Технологическая карта урока по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Коновальцева Людмила Васильевна

Систематизация знаний учащихся о склонении имён существительных.

Формирование умения определять  падеж имёни существительного и его окончание

Развитие культуры речи учащихся при употреблении предлогов и образовании падежных форм имён существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.odt27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема раздела      Имя существительное

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

Русский язык, 3 класс

Тема занятия/урока

«Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Цель  занятия/урока

1.Систематизация знаний учащихся о склонении имён существительных.

2.Формирование умения определять  падеж имёни существительного и его окончание

3.Развитие культуры речи учащихся при употреблении предлогов и образовании падежных форм имён существительных

Ожидаемый результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

-умение определять падеж имен существительных

- умение составлять  словосочетания с именами существительными в разных падежах, правильно употреблять предлоги

Метапредметные УУД:

-развивать умение формулировать цели своей деятельности;

-развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

-развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

Личностные УУД:

-развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, контролировать и оценивать свою работу

5.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Перспектива» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина  (стр. 38 - 39 №75-77)

Н.Ю.Васильева. И Ф Яценко. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Перспектива 3 класс (стр.293-296)

Таблица с названиями падежей

Учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Перспектива» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина  (стр. 38 - 39 №69-72)

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

Рабочая тетрадь 3 класс. Русский язык. УМК «Перспектива» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина (стр.50-51 №75-76).

Таблица с названиями падежей

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель - результат

Содержание

(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация

Создать эмоциональный настрой к совместной деятельности на уроке.

-

Демонстрирует доброжелательное отношение к детям. Проводит опрос настроения. Организует внимание, готовность к уроку.

Приветствуют друг друга улыбками. Слушают, настраиваются на работу. Показывают своё  настроение с помощью символов.

 

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

Проектирование вариантов работы над выявленными и  возможными  затруднениями

Актуализация субъектного опыта обучающихся. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Письмо под диктовку с грамматическим заданием

Организует письмо под диктовку, повторение частей речи, форм слова, одушевленных и неодушевленных имен существительных, падежей имён существительных.

Проверяют предложение. Определяют часть речи. Задают вопросы к словам. Определяют падеж имён существительных.

Текущий

Открытие нового (знания, способа действия)

 

 Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Графический диктант

Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Текущий

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Выявить понимание и осмысление темы.

Работа по учебнику

Упр.69(с.38), упр70 (с.38)

Формирует умения получать знания самостоятельно через выполнение практических заданий.

 

 

Выполняют задания на постановку падежного вопроса, изменение существительного по падежам. Используют демонстрационную таблицу.

Текущий

Физкультминутка

Снять напряжение, связанное с умственной и физической нагрузкой.

Организует физкультпаузу.

Выполняют упражнения.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Выявить понимание и осмысление темы.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Игра «Измени направление»

Упр.76.(с.51)

Работа  по учебнику.

Упр.71 (с.39)

Формирует умения получать знания самостоятельно через выполнение практических заданий. Проводит дидактическую игру «Измени направление»

 

 

Выполняют задания на постановку падежного вопроса, изменение существительного по падежам.

Текущий

Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Задание на дом

Обобщить знания по теме урока. Оценить достижения учеников.

Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности

Закрепить умение выполнять домашнее задание по алгоритму.

Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр.75(с.50),

Выполнить работу по учебнику.

Упр.72(с.39)

Формирует адекватную оценку по выполнению поставленных задач урока.

Стимулирует учеников оценивать свою деятельность на уроке, свои чувства и настроение.

Дает комментарий к домашнему заданию.

Взаимопроверяют. Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Анализирует свою деятельность, показывает своё отношение к уроку, чувства и настроение с помощью символов +,-,!

Вникают в суть домашнего задания, осмысливают его

Технологическая карта урока

Тема раздела      Имя существительное

№ п/п

Параметр

Описание

1.

Учебный предмет, класс

Русский язык, 3 класс

2.

Тема занятия/урока

«Изменение имён существительных по падежам(склонение)»

3.

Цель  занятия/урока

1.Систематизация знаний учащихся о склонении имён существительных.

2.Формирование умения определять  падеж имёни существительного и его окончание

3.Развитие культуры речи учащихся при употреблении предлогов и образовании падежных форм имён существительных

4.

Ожидаемый результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

-умение определять падеж имен существительных

- умение составлять  словосочетания с именами существительными в разных падежах, правильно употреблять предлоги

-безошибочно списывать текст с орфографическим пониманием

Метапредметные УУД:

-развивать умение формулировать цели своей деятельности;

-развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

-развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

Личностные УУД:

-развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, контролировать и оценивать свою работу

5.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Перспектива» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина  (стр. 40 - 41 №73-74)

Н.Ю.Васильева. И Ф Яценко. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Перспектива 3 класс.(стр.296-298)

Таблица с названиями падежей

Учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Перспектива» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина  (стр. 40 - 41 №73-74)

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

Рабочая тетрадь 3 класс. Русский язык. УМК «Перспектива» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина (стр.51-52 №77-78)

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель – результат

Содержание

(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация

 

Создать эмоциональный настрой к совместной деятельности на уроке.

-

Демонстрирует доброжелательное отношение к детям. Проводит опрос настроения. Организует внимание, готовность к уроку.

Приветствуют друг друга улыбками. Слушают, настраиваются на работу. Показывают своё  настроение с помощью символов.

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи 

Проектирование вариантов работы над выявленными и  возможными  затруднениями

Актуализация субъектного опыта обучающихся. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Словарная работа

Организует работу с текстом, повторение частей речи, форм слова, одушевленных и неодушевленных имен существительных, падежей имён существительных, различий между именительным и винительным падежами.

Проверяют текст. Задают вопросы к словам. Определяют падеж имён существительных. Вспоминают различия между именительным и винительным падежами.

Текущий

Открытие нового (знания, способа действия)

 

Развить умения находить ответы на проблемные вопросы, подводить детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр.77(с.51)

Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Отвечают на вопросы. Записывают предложения, выполняют грамматическое задание.

Текущий

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Выявить понимание и осмысление темы.

Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр.78(с.52)

(с комментированием)

Формирует умения получать знания самостоятельно через выполнение практических заданий.

 

Выполняют задания на постановку падежного вопроса, изменение существительного по падежам, составляют словосочетания.

Текущий

Физкультминутка

Снять напряжение, связанное с умственной и физической нагрузкой.

-

Организует физкультпаузу.

Выполняют упражнения.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Выявить понимание и осмысление темы.

Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр.78(с.52)

(с комментированием)

Формирует умения получать знания самостоятельно через выполнение практических заданий.

 

Выполняют задания на правильность употребления предлогов, самостоятельно списывают текст, обозначают падеж.

Текущий

Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Задание на дом

Обобщить знания по теме урока. Оценить достижения учеников.

Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности

Закрепить умение выполнять домашнее задание по алгоритму.

Составить и написать словосочетания, употребляя, где нужно предлоги.

Выполнить работу по учебнику.

Упр.74(с.41)

Формирует адекватную оценку по выполнению поставленных задач урока.

Стимулирует учеников оценивать свою деятельность на уроке, свои чувства и настроение.

Организует коллективное обсуждение домашнего задания.

Взаимопроверяют.

Анализирует свою деятельность, показывает своё отношение к уроку, чувства и настроение с помощью сигнальной ленты «Светофор» Вникают в суть домашнего задания, осмысливают его

Технологическая карта урока

Тема раздела      Имя существительное

№ п/п

Параметр

Описание

1.

Учебный предмет, класс

Русский язык, 3 класс

2.

Тема занятия/урока

«Морфологический разбор имени существительного».

3.

Цель  занятия/урока

1. Систематизация знаний учащихся по теме «Имя существительное».

2.Выполнение морфологического разбора имени существительного.

4.

Ожидаемый результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

умение находить грамматические группы слов и выделять среди них имя существительное

- умение  разбирать имя существительное как часть речи (собственное/нарицательное,

одушевлённое/неодушевлённое,

род, число, падеж).

Личностные  умения УУД

- формировать интерес к предметно- исследовательской деятельности

-формировать умение оценивать одноклассников

-формировать ориентацию на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, на понимание причин успеха в учёбе

Метапредметные умения УУД

-умение  понимать цели и задачи учебной деятельности

-решать проблемные вопросы , находить выход из проблемной ситуации

- умение пользоваться алгоритмом , предлагаемым в учебнике «Шаги к умению»

- уметь выступать в различных ролевых функциях (учитель – ученик) , предусмотренных заданиями

5.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Перспектива» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина  (стр. 42 - 43 №75-77)

Н.Ю.Васильева. И Ф Яценко. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Перспектива 3 класс.(стр.298-301)

Таблица с названиями падежей, карточки с буквами из разрезной азбуки

Учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Перспектива» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина  (стр. 42 - 43 №75-77)

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

Рабочая тетрадь 3 класс. Русский язык. УМК «Перспектива» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина (стр.53 №81)

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель - результат

Содержание

(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация (1 мин)

Создать эмоциональный настрой к совместной деятельности на уроке.

-

Демонстрирует доброжелательное отношение к детям. Проводит опрос настроения. Организует внимание, готовность к уроку.

Приветствуют друг друга улыбками. Слушают, настраиваются на работу. Показывают своё  настроение с помощью символов.

 

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи 

(3 мин)

Обобщить знания учащихся об имени существительном и сформулировать тему урока

Словарная работа.

Организует письмо по диктовку, повторение слов с непроверяемым написанием.

Записывают слова, проверяют себя по орфографическому словарику.

Текущий

Открытие нового (знания, способа действия) (8 мин)

 Обеспечить деятельность по определению цели урока.

Игра «Узнай падеж»

Создает проблемную ситуацию, игра «Узнай падеж», объясняет учебную задачу.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Текущий

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным (12мин)

Оределить порядок  морфологического разбора имени существительного

Составление блок-схемы.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Дополняют блок-схему и составляют по ней рассказ «Что я знаю об имени существительном»

Текущий

 Физкультминутка

(1 мин.)

Снять напряжение, связанное с умственной и физической нагрузкой.

-

Организует физкультпаузу.

Выполняют упражнения.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным (12мин)

Применение  алгоритма морфологического разбора имени  существительного   через систематизацию знаний, опыта детей

Работа по учебнику, с.42 знакомство с алгоритмом разбора  имени существительного, упр.75 (с.42), упр.76(с.43), игра «Самый внимательный», выполнение заданий в рабочей тетради  Упр.81 (с.53)

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Читают алгоритм разбора имени существительного, сравнивают с блок-схемой, выполняют типовые  упражнения на закрепление изученного, работают в паре.

Текущий

Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Задание на дом

(5мин)

Обобщить знания по теме урока. Оценить достижения учеников.

Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности

Закрепить умение выполнять домашнее задание по алгоритму.

Провести разбор имени существительного, как части речи.

Работа по учебнику

Упр.77 (с.43)

Формирует адекватную оценку по выполнению поставленных задач урока.

Стимулирует учеников оценивать свою деятельность на уроке, свои чувства и настроение.

Организует коллективное обсуждение домашнего задания.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют  основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Анализирует свою деятельность, показывает своё отношение к уроку, чувства и настроение с помощью сигнальной ленты «Светофор»

 Вникают в суть домашнего задания, осмысливают его


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России.

Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России....

Технологическая карта урока "Склонение имен существительных"

Презентация по русскому языку в 4 классе на тему: "Склонение имен существительных"....

Технологическая карта урока «Изменение имён существительных по числам».УМК "Школа России" 2 класс

Тема: «Изменение имён существительных по числам».Цели: создать условия для знакомства с понятием об изменении имён существительных по числам,  способствовать развитию умения определять число суще...

Технологическая карта урока "Род имен существительных". 2 класс

Технологическая карта урока "Род имен существительных".  2 класс...

Технологическая карта урока:"Род имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе....