Конспект урока на тему "Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе." 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2016 г

Тема: Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

 Цели: Наблюдение над особенностями окончаний имён прилагательных, развитие умений выделять окончания прилагательных и определять их родо-числовую принадлежность.

Планируемые результаты:

Личностные:  формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Предметные:  развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы.

Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.

Этапы урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Орг. момент

30 сек

Здравствуйте, садитесь

Приветствие учителя

Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотив момент

Методы: словесный,

Приемы: беседа.

Ребята, у нас сегодня очень интересный урок, нам предстоит узнать много нового и интересного.

Сегодня мы переходим к новому разделу.

Перед тем как нам приступить к изучению новой темы, мы проверим ваше домашнее задание.

Проверка домашнего задания.

Устный рассказ по ключевым словам «Что я знаю об имени прилагательном». (Ключевые слова могут быть записаны на доске.)

слушают, задают вопросы после прослушивания. Самооценка ученика и оценка класса

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Постановку учебной задачи

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: беседа, диалог.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Прочитайте на с. 75 название параграфа.

– Правописание какой части речи будем изучать?

– В какой части слова будет орфограмма?

– Назовите ключевые слова темы. (Имя прилагательное, окончание, безударные гласные.)

– Что необходимо вспомнить перед изучением этого раздела? (Что такое окончание, имя прилагательное, орфограммы-буквы безударных гласных.)

Формулируют тему и цели урока.

Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Решение частных зада

Практическая работа

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: беседа, диалог, упражнение.

 Беседа.

– Что такое окончание? Для чего оно служит?

– Образует ли окончание новые слова?

– Что образуется с помощью окончаний? (Формы слов.)

– Какие окончания могут иметь существительные среднего рода; женского рода; мужского рода?

– Как найти окончание в слове? (Надо слово изменить.)

 Наблюдение за особенностями родовых и числовых окончаний имён прилагательных.

– Как же найти окончание в именах прилагательных? Давайте понаблюдаем.

1) Упр. 322 – развивается умение выделять окончание в именах прилагательных.

Выполняется по заданию. Возможный вариант: карандашом в книге дети выделяют окончание прилагательного. Сначала читают первые 5 сочетаний.

– Какое прилагательное изменяется? (Хоккейный.) Что изменяется и как? (Окончание: -ый, -ая, -ое, -ые, -ыми.)

– Ударные или безударные окончания у имён прилагательных?

– Вспомните, какие окончания бывают у имён существительных.

Сделайте вывод: как найти окончание в имени прилагательном?

(Нужно изменить прилагательное и выделить часть, которая изменяется.)

2) Упр. 323 – проверяются наблюдения, развивается умение выделять окончания в именах прилагательных, определять их характер.

Выполняется по вариантам самостоятельно.

I вариант: первые 3 сочетания (о весне).

II вариант: следующие 3 сочетания (о зиме).

– Сделайте вывод: от чего зависит окончание прилагательного? Какая особенность есть у окончаний имён прилагательных? (В окончании две-три буквы.)

– Всегда ли это так? (Анализ оставшихся слов.)

Ученики делают вывод: окончания прилагательных зависят от формы существительного и изменяются вслед за ней, в окончании у прилагательных 2–3 буквы.

– Можно ли как-то систематизировать окончания имён прилагательных? (Предположения детей.) Как? Вспомните, как мы это делали у имён существительных.

 Систематизация окончаний прилагательных по числам и родам (в единственном числе).

1) Упр. 324 – развивается умение группировать имена прилагательные с одинаковыми окончаниями.

– Прочитайте имена прилагательные с одинаковыми окончаниями.

– От чего зависит выбор этих окончаний? (От рода и числа.)

– Сделайте вывод. Какие окончания бывают у прилагательных ж.р.? м.р.? ср.р.?

2) Сравнение выводов учеников с окончаниями в таблице на с. 86.

– Как называются окончания имён прилагательных в ед.ч.? (Родовыми.)

– Почему? (Прилагательные изменяются по родам.)

Работают с упражнением в учебнике, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, анализируют выполненное упражнение.

Самостоятельно работают по вариантам.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Физ. мин.

Закрепление знаний

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: диалог, упражнение.

Работа в учебнике

 – Прочитайте текст (представлен на доске или слайде). Выпишите имена прилагательные. Выделите окончания, укажите род и число.

Я люблю скромное ветвистое дерево рябину. Люблю её пёстрые зелёные листочки. Они шелестят даже при лёгком ветерке. Есть что-то весёлое, радостное, русское в этом дереве.

(По И. Соколову-Микитову)

Разбор по составу слов.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Работают с учебниками, выполняют упражнение,

отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, слушают друг друга.

Отвечают на вопросы, анализируют, проводят самооценивание.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Итог урока

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: беседа, упражнение.

Перепутались окончания имени прилагательного -ая, -ый, -яя, -ое, -ый,   -ее, -ий. Возьмите три цветных карандаша: синий, зелёный, красный, обозначьте зелёным прямоугольником окончания прилагательных среднего рода, синим – мужского рода, красным – женского рода. (Ученики записывают окончания и выполняют обозначения.)

Отвечают на вопросы, подводят итог по пройденной теме.

Рефлексия

Методы: словесный,

Приемы: диалог,

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Отвечают на вопросы, анализируют полученные знания.

Домашнее задание

Упр. 6, с. 100.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе".

«Русский язык» 3 класс «Школа 2100» 2 часть.Проведенный урок, является первым в системе уроков в разделе «Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных»....

Окончания прилагательных в мужском, женском и среднем роде и во множественном числе.

Данную  презентацию  можно  использовать  на  уроке  русского языка  при  изучении  имени  прилагательного....

Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежах", 4 кл, УМК "Школа России"

Тема урока: Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в ед.ч, в В и Р падежахТип урока: закреплениеЦели деятельности учителя: Обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательны...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...

Презентация к уроку русского тязыка.Тема урока: Родительный падеж имён прилагательных в мужском и среднем роде

Презентация к уроку русского тязыка.Тема урока: Родительный падеж  имён прилагательных в мужском и среднем роде...