Этапы и цели урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I . Организационный момент | Прозвенел звонок для нас. (Сдайд 1) Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. -Ребята, посмотрите в окно, как ярко светит солнышко, скажите, почему так радостно и тепло на душе?(Слайд 2)
- Составьте словосочетания о весне.
-Какие части речи помогли нам составить словосочетания?
| Проверяют готовность к уроку.
Ответы детей(пришла весна, просыпается природа, ярче светит солнышко, небо голубое, прилетают грачи) -Яркое солнце, тёплый день, красивый подснежник и т. д.) Имя существительное, и имя прилагательное |
Личностные УУД: самоорганизация.
Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
Личностные УУД: осознание своих возможностей. Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия. Познавательные УУД: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других
|
II. Актуализация знаний.
Цель: подготовить к восприятию нового материала. | -Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем гостить в городе «Частеречинске» -Вспомним, кто живёт в этом городе? (Слайд 3) -А что мы знаем об имени сущ. имени прил. -Но, вот в город приехали гости и ни как не могут понять в какие же дома им заселится, давайте им поможем.( Слайд 4) Работа со словами, где пропущены буквы. Подул, ветерок
-Ребята, составьте предложение из данных слов, и придумайте ещё 2-3 предложения, чтобы у вас получился текст на определённую тему.
| Ответы детей: «Части речи», перечисление частей речи с краткой их характеристикой Работа в парах ( на партах у детей лежат карточки со словами, каждая пара составляет предложение.)Приложение №1
Разбор предложения 1 ученик у доски, разбор имен существительных с комментированием с места |
III. Самоопределение к деятельности
Цель: создать проблемную ситуацию, подготовить учащихся к восприятию нового материала, убедить в необходимости изучения данной темы
IV. Физминутка
| -Назовите имя прилагательное в этом предложении. -Что вы можете о нём сказать? -Ребята, скажите, к прилагательному тёплый подходит только существительное ветерок ? -На доске находятся карточки с именами существительными, найдите те которые можно произнести с прилагательным (на доске таблица , открыты только первый столбик , 1и2 строка, ниже под таблицей находятся слова на карточках)Приложение 2 М.р. | Ж.р. | С.р. | Тёплый | Тёплая | Тёплое | ветерок |
|
|
- Ребята, какого рода имена существительные, которые мы подобрали? -На карточках остались ещё слова. На какие группы можно разделить эти слова? - А, изменится ли прилагательное тёплый для существительных ж.р..?Как оно будет звучать? А, для сущ. С.р.? Подберите слова к данным прилагательным - Пронаблюдайте, какие изменения происходили с прилагательным тёплый? -Сформулируйте тему урока.(Слайд 5)
-Спишите словосочетания, которые у нас получились, укажите род, выделите окончания. -Какие окончания у прилагательных м.р., ж.р., с.р.?
-Ребята, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и послушайте музыку. А, я почитаю вам стихи. (Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года март) -Что вы представили , когда слушали эту музыку? | Наблюдения и ответы детей.( стоит в ед .ч., отвечает на вопрос в какой?)
Ответы детей
Ответы детей
Дети выбирают слова на карточках м.р., подставляют в таблицу, проверяют орфограммы, вставляют нужные буквы)
-М.Р.
-на существительные ж. и с. рода Дети выбирают слова на карточках ж.р., с.р. подставляют в таблицу, проверяют орфограммы, вставляют нужные буквы) -Изменялось по родам
Дети отдыхают, слушают музыку.
Ответы детей. | Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные УУД: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные УУД: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование |
V. Работа по теме #1057;оздание проблемной ситуации
Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией | - Заполните таблицу(Приложение 4), которая находится у каждого из вас на столе простым карандашом. Поменяйтесь таблицей с соседом по парте. Помогите заполнить таблицу. (Слайд 8) -Ребята, посмотрите на слайд, что случилось в нашем городе? (Слайд 9)
- Да, действительно, имя прилагательное обиделось, на имя существительное из-за того , что его считают зависимой частью речи, и решило переехать от имени существительного на другую улицу. И в нашем городе случился переполох. Давайте докажем имени прилагательному, что оно так же является важной частью речи. Прочитайте что у вас записано на листочках .Что вы можете сказать? ( Приложение 5) -Можно ли назвать то, что написано предложениями? Почему? -Запишите, предложения, какие у вас получились. Найдите словосочетания в предложениях ( имя прилагат. + имя существительное- покажите их графически). Определите род имен прилагательных, выделите окончания. Как определили род им. прилагательных?
-Ребята, посмотрите, что произошло с текстом? -Прочитайте предложения, что вы можете о них сказать? - Нужна ли нам такая часть речи , как имя прилагательное и для чего?(Слайд 12) Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители» Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа. -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба. Ещё ребята, такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным. Проговорим алгоритм определения рода имен прил. | Работают каждый с таблицей и проверяют у друг друга. Слова не связаны между собой по смыслу. Каждая группа записывает свой текст, затем возле доски доказывают правильность написания . Дети выписывают словосочетания, проверка.
Ответы детей
Проговаривают алгоритм. | Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, осуществлять контроль по результату Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ,владение монологической и диалогической формами речи языка, разрешение конфликтов.
|
#1059;пражнения для закрепления( диск)
3. Самостоятельная работа | Выполним задание. - Вместо точек вставьте прилагательные. Списать. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных. ( …) лес. Не проглянет (…) солнышко. (…) вода пруда шевелит (…) ветки ивы. (…) листья тихо падают в воду. У пруда лежит (…) камень. Сидит на нём (…) Алёнушка. Её (…) глаза широко открыты. Густой, ясный, тёмный, гибкий, золотой, замшелый, грустный, печальный. ( Замшелый - покрытый мхом)
Допиши окончания имён прилагательных. Укажи их род. Син… море, зимн… непогода, огромн.. остров, широк… рукава, огородн…. пугало, белоснежн.. хризантемы, интересн…. книга, рыж… лисёнок. |
Дети работают в тетрадях.
По 1 с группы отвечают.
Выполняют самостоятельно
Проверяют у друг друга.
|
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания ,исходя из социальных и личностных ценностей. Регулятивные УУД: коррекция — внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные УУД:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД: управление поведением партнера, контроль; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
VI. Подведение итогов урока
Цель: подвести итог проделанной работе на уроке | -Как же определить род имени прилагательного? Повторим алгоритм. (Слайд13)
-Какие бывают окончания имён прилагательных? | Ответы детей
|
|
VII. Рефлексия
Цель: проверить работу детей на уроке. | - Осталось ли ваше настроение таким же хорошим или изменилось в течение урока? Нарисуйте смайлик и вложите его в тетрадь. - Спасибо за работу.
|
Дети работают с карточками.
| Личностные УУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Регулятивные УУД: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика Познавательные УУД: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
Син… море, зимн… непогода, огромн.. остров, широк… рукава, огородн…. пугало, белоснежн.. хризантемы, интересн…. книга, рыж… лисёнок. | Син… море, зимн… непогода, огромн.. остров, широк… рукава, огородн…. пугало, белоснежн.. хризантемы, интересн…. книга, рыж… лисёнок. | Син… море, зимн… непогода, огромн.. остров, широк… рукава, огородн…. пугало, белоснежн.. хризантемы, интересн…. книга, рыж… лисёнок. |
Син… море, зимн… непогода, огромн.. остров, широк… рукава, огородн…. пугало, белоснежн.. хризантемы, интересн…. книга, рыж… лисёнок. | Син… море, зимн… непогода, огромн.. остров, широк… рукава, огородн…. пугало, белоснежн.. хризантемы, интересн…. книга, рыж… лисёнок. | Син… море, зимн… непогода, огромн.. остров, широк… рукава, огородн…. пугало, белоснежн.. хризантемы, интересн…. книга, рыж… лисёнок. |