Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" 1 класс "Перспектива"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Лосева Ирина Борисовна

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_russkiy_yazyk_slovo_i_ego_znachenie.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Технологическая карта

ФИО учителя: Лосева Ирина Борисовна

Класс: 1

УМК: «Перспектива». Учебник «Русский язык», 1 класс, Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

Предмет: русский язык

Тема: Слово и его значение

Тип урока: Урок открытия нового знания 

Место и роль урока в изучаемой теме: Это первый урок в разделе «Слово и его значение». Тема урока логически связана с предыдущим разделом «Роль слова в общении».

Цель: Способствовать расширению представлений учащихся о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций (закрепление представлений о слове как о двухсторонней языковой единице), расширению, уточнению словарного запаса учащихся.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Обогащение словарного запаса учащихся.

Умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.

Предметные действия: различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов.

Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам).

Выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять поиск ответа на поставленный вопрос; планировать свои действия на отдельных этапах урока; объективно относиться к своим успехам.

Систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице.

Формирование культуры речевого общения, речевого этикета.

Формирование умения общаться, как умение говорить и слушать, читать и писать.

Ход урока

     Название

       этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Фронтальная

Создает положительный эмоциональный настрой.

Девиз урока:  Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить.

Мотивирует детей на начало урока.

Какие умения нам понадобятся на уроке?

Шкалы умений фиксирует на доске.

Настраиваются на выполнение работы.

 

Положительная мотивация, активный деловой ритм.

Наблюдение.

Устный опрос.

2

 Актуализация знаний. 

Повторение изученного материала, ивыявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Фронтальная

Индивидуальная

Чистописание.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Анализ, сравнение по заданным критериям.

Группировка по самостоятельно определённому основанию.

Вспоминают ранее изученное.

Наблюдение.

Самоконтроль.

3

Самоопределение к деятельности.

Целеполагание. 

Сформулировать цели урока в совместной деятельности с учащимися.

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Создает проблемную ситуацию. Прочитать слова, подчеркнуть слова-названия животных синим карандашом, слова – названия растений зеленым карандашом. Лишнее слово - «пронва»? (Такого слова не бывает?)

- Какая же тема нашего урока?

-Откройте учебники, прочитайте тему урока. Как думаете, чему будем учиться сегодня на уроке? (Находить значения слов)

-Какие  цели поставим на уроке?  (Прием «ЛАДОШКА»)

Работа в парах.

Выполняют задание.

Называют проблемы.

Высказывают предположения

Определение  темы и целей урока.

Устный опрос.

Практическая работа.

4

Открытие нового знания. 

Создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

  1. Работа c CD.

Рассказ Ивана Ивановича Самоварова.

- Что является «скорлупой» слова, по словам профессора Самоварова? (Звуковая оболочка, звучание слова, произношение его.)

- А с чем сравнивает Иван Иванович значение слова? (Значение слова – это ядро.)

2) Работа по учебнику. Упр.28 (с.15)

- Чем отличаются звуковые модели первого и второго слов? (Первым звуком [м’] и [м].)

      - Чем отличаются звуковые модели второго и третьего слов? (Звуки поменяли местами.)

      - Меняется ли при этом значение слов? (Да, меняется.)

      - Сделайте вывод. (Если заменить звуки или поменять их местами, может измениться слово и его значение.) 

Высказывают свое мнение.

Выполняют работу в тетради.

Делают выводы.

Вывод о том, что слово имеет значение.

Практическая работа. Самоконтроль.

Самооценка.

5

Физкультминутка

Выполнять движения под музыку.

Фронтальная

Индивидуальная

Мобилизует внимание учащихся на дальнейшую работу

Выполняют движения в соответствии с текстом

Правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения.

Наблюдение

6

Продолжение работы по теме урока. 

Выявить уровень и осознанность изучаемого материала.

Фронтальная, групповая

Организует работу в группах.

1). Работа в группах.

Ребята, а для чего нужны слова, как вы думаете? Какая у них работа в языке?

Перед вами слова. Прочитайте их, распределите по группам.

Медведь, малина, вкусная, прыгает, заяц, сильный, растет, серый, рычит

Что обозначает каждая группа?

2). Работа c CD.

Рассказ Ивана Ивановича Самоварова.

Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий  нас мир.

Работают в группах, договариваются.

Распределяют слова.

Каждая  группа находит слова, которые отвечают на предложенный вопрос.

 ( 1гр. – кто?, что?, 2гр.- что делает?, 3 гр. – какой?)

Правильность и осознанность понимания задания большинством учащихся на продуктивном уровне.

Устный опрос.

7

Рефлексия. Итог урока.

Выявить уровень осознанности в достижении поставленной цели урока. Оценить эмоциональное состояние учащихся на уроке.

Фронтальная.

Индивидуальная

Уточняет понимание учащимися темы урока.

Выразительное чтение пословицы

Пустые слова - что орех без ядра.

 - О чём говорится в пословице? Что значит выражение пустые слова?  

 Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл.

-  Запишите  пословицу  в  рабочую тетрадь.

Направляет учащихся на сопоставление задач урока с уровнем их достижения.

Организует рефлексию собственной деятельности каждого ученика.

- Какие цели ставили на уроке?  

Прием «Лесенка успеха»

Отвечают на вопросы, обосновывая свои ответы. Формулируют выводы.

Записывают пословицы в рабочую тетрадь

Осуществляют рефлексию собственной работы на уроке.

Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест.

Подведение итогов урока. Открытость учащихся в осмыслении своей деятельности и адекватной самооценки.

Устный опрос.

Оценивание САМООЦЕНКА  «Лесенка успеха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...