Методическая разработка "Технологическая карта урока русского языка (надомное обучение) для учащегося с ОВЗ с использованием инновационных технологий"
методическая разработка по русскому языку
Технологическая карта урока русского языка для учащегося 3 класса (надомное обучение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_3_klass.docx | 53.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка (надомное обучение) для учащегося с ОВЗ с использованием инновационных технологий
Класс: 3.
Тема: «Приставка».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: ознакомление с новым языковым понятием и со словообразовательной ролью приставок
Задачи урока:
✔ показать роль приставки и суффикса в составе слова
✔ дать определение новым языковым понятия «приставка»
✔ научить находить и выделять приставку в словах
✔ познакомить с алгоритмом образования новых слов при помощи приставки
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке
Предметные: обучающийся узнает, что такое приставка; научится отличать ее от других частей слова, находить и выделять ее в слове, научится образовывать с ее помощью новые слова;
Метапредметные:
Познавательные: обучающийся научится:
- выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
- работать с информацией в учебнике;
- работать с моделями;
- осуществлять сравнение, анализ, обобщать;
- выдвигать гипотезы, рассуждать.
Регулятивные: обучающийся научится:
- удерживать учебную задачу;
- составлять план действий;
- осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные:
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- допускать возможность существования разных точек зрения.
Основные понятия: корень, окончание, формы слова, приставка, суффикс.
Оборудование: учебник русского языка 3 класс Т.Г. Рамзаевой,
мультимедиа (презентация), рабочая тетрадь, ручки, карандаши, листочки для самооценки.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Примечания |
1.Организационный момент | Добро пожаловать в лабораторию по изучению морфемики. Мы с тобой юные исследователи родного языка. Вместе с учеными со всего мира мы постараемся прикоснуться к тайнам русского языка. На предыдущих занятиях мы с тобой приступили к изучению слов и начали разбирать их по составу, чтобы увидеть, из чего же они состоят. | Внимательно слушает. | Слайд 1 |
Цель: ознакомление учащегося с новым понятием и его признаками | |||
2.Постановка УЗ путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового языкового понятия | Напомни мне, что же ты уже изучил? А что такое корень? Покажите мне на моем слове корень, и докажите, что это именно он. Что такое окончание? Покажите на этом же слове. Молодец. Узнав о наших исследованиях, за помощью к нам обратился Незнайка. Он передал мне письмо, которое я вам сейчас прочту. Послушайте внимательно, чтобы понять, в чем ему нужно помочь. Итак… «Здравствуйте! В моем Цветочном городе столько всего произошло! Я решил, что это интересно будет узнать всем и начал делать заметки, чтобы потом написать целый рассказ. Но однажды я забыл свой блокнот на крыльце, и проливной дождь намочил его. Записи в нем размыло водой. Помоги мне восстановить их. Вот то, что осталось:
С какой просьбой обратился к тебе Незнайка? А ты понял, о чем там написано? Что было не так? А ты знаешь, почему так произошло? И чем ты можем помочь Незнайке? | На предыдущих уроках я изучил части слова корень и окончание. Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение. Подбираю однокоренные слова: беленький, белизна, белить, побелка. Корень «бел». Окончание – это изменяемая часть слова. Изменяю слово «белый» - белая, белые. Окончание «ый». Незнайка просит разобраться с его записями в блокноте. Мне было непонятно. Постоянно повторялось слово «ход». Так произошло, потому что дождь стер некоторые буквы. Я могу помочь Незнайке, восстановив этот список, добавив буквы. | Опрос, работа у доски Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 |
3.Решение поставленной учебной задачи путем языкового анализа языковых единиц с целью выделения существенных признаков | Давай прочтем его еще раз и подумаем, что мы можем сделать. Давайте тогда изменять. Начиная по порядку, предлагай свои решения с объяснением. Объясни, как поменялось слово (значение; что добавили) Теперь прочитай список еще раз. Получилось ли у нас его изменить? Я отправлю наш ответ Незнайке, чтобы он поскорее начал писать свой рассказ. А каким образом мы получили новые слова? Верно, во всех словах мы приставляли некоторые части к словам. Перечислите их. А что это за часть слова? А хочешь узнать? Начертите опорную схему слова. Давайте сравним исходное слово и те слова, что получились у нас: Что вы можете о них сказать? О чем это говорит? Можно ли сказать, что это однокоренные слова? Подберите еще слова. Давайте ее выделим. (Дугой) А отличаются ли они чем-то? Давайте выделим и ее и договоримся выделять вот таким знаком, похожим на козырек дома. Обрати на нее внимание, что можешь сказать? ИЛИ: где она расположена? Во всех ли словах? Значит это ее первая особенность. Она приставлена во всех словах перед корнем. Давай возьмем эту часть и приставим к другим словам, которые ты видишь на доске и посмотрим, что из этого выйдет. Давай проверим. Прочти и объясни значение слов. И что это значит? Какую роль они играют в словах? Я запишу это под второй особенностью. И обозначу так. | (Читает вслух) Везде повторяется слово «ход», которое мне надо изменить, потому что оно не везде подходит по смыслу.
У нас получилось изменить текст и теперь всё правильно. Я добавлял часть в начале слова Пере, при, рас, до, по, за, вы, в. Мы не знаем, что это за часть слова. Да. У них одинаковая буквенная часть «ход». У них одинаковый корень «ход». Это значит, что слова однокоренные, т.к. имеют одинаковую буквенную часть и лексическое значение. Да, у них разная часть слова перед корнем. Она во всех словах стоит перед корнем. Записывает в тетради слова, образованные от данных, используя приставки. Построить, пристроить, застроить, перестроить, отстроить. Перебегать, прибегать, выбегать. Это значит, что эти части можно отнимать и прибавлять к словам по смыслу. Они могут образовывать новые слова. | Текст на слайде 4 Значение приставок в приложении №1 На слайде исправленный текст и исходный Учитель на доске рисует модель нового языкового понятия: ____(слово), поясняя, что это наше слово. Выделяет в модели знак приставки: На слайде №5 появляются слова: строить, бегать, Запись второго признака понятия. |
4.Обобщение существенных признаков с целью систематизации нового знания | Итак, какой вывод мы можем сделать, исходя из наших исследований? Давай подумаем, как может называться такая часть слова? Теперь у нас есть все нужные элементы для открытия нового знания. Давайте опишем наше открытие, опираясь на схему. Что такое «приставка»? | Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Эта часть слова называется «приставка». Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем и служит для образования новых слов. | |
5.Работа с термином в учебнике с целью сравнения полученного определения с определением, которое вывели дети | Я думаю, у нас все получилось. Но наше открытие не должно противоречить правилам русского языка. Давай откроим учебник на стр. 57 и найдем определение. Прочти его. Сравните его с нашим. Похоже ли это с тем, что мы делали со списком? Незнайка очень удивлен тем, как быстро мы справились, и предлагает нам викторину. У себя на бланках записывайте букву ответа, который вы посчитаете верным. Готов?
А теперь поменяйтесь бланками с соседом, и простым карандашом ставьте «+» или « - » напротив вопросов. Теперь поднимите руки, у кого всё верно. У кого есть ошибки – не расстраивайтесь, мы ведь только учимся. Молодцы ребята! Вы со всем справились. | Читает определение: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Оно такое же, как дал я. Но в нем еще сказано, что с помощью приставок образуются однокоренные слова. Да, я приставлял приставки и у меня получались однокоренные слова. Да!
| Работа в учебнике на стр.57 (чтение правила) На слайде викторина на выявление знаний о новом понятии с вариантами ответов, работа с определением. Слайд №6 По ходу проверки вслух с учителем идет объяснение и выявление затруднений. |
II.Первичное закрепление Цель: усвоение полученных знаний | |||
6.Конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике | Физминутка: С «при» привстанем, с «по» подпрыгнем, с «на» наклонимся вперед, «по» помашем мы руками и потянем руки вверх, головою покачаем и обнимем всех. (обнимают соседа) 2.1. — Сегодня в сказочном дворце «Состав слова» состоится бал, в котором примут участие все части слова. А вот кто его устаивает, нам нужно отгадать: Я приставлена всегда Лишь к началу слова. И меняю без труда Смысл его на новый. В речи – разный мой наряд: В, ЗА, ДО, ПЕРЕ, НАД. И еще другие есть, Всех их трудно перечесть. И запомните, друзья, В речи без меня нельзя! — Теперь выполним задания, которые она предлагает:
Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в нее песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краев водой и выпустили туда всех рыбок.
В чем они ошиблись? Давайте проверим.
Корень обитает в слове «городской», приставка прикрепилась к слову «приход». Корень в «сказке» мой живет, а приставка в слове «расход». Образуй как можно больше слов от слова «резать» с помощью приставки. Объясните, как изменилось значение слова с новой приставкой. Давай проверим. Молодец! Ты сегодня хорошо поработал. | Это приставка! Подарили, вымыли, насыпали, воткнули, налили, выпустили. Нет, они не правильно употребили слова. Здесь слова не подходят по значению. Пригород. Рассказ. | Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Рассказ – это литературное произведение маленького объема. Слайд № 11 |
7.Подведение итогов и рефлексия | Итак, что же ты сегодня нового изучил? И что ты о ней узнали? (Где стоит, для чего служит) Итак, я предлагаю проанализировать свою работу на уроке и оценить. На экране таблица, где ты должен выбрать то, что подходит тебе. Результатом твоих оценок будет дерево успеха. На экране ты видишь дерево, на которое ты повесишь свои листочки-оценки: каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, работал активно; желтый — старался, но встретились трудности; красный — много ошибок и мне было не интересно работать. | Сегодня мы изучили приставку. Приставка – это часть слова, которая стоит перед приставкой и служит для образования новых слов. Вывешивает листочек определенного цвета. | Слайд № 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Употребление форм глагола"с использованием информационных технологий
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление форм глагола"с использованием информационных технологий...
Конспект урока русского языка "Упражнения в написании предлогов и приставок" с использованием здоровьесберегающих технологий
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий...
Презентация к уроку русского языка "Упражнения в написании предлогов и приставок" с использованием здоровьесберегающих технологий
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий....
Технологическая карта урока русского языка и обучения грамоте в малокомплектной школе
данный урок проведён в малокомплектной школе в 1 и 3 классах. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
ИКТ-компетенции. Методическая разработка интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 1 классе с применением ИКТ-технологии (2016-2017 уч.г.).
Методическая разработка включает пояснительную записку, план-конспект урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся на уроке. Применяются технологии здоровьесбережения, дифференцир...
Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур
Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...