Конспект урока "Дательный падеж имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок по русскому языку. Тип урока : открытие нового знания. Образовательная программа "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Дательный падеж имени существительного" | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Пояснительная записка
Тема: Дательный падеж имен существительных.
Тип урока: введение нового знания
Предмет: русский язык
Класс: 4, общеобразовательной школы
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Учебник: Русский язык. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Учитель: Китаева Светлана Анатольевна, МБОУ ООШ №1, «Рабочий поселок Ванино»
Цель урока: научить детей определять дательный падеж.
Ожидаемые результаты:
Предметный: уметь определять падеж имени существительного, уметь правильно применять изученное правило.
Познавательные: рефлексия способов и условий своих действий, контроль и оценка своих действий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, . На основе анализа объектов делать выводы, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками. Развивать умение слушать и понимать других.
Регулятивные: Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, учиться действовать по алгоритму; проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Технологическая карта урока русского языка.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организация класса. Самоопределение к деятельности. | (Слайд). Учитель: «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться - Сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать тайны нашего родного русского языка. | Включение в работу | Уважение к учителю и сверстникам, самоопределение (личностные) Целеполагание (регулятивные) |
2.Актуализация знаний. | 1) (слайд) Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. - О какой части речи можно так сказать? Какую часть речи мы продолжим изучать? 2) Беседа «Что мы знаем об имени сущ.?» Что такое имя сущ.?
(Слайд)Морфологические признаки. - Какие морфологические признаки имени сущ. мы знаем? | Имя существительное. -Часть речи -Предмет -Кто? Что? -Изменяется по числам и падежам, имеет род -Главным, второстепенным Постоянные, непостоян. -Собст.(нариц.) - число -одуш.(неодуш.) - падеж -род; -склонение.
| Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя (коммуникативные). Учатся находить ответы на вопросы, используя ранее полученную информацию (познавательные) |
3. Пальчиковая физминутка. | Массаж рук. “Семья”. Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно перекатывают тренажёр от одного пальчика к другому. Этот пальчик – бабушка. - Откройте тетради. Запишите дату и вид работы. | Дети выполняют упражнение с проговариванием. | |
4. Языковая разминка. Запись под диктовку предложения. Работа над предложением. | У березки вьюга посеребрила светлые косы. 1).Выделите все знакомые орфограммы. -Сколько орфограмм выделили? -Какие? 2).Выполните синтаксический разбор предложения. 3). –Найти существительные. Определить падеж. | Запись предложения в тетрадь. Коллективная проверка. Объяснение орфограмм с проверкой. Учащиеся выполняют разбор предложения, один ученик комментирует вслух. Работа по заданию. Определение падежей с обоснованием. | Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (познавательные) Осуществлять самопроверку и взаимопроверку (коммуникативные, личностные) |
5. Постановка учебной проблемы. | - Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина сказал: (Слайд). «Такой падеж … Я с детства не терплю: Давать, Делиться чем-нибудь С друзьями Не люблю» (Георгий Граубин) - Правильно. Речь идет о Дат. падеже. | - Дательный падеж. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (познавательные ). |
6. Поиск решения (открытие нового знания, формулирование правила) | 1).-Давайте прочитаем текст. -Каким было первоначальное значение дательного падежа. 2). Упр. 144, с. 110 – Лев Успенский в своей книге «По дорогам и по тропам языка» назвал главу о Дат падеже «Щедрый падеж». Как вы думаете почему? (уточнение значение слова щедрый в толковом словаре) 3). – Придумайте свое название этому падежу. Вывод: Сущ. в Д.п. часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. - Чтобы узнать Д.п., какое слово надо поставить? - Какие вопросы ставим к Д.п.? 4) –Прочитайте предложение. Вставьте подходящие предлоги. На слайде: Туристы шли … реке … лесу. - Запомните эти два предлога дательного падежа. | Работа по учебнику. Работа со словарем. - Подарочный, щедрый, добрый и т.д. -Дать, подарить. Кому? Чему? - к, по. | Высказывание предположений на основе наблюдений. Формулирование темы и проблемы урока (регулирующие). Работа со словарем (познавательные). |
7. Первичное закрепление. | Чтение стихотворения Т. Рик. (слайд с картинкой). - Найдите существительные в дательном падеже. Вывод: - Итак, давайте расскажем, что мы узнали о Д.п. | Работа в парах. Дети ищут в тексте и называют сущ. Дети говорят, открывается таблица на слайде. Учащиеся заносят ее в тетрадь. Дательный падеж: Кого? чего? Дать к, по | Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия (познавательные); инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (коммуникативное) |
8. Применение нового знания. | Упр.145, с.111 -Раскрыть скобки., поставить сущ. в Д.п. 1 предлож. – коллективно с комментированием; 2,3 предл. – 1 вариант 4,5 предл. – 2 вариант - В каком падеже вы записали все существительные? | Работа в тетради. Проверка. - В дательном падеже. | Умение делать выводы, применять полученные знания (познавательные) |
9. Физминутка. | Я проговариваю словосочетания. Как только слышите сущ в Д.п. вы хлопаете. Нет – вы приседаете. Плывёт по реке(Д), вижу сестру(В), подарок бабушке(Д), вышел из школы(Р), подошли к лесу (Д), варенье из вишни(Р), стоит у стены(Р), подъехали к городу (Д). - Молодцы. | Коллективная работа обучающихся. | Предупреждение общего утомления, переключение учащихся с умственной деятельности на умственно- физическую. |
10. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа | -Какие падежи мы уже знаем? (вопросы, предлоги) - Определите падежи имен существительных | В.. – в, на, за, под, через, про) Р. – у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для) Д. – к, по Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам, определение падежей у имен существительных. | Коммуникативные, познавательные Уметь работать по заданию упражнения и по заданию учителя. (предметные) |
12. Итог урока. Рефлексия. | 1). (слайд) Блиц-опрос. - Я проговариваю предложение. Если я говорю правильное утверждение, ставите букву – П, если неправильное – ставите – букву – Н. Имя сущ. изменяется по родам. В русском языке 5 падежей. Сущ. в Д.п. имеют всего 2 предлога. В предложении сущ. в В.п. является подлежащим. Сущ. в Им.п. всегда употребляется с предлогами. Р.п. отвечает на вопросы кого? чего? 2) – Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу. На слайде : Н Н П Н Н П - Кто выполнил работу без ошибок? -С одной ошибкой? - Кто доволен своей работой на уроке? | Обучающиеся работают в тетради. Проверка и оценивание работ друг у друга. | Способность к самооценке и оцениванию других на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные ). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные ). |
13. Дом. задание. | -Упр. 4, с 118 - учить изученные падежи (вопросы, предлоги, вспомогательные слова) | Запись дом. задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...
конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».
laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....
Конспект урока "Падежи имен существительных." (3 класс, УМК "Школа России)
Тема урока: Падежи имен существительных.Цели урока: развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.Планируемые результаты:Предметные: фор...
Конспект по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" . Тема " Падеж имен существительных. Дательный падеж"
Цели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, предлоги.Планируемые результаты:Предметные:Знать: как распознавать имя существ...
Тренажер по темам "Склонение имен существительных", "Падеж имен существительных"
Тренажер по темам "Склонение имен существительных", "Падеж имен существительных"...