Тема урока: «Дательный падеж»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Постовалова Юлия Сергеевна

Цель урока: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже.
  2. Создать условия для совершенствования умения определять падеж имен прилагательных.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию навыка письма под диктовку;
  2. Способствовать развитию речи учащихся.

Воспитательные:

  1. Содействовать воспитанию интереса к родному языку;
  2. Содействовать воспитанию мотивации к учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_datelnyy_padezh.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: Школа России

Класс: 3

Тема урока: «Дательный падеж»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Цель урока: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже.
  2. Создать условия для совершенствования умения определять падеж имен прилагательных.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию навыка письма под диктовку;
  2. Способствовать развитию речи учащихся.

Воспитательные:

  1. Содействовать воспитанию интереса к родному языку;
  2. Содействовать воспитанию мотивации к учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

Л1-проявлять уважение к товарищам

Л2-проявлять интерес к новому учебному материалу

Л3-развивать способность к самооценке

Метапредметные:

Регулятивные:

Р1-самостоятельно организовывать свое рабочее место

Р2-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Познавательные:

П1-ориентироваться в учебнике

П2-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

Коммуникативные:

К1-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

К2-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

К3-соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

К4-слушать и понимать речь других

Предметные:

Пр.1-знать предлоги существительных в дательном падеже

Пр.2-уметь находить имена существительные в дательном падеже в предложениях

Пр.3- уметь писать под диктовку


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Сергеевна, сегодня урок русского языка у вас проведу я. Посмотрите, всё ли вы приготовили? У вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, дневник. Встаньте около своих мест прямо.  Теперь тихо садится первый ряд, третий ряд, второй ряд.

Закройте глаза, представьте улыбку.  Теперь повернитесь и подарите друг другу улыбку, пожелайте удачи. Сегодня на уроке я буду задавать вам вопросы, а вы, если хотите ответить поднимаете руку, встаете и отвечаете полным ответом.    А теперь сядьте прямо,  начинаем урок.

Приветствуют учителя и друг друга. Садятся.

Р1, К3, Л1

Мотивационный этап

Закройте глаза, представьте улыбку.  Теперь повернитесь и подарите друг другу улыбку, пожелайте удачи. Сегодня на уроке я буду задавать вам вопросы, а вы, если хотите ответить поднимаете руку, встаете и отвечаете полным ответом.    А теперь сядьте прямо,  начинаем урок.

Р2

Актуализация знаний

Прежде чем приступить к изучению нового материала, проведём минутку чистописания

Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы их внимательно послушайте и отгадайте.

Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки? 

Похож он сильно на гадюку,
Но взять такого можно в руку.
Ведь он совсем не ядовит
И у него не грозный вид.
Лягушек ловит возле луж
Змеючка маленькая… 

- Какой одинаковый согл. звук есть в этих словах?

-Дайте характеристику этому звуку?

- Пропишите  в строчку заглавную и строчную букву Ж чередуя.

Молодцы, далее проведём с вами словарную  работу

( один ученик идёт к доске )

Словарь: …рбу.., г…рох, м..лина, ..вес.

Поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

- Слова, какой части речи записали?

- Что мы знаем об имени сущ–ом.

Сколько падежей в русском языке?

А знаете ли вы, что

Россия – 6 падежей

Эстония – 14 падежей

Финляндия – 15 падежей

Венгрия – 22 падежа

Германия – 4 падежа

 В каком падеже стоят записанные слова?

Какой падеж мы изучили на прошлом уроке?

На какие вопросы он отвечает?

Хорошо, сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте , ответ будет являться темой нашего урока.

КОМУ всё дать? К ЧЕМУ призвать? —
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
С предлогом «по» гулять хожу.
Запомни обязательно,
Дружок, падеж ты …

Правильно, тема нашего урока «Дательный падеж»

- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже.

Хорошо, сегодня мы узнаем какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже

Ёж

уж

ж

согл., тв., зв., парный

Имена существительные

часть речи, отвечает на вопросы кто и что, обозначает предмет; признаки-одуш., неодуш,.ед.ч и мн.ч., собсв. и нариц., изменяется по падежам).

6

И.п.

Р.п.

Кого? Чего?

Дательный

Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?

К1, К2

«Открытие» нового знания

Откройте учебник на стр. 46 и прочитайте тему урока.

Выполнение упражнения №82.

Кто может прочитать задание к этому упражнению?

Какие окончания у существительных в дательном падеже?

Какие предлоги  вы увидели в словосочетаниях?

Хорошо, послушайте стихотворение про Д.п.

Я называюсь дательным.

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я смогу сказать.

С предлогом к и по дружу,

Но и один гулять хожу.

-  Выполним упражнение 73 на странице 46.

-  Прочитайте задание.

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? 

Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. 

Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? .

- Объясните, какие буквы вставили и почему? 

- Прочитайте задание к упражнению. 

- Что нам поможет определить дательный падеж?

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “ПАДЕЖИ”:

Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.

Сегодня мы узнали много нового о Д.п. Давайте прочитает правило жужжащим тоном на стр. 47

Кто может прочитать чётко и громко сегодняшнее правило?

Хорошо, сейчас выполним задания на закрепление изученного материала

Читают тему урока

Один ребёнок читает задание

Один ребёнок выходит к доске , остальные выполняют на месте.

У, ю

По, к

Один ребёнок читает задание

«Стрекоза и Муравей»

Спишите,вставьте пропущенные буквы

Подчеркивать орфограммы

Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д

Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)

Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.

П1, П2, Л2, Пр.1

Этап первичного закрепления

Найдите  упражнение 95. Прочитайте задание.

Задание по рядам:

- Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание.

Не забудьте подписать имя и фамилию.

Карточка № 1.

Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

От  дуба,  по  тропинке, на  ёлке,  до  дороги,  по  небу,

из  дома, вокруг  леса,  над  полем,  к  бабушке,  у  окна.

Карточка 2

Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж выделенных имён существительных.

(От чего?) от дуба,  (по чему?) по тропинке, (на чём?) на ёлке,  (до чего?) до дороги,  (по чему?) по небу,  (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса,  (над чем?) над полем,  

(к кому?) к бабушке,  (у чего?) у окна.

Кто выполнит, садится ровно, ручку на локоток, чтобы я видела, что вы готовы.

Все выполнили, передаём на первую парту свои работы.

Выполняют задание.

П2, Пр.2, Пр.3

Постановка домашнего задания

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Страница 47 выучить правило, упражнение 85.

записывают

П1

Подведение итогов урока

- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? 

- Чему научились? 

 Отвечают на вопросы кому? чему? Употребляются с предлогами к, по.

Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.

К4, Л1

Рефлексия

«Три М».

Сейчас я предлагаю. назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.

Л3, К3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода»

Конспект урока по русскому языку "Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода", 4 класс...

Конспект урока "Дательный падеж имени существительного"

Урок по русскому языку. Тип урока : открытие нового знания. Образовательная программа "Школа 2100"...

Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода

Тема урока: Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода Цели:развивать умение распознавать падежи  имён прилагательных, формировать навык правописания окончаний прилагательных ...

Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж

Урок построен  в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...

Тема урока: «Творительный падеж имени существительного» Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы, учебник.Деятельностная цель: исследовать пр...