Методическая разработка "Технологическая карта урока русского языка (надомное обучение) для учащегося с ОВЗ с использованием инновационных технологий"
методическая разработка по русскому языку

Караваева Элина Владимировна

Технологическая карта урока русского языка для учащегося 3 класса (надомное обучение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_3_klass.docx53.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка (надомное обучение) для учащегося с ОВЗ с использованием инновационных технологий

Класс: 3.

Тема: «Приставка».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: ознакомление  с новым языковым понятием и со словообразовательной ролью приставок

Задачи урока:

        показать роль приставки и суффикса в составе слова

        дать определение новым языковым понятия «приставка»

        научить находить и выделять приставку в словах

        познакомить с алгоритмом образования новых слов при помощи приставки

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке

Предметные: обучающийся узнает, что такое приставка; научится отличать ее от других частей слова, находить и выделять ее в слове, научится образовывать с ее помощью новые слова;

Метапредметные:

Познавательные: обучающийся научится:

  • выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
  • работать с информацией в учебнике;
  • работать с моделями;
  • осуществлять сравнение, анализ, обобщать;
  • выдвигать гипотезы, рассуждать.

Регулятивные: обучающийся научится:

  • удерживать учебную задачу;
  • составлять план действий;
  • осуществлять контроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные:

  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • допускать возможность существования разных точек зрения.

Основные понятия: корень, окончание, формы слова, приставка, суффикс.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс Т.Г. Рамзаевой,

мультимедиа (презентация), рабочая тетрадь, ручки, карандаши, листочки для самооценки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечания

1.Организационный момент

Добро пожаловать в лабораторию по изучению морфемики. Мы с тобой  юные исследователи родного языка. Вместе с учеными со всего мира мы постараемся прикоснуться к тайнам русского языка. На предыдущих занятиях мы с тобой приступили к изучению слов и начали разбирать их по составу, чтобы увидеть, из чего же они состоят.

Внимательно слушает.

Слайд 1

  1. Формирование понятия с опорой на ранее изученное

Цель: ознакомление учащегося  с новым понятием и его признаками

2.Постановка УЗ путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового языкового понятия

 Напомни мне, что же ты уже изучил?

А что такое корень?

Покажите мне на моем слове корень, и докажите, что это именно он.

Что такое окончание? Покажите на этом же слове.

Молодец.

Узнав о наших исследованиях, за помощью к нам обратился Незнайка. Он передал мне письмо, которое я вам сейчас прочту. Послушайте внимательно, чтобы понять, в чем ему нужно помочь. Итак…

«Здравствуйте!  В моем Цветочном городе столько всего произошло! Я решил, что это интересно будет узнать всем и начал делать заметки, чтобы потом написать целый рассказ. Но однажды я забыл свой блокнот на крыльце, и проливной дождь намочил его. Записи в нем размыло водой. Помоги мне восстановить их. Вот то, что осталось:

  1. Винтик и Шпунтик соорудили пешеходный (пере)ход прямо через реку.
  2. Спрутс постоянно считает свой (до)ход, рассчитывая (при)ход и (рас)ход.
  3. Авоська и Небоська отправились в (по)ход, чтобы найти волшебные семена.
  4. Профессор Звездочкин наблюдал в свой телескоп (за)ход Солнца.
  5. Знайка найдет (вы)ход из любой ситуации.
  6. На двери у мистера Скупефильда надпись: «Попрошайкам (в)ход строго воспрещен!»

С какой просьбой обратился к тебе Незнайка?

А ты понял, о чем там написано?

Что было не так?

А ты знаешь, почему так произошло?

И чем ты можем помочь Незнайке?

На предыдущих уроках я изучил части слова корень и окончание.

Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.

Подбираю однокоренные слова: беленький, белизна, белить, побелка. Корень «бел».

Окончание – это изменяемая часть слова. Изменяю слово «белый» - белая, белые. Окончание «ый».

Незнайка просит разобраться с его записями в блокноте.

Мне было непонятно.

Постоянно повторялось слово «ход».

Так произошло, потому что дождь стер некоторые буквы.

Я могу помочь Незнайке, восстановив этот список, добавив буквы.

Опрос, работа у доски

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

3.Решение поставленной учебной задачи путем языкового анализа языковых единиц с целью выделения  существенных признаков

Давай прочтем его еще раз и подумаем, что мы можем сделать.

Давайте тогда изменять. Начиная по порядку, предлагай свои решения с объяснением.  

Объясни, как поменялось слово (значение; что добавили)

Теперь прочитай список еще раз. Получилось ли у нас его изменить?

Я отправлю наш ответ Незнайке, чтобы он поскорее начал писать свой рассказ.

А каким образом мы получили новые  слова?

Верно, во всех словах мы приставляли некоторые части к словам. Перечислите их.

А что это за часть слова?

А хочешь узнать?

Начертите опорную схему слова.

Давайте сравним исходное слово и те слова, что получились у нас:

Что вы можете о них сказать?

О чем это говорит?

Можно ли сказать, что это однокоренные слова? Подберите еще слова.

Давайте ее выделим. (Дугой)

А  отличаются ли они чем-то?

Давайте выделим и ее и договоримся выделять вот таким знаком, похожим на козырек дома.

Обрати на нее внимание, что можешь сказать?

ИЛИ: где она расположена? Во всех ли словах?

Значит это ее первая особенность.

Она приставлена во всех словах перед корнем.

Давай возьмем эту часть и приставим к другим словам, которые ты видишь на доске и посмотрим, что из этого выйдет.

Давай проверим.

Прочти и объясни значение слов.

И что это значит?

Какую роль они играют в словах?

Я запишу это под второй особенностью. И обозначу так.

(Читает вслух)

Везде повторяется слово «ход», которое мне  надо изменить, потому что оно не везде подходит по смыслу.

  1. Винтик и Шпунтик соорудили пешеходный переход прямо через реку.
  2. Спрутс постоянно считает свой доход, рассчитывая приход и расход.
  3. Авоська и Небоська отправились в поход, чтобы найти волшебные семена.
  4. Профессор Звездочкин наблюдал в свой телескоп заход Солнца.
  5. Знайка найдет выход из любой ситуации.
  6. На двери у мистера Скупефильда надпись: «Попрошайкам вход строго воспрещен!»

У нас получилось изменить текст и теперь всё правильно.

Я добавлял часть в начале слова

Пере, при, рас, до, по, за, вы, в.

Мы не знаем, что это за часть слова.

Да.

У них одинаковая буквенная часть «ход».

У них одинаковый корень «ход».

Это значит, что слова однокоренные, т.к. имеют одинаковую буквенную часть и лексическое значение.

Да, у них разная часть слова перед корнем.

Она во всех словах стоит перед корнем.

Записывает в тетради слова, образованные от данных, используя приставки.

Построить, пристроить, застроить, перестроить, отстроить.

Перебегать, прибегать, выбегать.

Это значит, что эти части можно отнимать и прибавлять к словам по смыслу.

Они могут образовывать новые слова.

Текст на слайде 4

Значение приставок в приложении №1

На слайде исправленный текст и исходный

Учитель на доске рисует модель нового языкового понятия: ____(слово), поясняя, что это наше слово.

Выделяет в модели знак приставки:

На слайде №5  появляются слова: строить, бегать,

Запись второго признака понятия.

4.Обобщение существенных признаков с целью систематизации нового знания

Итак, какой вывод мы можем сделать, исходя из наших исследований?

Давай подумаем, как может называться такая часть слова?

Теперь у нас есть все нужные элементы для открытия нового знания. Давайте опишем наше открытие, опираясь на схему. Что такое «приставка»?

Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Эта часть слова называется «приставка».

Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем и служит для образования новых слов.

5.Работа с термином в учебнике с целью сравнения полученного определения с определением, которое вывели дети

Я думаю, у нас все получилось. Но наше открытие не должно противоречить правилам русского языка. Давай откроим  учебник на стр. 57 и найдем определение. Прочти его.

Сравните его с нашим.

Похоже ли это с тем, что мы делали со списком?

Незнайка очень удивлен тем, как быстро мы справились, и предлагает нам викторину. У себя на бланках записывайте букву ответа, который вы посчитаете верным. Готов?

  1. С каким понятием ты сегодня познакомился?
  2. Приставка – это….
  3. Где она располагается?
  4. Какова ее роль?

А теперь поменяйтесь бланками с соседом, и простым карандашом ставьте «+» или « - » напротив вопросов.

Теперь поднимите руки, у кого всё верно. У кого есть ошибки – не расстраивайтесь, мы ведь только учимся.

Молодцы ребята! Вы со всем справились.

Читает определение:

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Оно такое же, как дал я. Но в нем еще сказано, что с помощью приставок образуются однокоренные слова.

Да, я приставлял приставки и у меня получались однокоренные слова.

Да!

  1. Приставка
  2. Часть слова
  3. Она стоит перед корнем
  4. Она служит для образования новых слов.

Работа в учебнике на стр.57 (чтение правила)

На слайде викторина  на выявление  знаний о новом понятии с вариантами ответов, работа с определением.  Слайд №6

По ходу проверки вслух с учителем идет объяснение и выявление затруднений.

II.Первичное закрепление

Цель: усвоение полученных знаний

6.Конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике

Физминутка:

С «при» привстанем, с «по» подпрыгнем, с «на» наклонимся вперед, «по» помашем мы руками и потянем руки вверх, головою покачаем и обнимем всех. (обнимают соседа)

2.1.  — Сегодня в сказочном дворце «Состав слова» состоится бал, в котором примут участие все части слова. А вот кто его устаивает, нам нужно отгадать:

Я приставлена всегда

Лишь к началу слова.

И меняю без труда

Смысл его на новый.

В речи – разный мой наряд:

В, ЗА, ДО, ПЕРЕ, НАД.

И еще другие есть,

Всех их трудно перечесть.

И запомните, друзья,

В речи без меня нельзя!

— Теперь выполним задания, которые она предлагает:

  1. Выбери слова с приставками:

Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в нее песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краев водой и выпустили туда всех рыбок.

  1. Прочти предложения. Все ли  правильно ребята сделали?

В чем они ошиблись?

Давайте проверим.

  1. Угадайте слово:

Корень обитает в слове «городской», приставка прикрепилась к слову «приход».

Корень в «сказке» мой живет, а приставка в слове «расход».

Образуй как можно больше слов от слова «резать» с помощью приставки. Объясните, как изменилось значение слова с новой приставкой.

Давай проверим.

Молодец! Ты сегодня хорошо поработал.

Это приставка!

Подарили, вымыли, насыпали, воткнули, налили, выпустили.

Нет, они не правильно употребили слова.

Здесь слова не подходят по значению.

Пригород.

Рассказ.

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Рассказ – это литературное произведение маленького объема.

Слайд № 11

7.Подведение итогов и рефлексия

Итак, что же ты сегодня нового изучил?

И что ты о ней узнали?

(Где стоит, для чего служит)

Итак, я предлагаю проанализировать свою работу на уроке и оценить.

На экране таблица, где ты должен выбрать то, что подходит тебе.

 Результатом твоих оценок будет дерево успеха. На экране ты видишь дерево, на которое ты повесишь свои листочки-оценки: каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, работал активно; желтый — старался, но встретились трудности; красный — много ошибок и мне было не интересно работать.

Сегодня мы изучили приставку.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед приставкой и служит для образования новых слов.

Вывешивает листочек определенного цвета.

Слайд № 12

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Употребление форм глагола"с использованием информационных технологий

Конспект урока русского языка  в 3 классе по теме "Употребление форм глагола"с использованием информационных технологий...

Технологическая карта урока русского языка и обучения грамоте в малокомплектной школе

данный урок проведён в малокомплектной школе в 1 и 3 классах. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

ИКТ-компетенции. Методическая разработка интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 1 классе с применением ИКТ-технологии (2016-2017 уч.г.).

Методическая разработка включает пояснительную записку, план-конспект урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся на уроке. Применяются технологии здоровьесбережения, дифференцир...

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...