Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (УМК "Перспектива", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель деятельности учителя:
закрепление и корректировка знаний о составе слова, умения проводить морфемный разбор слов.
Задачи урока:
Дидактические:
1) устранить пробелы в знаниях по теме «Состав слова»;
2) контролировать степень усвоения понятий, знаний, сформированных на предыдущих уроках.
Развивающие:
1) развивать логическое мышление, внимание через выполнение заданий;
2) развивать память в ходе морфемного разбора.
Воспитательные:
1) воспитывать осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с разными источниками информации;
2) воспитывать умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) знать понятия: корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова;
2) проводить морфемный разбор слов.
Личностные:
1). проявление уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
2) познавательные интересы, активность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению и познанию русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 20.12.2023 Школа: МАОУ «СОШ №104» Класс: 3 «М» Урок: 1 Время: 8:00 - 8:35 Кабинет: 213 | Студент: Куракина Мария Сергеевна Группа: 41 Учитель: Моцная Наталья Викторовна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока: «Разбор слова по составу»
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: закрепление и корректировка знаний о составе слова, умения проводить морфемный разбор слов
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) устранить пробелы в знаниях по теме «Состав слова»; 2) контролировать степень усвоения понятий, знаний, сформированных на предыдущих уроках. | Предметные: 1) знать понятия: корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова; 2) проводить морфемный разбор слов. |
Развивающие: 1) развивать логическое мышление, внимание через выполнение заданий; 2) развивать память в ходе морфемного разбора. | Личностные: 1). проявление уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; 2) познавательные интересы, активность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению и познанию русского языка. |
Воспитательные: 1) воспитывать осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с разными источниками информации; 2) воспитывать умение работать в коллективе. |
УМК: «Перспектива». 3 класс, 1 часть. В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, В. А. Кирюшкин, М. В. Бойкина.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное обрудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя. Учитель говорит: - Доброе утро, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. - Мне очень приятно видеть всех. Желаю вам активной и плодотворной работы. -Покажите свою готовность к уроку. - А теперь перед тем, как начать работать, давайте выполним дыхательную разминку. - А для чего нам это нужно делать? «Погружение под воду» Глубоко вдыхаем воздух, затем задерживаем дыхание на максимальное количество времени. Имитируем плавание, медленно разводя руками. - К уроку мы готовы, можем начинать! - Оценивать наши старания мы будем при помощи знаков «+» - если задание выполнено верно или «-» - если есть ошибки. | Подготовка к уроку. Настрой на урок. Слушают Подготавливают - Чтобы восстановить дыхание и приготовиться к работе с произношением звуков | УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - Посмотрим на слайд, отгадаем ребус. - Всё верно, а что такое морфемика? - Молодцы! - Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемика. - Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы сегодня посетим эти острова и пообщаемся с их жителями. - Вы готовы? - На чем мы отправимся по океану? - Давайте запишем дату нашего путешествия. Тетрадь — это наш бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии. - Записываем число, сегодня у нас двадцатое декабря. Ниже пишем – Классная работа.
| - Морфемика
- Это раздел науки о языке, который изучает состав слова. - Готовы! Открывают тетради, записывают число. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Презентация |
Постановка учебной задачи (2-3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа Словесный: беседа, учебный диалог | Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися. - Предположите, как будет звучать тема нашего урока? Попробуйте сформулировать тему. - Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры: 1.Повторить… 2.Закрепить… - Прекрасно, если есть тема и цели, но не хватает плана. Он у нас не полный, давайте это исправим. 1. Повторим … . 2. Закрепим умение … . 3. Выполним … … . 4.Сделаем … -Совершенно верно! | Формулируют тему и цели урока. - Тема: «Разбор слова по составу». - Цели: 1.Повторить состав слова. 2.Закрепить разбор слова по составу. План: 1.Повторим состав слова 2.Закрепим разбор слова по составу 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Сделаем выводы. | УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий | Презентация. |
Коррекция знаний и способы действий (7 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная работа Наглядный: демонстрация Практический: работа с учебником Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение | - В стране Морфемике живут части слова. - Догадайтесь, какой первый островок? С чего начнем, друзья, урок? Нас приглашает окончание? И у него для нас задание? А что такое окончание? - А ну-ка, ребята, внимание! В каждом ли слове есть окончание? - Когда вы будете постарше, окончание расскажет вам все свои секреты. У него еще много тайн. - Какую роль окончание выполняет в нашей речи? - Жители острова «Окончание» задали вам задачу. В, гости, хорошо, а, дом, лучше. - Что нужно сделать, чтобы связать слова в предложении? - Прочитайте. Получилась ли у вас пословица? - Молодцы, ребята! Справились с первой задачей. - Запишите в тетрадь эту пословицу. - Выделите те части слова, которые помогли связать слова по смыслу. Что я имею ввиду? -Давайте проверим. Поставьте «+» - если задание выполнено верно или «-» - если есть ошибки. - А как вы понимаете эту пословицу? -Мы с вами тоже вернемся домой, когда закончим наше путешествие. - Закройте глаза. Представьте, что мы опять на нашем корабле, который плывет к следующему острову. Жило-было слово ХОД В слове выХОД, в слове вХОД, В слове ХОДики стучало. И в поХОДе вдаль шагало - Кто догадался, к какому острову мы приближаемся? - Что такое корень слова? - А вот и новая задачка от местных жителей. - Работать мы будем в парах. Вспомним правила такой работы. - Вам нужно от данных слов образовать однокоренные слова. Что такое однокоренные слова? Запишите в тетрадь и выделите корень. Лень – Боль – Соль – - Молодцы, давайте проверим. Поставьте «+» - если задание выполнено верно или «-» - если есть ошибки. - Сделаем вывод: почему корень – это главная значимая часть слова? |
- Первый островок – окончание. - Окончание – изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении. - В каждом изменяемом слове есть окончание, но оно может быть нулевым. Например, в слове «дом». - Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении. - Поставить правильные окончания в словах. - В гостях хорошо, а дома лучше. Записывают пословицу в тетрадь. - Выделить окончание. - Везде хорошо, но дома, с близкими находиться всё равно лучше. - Остров – корень. - Корень - это главная значимая часть слова. - ленивый, леность, лентяй. - больной, заболеть, переболеть. - соленый, посолить, пересолить. - В корне содержится главная мысль слова. | УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | Презентация |
Динамическая пауза | Снижение эмоц. и физ. напряжения | Практ.: выполнение динамической паузы | Организация проведения динамической паузы. - Встаньте все со своих мест, немного отдохнем | Повторяют движение за видео. | ||
Самостоятельная работа (3-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: раздаточный материал Внешний контроль | - А теперь глаза закрыли! С вами дальше мы поплыли. - Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос? «Приплыли? Причаливаем! Выходите!» - Как вы думаете, на каком острове мы оказались? Почему так решили? - Что такое приставка? - А вот и следующее задание от островитян. Работать будем самостоятельно в тетради. - Образуйте новые слова с приставками. Выделите приставки. ЕЗД - ПОД В ОТ ПЕРЕ РАЗ ЯВИТЬ - ОБ ПРЕД ЗА ЕЛ- ОТ ОБ ПО С - Какие слова получились? Проверим - Поставьте «+» - если задание выполнено верно или «-» - если есть ошибки. - Молодцы, и с этим заданием вы справились! | На острове – приставка. Все слова, которые нам прокричал матрос образовались с помощью приставки от других слов. - Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов с новым значением. - Подъезд, въезд, отъезд, переезд, разъезд. - Объявить, предъявить, заявить. - Отъел, объел, поел,съел. | УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация |
Включение в систему знаний ( мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Самоконтроль | - Продолжается наше путешествие. Закрыли глаза. - Мы приближаемся к следующему острову. - Водичка тепленькая Погодка чудесненькая. А не сбились мы в пути? Что за остров впереди? -Почему вы так решили? - А что такое суффикс? - Давайте поиграем! - Назовите детенышей: козы, утки, льва, гуся, слона, кошки. - При помощи какой части слова образовались эти слова? - Запишите в тетрадь слова, записанные на доске, и выделите суффикс. - Проверим. - Поставьте «+» - если задание выполнено верно или «-» - если есть ошибки. - Ребята, жители последних островов спрашивают, для чего нужны суффиксы и приставки? - Молодцы, справились и с этой задачей! Мы повторили все, что знали о частях слова. А сейчас, в завершении, поупражняемся в самостоятельном разборе слов по составу. ( Если останется время) Горка, полет, слово, садик, расписка | - Остров – суффикс - Слова «тепленькая», «чудесненькая» образованы с помощью приставки. - Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. - Козленок, утенок, львенок, гусенок, слоненок, котенок. - При помощи суффикса. - Чтобы образовывать новые слова. , , , , | УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению | Презентация |
Рефлексия деятельности ( мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. - Закрываем глаза. Вот мы и вернулись домой. Вы сегодня отлично работали. - Чтобы знания были впрок. Давайте повторим урок. - Какой была тема урока? -Вспомните цели, план урока, всё ли мы выполнили? - Заполните опору: У меня получилось… Мне было трудно… - Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете - и тогда каждый урок будет для вас не скучным, а веселым! - Посчитаем наши плюсы и минусы. У кого получилось 4 плюса можете поставить себе 5 на полях. - У кого получилось 3 плюса можете поставить себе 4. - Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя. - Тема: «Разбор слова по составу». - Цели: 1.Повторить состав слова. 2.Закрепить разбор слова по составу. План: 1.Повторим состав слова 2.Закрепим разбор слова по составу 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Сделаем выводы. | УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" 1 класс "Перспектива"
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".
Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века" с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....
Технологическая карта урока русского языка "Слово и слог" 1 класс. Школа России
Работа содержит технологическую карту урока русского языка с применением материала портала Учи.ру...
Технологическая карта урока русского языка «Слова с удвоенной буквой согласного», 4 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Слова с удвоенной буквой согласного»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для повторения материа...
Технологическая карта урока русского языка "Слово и словосочетание" 3 класс УМК "Школа России"
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об отличиях слов от словосочетаний Задачи урокаДидактические:Структурировать знания о словосочетании;научить отлич...
Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...