Технологическая карта урока по теме: Имя существительное (3 класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Данный материал рекомендован учителям начальных классов при подготовке к уроку русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_i_konspekt_uroka_rod_imen_sushchestvitelnyh.docx | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Русский язык, 3 класс | |||||
УМК, автор программы | УМК «Школа России», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий | |||||
Учитель | Пономарёва А.Г. | |||||
Тема урока, № урока в рабочей программе | Раздел: « Части речи». Первый урок в теме: «Род имен существительных», 78 урок в рабочей программе | |||||
Цель урока | сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного. | |||||
Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные | |||
Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся овладевают базовыми предметными понятиями | Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности | Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу | ||||
Планируемые результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |||
- знание о постоянных признаках существительного; - умение применять знания в жизненных ситуациях; - умение определять род существительных . | умение принимать и сохранять цель урока; - умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных; - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; - умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; - умение провести рефлексию своих действий на уроке. | - ценностное отношение к процессу определения рода существительного; - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ; - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; - осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока | ||||
Методическое обоснование урока: | постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий. | |||||
ИОС урока | Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ | Необходимое аппаратное и программное обеспечение | |||
Учебник «Русский язык»,раздаточный материал, опорные схемы; интерактивная доска + компьютер | интерактивная доска + компьютер | Power Point |
Организационная структура урока
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Оргмомент | Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый! –Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Проявляют доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат. |
Мотивация к учебной деятельности | Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам. - О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном) -Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким ещё постоянным признаком они обладают. | Включение в учебную деятельность, умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выяснение с помощью вопросов и заданий, что уже знают и умеют ученики для освоения новой темы, создание ситуации затруднения в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими - Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное» Игра «Да – нет» - Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку. Имя существительное – это часть речи? (Да!) Обобщение - Что такое имя существительное?( Ответы детей.) - Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.) - Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные? - Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам) - Измените данные существительные по числам. - А число имён существительных – это постоянный признак? (нет) | Ответы на вопросы по изученному ранее материалу Выполнение освоенных ранее учебных действий. Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке, умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, формирование учебно-познавательного интереса. |
Постановка учебной задачи | Организация деятельности учащихся по выявлению причин затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урок ( на доске) Февраль, весна, окно, клей, папка, добро. - На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите? - По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш и неодуш) - А почему вам не трудно было это сделать? - Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку. - Вы можете выполнить это задание? - Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы. Наша задача раскрыть ещё одну «тайну» данной речи. А в помощь я расскажу вам сказку. Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён». А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: «это моя вещь!» и хватала слово, а муж кричал: «Это мой предмет» и хватал другое. Так и делили. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода». Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Она знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени существительного. - Так как же разделить данные слова на 3 группы? - В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД) - А как вы думаете, какова же будет тема урока? (Род имён сущ.) (слайд1) - Для того, чтобы определить род имени существительного данных слов, давайте прочитаем правило определения рода имени существительного. (слайд 2,3) - А теперь давайте определим род данных имен существительных?(слайд4) | Формулирование цели и темы урока, умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей. |
Освоение нового учебного материала | Создание в ходе обсуждения с учениками плана достижения цели, разработка алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу — Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, Мой. Это имена существительные мужского рода. (Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода.) Он мой – м. р. Она моя – ж. р. Оно моё – ср. р. Работа в тетрадях . Творческая работа. ЗАДАНИЕ: мальчики придумывают три слова мужского рода , а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь. - А все вместе придумаем существительные среднего рода. Проверка. (при проверке обязательно называть слова – подсказки: она моя, он мой, оно моё) | Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу. Уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы. Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. |
Закрепление учебного материала | Организация деятельности обучающихся по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма решения (фронтальная, групповая работа); самостоятельному выполнению задания (индивидуальная работа) и осуществлению самопроверки (сравнение с образцом); выполнению заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений выполнить упражнение 39 прочитать Женский род запомню я Работа в паре . Словарный диктант. Завтрак, лагерь, облако, земляника, деревня, кровать, лестница, яблоко, трамвай, метро. (проговорить слово орфографически индивидуально, хором. Записать в тетрадь , определить род) - Назовите существительные ж. р., м. р, ср. р. - Какого рода бывают имена существительные? - Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего? | Выполнение типовых заданий с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально, в паре, в группе).Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом).Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений. Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов кажлого этапа урока, умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей, умение работать в паре, формирование норм в общении с детьми и взрослыми, умение сравнивать, делать выводы, применение новых знаний в жизненных ситуациях. |
Рефлексия учебной деятельности | Организация деятельности обучающихся по соотнесению целей и результатов учебной деятельности; определению целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки – На какой вопрос нужно было нам найти ответ? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? - Оцените свою работу на уроке. Возьмите в руки листочки, которые лежат на ваших столах - нарисуйте! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием - нарисуйте? вместо носа, если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы. - Дорисуйте рот, который покажет ваше настроение - Какую работу выполняли сегодня на уроке? | Оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создание ситуации успеха; отслежевание соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Домашнее задание | Предложение разноуровневых заданий– 1 группа. Задание для тех кто хорошо понял тему: От имен прилагательных и глаголов образуйте однокоренные имена существительные, определите их род: 1) снежный – …, озерный – …, летать – …, загадывать – …, старый – … 2) равнинный – …, туманный – …, хлопать – …, цепной – …, зеленый – …, золотистый – … 2 группа. Задание для тех кто не совсем хорошо понял тему: Распределить имена существительные в три группы: в 1-ю группу – мужского рода имена существительные, во 2-ю – женского рода имена существительные в 3-ю – среднего рода имена существительные Береза, яблоко, альбом, хирург, шоссе, ворона, кузнечик, восток, врач, гвоздика, медведь, школьник, ветер, лягушка, обезьяна, весело, сторож, иней, строитель, рисунок, рябина, учитель, облако. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
Конспект урока.
Тема урока: Род имен существительных.
Цель урока: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
- познакомит со способом определения рода существительного.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять род существительных .
Воспитательные.
Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу
Формирование УУД.
Личностные:
-признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия.
Регулятивные:
-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
-сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
-вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.
Познавательные:
-делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.
Коммуникативные:
-подтверждать аргументы фактами.
Ход урока.
Организационный момент.
Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.
Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!
–Проверим готовность к уроку
Мотивация к учебной деятельности
УУД: познавательные: умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
личностные : сформированность учебно-познавательного интереса.
Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.
- О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)
-Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким ещё постоянным признаком они обладают.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»
Игра «Да – нет»
- Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку.
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Обобщение
- Что такое имя существительное?( Ответы детей.)
- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)
- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?
- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)
- Измените данные существительные по числам.
- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)
Постановка учебной задачи
УУД: познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей)
( на доске)
Февраль, весна, окно, клей, папка, добро. - На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите?
- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш и неодуш)
- А почему вам не трудно было это сделать?
- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.
- Вы можете выполнить это задание?
- Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.
Наша задача раскрыть ещё одну «тайну» данной речи.
- А теперь давайте определим род данных имен существительных?(слайд4)
А в помощь я расскажу вам сказку.
Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: «это моя вещь!» и хватала слово, а муж кричал: «Это мой предмет» и хватал другое. Так и делили.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода».
Вот так у существительных род появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Она знала секрет различия рода существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени существительного.
- Так как же разделить данные слова на 3 группы?
- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)
- А как вы думаете, какова же будет тема урока? (Род имён сущ.) (слайд1)
- Для того, чтобы определить род имени существительного данных слов, давайте прочитаем правило определения рода имени существительного. (слайд 2,3)
Освоение нового учебного материала
Познавательные УУД: уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.
Регулятивные УУД: уметь комментировать учебные действия при выполнении задания, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД: проявлять интерес к изучению темы. — Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, Мой.
Это имена существительные мужского рода. (Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода.)
Он мой – м. р.
Она моя – ж. р.
Оно моё – ср. р.
Работа в тетрадях . Творческая работа.
ЗАДАНИЕ: мальчики придумывают три слова мужского рода , а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.
- А все вместе придумаем существительные среднего рода.
Проверка.
(при проверке обязательно называть слова – подсказки: она моя, он мой, оно моё)
Закрепление учебного материала
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.
Выполнить упражнение 39 прочитать и запомнить правило с 25- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение. (слайд5)
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!
Работа в паре .
Словарный диктант.
Завтрак, лагерь, облако, земляника, деревня, кровать, лестница, яблоко, трамвай, метро. (проговорить слово орфографически индивидуально, хором. Записать в тетрадь , определить род)
- Назовите существительные ж. р., м. р, ср. р.
- Какого рода бывают имена существительные?
- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?
Рефлексия учебной деятельности
Регулятивные: Оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создание ситуации успеха; отслежевание соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
– На какой вопрос нужно было нам найти ответ?
– Какой вид работы понравился больше?
– О чем хотели бы узнать подробнее?
- Оцените свою работу на уроке.
Возьмите в руки листочки, которые лежат на ваших столах
- нарисуйте! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием
- нарисуйте? вместо носа, если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.
- Дорисуйте рот, который покажет ваше настроение
- Какую работу выполняли сегодня на уроке?
Домашнее задание
Познавательные УУД : уметь определять род имён существительных и обосновывать своё мнение.
Регулятивные УУД; уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, принимать учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.
Разноуровневое домашнее задание –
1 группа. Задание для тех кто хорошо понял тему:
От имен прилагательных и глаголов образуйте однокоренные имена существительные, определите их род:
1) снежный – …, озерный – …, летать – …, загадывать – …, старый – …
2) равнинный – …, туманный – …, хлопать – …, цепной – …, зеленый – …, золотистый – …
2 группа. Задание для тех кто не совсем хорошо понял тему: Распределить имена существительные в три группы: в 1-ю группу – мужского рода имена существительные, во 2-ю – женского рода имена существительные в 3-ю – среднего рода имена существительные
Береза, яблоко, альбом, хирург, шоссе, ворона, кузнечик, восток, врач, гвоздика, медведь, школьник, ветер, лягушка, обезьяна, весело, сторож, иней, строитель, рисунок, рябина, учитель, облако.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты уроков к теме "Части речи". 4 класс
В работе представлены технологическае карты уроков к теме "Части речи" (Повторение.)...
Технологическая карта урока по теме: "Мои друзья" 3 класс УМК М. З. Биболетовой
Конспект урока составлен в соответствии новых требований согласно ФГОС. Содержит занимательные анимационные трюки, элементы проектной технологии....
Технологическая карта урока на тему: "Театральные маски" 3 класс
Изобразительное искусство...
Технологическая карта урока по теме "Имя существительное"
Систематизация знаний учащихся о склонении имён существительных.Формирование умения определять падеж имёни существительного и его окончаниеРазвитие культуры речи учащихся при употреблении предло...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное" 3 класс
Технологическая карта рука с оздана с использованием материала с сайта РЭШ (Российская электронная школа)...
Урок окружающего мира. Технологическая карта урока по теме "Про кошек" 2 класс
Технологическая карта составлена по учебнику 2 класса (автор Плешаков А.А. "Школа России"). Задания направлены на развитие читательской грамотности, коммуникативных умений....