Конспект урока "Дательный падеж имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Китаева Светлана Анатольевна

Урок по русскому языку. Тип урока : открытие нового знания. Образовательная программа "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Пояснительная записка

Тема: Дательный падеж имен существительных.

Тип урока: введение нового знания

Предмет: русский язык

Класс: 4, общеобразовательной школы

УМК: Образовательная система «Школа 2100»

Учебник: Русский язык. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Учитель: Китаева Светлана Анатольевна, МБОУ ООШ №1, «Рабочий поселок Ванино»

Цель урока: научить детей определять дательный падеж.

Ожидаемые результаты:

Предметный: уметь определять падеж имени существительного, уметь правильно применять изученное правило.

Познавательные: рефлексия способов и условий своих действий, контроль и оценка своих действий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, . На основе анализа объектов делать выводы, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками. Развивать умение слушать и понимать других.

Регулятивные: Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, учиться действовать по алгоритму; проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Технологическая карта урока русского языка.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организация класса. Самоопределение

к деятельности.

(Слайд). Учитель:

«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться
открывать его тайны» (М.В. Ломоносов)

- Сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать тайны нашего родного русского языка.

Включение в работу

Уважение к учителю и сверстникам,

самоопределение

(личностные)

Целеполагание (регулятивные)

2.Актуализация знаний.

1) (слайд) Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я.
Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.
Я – ведущая часть речи и в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение.
Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

- О какой части речи можно так сказать? Какую часть речи мы продолжим изучать?

2) Беседа  «Что мы знаем об имени сущ.?»

Что такое имя сущ.?

 

(Слайд)Морфологические признаки.

- Какие морфологические признаки имени сущ. мы знаем?

Имя существительное.

-Часть речи

-Предмет

-Кто? Что?

-Изменяется по числам и падежам, имеет род

-Главным, второстепенным

Постоянные,   непостоян.  

-Собст.(нариц.)     - число                               -одуш.(неодуш.)   - падеж

-род;

-склонение.

                                                                           

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя

 (коммуникативные).

Учатся находить ответы на вопросы, используя ранее полученную информацию

 (познавательные)

3. Пальчиковая физминутка.

Массаж рук. “Семья”.

Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно перекатывают тренажёр от одного пальчика к другому.

Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – папа.
Этот пальчик – мама.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.

- Откройте тетради. Запишите дату и вид работы.

Дети выполняют упражнение с проговариванием.

4. Языковая разминка.

Запись под диктовку предложения.

 Работа над  предложением.

У березки вьюга посеребрила светлые косы.

1).Выделите все знакомые орфограммы.

-Сколько орфограмм выделили?

-Какие?

2).Выполните синтаксический разбор предложения.

3). –Найти существительные. Определить падеж.

Запись предложения в тетрадь. Коллективная проверка.

Объяснение орфограмм с проверкой.

Учащиеся выполняют разбор предложения, один ученик комментирует вслух.

Работа по заданию. Определение падежей с обоснованием.

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (познавательные)

Осуществлять самопроверку и взаимопроверку (коммуникативные, личностные)

5. Постановка учебной проблемы.

- Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина сказал:

(Слайд).

 «Такой падеж …

 Я с детства не терплю:

 Давать,

 Делиться чем-нибудь

 С друзьями

  Не люблю»

                     (Георгий Граубин)

- Правильно. Речь идет о Дат. падеже.

- Дательный падеж.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (познавательные ).

6. Поиск решения

(открытие нового знания, формулирование правила)

1).-Давайте прочитаем текст.

-Каким было первоначальное значение дательного падежа.

2). Упр. 144, с. 110

– Лев Успенский в своей книге «По дорогам и по тропам языка» назвал главу о Дат падеже «Щедрый падеж». Как вы думаете почему? (уточнение значение слова щедрый в толковом словаре)

3). – Придумайте свое название этому падежу.

Вывод: Сущ. в Д.п. часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают.

- Чтобы узнать Д.п., какое слово надо поставить?

- Какие вопросы ставим к Д.п.?

4) –Прочитайте предложение. Вставьте подходящие предлоги.

На слайде:

Туристы шли … реке … лесу.

- Запомните эти два предлога дательного падежа.

Работа по учебнику.

Работа со словарем.

- Подарочный, щедрый, добрый и т.д.

-Дать, подарить.

Кому? Чему?

- к, по.

Высказывание предположений на основе наблюдений. Формулирование темы и проблемы урока (регулирующие).

Работа со словарем (познавательные).

7. Первичное закрепление.

Чтение стихотворения Т. Рик. (слайд с картинкой).

- Найдите существительные в дательном падеже.

Вывод: - Итак, давайте расскажем, что мы узнали о Д.п.

Работа в парах. Дети ищут в тексте и называют сущ.

Дети говорят, открывается таблица на слайде. Учащиеся заносят ее в тетрадь.

Дательный падеж:

Кого? чего?   Дать  к, по

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия (познавательные);

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (коммуникативное)

8. Применение нового знания.

Упр.145, с.111

-Раскрыть скобки., поставить сущ. в Д.п.

1 предлож. – коллективно с комментированием;

2,3 предл. – 1 вариант

4,5 предл. – 2 вариант

- В каком падеже вы записали все существительные?

Работа в тетради.

Проверка.

- В дательном падеже.

Умение делать выводы, применять полученные знания (познавательные)

9. Физминутка.

Я проговариваю словосочетания. Как только слышите сущ в Д.п. вы хлопаете.

Нет – вы приседаете.

Плывёт по реке(Д), вижу сестру(В), подарок бабушке(Д), вышел из школы(Р), подошли к лесу (Д), варенье из вишни(Р), стоит у стены(Р), подъехали к городу (Д).

- Молодцы.

Коллективная работа обучающихся.

Предупреждение общего утомления, переключение учащихся с умственной деятельности на умственно- физическую.

10. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа

-Какие падежи мы уже знаем? (вопросы, предлоги)

- Определите падежи имен существительных

В.. – в, на, за, под, через, про)

Р. – у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для)

Д. – к, по

Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам, определение падежей у имен существительных.

Коммуникативные, познавательные

Уметь работать по заданию упражнения и по заданию учителя.

(предметные)

12. Итог урока. Рефлексия.

1). (слайд) Блиц-опрос.

- Я проговариваю предложение. Если я говорю правильное  утверждение, ставите букву – П, если неправильное – ставите – букву – Н.

Имя сущ. изменяется по родам.

В русском языке 5 падежей.

Сущ. в Д.п. имеют всего 2 предлога.

В предложении сущ. в В.п. является подлежащим.

Сущ. в Им.п. всегда употребляется с предлогами.

Р.п. отвечает на вопросы кого? чего?

2) – Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу.

На слайде :

Н Н П Н Н П

- Кто выполнил работу без ошибок?

-С одной ошибкой?

- Кто доволен своей работой на уроке?

Обучающиеся работают в тетради.

Проверка и оценивание работ друг у друга.

Способность к самооценке и оцениванию других на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные ).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные ).

13. Дом. задание.

-Упр. 4, с 118

- учить изученные падежи (вопросы, предлоги, вспомогательные слова)

Запись дом. задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

Конспект урока "Падежи имен существительных." (3 класс, УМК "Школа России)

Тема урока: Падежи имен существительных.Цели урока: развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.Планируемые результаты:Предметные: фор...

Конспект по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" . Тема " Падеж имен существительных. Дательный падеж"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, предлоги.Планируемые результаты:Предметные:Знать: как распознавать имя существ...

Тренажер по темам "Склонение имен существительных", "Падеж имен существительных"

Тренажер по темам "Склонение имен существительных",  "Падеж имен существительных"...