Технологическая карта урока русского языка "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе с использованием активных методов обучения
автор Беспалая Светлана Петровна
МОУ «Правохеттинская СОШ»
Организационная информация | ||
Автор урока | Беспалая Светлана Петровна | |
Предмет | Русский язык | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 2 класс, общеобразовательный,16человек | |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия/мероприятия | Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи | |
Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется) | Образовательная система «Школа 2100», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. | |
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | Первый урок в теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос». Тип урока «Открытие новых знаний» | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы | В классе 16 человек. 9 девочек и 7 мальчиков. Большинство ребят имеют высокий и достаточный уровень мотивации к обучению (12 человек обучаются на 4 и 5, 75 % качества), 3 обучающихся имеют низкий уровень мотивации к учебе и к предмету | |
Цели урока/ занятия/ мероприятия | Развитие умений находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства. | |
Задачи урока/ занятия/ мероприятия | Предметные: Уметь находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в паре, группе (КоммуникативныеУУД) Уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам (ПознавательныеУУД). | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | Приобретут умение:
| |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Слова, выражающие различные чувства (междометия) |
Подробный конспект урока/занятия | ||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | Создание позитвной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад | 3мин. | «Поздороваемся ладошками!» | Заимствованный, но адаптированный | Цели метода: установление личностного контакта между обучающимися, передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию. Необходимые материалы: Ладошки из цветной бумаги Предварительная подготовка: Подготовить из бумаги ладошки трёх цветов Технология проведения: Ребята поворачиваются, друг к другу как сидят за партами. Учитель предлагает посмотреть в глаза и улыбнуться. Затем ребята по команде учителя разворачивают ладони друг к другу, но не прикасаются . Затем по команде соединяют пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй (всей ладонью) Учитель дарит, вырезанную из бумаги свою ладошку и желает всем интересной и плодотворной работы. (Ребята выбирают себе ладошку определенного цвета) Возможно использование музыкального сопровождения Примечание: Если в классе нечётное количество детей, то 1 ученик окажется без пары, поэтому предусмотреть такой вариант и организовать работу «тройки» | Здравствуйте ребята! Давайте в начале нашего урока поделимся друг с другом хорошим настроением. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза и улыбнитесь. Разверните ладошки друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяйте пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй (всей ладонью) А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. | Личностные:
Коммуникативные
| Коммуникативная владение способами внутригруппового взаимодействия Социальная способность осуществлять сознательный выбор | Создание позитивной атмосферы на уроке, включение обучающихся в совместную деятельность |
Вхождение в тему (определение целей урока) | Обеспечение мотивации обучения и осмысления процесса обучения | 7мин | «Найди лишнее слово» | Авторский | Цели метода: Помочь второклассникам сформулировать учебную задачу урока; выделять существенные признаки понятий; классифицировать и делать выводы Необходимые материалы: Карточки для групповой работы, магниты Предварительная подготовка: Подготовить карточки для групповой работы Технология проведения: У доски находятся столы для групповой работы. Ребята разбиваются на группы. Выполняют задание. На доске каждая группа прикрепляет слова, которые нужно было выбрать по определённому признаку. Затем делают выводы, почему их выбрали. Учитель задаёт вопрос: - Какие возникли трудности? Ребята отвечают, что встретились слова, которые нельзя отнести ни к одной из групп. Далее на основе выводов формулируется учебная задача урока.
| 1.Ребята, вы сейчас выбрали ладошку определённого цвета. У доски стоят столы с ладошками таких же цветов. Выберите стол с соответствующей ладошкой и пройдите к нему. Мы разбились с вами на 3 группы, у каждой группы на столе карточка с заданием. Познакомьтесь с ним. Приступайте к его выполнению. Проверка задания (на доске появляется 3 группы слов) Учащиеся делают выводы. Ребята, вспомните, все ли слова распределили по группам? Какие возникли трудности? (слова: ах, ох) (вывешиваются на доску) Почему эти слова не попали ни в одну из групп? (К ним нельзя задать ни один из этих вопросов) А может какой-то другой вопрос можно задать к этому слову? (Дети пытаются подобрать разные вопросы) (В ходе рассуждения приходим к выводу, что к этим словам нельзя поставить вопрос.) Ребята, а как вы думаете, для чего же мы используем эти слова в нашей речи? Для того чтобы ответить на этот вопрос Внимательно послушайте отрывок из сказки про двух братьев. 2.Инсценировка сказки (выступают подготовленные дети) «Ах и Ох» «Говорят, где-то когда-то были два брата. Одного звали Ах, а другого Ох. Ах, всегда был весел и всем восторгался. Ох, наоборот, постоянно ныл, скулил и был всем недоволен. Проснутся они, бывало, утром, Ах воскликнет: -Ах, какое утро! Как хорошо! Как здорово! Ах! А Ох ноет с утра: - Ох, встал рано! Холодно, темно! Спал бы себе и спал! Ох!» Итак, для чего же мы используем эти слова в нашей речи? ( Для того чтобы выразить чувства) | Знаково-символические:
Познавательные: умение применить знания для решения конкретных задач Регулятивные:
| Учебно-познавательная компетентность: формирование навыков учебной деятельности | Обеспечивается включение всех учащихся класса в практическую деятельность. Учащиеся самостоятельно формулируют тему занятия | |
Определение ожиданий (опасений) обучающихся | Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки | 3мин. | «Солнышко и туча» | Заимствованный | Цели метода: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика. Предварительная подготовка: Изготовить карточки для каждого обучающегося Технология проведения: Дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу. Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме. | Ребята, предположите, всё ли вам будет понятно сегодня на уроке? Если вы уверены в своих силах прикрепите на доске солнышко, если не уверены – тучку. | Регулятивные:
| Социальная компетентность: способность к анализу | Формируется умение четко выражать свои мысли | |
Фаза 2 «Работа над темой» | Инпут | Сообщение нового материала | 10 мин | «Кластер» | Заимствованный, но адаптированный | Цели метода: Концентрация внимания участников, структурирование информации. Необходимые материалы: Интерактивная доска, мультимедийный проектор Предварительная подготовка: Слайд презентации с заранее составленным кластером в виде ромашки Технология проведения: Учитель в ходе инпута открывает лепестки ромашки с основными мыслями. Ребята могут визуально следить за ходом мыслей учителя. К концу инпута на слайде получится небольшой кластер из основной информации по теме
| Ребята, слова, которые выражают чувства, называют в русском языке «междометия». С латинского языка это название переводится как «брошенное между». Междометия на письме отделяются запятой или восклицательным знаком. Итак, ребята, у нас появилась ещё одна группа слов – это слова, выражающие чувства. На интерактивной доске постепенно демонстрируется полученный кластер | Познавательные: уметь выполнять поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений; | Коммуникативные: уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Учебно-познавательная: уметь применить знания для решения конкретных задач | Наглядно показано главное в изучении данной темы |
Проработка содержания темы | Усвоение нового материала | 3мин 5мин | «Сочини стихотворение» | Заимствованный, но адаптированный |
Цели метода: научиться на практике применять полученные знания, обсуждая их в малых группах. Необходимые материалы: Карточки для каждой пары с текстом стихотворения Предварительная подготовка: Подготовить карточки Технология проведения: Каждая пара получает карточки с предложением, в которые учащиеся должны вставить подходящие междометия и записать их. После выполнения задания представитель от каждой пары выходит к доске. Ребята выстраиваются в линию по порядку номеров их карточек. И по очереди зачитывают полученные строки. Начинает учитель.
| Сегодня на уроке мы выясним, с какой целью в нашей речи употребляются междометия. Давайте вспомним фрагмент сказки Какие слова помогли героям выразить их душевное состояние, их чувства? (ах, ох) -Какие чувства выражает каждое из этих слов? Ах – радость, удивление, восхищение Ох – недовольство, огорчение, усталость Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Ох» и «Ах» и ответим на вопрос: Какие междометия употребляли в речи герои мультфильма? И с какими чувствами они их произносили? Ой – досада; Эй – осуждение; Эх – насмешка; Ай-Ай-Ай – поучение, упрёк…и т.д. А сейчас каждая пара попробует себя в роли писателей. (У каждой пары карточки с предложениями, в которые вы должны вставить подходящие междометия и записать их) 1) - Щиплет уши, щиплет нос. - …, на улице мороз! (Ой) 2) - Те, кого охватит страх, Произносят слово …! (Ах) 3) - У кого тяжелый вздох, Произносят слово … ! (Ох) 4) - Кто встречается с бедой, Произносит слово … ! (Ой) 5) - Кто отстанет от друзей, Произносит слово … ! (Эй) 6) - У кого захватит дух, Произносит слово … ! (Ух) Интересно жить на свете, Если знаешь…. (Междометия) А теперь давайте проверим, что у вас получилось. Для этого соединим всё стихотворение вместе | Коммуникативные: уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Регулятивные: уметь осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, научиться осознавать уровень и качество освоения материала.
| Учебно-познавательная компетентность: формирование навыков учебной деятельности. Социальная: умение организовать совместную деятельность в паре | Учащиеся под контролем учителя самостоятельно осуществляют закрепление изученного материала | |
Проработка содержания темы | 7мин | «Тест достижений» | Цели метода Предварительный контроль уровня усвоения знаний нового материала. Необходимые материалы: Мобильный класс, мультимедийный диск «Русский язык» 2 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Пронина. Тема ««Слова, к которым нельзя задать вопрос» Предварительная подготовка: У каждого ученика в компьютере установлено мультимедийное пособие «Русский язык» 2 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Пронина. Технология проведения: Учащиеся выполняю тестовое задание, используя только три предложения. После выполнения работы, ребята сразу видят свой результат. Учитель просит поднять руки тех ребят, которые не сделали ни одной ошибки. Он хвалит их за отличный результат, а остальным предлагает быть более внимательными. В результате учитель получает информацию об уровне личных достижений каждого ученика, которые фиксируются в электронном дневнике по каждой теме. | А сейчас, ребята, проверим, как вы научились находить в предложениях слова, которые выражают чувства. Для этого выполним задание по мультимедийному пособию «Русский язык» 2 класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Пронина. Придвиньте ноутбуки. Найдите тему «Слова, к которым нельзя задать вопрос», прочитайте задание. Выполните данное задание, используя только три предложения | Познавательные: обобщать и классифицировать по признакам | Учебно-познавательная: уметь применить знания для решения конкретных задач | Учащиеся самостоятельно осуществляют закрепление изученного материала | |||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии | 2мин | «Земля, воздух, огонь и вода». | Заимствованный | Цели метода: снять усталость и эмоциональное напряжение Необходимые материалы: Не требуются Предварительная подготовка: Не требуется Технология проведения Учитель просит изобразить ребят одно из состояний – воздух, земля, огонь и вода. | Сегодня на уроке нам пришлось немало потрудиться. Пришло время снять напряжение урока и немного отдохнуть. Каждый из вас ощутит себя одним из состояний: воздух, земля, огонь, вода Вы ВОДА: Представьте, что класс это большой бассейн, делайте мягкие и свободные движения «в воде», следите чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра. Вы ЗЕМЛЯ: установите контакт с землей: с силой давите на пол, топайте ногами и даже прыгайте, потрите ногами пол, покрутитесь на месте. Вы ОГОНЬ: Вы должны активно двигаться, выполняйте живые расслабляющие движения рук и ног. Ощутите энергию в своем теле. Вы ВОЗДУХ: дышите глубже, чем обычно: глубокий вдох, выдох, ваше тело – большая губка, которая жадно впитывает кислород из воздуха, старайтесь услышать, как воздух входит в нос, почувствуйте, как он наполняет грудь И плечи, руки до самых кончиков пальцев. | |||
Рефлексия | Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения | 5мин | «Солнышко и туча» | Заимствованный | Цели метода: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи и магниты для каждого ученика. Предварительная подготовка: Изготовить карточки для каждого обучающегося Технология проведения: Дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучи. По количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующем уроке по этой теме. | Ребята, вы сегодня «Молодцы!» Составьте предложение со словом «Молодец», используя слова, которые выражают чувства. Ребята, если вы всё поняли сегодня на уроке - прикрепите на доске солнышко, если остались проблемы при изучении новой темы – тучку. | Личностные:
Знаково-символические Самооценка при помощи символов | Личностные: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Каждый учащийся самостоятельно оценивает результаты своей деятельности, формируется умение адекватно оценивать результаты своей деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)
План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....
Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в русском языке."
Конспект урока русского языка с презентацией....
Урок русского языка во 2 классе по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи »
ОС «Школа 2100» Учебник Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык».2 классРабочая тетрадь Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику «Русский язык», 2-й кл...
Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...
Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...
Урок русского языка во 2 классе "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Презентация к уроку.
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи"...