Технологическая карта урока русского языка Тема: «Роль прилагательных в тексте»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Калинина Евгения Валерьевна

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Роль прилагательных в тексте»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazets_uroka_r_yaz_prilag.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Роль прилагательных в тексте»

Цели: дать представление о тексте-описании; развить умение употреблять имена прилагательные в речи.

Задачи:

Образовательные:

  • конкретизировать полученные знания о имени прилагательном.
  • подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
  • обогащать речь учащихся употреблением прилагательных.

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость;
  • вырабатывать навыки грамотного письма;
  • развивать память, внимание, мышление и фонематический слух.
  • развивать навыки точного употребления прилагательных в речи;

Воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к учению, к урокам русского языка.

Формирование УУД:

  • Личностные: выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Регулятивные: определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предложение на основе учебника; оценивать учебные действия.
  • Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме в соответствии с поставленными задачами; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов и делать выводы; находить информацию из текстов; обобщать и классифицировать по признакам.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, видеть прилагательные в речи, составлять словосочетания с прилагательными; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл., ч.2. В.П. Канакиной и В.Г.Горецкого- стр.68-69, карточки со словарными словами, карточки для рекфлексии.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг.момент

-Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Виктория Владимировна, проверьте, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и хорошее настроение.

Проверяют готовность к уроку

2. Разминка

- А начнем мы наш урок с разминки.

- Внимание на доску, перед вами три карточки с существительными. Давайте их прочитаем хором:

БЕРЕЗА  СОСНА  ЗЕМЛЯНИКА

- А теперь придумайте прилагательные к этим словам, чтобы их можно было представить.

- Итак, давайте вспомним, что же такое имя прилагательное?

Читают слова.

Стройная, белая.

Колючая, зеленая.

Душистая, вкусная.

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 

3. Актуализация знаний

О

Это оценка

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Я вам диктую существительные, а вы их записываете и через – образовываете от этих слов прилагательные. И обозначаете орфограммы в словах.

СЧАСТЬЕ, БЕРЕЗА, КЛЁН, НЕНАСТЬЕ, ЗВЕЗДА, ЧЕСТЬ.

(Вызов учащегося к доске. Оценка)

Записывают число, классная работа.

Счастье – счастливый, береза – берёзовый, клён – кленовый, ненастье – ненастный, звезда – звездный, честь – честный.

4. Самоопределение к деятельности

- Внимание на слайд.

- Прочитайте текст и подумаем, чего в нем не хватает.

В лесу.

На деревьях лопнули почки. Из земли показалась травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Лес напомнен жизнью. Вот берег ручья. Петя пьёт воду.

- Так чего же не хватает в тексте?

- Интересно нам его читать?

- Давайте, прочитаем этот же текст, но немного измененным.

В весеннем лесу.

На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведет мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег реки. Петя пьёт холодную воду.

- Каким стал текст теперь?

- Какую роль играют имена прилагательные в речи?

- Сформулируйте тему урока.

- В этом тексте нет прилагательных.

- Текст стал больше понятным, более красочным.

- То есть мы сразу можем представить себе в цвете, в форме то, о чем говорим.

- Имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.

- Роль имен прилагательных в тексте.

5. Физкультминутка для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Выполняют упражнение.

6. Работа по теме урока

Работа с учебником:

Упр. 118

- Давайте прочитает текст.

- О ком в нем говорится?

- Где живет синяя птица?

- А в чем секрет синей птицы?

- Как можно озаглавить данный текст?

- Можно ли назвать данный текст текстом-описанием? Почему?

- Найдите в тексте описание внешнего вида. Прочитайте его.

- Теперь спишите описание синий птицы в тетрадь.

- Обратите внимание, что все трудные орфограммы выделены жирным шрифтом. Будьте внимательны!

- В выписанном описание подчеркните прилагательные.

- Как мы подчеркиваем прилагательные?

- Какова их роль в тексте?

- О синей птице.

- Она живет в горах Памира и Тянь-Шаня.

- В том, что на разных расстояниях оперение синей птицы разное.

- Секрет синей птицы.

- Да, можно. Так как в нем описывается внешний вид синей птицы. Т.е. Тексты - описания могут описывать какой - то предмет, явление, животных, растения, природу, людей

- Издалека оперение синей птицы чёрное, вблизи – сине-лиловое, а на груди серебряные пятнышки.

- Волнистой линией.

- Имя прилагательное делает текст образным, живописным.

7. Словарная работа

Можно спросить: «А как вы догадались, что это ромашка?» (по описанию, прилагательные помогли)

- Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Итак, отгадайте эту:

Кто тебя не знает,

Полевой цветок:

Белые реснички,

Золотой глазок.

- Правильно, РОМАШКА.

- А как вы догадались, что это ромашка?

Работа со словарным словом:

  1. Читаем по слогам
  2. Читаем целым словом
  3. Читаем целым словом с ударением

- Спишите его в тетрадь, обозначьте орфограммы. Запомните написание этого слова.

- Давайте устно придумаем предложение со словом РОМАШКА.

- А теперь придумаем прилагательное от этого слова.

- Запишем это слово и обозначим суффикс –ОВ.

- Ромашка.

- по описанию, прилагательные помогли

- На лугу растут ромашки.

- В моем венке была большая белая ромашка.

- Ромашковый.

8. Закрепление изученного материала

- Обратимся к упражнению 119. Здесь представлено описание ромашки.

- Давайте прочитаем 1 и 2 текст.

- Найдите описание цветка в каждом тексте. Прочитайте.

- Определим стиль каждого текста.

- Где можно встретить каждый из текстов: в художественной, научной или в справочной литературе?

- В каком тексте даётся более точное описание?

- Выпишем сочетания существительное + прилагательное сначала из первого текста, потом из второго.

(Проверяем то, что написали)

- Что может обозначать прилагательное?

- Что же такое РОМАШКА? (Найдите во 2 тексте)

- Правильно, это растение.

- Растение – это организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из воздуха и почвы.

 Работа над словом РАСТЕНИЕ:

  1. Читаем по слогам
  2. Читаем целым словом по слогам
  3. Читаем целым словом с ударением
  4. Каким может быть растение? (Можете найти ответ во 2 тексте упр.119)

- Прочитаем страничку для любознательных и ответим на вопрос что же еще могут обозначать имена прилагательные?

- Стиль первого текста – художественное описание, а стиль второго – научное.

- Первое описание используется в художественной литературе, а второе в энциклопедиях и справочниках.

- Более точное описание дается в научном описании.

Первый текст:

Маленькое солнце, на моей ладошке, белая ромашка, на зеленой ножке, с белым ободочком, желтые сердечки.

Второй текст:

Белая ромашка, многолетнее травянистое растение, прямостоячий стебель, листья продолговатые, цветочная корзинка, желтые цветки, белые цветки.

- Прилагательное может обозначать цвет, форму, возраст, внешний вид.

- Ромашка – это многолетнее травянистое растение.

- Цвет, форму, возраст, внешний вид, место растения.

9. Рефлексия

- У вас у каждого на парте лежат карточки. Там написана загадка. Отгадайте её. Запишите ответ и в самой загадке подчеркните имена прилагательные.

- Какую роль выполняют прилагательные в тексте?

- Оцените свою работу на уроке.

.

Ф.И ______________________

У меня отличный слух,

Умный взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я ___________________.

Оценка за урок:

Выполняют задания.

Оценивают свою работу.

Отвечают на вопросы.

10. Подведение итогов урока

- Что такое текст-описание?

Текст-описание – это текст, в котором описывается какой-либо предмет или явление. (поконкретнее – внешний вид, форму, …)

11. Домашнее задание

Упр.120

Выполнить письменно по заданию, т.е. списать, вставить пропущенные буквы и ответить на вопросы после упражнения.

Упр.121

Выполнить устно.

Выбрать растение и составить текст-описание по его внешнему виду в научном стиле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"...

Технологическая карта урока русский язык. Тема: Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению.

Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи....

Технологическая карта урока русский язык. Тема: Типы текстов. Описание.

Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи....

технологическая карта урока русского языка Тема: «Текст – описание. Роль в нём имён прилагательных.», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках; закрепить понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографи...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления об имени прилагательном как части речи, его значении и употреблении в речи.Задачи урокаДидактич...