Технологическая карта урока по теме: Имя существительное (3 класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Пономарёва Алёна Геннадьевна

Данный материал рекомендован учителям начальных классов при подготовке к уроку русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 3 класс

УМК, автор программы

УМК «Школа России», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Учитель

Пономарёва А.Г.

Тема урока, № урока в рабочей программе

Раздел: « Части речи».

Первый урок в теме: «Род имен существительных», 78 урок в рабочей программе

Цель урока

сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного. 

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся овладевают базовыми предметными понятиями

Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .

умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока

Методическое обоснование урока:

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций,  игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий.

ИОС урока

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Необходимое аппаратное и программное обеспечение 

Учебник «Русский язык»,раздаточный материал, опорные схемы; интерактивная доска + компьютер

интерактивная доска + компьютер

Power Point

Организационная структура урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку

 Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный –

Скажет каждый!

–Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Проявляют доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.

Мотивация к учебной деятельности

 Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.

- О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)

-Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким

ещё постоянным признаком они обладают.

Включение в учебную деятельность, умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выяснение с помощью вопросов и заданий, что уже знают и умеют ученики для освоения новой темы, создание ситуации затруднения в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими

- Предлагаю  вам поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»

Игра «Да – нет»

- Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку.

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Обобщение

- Что такое имя существительное?( Ответы детей.)

- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)

- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?

- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)

- Измените данные существительные по числам.

- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)

Ответы на вопросы по изученному ранее материалу

Выполнение освоенных ранее учебных действий.

Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке, умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, формирование  учебно-познавательного интереса.

Постановка учебной задачи

Организация деятельности учащихся по выявлению причин затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урок ( на доске)

Февраль, весна, окно, клей, папка, добро. - На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите?

- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш и неодуш)

- А почему вам не трудно было это сделать?

- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.

- Вы можете выполнить это задание?

- Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

Наша задача раскрыть ещё одну «тайну» данной речи.

А в помощь я расскажу вам сказку.

  Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: «это моя вещь!» и хватала слово, а муж кричал: «Это мой предмет» и хватал другое. Так и делили.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода».

Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Она знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени существительного.

- Так как же разделить данные слова на 3 группы?

- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)

- А как вы думаете, какова же будет тема урока? (Род имён сущ.) (слайд1)

- Для того, чтобы определить род имени существительного данных слов, давайте прочитаем правило определения рода имени существительного. (слайд 2,3)

- А теперь давайте определим род данных имен существительных?(слайд4)

Формулирование цели и темы урока, умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей.

Освоение нового учебного материала

Создание в ходе обсуждения с учениками плана достижения цели, разработка алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу

—  Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, Мой.

Это имена существительные мужского рода. (Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода.)

Он мой – м. р.

Она моя – ж. р.

 Оно моё – ср. р.

Работа в тетрадях . Творческая работа.

ЗАДАНИЕ: мальчики придумывают три слова мужского рода , а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.

- А все вместе придумаем существительные среднего рода.

Проверка.

(при проверке обязательно называть слова – подсказки: она моя, он мой, оно моё)

Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу. Уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы. Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.  Проявлять интерес к изучению темы

Закрепление учебного материала

Организация деятельности обучающихся по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма решения (фронтальная, групповая работа); самостоятельному выполнению задания (индивидуальная работа) и осуществлению самопроверки (сравнение с образцом); выполнению заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений

выполнить упражнение 39 прочитать
и запомнить правило с 25
- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение.  (слайд5)

Женский род запомню я
И скажу: 
она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: 
он, мой
Средний род – 
оно моё
Это правило твоё!

Работа в паре .

Словарный диктант.

Завтрак, лагерь, облако, земляника, деревня, кровать, лестница, яблоко, трамвай, метро.

(проговорить слово орфографически индивидуально, хором. Записать в тетрадь , определить род)

- Назовите существительные ж. р., м. р, ср. р.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?

Выполнение типовых заданий с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально, в паре, в группе).Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом).Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений. Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов кажлого этапа урока, умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей, умение работать в паре, формирование  норм в общении с детьми и взрослыми, умение сравнивать, делать выводы, применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Рефлексия учебной деятельности

Организация деятельности обучающихся по соотнесению целей и результатов учебной деятельности; определению целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки

– На какой вопрос нужно было нам найти ответ?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

- Оцените свою работу на уроке.

Возьмите в руки листочки, которые лежат на ваших столах

- нарисуйте! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием

- нарисуйте? вместо носа, если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.

- Дорисуйте рот, который покажет ваше настроение

- Какую работу выполняли сегодня на уроке?

Оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создание ситуации успеха; отслежевание соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее задание

Предложение разноуровневых заданий–

 1 группа. Задание для тех кто хорошо понял тему:

От имен прилагательных и глаголов образуйте однокоренные имена существительные, определите их род:

1) снежный – …, озерный – …, летать – …, загадывать – …, старый – …

2) равнинный – …, туманный – …, хлопать – …, цепной – …, зеленый – …, золотистый – …

2 группа. Задание для тех кто не совсем хорошо понял тему: Распределить имена существительные в три  группы: в 1-ю группу – мужского рода имена существительные, во 2-ю – женского рода имена существительные в 3-ю – среднего рода имена существительные

Береза, яблоко, альбом, хирург, шоссе, ворона, кузнечик, восток, врач, гвоздика, медведь, школьник, ветер, лягушка, обезьяна, весело, сторож, иней, строитель, рисунок, рябина, учитель, облако.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Конспект урока.

Тема урока: Род имен существительных.

Цель урока: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного. 

Задачи:

- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

- познакомит со  способом определения рода существительного.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .

Воспитательные.

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу

Формирование УУД.

   Личностные:

 -признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия.

    Регулятивные:

-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

-вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.

    Познавательные:

-делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.

Коммуникативные:

-подтверждать аргументы фактами.

Ход урока.

Организационный момент.

Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку

 Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный –

Скажет каждый!

–Проверим готовность к уроку

Мотивация к учебной деятельности

УУД: познавательные: умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

личностные : сформированность учебно-познавательного интереса.

Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.

- О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)

-Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким ещё постоянным признаком они обладают.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Предлагаю  вам поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»

Игра «Да – нет»

- Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку.

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Обобщение

- Что такое имя существительное?( Ответы детей.)

- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)

- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?

- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)

- Измените данные существительные по числам.

- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)

Постановка учебной задачи

УУД: познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей)

 ( на доске)

Февраль, весна, окно, клей, папка, добро. - На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите?

- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш и неодуш)

- А почему вам не трудно было это сделать?

- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.

- Вы можете выполнить это задание?

- Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

Наша задача раскрыть ещё одну «тайну» данной речи.

- А теперь давайте определим род данных имен существительных?(слайд4)

А в помощь я расскажу вам сказку.

  Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: «это моя вещь!» и хватала слово, а муж кричал: «Это мой предмет» и хватал другое. Так и делили.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода».

Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Она знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени существительного.

- Так как же разделить данные слова на 3 группы?

- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)

- А как вы думаете, какова же будет тема урока? (Род имён сущ.) (слайд1)

- Для того, чтобы определить род имени существительного данных слов, давайте прочитаем правило определения рода имени существительного. (слайд 2,3)

Освоение нового учебного материала

Познавательные УУД: уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.

Регулятивные УУД: уметь комментировать учебные действия при выполнении задания, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД: проявлять интерес к изучению темы. —  Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, Мой.

Это имена существительные мужского рода. (Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода.)

Он мой – м. р.

Она моя – ж. р.

 Оно моё – ср. р.

Работа в тетрадях . Творческая работа.

ЗАДАНИЕ: мальчики придумывают три слова мужского рода , а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.

- А все вместе придумаем существительные среднего рода.

Проверка.

 (при проверке обязательно называть слова – подсказки: она моя, он мой, оно моё)

Закрепление учебного материала

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Выполнить упражнение 39 прочитать и запомнить правило с 25- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение.  (слайд5)

Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!

Работа в паре .

Словарный диктант.

Завтрак, лагерь, облако, земляника, деревня, кровать, лестница, яблоко, трамвай, метро. (проговорить слово орфографически индивидуально, хором. Записать в тетрадь , определить род)

- Назовите существительные ж. р., м. р, ср. р.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?

Рефлексия учебной деятельности

Регулятивные: Оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создание ситуации успеха; отслежевание соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

– На какой вопрос нужно было нам найти ответ?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

- Оцените свою работу на уроке.

Возьмите в руки листочки, которые лежат на ваших столах

- нарисуйте! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием

- нарисуйте? вместо носа, если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.

- Дорисуйте рот, который покажет ваше настроение

- Какую работу выполняли сегодня на уроке?

Домашнее задание

Познавательные УУД : уметь определять род имён существительных и обосновывать своё мнение.
Регулятивные УУД; уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,
принимать учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Разноуровневое домашнее задание –

 1 группа. Задание для тех кто хорошо понял тему:

От имен прилагательных и глаголов образуйте однокоренные имена существительные, определите их род:

1) снежный – …, озерный – …, летать – …, загадывать – …, старый – …

2) равнинный – …, туманный – …, хлопать – …, цепной – …, зеленый – …, золотистый – …

2 группа. Задание для тех кто не совсем хорошо понял тему: Распределить имена существительные в три  группы: в 1-ю группу – мужского рода имена существительные, во 2-ю – женского рода имена существительные в 3-ю – среднего рода имена существительные

Береза, яблоко, альбом, хирург, шоссе, ворона, кузнечик, восток, врач, гвоздика, медведь, школьник, ветер, лягушка, обезьяна, весело, сторож, иней, строитель, рисунок, рябина, учитель, облако.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков к теме "Части речи". 4 класс

В работе представлены технологическае карты уроков к теме "Части речи" (Повторение.)...

Технологическая карта урока по теме: "Мои друзья" 3 класс УМК М. З. Биболетовой

Конспект урока составлен в соответствии новых требований согласно ФГОС.  Содержит занимательные анимационные трюки, элементы проектной технологии....

Технологическая карта урока по теме "Имя существительное"

Систематизация знаний учащихся о склонении имён существительных.Формирование умения определять  падеж имёни существительного и его окончаниеРазвитие культуры речи учащихся при употреблении предло...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное" 3 класс

Технологическая карта рука с оздана с использованием материала с сайта РЭШ (Российская электронная школа)...

Урок окружающего мира. Технологическая карта урока по теме "Про кошек" 2 класс

Технологическая карта составлена по учебнику 2 класса (автор Плешаков А.А. "Школа России"). Задания направлены на развитие читательской грамотности, коммуникативных умений....