Правописание суффиксов -ик и -ек
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание суффиксов -ик и -ек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_suffiksov_-ik_i_-ek.docx | 484.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 386 Кировского района Санкт – Петербурга
Тема урока " Правописание суффиксов -ик-, -ек-"
3 класс
Автор: учитель начальных классов
Ефисова В.Л.
Санкт-Петербург
2023
Тема: Правописание суффиксов -ик-, -ек-
3 класс. УМК «Школа России»
Педагогические | Создать условия для актуализации знаний учащихся о суффиксах и приставках как значимых частях слова, ознакомления с орфограммой «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»; способствовать формированию общего представления о правописании суффиксов и приставок |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые | Умеют разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса), подбирать слова с заданной морфемой, строить предложения для передачи основной мысли текста, понимать тему и главную мысль |
Личностные | Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной |
Универсальные учебные действия | Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника). Коммуникативные: учитывают разные мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его; строят |
Основное содержание темы, понятия | Части слова, суффикс, приставка; однокоренные слова; орфограмма, правило «Правописание суффиксов -ик-, |
Образовательные | 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Таблица «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | |
осуществляемые | формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. -Добрый день! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как говорил Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Не бойтесь трудностей, за ними всегда приходит радость. Примите в подарок слова Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать.» – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость | |
II. Проверка | Фронтальная, практический, письмо | – Дома вам необходимо было вспомнить словарные слова, | Слушают задание. Один ученик по памяти произносит словарные слова, остальные записывают под диктовку. По окончании диктанта работы сдаются на проверку | Пр. – знают нормы правописания словарных слов, применяют эти знания | Фронтальный (словарный |
III. Чистописание | Фронтальная, индивидуаль- ная. Практичес- кий. Письмо | – Составьте из данных слов пословицу. Как вы её понимаете? Ученье, ведут, да, к славе труд. Выполните письмо пословицы по образцу Ученье да труд к славе ведут. | Из слов составляют пословицу. Выполняют письмо | Пр. – вырабатывают | Правильное написание |
1. Работа с учебником (с. 124). Упражнение | проблемный, практический | 2-й вариант – Каким правилом следует руководствоваться при написании приставок и суффиксов? Что сказано об этом в учебнике? Прочитайте материал на с. 124. – Выполните упр. 240 | приставки и суффиксы, устно подбирают слова с такими же морфемами). Самостоятельно | за способами образования слов при помощи приставки или суффикса, подбирать слова с заданной П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Р – принимают и сохраняют учебную задачу; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника). Л – владеют навыками | ответы), индивидуальный |
2. Работа с текстом (учебник, упр. 241) | Фронтальная. Словесный. Чтение. Определение | – Прочитайте текст (учебник, | Вслух читают текст. Определяют тему | Пр. – строят предложения для передачи основной мысли текста; понимают | Фронталь-ный (ответы на вопросы), инди- |
темы текста, подбор заголовка. Определение типа текста. Письмо | (Например: Как узнают чер- – Спишите, вставьте пропущенные буквы и объясните условия выбора написания. Найдите слова с указанными в задании суф-фиксами. (-еньк-: тоненький, маленький; -инк- :черничинка; -ек-: стебелек, горошек; -ыш-: крылышки; -к-: ягодки, стебельки, мелкий; -ик-: листики | Определяют тип текста и объясняют свой выбор. Объясняют выбор | П – анализируют и оценивают содержание, языковые особенности и структуру текста. Р – выполняют действия по намеченному плану, К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи | видуальный (письмен- ное выполнение упражне- ния) | |
3. Знакомство | Фронтальная. Словесный. Чтение. Работа с учебником | – Вспомните, написание суффиксов каких слов в начале урока наши «грамотеи» не смогли объяснить? (Лучики, сыночек.) Каким же правилом нужно руководствоваться при встрече с этими суффиксами? Прочитайте правило – Примените правило к словам «лучики», «сыночек». – Объясните написание суффиксов в словах в упр. 242 | Читают теоретический материал. Повторяют прочитанное. Применяют правило к словам «лучики», «сыночек», к словам упр. 242 учебника | П – анализируют изучаемые языковые объекты Р – принимают и сохраняют учебную задачу; | Фронталь-ный (воспроиз-ведение правила «Правопи-сание |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. Гимнастика для глаз | Пау-паучино Паутину сшил. Вдруг закапал дождик, Паутину смыл. Солнце снова вышло, Стало подсыхать. Пау-паучино трудится опять. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют | Правильное выполнение движений |
VII. Закрепление знаний Коллективное | Коллективная. Практический. Письмо | Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –ик-. - Справедливы ли наши наблюдения? -Как разрешил проблему Виктор Перестукин? – Попробуйте применить правило и выполните упр. 243. Организация работы с упражнением, контроль над его выполнением | Выполняют упражнение по цепочке. Каждый ученик сначала объясняет условия выбора гласной, потом (после одобрения учителя) весь класс записывает | П – осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Р – учитывают правило | Коллектив-ный (правильное |
VIII. Рефлексия учебной | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какое открытие сделали – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? Приём "Составление синквейна". – А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн. Напоминаю: На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Написание синквейна детьми. 1.Суффиксы –ик –,–ек –. 2.Гласный, уменьшительно-ласкательный. 3.Изменяем, не выпадает, выпадает. 4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать. 5.Внимание. | Отвечают на вопросы Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. | Л – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа |
Домашнее | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Индивидуальные задания: составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных». Объяснение содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие | Р – принимают учебное | Фронталь-ный (проверка записей в тетрадях) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Правописание суффиксов онок, ёнок""
"Правописание суффиксов онок, ёнок""...
«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК» Урок русского языка в 3 классе
«Правописание суффиксов –ЕК, -ИК»Урок русского языка в 3 классеЦели:познакомить с правописанием суффиксов –ек-, -ик, закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении;учить делать умо...
Сценарий урока русского языка по теме: "Правописание суффиксов -ик-, -ек-". (Начальная школа XXI века)
Урок проведён во втором классе с использованием деятельностного метода....
Повторение правописания суффиксов
1. Расширить словарный запас; продолжить развивать наблюдательность и умение самостоятельно проводить анализ, делать выводы; 2. Создать условия для формирования ум...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание суффиксов -о- и -а- в суффиксах наречий с приставками"
Развивающая система Л.В. Занкова, учебник "Русский язык" 4 класс(2 часть) А.В. Полякова...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Существительные с суффиксом ОК. Правописание суффикса ОК после шипящих.Цель урока: организовать работу по знакомству с правилом написания суффикса – ок- в сл...
Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".
Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик"....