Конспект урока на тему "Словообразование имён прилагательных." 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie_imyon_prilagatelnyh._shkola_2100_3klass.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2016 г

Тема: Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов

Цели:

  • Развитие умений наблюдать за образованием имён прилагательных от основ имён существительных и прилагательных, устанавливать способ образования, определять значение, которое вносит суффикс.
  • – Развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.
  • – Совершенствование умений устной и письменной речи: создания текста по опорным сочетаниям прил. + сущ.

Планируемые результаты:

Личностные:  формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Предметные:  развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы.

Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.

Этапы урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Орг. момент

30 сек

Здравствуйте, садитесь

Приветствие учителя

Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотив момент

Методы: словесный,

Приемы: беседа, диалог,

 2

минут

Ребята, у нас сегодня очень интересный урок, нам предстоит узнать много нового и интересного.

Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Постановку учебной задачи

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: беседа, диалог, упражнение.

10мин

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Словарная работа.

1. – Сгруппируйте словарные слова (с. 94):

1-я группа: слова с буквой безударного гласного о.

2-я группа: все остальные слова.

– Подчеркните орфограммы.

2. – Составьте и запишите предложение с одушевлённым именем существительным мужского рода, в котором прячутся слова крот, рак, краб. Что это за слово? (Акробат.)

3. Звуко-буквенный анализ слова счёт.

Запись: счёт – [щ,о‘т] – 4 б., 3 зв.

Устная характеристика звуков: «Буквы с и ч обозначают звук [щ,] – согласный, глухой непарн., мягкий непарн., буква ё обозначает звук [о] – гласный, ударный» и т.д.

– Прочитайте ключевые слова темы на с. 98. Какие из этих слов ещё не звучали на наших уроках по теме «Имя прилагательное»? (Образование, разбор по составу.)

– Словообразование имён прилагательных. Это и будет тема нашего урока.

– Что вы уже знаете о словообразовании? Попробуйте определить задачи урока. (Как образуются имена прилагательные? От каких основ, с помощью каких суффиксов?)

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Учитель вместе с детьми составляет план.

Выполняют словарную работу, отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Решение частных зада

Практическая работа

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: беседа,  диалог, упражнение.

15 мин

1. Беседа.

– При помощи каких частей слова образуются новые слова?

– Какие вы знаете суффиксы имён существительных?

– От основ каких частей речи образуются имена существительные?

(От основ глаголов, от основ существительных.)

2. Практическая работа на доске и в тетрадях.

– Прочитайте слова, записанные на доске. Определите, какая это часть речи.

                 Что?                                                  Какой?

              мороз                                                 морозн ый

              цвет                                                   цветн ой

– Как образованы имена прилагательные? (От основ имён существительных с помощью суффикса -н-.) Покажем это графически (учитель графически обозначает основы и суффиксы).

3. Наблюдение на материале текстов упражнений.

Упр. 338 – наблюдение за образованием имён прилагательных от основ имён существительных.

– Прочитайте имена прилагательные, которые образовались от основ имён существительных с помощью суффиксов. (Грязный, умный, конный.)

– Какой суффикс помог образовать эти имена прилагательные? (-н-)

– Сравните слова грязный и конный. Что вы заметили? (В слове конный – 2 буквы н.)

– Как вы думаете, почему пишется удвоенная буква н в слове конный?

Продолжим наблюдение.

– Как ещё могут образовываться имена прилагательные? (От основ имён существительных с помощью суффикса и приставки.)

– Назовите суффиксы и приставки.

– Какие слова напишете на месте вопросительных знаков? (Настольный, длинный, лунный, сонный.)

– Какие из них будут образованы с помощью суффиксов, а какие – с помощью суффиксов и приставок?

– Как напишете слова, образованные с помощью суффиксов? (С удвоенной буквой н.) Почему? (Корень оканчивается на н, и добавляется суффикс -н-.)

– Где написана удвоенная буква согласного в этих словах? (На стыке корня и суффикса.)

– Запишите слова с этой орфограммой и разберите по составу.

Длинн ый, лунн ый, сонн ый

– Приведите примеры других слов. (Пустынный, коронный, блинный…)

Упр. 339 – наблюдение над образованием имён прилагательных от основ имён прилагательных.

– Прочитайте исходное слово. (Новый.)

– Как получили слово новенький? (Это прилагательное образовалось от основы прилагательного новый с помощью суффикса -еньк-.)

– Какое дополнительное значение вносит в слово новенький суффикс

-еньк-? (Ласкательное.)

– Какие образуете слова на месте вопросительных знаков? (Беленький, бледненький.)

– Какое у них всех будет значение? (Ласкательное.)

– Как образовалось прилагательное красноватый?

– Какое значение вносит суффикс -оват-? (Оттенок «немного».)

– Какие слова должны быть на месте вопросов? (Коричневатый, голубоватый, седоватый.)

– Запишите эти пары, графически покажите, как шло образование слов.

– Подчеркните буквы безударных гласных. Их надо запомнить.

Историческая (этимологическая) справка.

– Знаете ли вы, что слово коричневый образовалось от слова корица, т.е. кора? Что же у этих слов общего? (Кора коричневого цвета, т.е. коричневый – цвет коры.) А голубой цвет получил своё название по цвету оперения шейки голубя.

Сделайте вывод: как образуются имена прилагательные? (От основ существительных при помощи суффикса -н- или приставок (по-, над-) и суффикса -н-; от основ прилагательных – при помощи суффиксов -еньк-, -оват-.)

Отвечают на вопросы, выполняют упражнения, формулируют свои высказывания, слушают друг друга.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Физ. мин.

2мин

Закрепление знаний

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: диалог, упражнение.

13мин

1. Игра-эстафета.

Каждая команда (ряд) получает карточку, на которой написаны имена существительные (по числу игроков):

карман –          честь –          ячмень –

машина –         ужас –          мина –

кость –            конь –            вкус –

грусть –          картон –       месть –

скука –            звук –             молоко –

удача –            небеса –        век –

Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передаёт карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задания.

2. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов.

Упр. 343.

– Прочитайте словосочетания.

– Какова будет тема текста? (Грибы в осеннем лесу.)

– Составьте предложения так, чтобы получился рассказ. Прослушивается 2–3 варианта рассказа.

– Написание текста.

                                           

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Работают в командах, выполняют задания, отвечают на вопрос, формулируют свои высказывания.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Итог урока

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: беседа, упражнение.

2 мин

– Рассмотрите схемы. Подпишите вместо вопроса часть речи.

гл. + тель = ? (сущ., например писатель)

сущ. + н = ? (прил., например сонный)

сущ. + еньк = ? (сущ., например доченька)

прил. + еньк = ? (прил., например синенький)

– В чём испытали затруднения?

Выполняют задания, подводят итоги урока.

Рефлексия

Методы: словесный,

Приемы: диалог,

1мин

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Домашнее задание

1. Написать 5 прилагательных с удвоенной буквой н на стыке корня и суффикса, а ещё 5 слов – с суффиксами -оват-, -еньк-. Разобрать прилагательные по составу.

2. Задание № 10, тема 9 в рабочей тетради.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Закрепление понятия текст-описание. Упражнение в определении окончаний имён прилагательных по вопросу".

Урок закрепления материала. Закрепляет знания детей о тексте-описании. А также закрепляет умения определять окончания имён прилагательных по вопросу....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе"

Урок - закрепление по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме"Общие признаки имён прилагательных"

Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного материала.Форма урока: игровая программа "Загадки нашего города"....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе" УМК "Школа России"

Сегодня у нас не вполне обычный урок. Мы совершим очередное  путешествие по необъятному океану Русского языка. А для чего нам необходимо изучать русский язык?- Наш лайнер ждёт нас. Приобрет...