество времени. Имитируем плавание, медленно разводя руками.

- К уроку мы готовы, можем начинать!

- Оценивать наши старания мы будем при помощи знаков «+» - если задание выполнено верно или «-» - если есть ошибки.

Подготовка к уроку.

Настрой на урок.

Слушают

Подготавливают

- Чтобы восстановить дыхание и приготовиться к работе с произношением звуков

УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Посмотрим на слайд, отгадаем ребус.

загруженное.png

- Всё верно, а что такое морфемика?

- Молодцы!

- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемика.

- Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы сегодня посетим эти острова и пообщаемся с их жителями.

- Вы готовы?

- На чем мы отправимся по океану?

- Давайте запишем дату нашего путешествия. Тетрадь — это наш бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.

- Записываем число, сегодня у нас двадцатое декабря. Ниже пишем – Классная работа.

 

- Морфемика

 

- Это раздел науки о языке, который изучает состав слова.

- Готовы!

Открывают тетради, записывают число.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация

Постановка учебной задачи

(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

- Предположите, как будет звучать тема нашего урока?

Попробуйте сформулировать тему.

- Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры:

1.Повторить…

2.Закрепить…

- Прекрасно, если есть тема и цели, но не хватает плана. Он у нас не полный, давайте это исправим.

1. Повторим  … .

2. Закрепим умение  …  .

3. Выполним …  … .

4.Сделаем …

-Совершенно верно!

Формулируют тему и цели урока.

- Тема: «Разбор слова по составу».

- Цели:

1.Повторить состав слова.

2.Закрепить разбор слова по составу.

План:

1.Повторим состав слова

2.Закрепим разбор слова по составу

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Сделаем выводы.

УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий

Презентация.

Коррекция знаний и способы действий

(7 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Наглядный: демонстрация

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение

- В стране   Морфемике  живут   части слова.

- Догадайтесь, какой первый островок?

С чего начнем, друзья, урок?

 Нас приглашает окончание?

И у него для нас задание?

А что такое окончание?

- А ну-ка, ребята, внимание! В каждом ли слове есть окончание?

-   Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него еще много тайн.

-   Какую роль окончание выполняет в нашей речи?

-   Жители острова «Окончание» задали вам задачу.

В, гости, хорошо, а, дом, лучше.

-   Что   нужно сделать, чтобы   связать слова в предложении?

- Прочитайте. Получилась ли у вас пословица?

- Молодцы, ребята! Справились с первой задачей.

- Запишите в тетрадь  эту пословицу.

- Выделите те части слова, которые помогли связать слова по смыслу. Что я имею ввиду?

-Давайте проверим. Поставьте «+» - если задание выполнено верно или «-» - если есть ошибки.

- А как вы понимаете эту пословицу?

-Мы с вами тоже вернемся домой, когда закончим наше путешествие.

- Закройте глаза. Представьте, что мы опять на нашем корабле, который плывет к следующему острову.

Жило-было слово ХОД

В слове выХОД, в слове вХОД,

В слове ХОДики стучало.

И в поХОДе вдаль шагало

- Кто догадался, к какому острову мы приближаемся?

- Что такое корень слова?

- А вот и новая задачка от местных жителей.

- Работать мы будем в парах. Вспомним правила такой работы.

- Вам нужно от данных слов образовать однокоренные слова. Что такое однокоренные слова? Запишите в тетрадь и выделите корень.

Лень –

Боль –

Соль –

- Молодцы, давайте проверим. Поставьте «+» - если задание выполнено верно или «-» - если есть ошибки.

- Сделаем вывод: почему корень – это главная значимая часть слова?

 

- Первый островок – окончание.

- Окончание – изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

- В каждом изменяемом слове есть окончание, но оно может быть нулевым. Например, в слове «дом».

- Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.

- Поставить правильные окончания в словах.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

Записывают пословицу в тетрадь.

- Выделить окончание.

- Везде хорошо, но дома, с близкими находиться всё равно лучше.

- Остров – корень.

- Корень - это главная значимая часть слова. 

- ленивый, леность, лентяй.

- больной, заболеть, переболеть.

- соленый, посолить, пересолить.

- В корне содержится главная мысль слова.

УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоц. и физ. напряжения

Практ.: выполнение динамической паузы

Организация проведения динамической паузы.

- Встаньте все со своих мест, немного отдохнем

Повторяют движение за видео.

Самостоятельная работа

(3-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Внешний контроль

- А теперь глаза закрыли!

С вами дальше мы поплыли.

- Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос?

«Приплыли? Причаливаем! Выходите!»

-   Как вы думаете, на каком острове мы оказались? Почему так решили?

- Что такое приставка?

- А вот и следующее задание от островитян. Работать будем самостоятельно в тетради.

- Образуйте новые слова с приставками. Выделите приставки.

ЕЗД -               ПОД    В    ОТ    ПЕРЕ    РАЗ        

 ЯВИТЬ -            ОБ        ПРЕД      ЗА                            

 ЕЛ-                   ОТ        ОБ           ПО        С                        

- Какие   слова получились? Проверим

- Поставьте «+» - если задание выполнено верно или «-» - если есть ошибки.

- Молодцы, и с этим заданием вы справились!

На острове – приставка. Все слова, которые нам прокричал матрос образовались с помощью приставки от других слов.

- Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов с новым значением.

- Подъезд, въезд, отъезд, переезд, разъезд.

- Объявить, предъявить, заявить.

- Отъел, объел, поел,съел.

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация

Включение в систему знаний

( мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Самоконтроль

- Продолжается наше путешествие. Закрыли глаза.

- Мы приближаемся к следующему острову.

- Водичка тепленькая

Погодка чудесненькая.

А не сбились мы в пути?

Что за остров впереди?

-Почему вы так решили?

- А что такое суффикс?

- Давайте поиграем!

- Назовите детенышей: козы, утки, льва, гуся, слона, кошки.

- При помощи какой части слова образовались эти слова?

- Запишите в тетрадь слова, записанные на доске, и выделите суффикс.

- Проверим.

- Поставьте «+» - если задание выполнено верно или «-» - если есть ошибки.

- Ребята, жители последних островов спрашивают, для чего нужны суффиксы и приставки?  

- Молодцы, справились и с этой задачей!

Мы повторили все, что знали о частях слова.

А сейчас, в завершении, поупражняемся в самостоятельном разборе слов по составу.

( Если останется время)

 Горка, полет, слово, садик, расписка

- Остров – суффикс

- Слова «тепленькая», «чудесненькая» образованы с помощью приставки.

- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 

- Козленок, утенок, львенок, гусенок, слоненок, котенок.

- При помощи суффикса.

- Чтобы образовывать новые слова.

, , , ,

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению

Презентация

Рефлексия деятельности

( мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

- Закрываем глаза. Вот мы и вернулись домой. Вы сегодня отлично работали.
Проводит работу по самооценке.

- Чтобы знания были впрок.

  Давайте повторим урок.

- Какой была тема урока?

-Вспомните цели, план урока, всё ли мы выполнили?

- Заполните опору:

У меня получилось…

Мне было трудно…

- Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете - и тогда каждый урок будет для вас не скучным, а веселым!

- Посчитаем наши плюсы и минусы. У кого получилось 4 плюса можете поставить себе 5 на полях.

- У кого получилось 3 плюса можете поставить себе 4.

- Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

 - Тема: «Разбор слова по составу».

- Цели:

1.Повторить состав слова.

2.Закрепить разбор слова по составу.

План:

1.Повторим состав слова

2.Закрепим разбор слова по составу

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Сделаем выводы.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" 1 класс "Перспектива"

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".

Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века"  с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....

Технологическая карта урока русского языка "Слово и слог" 1 класс. Школа России

Работа содержит технологическую карту урока русского языка с применением материала портала Учи.ру...

Технологическая карта урока русского языка «Слова с удвоенной буквой согласного», 4 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Слова с удвоенной буквой согласного»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для повторения материа...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и словосочетание" 3 класс УМК "Школа России"

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об отличиях слов от словосочетаний Задачи урокаДидактические:Структурировать знания о  словосочетании;научить отлич...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...