Конспект урока по теме: "Образование имён прилагательных"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Показать способ образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образование прилагательных при помощи суффиксов | 84 КБ |
Презентация к уроку "Образование прилагательных" | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык.
Класс: 4
Тема: Образование прилагательных
Цели: 1) Познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных.
2) Показать способ образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.
3) Развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь и лингвистический кругозор
обучающегося.
4) Формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности.
Оборудование: учебник, компьютер, тетради, опорный материал, карточки для работы в группах, мультимедийные картинки в качестве
Наглядного материала.
Содержание деятельности | ||||
Блок | Цель | Деятельность учителя | Предполагаемые действия обуч-ся | ИКТ |
I. Организационный момент | Помочь настроиться, снять напряжение. | - С добрым утром, ребята! - Какой сегодня чудесный день! - Какой сейчас месяц по календарю? Родина этого слова – древний Рим. Оно Обозначает «теплый, солнечный». А наши предки в древние времена называли этот месяц «цветень». Прочитайте стихотворную строчку на доске; Апрель, апрель – на дворе звенит капель. - Вот и у нас на уроке будут капельки, которые помогут нам. (показыв. на доску, так же капли лежат на партах). На доске : (из голубой бумаги вырезаны капли). - Улыбнитесь другу другу. Пожелайте успешной работы | Апрель. | Слайд№1 «Апрель, апрель – на дворе звенит капель» |
II. Совместное определение темы и целей урока. | На основе знаний об имени прилагательном вывести тему цели урока | - Скажите, что мы знаем об имени прилагательном? Дети перечисляют признаки имени прилагательного: 1) Отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие? 2) Изменяется по числам и родам. 3) Изменяется по падежам. 4) Имеет связь с именем существительным. 5) Обозначает признак предмета. 6) В предложении является определением. Возьмите маленькую каплю и, работая в паре, разберите слова по составу. Апрельский, лесной, скалистый - Проверим нашу работу: ( к доске выходят по 1 ученику, записывают и разбирают слова). - От какой части речи образуются прилагательные? С помощью чего? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какая же будет тема нашего урока? - Какова цель урока? | Дети говорят, учитель на доске переворачивает капельки (6 капель). Дети выполняют задание: апрельский лесной скалистый От суш – ных С помощ. ^ Образ. прилаг. Показать способ образования имён прилагательных. | Слайд №2 Тема урока «Образование прилагательных» |
III. Исследовательская деятельность. Работа над новым материалом. а) Работа в группах б) формулировка правила с помощью наводящих вопросов. | Поиск оптимального решения учебной задачи. Развитие умения взаимодействовать друг с другом. Вывести правило, опираясь на полученные в ходе работы знания. | - С помощью каких суффиксов образуются имена прилагательные? Чтобы вывести нам правило, я предлагаю вам подумать всем вместе. А чтобы работа шла успешнее разделимся на группы. - Но сначала давайте вспомним правила работы в группах. - Карточки лежат заранее на партах: красное яблоко, зелёное дерево, белое облако, синий карандаш. - Образуйте группы по следующим признакам: - 1 гр. – красное, сладкое, вкусное - 2 гр. – высокое, густое, зелёное - 3 гр. – белое, лёгкое, пушистое - 4 гр. – синий, узкий, деревянный - Я предлагаю вам выполнить работу на капельках.. (Учитель раздаёт каждой группе капельки на которых напечатано задание). Задание: Образуйте от данных существительных имена прилагательные, выделите суффиксы. 1 группа: Товар – товарный (вагон) Лес - ___________ (массив) Трактор - _______ (завод) Холод - _________ (лето) 2 группа: Февраль - _______ (день) Май - __________ (праздник) Город - _________ (парк) Июль - __________( вечер) 3 группа: Декабрь - __________( вечер) Волна - ____________(линия) Скала - _____________(берег) Болото - ____________(место) 4 группа: Рыба - __________( место) Степь - _________( орёл ) Сибирь - _______ ( морозы ) Глина - ___________ (почва) - Проверим работу. Группа читает своё задание, на экране появляется слайд – с этими словами в готовом виде. - Как же образуются имена прилагательные? - С помощью каких суффиксов? - Молодцы, вы сами вывели правило. - Давайте сравним его с тем, что предлагают учёные, авторы учебника. | Дети перечисляют правила работы в группах. Яблоко Дерево Облако Карандаш Дети работают в группах. От основ имён существительных - н -, - ист -, - ск – (на доске карточки – капельки с суффиксами) Дети читают правило в учебнике | Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 |
IV. Повторение и закрепление V. Самостоятельная деятельность | Снять напряжение и усталость через движения. Актуализация знаний, полученных на уроке, развитие воображения, чувства языка. Самостоятельный выбор и решение учебной задачи с учётом индивидуальных особенностей ( дифференциация) | - Я предлагаю вам немного отдохнуть. - Давайте попробуем движениями, мимикой, показать Признаки предметов: Пофантазируйте своими движениями. Сильный ветер, трудная задача, холодное утро, зубная боль, ароматный цветок, пушистый кот, круглый мяч - Посмотрите на экран – Что видите? - Какая часть речи поможет нам украсить этот текст? - Запишите текст в тетрадь, составляя подходящие имена прилагательные, образуя их от основ существительных. (весна) (лес) Пригрело ……… солнышко. На ……. полянке стал (грязь) (холм) таять ……… снег. По ………. местности побежал ручеёк. - Проверка задания. - Если вы считаете, что выполнили правильно, нарисуйте на полях капельку. - А сейчас я предлагаю вам самостоятельно применить знания, которые вы получили на уроке. - Рассмотрите в учебнике упражнения 332, 334, 335. - Какое из них на ваш взгляд самое лёгкое для выполнения? Самое трудное? - Выберите упражнение, которое вы будете выполнять. ( выполните по 3 предложения). - Закройте тетрадь и положите на край стола для проверки. | Дети выполняют движения Текст. Прилагательное Работа в тетради Отвечают 3 ученика. Дети делают выбор и выполняют упражнение. | Слайд №7 Слайд №8 |
VI. Рефлексия, подведение итогов работы | Подвести итог учебной деятельности, оценить свой успех. | - Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? - Как же образуются имена прилагательные? - С помощью каких суффиксов? - Поднимите руку, кому было легко на уроке? - Кто испытывал затруднение? - Какие упражнения на уроке были особенно интересны? - Приведите примеры прилагательных, соответствующих вашему настроению. - Посмотрите, как много капелек было на уроке? - Из них образовался ручеёк, а со временем – большая река знаний. - Пусть наши капельки станут вашей рекой знаний. Читает ученик: Всё начинается с капли воды, Капли, берущей начало у неба, Недр земных и солёной слезы, Нивы, украсившей золотом хлеба Смыслом, наполнившим быстрые реки, Сеть из притоков, озера, пруды… Солью омывшей истории вехи – Всё начинается с капли воды. | Показать способ образования имён прилагательных. От основ имён существительных. - ист -, - ск -, - н - (капли на доске) | Слайд №9 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование прилагательных Образование прилагательных
Товарный вагон Лесной массив Тракторный завод Холодное лето
Февральский день Майский праздник Городской парк Июльский вечер
Декабрьский вечер Волнистая линия Скалистый берег Болотистое место
Рыбное место Степной орёл Сибирские морозы Глинистая почва
Пригрело (весна) солнышко. На (лес) полянке стал таять (грязь) снег. По (холм) местности побежал ручеёк.
Пригрело весеннее солнышко. На лесной полянке стал таять грязный снег. По холмистой местности побежал ручеёк.
Всё начинается с капли воды, Капли, берущей начало у неба, Недр земных и солёной слезы, Нивы, украсившей золотом хлеба Смыслом, наполнившим быстрые реки, Сеть из притоков, озёра, пруды… Солью омывшей истории вехи – Всё начинается с капли воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных"
Конспект урока русского языка в 4 классе. Авторы учебника: Е.В. Бунеева. Урок разработан в соответствии с ФГОС....
конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе
Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том,...
конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе
Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том, что у них формируются познавательные навыки, навыки грамотной ре...
Конспект урока "Значение и употребление имён прилагательных в речи" (1 урок) 3 класс
Конспект урока...