Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века" с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Чибышева Людмила Николаевна
Класс: 2 «А»
Тема: «Что такое синонимы»
Тип урока: изучение нового материала.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на гостей, поприветствуйте их кивком головы. - Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне? Пожелаю вам удачи- За работу, в добрый час. Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Поэтому будьте внимательны, чтобы на уроке всё слышать, видеть и запомнить. - С какой целью нам нужно изучать русский язык? Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями. - А что значит исследовать? Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы. | - Чтобы стать грамотными людьми Предположения детей | |
2.Актуализация знаний | - Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме - Перед работой разогреем пальчики (показывает упражнения) Вверх по лесенке пойдем (соединяем пальцы рук по очереди) Друга верного найдем (соединяем пальцы свои и соседа по парте Дальше вместе мы пойдем (замок) -Запишите число-14 марта. Классная работа. -Посмотрите на эту запись. Это шифровка. Скопируйте ее к себе в тетрадь и расшифруйте. - Какое слово зашифровано? - Давайте составим с ним кластер. -Что вы знаете о словах? -Вы будете называть, а я запишу их в кластер. -А почему я поставила знак вопроса? -Подождите! Мне пришло какое-то письмо. (слайд № 1 ) -Интересно! От кого же оно? Нам пишет ученик 2 класса из соседней школы. -Давайте прочитаем его письмо. (слайд №2) С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки -Что вы прочитали? -Понравился он вам? Почему не понравился? -Что в нем не так? Что вы заметили? Верно. Повторяется слово «ребята». -Давайте выпишем это слово. -Какое оно? -Запишите с новой строчки слово «Словарь», поставьте двоеточие и запишите слово « ребята» Это словарное слово, верно, а как мы работаем со словарными словами? -Поставьте ударение, разделите на слоги, найдите опасное место и подчеркните (вызывает одного ученика к доске) Вернемся к тексту письма.(слайд №2) Можем ли мы его изменить? А какие слова помогут изменить текст? Давайте исправим текст. Зачеркнем слово ребята и сверху напишем слова: дети, детвора… Допишем в словарной работе, какими словами заменили слово ребята. -Пишем рядом со словом ребята, через запятую: дети, детвора -Посмотрите на эти слова, прочитайте их. Что можете о них сказать? Что их объединяет? -Кто скажет, почему мы можем заменить слово «ребята» другими словами? -Кто-нибудь из вас знает, как называются слова в русском языке близкие по значению? | -Открывают тетради -Выполняют пальчиковую гимнастику Записывают дату в тетрадь, копируют шифровку. Ответ: «Слово» Заполняют кластер
-Узнаем что-то новое о словах Рассматривают и читают письмо. Прочитали текст. Не понравился, т.к. в нем есть повторы. Повторяется слово «ребята» в каждом предложении. Это слово словарное. Выполняют словарную работу-выписывают слово, делят на слоги, ставят ударение. -Подбирают синонимы к слову ребята: дети, детвора, малыши детвора, друзья и др. Исправляют текст на доске. Записывают слова в словарь. -Они похожи. -Они близкие по значению -Это синонимы. - |
Личностные УУД – приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать знания и умения в практической деятельности. Регулятивные УУД – выполнять работу в соответствии с заданным планом. Познавательные УУД – Установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, их обоснование. Коммуникативные УУД – умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3.Постановка темы и задач урока -выдвижение гипотез | -Какая же тема урока у нас сегодня? Кто догадался? -Попробуйте найти тему в учебнике. -Как вы думаете, какая будет цель у нас на уроке сегодня? -Какие вопросы можем поставить к теме урока | -Будем говорить о словах-синонимах. Читают тему в учебнике. -Узнать какие слова являются синонимами. Что такое синонимы? Зачем они нужны? | Познавательные УУД–умение отличать новое от уже известного. Регулятивные УУД – определение цели учебной деятельности. Коммуникативные УУД: -общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности, высказывать свое мнение |
4.Открытие новых знаний Работа в парах Индивидуальная работа Физкультминутка | -Давайте выясним. Вы готовы быть исследователями? Что нам поможет в исследовании? -Посмотрите упр. 1 Рубрика «Давай подумаем» Что вы видите? С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Дети строят ледяную горку. Малыши сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки (слайд №3) -А как мы изменили текст? Прочитайте. Сравните. Надо исправить ещё какие-нибудь слова?… -До конца справились с заданием? -Если нет, то, как еще можно изменить? -Запишем еще слово «малыши» в строку рядом со словами ребята и дети. (словарная работа) Прочитайте слова. Что вы о них можете сказать? - Кто уже сможет сказать, что это за слова такие синонимы? -Прочитайте еще раз слова: ребята, дети, малыши -Что еще можно сказать об этих словах? На какой вопрос они отвечают? -Давайте запишем сверху над словами вопрос, на который они отвечают. -Какой вопрос задаем ко всем этим словам?
- Что можем записать в кластер? -Кто сделает вывод по кластеру, что же такое синонимы? -Сравните свой вывод с авторским. -Прочитайте и скажите, что еще не сказали? -Молодцы! - Поднимите карточку, кто понял, что такое синонимы. Оцените свой ответ карточкой. - Скажите, мы всё узнали о синонимах? -А я убрала знак вопроса из кластера? -Почему? Как вы думаете? -И что нам поможет узнать? -Прочитайте вывод в учебнике. Молодцы, вы хорошо потрудились. -А сейчас музыкальная пауза. |
-Нам поможет учебник. Находят рубрику «Давай подумаем» -Тот же текст Дети читают и сравнивают тексты на доске и в учебнике. -Это слова близкие по значению. -Это слова-синонимы, отвечают на вопрос кто? Работают у доски Вопрос кто? Дополняют кластер: один вопрос Делают вывод: слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос Сравнивают свой вывод с авторским Оценивают себя при помощи карточек -Да. -Нет. -Может быть мы еще что – то узнаем? Читают вывод в учебнике. Выполняют упражнения под музыку | Познавательные УУД - уметь обобщать полученную информацию, делать вывод Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в письменной форме |
5.Закрепление нового материала Работа в парах Работа над правилом Работа в парах Работа по вариантам | -Поработаем в парах. -Выполняем задание к упр.1 в парах. -Мне интересно, какие слова с какой картинкой вы соотнесли. Какие предложения вы составили? -Запишем предложения. -Какие слова здесь являются синонимами? -Как вы считаете, можно ли заменить слова в предложении синонимами? -Почему нельзя? - Попробуйте сделать вывод сами о том, когда можно, когда нельзя заменить слова синонимами. -А теперь сравните свой вывод с учебником. -Прочитайте первое предложение вывода в учебнике. -Что вы поняли из него? - Прочитайте второе предложение. Что поняли? -Что можем записать в кластер? -Надо запомнить, что с синонимами нужно быть осторожными и внимательными к смыслу. -Ну а теперь, кто сможет сделать вывод о том, что такое слова-синонимы? -Посмотрите на кластер. -Поднимите карточки, оцените себя. Все всё поняли? -А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Упр.2. Обсудите, что нужно делать. -Запишем в тетрадь текст, который вы отредактировали.
1-й в. Списывает первый текст 2-в. Списывает второй текст -Проверьте друг друга по образцу на доске. Оцените соседа, поднимите карточку | Работают в парах самостоятельно Соотносят картинки и слова, придумывают предложения Записывают предложения в тетрадь -Погасить-выключить, задуть-потушить Нет. -Нельзя сказать выключить пожар -Вывод: не всегда можно заменить слова синонимами, т.к. значения слов не всегда совпадают Читают вывод в учебнике, сравнивают -Что значения не всегда совпадают, что синонимы различаются оттенками значений. Записывают: различаются оттенками значений Делают вывод по кластеру: 1. Близкие по значению 2. Отвечают на один вопрос 3. Имеют оттенки значений
Оценивают себя при помощи цветных карточек Читают задание к упр.2 и выполняют карандашом в учебнике, записывают в тетрадь отредактированные тексты по вариантам. Взаимопроверка по образцу. Оценивают карточкой | Личностные УУД – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа;; уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ Регулятивные УУД – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,. Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения |
7. Итог урока | Итак, на какие вопросы вы получили сегодня ответы? -Что нас интересовало в начале урока? -Осталось ли у вас что-то невыясненным? -Что с этим делать, как вы думаете? -Что помогло достигнуть цели? -Что же за слова такие - синонимы? -А сейчас я предлагаю вам составить синквейн по теме нашего урока. 1 строчка - тема: синонимы 2 строчка- 2 прилагательных: близкие, родственные 3строчка- 3 глагола: разнообразить, находить, заменить 4строчка - предложение: Синонимы имеют оттенки. 5строчка - свое отношение: Мне понравилось тема. Ура! -Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. |
Высказывания детей. | Личностные УУД – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Познавательные УУД–осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения |
7.Рефлексия | -Интересно ли было на уроке? -Изменилось ли ваше настроение к концу урока? -Всем спасибо за урок! -Вы молодцы! | . | |
8.Домашнее задание | Запишите домашнее задание: составить три предложения используя синонимы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-541561-1417951682.jpg)
Технологическая карта урока русского языка в первом классе по теме "Многозначные слова" (УМК "Начальная школа XXI века")
Коспект урока "Многозначные слова" 1 класспрезентация к нему скачать...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-565251-1421475658.jpg)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Имя существительное" УМК «Начальная школа XXI века»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-565251-1421475658.jpg)
Технологическая карта урока русского языка для 2 класс по теме: «Имена собственные». УМК «Школа XXI века»
Технологическая карта урока русского языка для 2 класс УМК «Школа XXI века» ...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа 2100"
Технологическая карта урока по теме:"Изменение имен прилагательных по падежам"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/16/picture-816313-1474023636.jpg)
Лексическое значение слова. Фразеологизмы.Технологическая карта урока русского языка в 3 классе (учебник Канакиной, "Школа России").
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859589-1480512609.jpg)
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК «Начальная школа XXI века»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся.Тема:«Правописание не с глаголами».Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-368698-1387207219.jpg)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")
Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...