Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное" (2 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гарганчук Ксения Владимировна

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об имени существительном

Планируемые результаты

Предметные:

1. Уметь распознавать имена существительные среди других слов в предложении.

2. Уметь различать имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? и что?

Личностные:

1.Становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 02.04.2024

Школа: «Вагановская СОШ»

Класс: 2

Урок: 3

Время: 10:50 Кабинет: 7

Студент: Гарганчук Ксения Владимировна

Группа:401 НК

Учитель: Хохлова Лариса Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Имя существительное»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об имени существительном

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить учащихся с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи;

2.Дать представление о том, чем различаются существительные которые отвечают на вопрос кто? что?

Предметные:

1. Уметь распознавать имена существительные среди других слов в предложении.

2. Уметь различать имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? и что?

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету;
  2. Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений.

Личностные:

1.Становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к родному языку;
  2. Повышать познавательную активность, учебную мотивацию.

УМК: учебник русский язык 2 класс, 2 часть «Школа России»

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

М: словесный

П: проговаривание

Создаю условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность

– Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

- Открываем тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

- Запишите в тетрадях число и «классная работа».

Приветствуют учителя

Открывают тетради и проговаривают стихотворение

Записывают число и «классная работа»

К:

- воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;

Слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

М: беседа

П: словарная работа, работа с книгой

Чистописание

Угадайте по описанию, какую букву будем писать.
- Эта буква служит для мягкости согласных, может обозначать два звука, стоит последняя в алфавите.

- Эту букву и будем сегодня писать.

- Ребята, напомните ещё раз, в каких случаях буква Я обозначает два звука?
- Какие ещё буквы могут обозначать два звука?

Провожу словарную работу

Сейчас будем отгадывать загадки, записывать отгадки, поставим ударение в словах и обозначим орфограммы.

В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья.


Всегда он в работе,
Когда мы говорим;
А отдыхаем,
Когда мы молчим.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Собирать в лукошко дети.

Начинает календарь

Месяц с именем ….

Проверка по орфографическому словарю в учебнике, стр.132

Назовите второй месяц в году.

Запишем в тетрадь, ставим ударение, подчеркиваем орфограмму.

- Какие это месяцы январь, февраль?

- Назовите еще один зимний месяц.

Прочитайте. Почему так говорят?

Январь – году начало, зиме – середина.

Спишите в тетрадь.

- Это буква Я

Прописывают букву я

- Если она стоит вначале слова и если она стоит после гласной буквы

- Е, ё, ю

- яблоко

- язык

- ягода

- январь

- февраль

Записывают в тетрадь, подчеркивают орфограмму

- зимние

- декабрь

Размышляют, высказывают свое мнение.

Списывают

П:

- определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;

- находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами;

- выбирать источник получения информации: нужный словарь учебника для получения информации.

К:

- воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;

-  проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

Р:

- планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.

Слайд 2

Слайд 3, 4, 5, 6

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Провожу подводящий диалог для формулирования обучающимися темы урока

- На какой вопрос отвечают слова, которые вы записали в тетрадь?

- На какой вопрос отвечают слова в пословице?

- К какой части речи они относятся?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с именем существительным как частью речи.

- Что?

-Имя существительное

Формулируют тему урока

П:

- устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают.

К:

- строить устное диалогическое выказывание;

-  устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.

"Открытие" детьми нового знания
 (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

М: работа с книгой

П: упражнение

Фронтальная

М: эвристический

П: составление правила

Организую самостоятельную деятельность обучающихся по инструкции

- Откройте учебник на с. 44.
Упр. № 76,
- Прочитайте задание про себя.
- Прочитайте задание вслух.
- Что нужно сделать в этом упражнении?
- Назовите предметы.

Поставьте вопрос к каждому слову. К какой части речи относятся эти слова?

Запишите по образцу в тетрадь.
- Проверка по образцу.

- На какие вопросы отвечают имена существительные? Что обозначает имя существительное? Сможете сформулировать правило, что такое имя существительное?

Читаем правило в учебнике стр.45 про себя, вслух.

-Послушайте стихотворение про имя существительное.

- Я слово удивительное,-

Сказало существительное.

Обозначаю я предмет,-

Всему опора спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города.

Заводы, люди и планеты-

Всё это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех, всех нужней!

( П. Чесноков)

Работа с электронным приложением учебника.


Чтение про себя.
Один ученик  читает вслух

Ответы учащихся

- Машина, ребенок, снегирь, карандаш, заяц, капуста, пенал, ролики, яблоко, сорока, молоток, кружка.

- Имя существительное

Выполняют в тетради

- Кто? Что?

- Предмет

Формулируют правило

Проверяют по учебнику сначала каждый про себя потом вслух хором

П:

- устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;

- находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами.

К:

- воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;

-  проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами.

Р:

- планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.

Учебник

Электронное приложение

Слайд 7

Физкультминутка

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка!

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись!

(Повторить 2 раза с ускорением темпа выполнения движений)

Первичное закрепление
(6 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

М: работа с книгой

П: упражнение

Организую работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний

Стр. 45 упр.77

Прочитайте.

- Что означает каждое слово? Подставьте к нему вопрос кто? или что?

Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению.

Запишите эти группы слов.

Читают.

Выполняют задание.

П:

- определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;

-  находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами;

- устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают.

К:

- воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах.

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

М: работа с карточкой

П: тест

   

Взаимоконтроль

 Работа с карточками. Ответьте на вопросы.

(Задание на карточке:

В каком ряду даны имена существительные?

А) красное, белое, вкусное

Б) бежит, читает, прыгать

В) забор, воробей, облако

В каком ряду слова отвечают на вопрос кто?

А) ворона, машина, черепаха

Б) сосна, рыбак, заяц

В) снегирь, моряк, собака)

Организую взаимопроверку обучающимися своих решений по эталону

-Поднимите руку те, кто правильно выполнил задание.

-Поднимите руку те, кто допустил ошибку

-Есть те, кому было сложно выполнить задание.

Работают по карточкам

Анализируют выполненное задание, осуществляют взаимопроверку

Обсуждают полученные результаты

К:

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами;

-  признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами.

П:

- определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений.

Слайд 8,9,10

Карточки с заданиями

Включение в систему знаний, повторение

(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

М: работа с учебником

П: упражнение

Работа с учебником. Стр.45, упр.78

Прочитайте задание про себя.

-Прочитайте задание вслух.

-Прочитайте пословицы, объясните, почему так говорят.

- На какие вопросы отвечают имена существительные?

Спишите любую пословицу. Проверьте себя. Укажите

-Какой вывод можно сделать?

-Прочитаем вывод на стр.46.

Запишите домашнее задание: стр.46 упр.79, выучить правило стр.45

Читают, размышляют, отвечают на вопросы.

Списывают в тетрадь. Проверяют по образцу

Запись домашнего задания в дневниках

П:

- определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;

- находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами.

К:

- воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;

-  проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

Слайд 11

Учебник

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Самоконтроль

- Чему учились на уроке?
- Что такое имя существительное??
- Сейчас мы оценим свою работу.

Организую работу по рефлексии и самооценке деятельности обучающихся на уроке.

Самооценивание «Светофор»
Я хорошо выполнил свою работу на уроке  (поднимают вверх  зеленую карточку).
Я мог выполнить работу значительно лучше – (желтый цвет карточки).
Я не доволен собой на уроке – используем красный сигнал.
- Скажите словами:
- Что для тебя было легко (трудно)?
- Доволен ли ты своей работой?

- Имя существительное – это слова которые отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предмет.

Анализируют свою работу на уроке

Р:

- устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку.

К:

- признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами.

Карточки для рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. "Школа России" "Письмо строчной и заглавной буквы В, в"

Данный урок содержит  алгоритм организации уроков русского языка в период обучения грамоте....

"Технологическая карта урока русского языка 2 класс школа России ФГОС

технологическая карта составлена в соответствии по ФГОС, используется работа в парах. по группам с разичными заданиями, рефлексия урока....

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Имя существительное. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: систематиззация знаний об имени существительном; знакомство с правилом определения имени существительного; развитие умения учащихся определять имена существительные.Планируе...

технологическая карта урока русского языка 1 класс школа России

технологическая карта урока русского языка (письмо) в 1 классе по теме "Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами." УМК Школа России....