Технологическая карта урока русского языка и обучения грамоте в малокомплектной школе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Савоник Ольга Владимировна

данный урок проведён в малокомплектной школе в 1 и 3 классах. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [п], [п']. Буквы П, п»

                                        Урок русского языка в 3 классе по теме «Слово и его значение. Местоимения»

УМК «Перспектива» ФГОС НОО

Учитель: Савоник Ольга Владимировна

1 класс

3 класс

Цели деятельности учителя

1. Формировать представление об особенностях новых согласных звуках [п],  [п'], буквах П,п; познакомить с их графическом изображением.

2. Развивать умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить, делать звуко-буквенный анализ слов.

3. Обучать созданию рассуждения.

1. Систематизировать знания учащихся о словах.

2. Учить отличать имена собственные и нарицательные.

3. Познакомить учащихся с местоимениями, как словами – заместителями других слов.

4. Совершенствовать умения рассуждать.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Урок закрепления и систематизации знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

Первоклассники научатся: различать звуки ; правильно произносить их в речи; читать слоги, слова с данными буквами.

получат возможность научиться: дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; искать графическую и текстовую информацию; наблюдать за образованием гласных и согласных звуков и правильно их произносить; составлять небольшие по объёму рассказы по картинкам.

Третьеклассники научатся: отличать имена собственные и нарицательные, слова с обобщённым значением;

осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Метапредметные):

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

регулятивные - овладение пониманием учебной задачи урока и стремление её выполнять.

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный; частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные ресурсы

УМК «Перспектива» по обучению грамоте; русскому языку 3 класс; учебник ЛФ Климановой, СГ Макеевой «Обучение грамоте. 1 класс»; учебник ЛФ Климановой, ТВ Бабушкиной «Русский язык» 3 класс; интернет-ресурсы: физминутка

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 класса

Деятельность учащихся

3 класса

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент.

« Мы пришли сюда (учиться)

Не лениться, а …(трудиться)

Только тот, кто много (знает)

В жизни что-то…(получает)

Повторяют слова речёвки, настраиваются на работу

Повторяют слова речёвки, настраиваются на работу

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Актуализация знаний.

Формулирую задания.

3кл: Прочтите сочинение, написанное дома, какие слова из списка (на доске)

1 кл: Проверка самостоятельной работы, какую букву изучали на прошлом уроке? Дайте ей характеристику. Придумайте загадку с отгадкой на букву В

Самостоятельная работа. Отгадай буквы по фрагментам, определи лишнюю букву, с этой буквой составь слова.

Отвечают на вопросы, читают текст домашней работы

Читают сочинения, определяют слова

Минутка чистописания

оОо от ок Ол

около

близко

рано

Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные:

Осознают себя в роли обучающихся, формулируют мотивы достижения поставленной цели.

ІІІ Самоопределение к деятельности

3кл:  В течение нескольких уроков мы говорили о словах: синонимах, антонимах, омонимах, многозначных словах и словах с общим значением. Вспомните, какие слова с общим значением мы знаем? Выполните задания              Упр 133.

1 кл: Загадки: (приложение)

-Произнесите слова – отгадки ещё раз. Что заметили? -Какой звук слышим в начале этих слов? Какой он? Почему вы так думаете?

- Значит, именинницей сегодня у нас будет буква …. (Пп)

3 кл Сравните группы слов, в чём разница? Какие из них пишутся с большой буквы? Вспомните, как называются слова, которые пишутся с большой буквы? А как называются другие слова? 

Третье слово из тройки? Для чего его использовал автор?

Тема урока…

Отгадывают загадки

Придумайте слова с п в начале, конце, середине.

Самостоятельно выполняют упражнение 133

После выполнения отвечают

на вопросы

Имена собственные и нарицательные

Местоимение заменяет в тексте имена собственные и нарицательные. (Читают новый материал на с 83 учебника)

Самостоятельная работа в карточке: распределить слова в два столбика: собственные и нарицательные.

Россия, Москва, государство, река, художник, Шишкин,  Волга,  Есенин, поэт, Чайковский,  стих, музыкант,  город, море. 

Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные:

Осознают себя в роли обучающихся, формулируют мотивы достижения поставленной цели.

IV. Формулировка темы урока:

Знакомство с буквами Пп

Имена собственные нарицательные, местоимения

Регулятивные: мотивация и целеполагание

V. Изучение нового мате-

риала.

1 кл: - Какая буква у нас именинница? Что о ней знаете? Прочитайте слова с П в начале. Если услышите мягкий П, поднимаем зелёный круг, если твёрдый, то – синий.

Вывод: П – согласная буква, обозначает два звука, парных по твёрдости-мягкости.

А что забыли определить? Как это сделаем?

Где находится буква в алфавите? На что похожа? Напишите по строчке заглавной и строчной, составьте слоги

Характеризуют букву: П – согласный, а какие звуки он обозначает, попробуем выяснить.

Называют слова.

Выводят характеристику звуков.

Составляют и читают слоги

Выполняют упражнение 134 учебника

Познавательные:

общеучебные –

осуществляют поиск необходимой информации

логические  – формируют логические действия анализа, сравнения, установления.

Коммуникативные: обмениваются мнениями,

Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий,

 Личностные: осознание своих возможностей в учении

VІ. Физминутка

VІІ Первичное осмысление и закрепление материала.

3 кл: Какими словами заменили выделенные? Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ.

-Попробуйте после нескольких упражнений ответить на вопрос: Для чего мы употребляем местоимения?

1 класс: - посмотрите в учебник, из чего составлена буква? Твёрдый или мягкий звук в слове? А что изображено на картинке?

-Прочитайте рассказ

Описывают картинку с 94

Парник, помидоры, капуста, плёнка, пугало

Самостоятельное чтение текста с 94

Чтение хором слов

А рассказ «Санитары» - цепочкой

А так же упр   в раб тетради

Карточки для самостоятельной работы.

Словарная работа.

Моя загадка-стихотворение  –

Про местоимения...

Утром –

Так заведено –

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет ОНО

Розовой жар-птицей...

А стемнеет - ОН придет.

Тоненький, смущенный,

Он на цыпочках войдет долькою лимонной.

Срок прошел - плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна...

- Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)

- Скажите, которая из этих отгадок является словарным словом?

Познавательные:

общеучебные – отличают согласный звук от гласного, твёрдые и мягкие согласные звуки;

логические – владеют основными логическими действиями (сравнение, анализ,  синтез).

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия.

Регулятивные:

действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя;

оценивают выполнение задания (справились или нет).

VІІІ Закрепление. Развитие речи

- составьте предложение, где все слова начинаются с П

Папа положил письмо под подушку.

Письменно ответьте на поставленные вопросы, подчеркните местоимения, которые встретятся в вашем тексте.

1) Как меня зовут? 
2) Сколько мне лет?
3) Что я люблю делать?

Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий,

 Личностные: осознание своих возможностей в учении

Итоги урока. Рефлексия.

- чему научились на уроке?

Расскажите по схеме:

                                   Знаю

         Я                        запомнил

                                   могу

Я знаю, как пишется и как зовётся буква пП

Я запомнил, что она обозначает два звука: тв-мяг, что п – глухая

Я могу составлять слова с П

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Дети приходят к выводу: Длинна и нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же слова. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство

Регулятивные:

прогнозируют результаты уровня усвоения.

Личностные:

понимают значение полученных знаний

антонимы                                  

синонимы

омонимы

многозначные слова

слова с общим значением


Какое слово повторяется в текстах? Можно ли его заменить? Каким словом?

Самое прекрасное слово на Земле – мама. Мама – добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет.

***

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке),

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Записаны предложения с пропущенными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Письменно ответьте на поставленные вопросы, подчеркните местоимения, которые встретятся в вашем тексте.

1) Как меня зовут? 
2) Сколько мне лет?
3) Что я люблю делать?

Приложение

Моя загадка-стихотворение  –

Про местоимения...

Утром –

Так заведено –

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет ОНО

Розовой жар-птицей...

А стемнеет - ОН придет.

Тоненький, смущенный,

Он на цыпочках войдет долькою лимонной.

Срок прошел - плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна...

- Кто же ОН, ОНО, ОНА

Загадки

  1. С огнём бороться мы должны –

      Мы смелые и храбрые.

      Мы очень людям всем нужны.

      Так кто же мы?                     (Пожарные)

  1. Красный. детки, но не мак.

      В огороде – не бурак.

      Сочный, лакомый синьор.

      Угадали?                        (Помидор)          

Бурак – свёкла, синьор – господин в Италии

  1. Он бывает с толокном,

      С рисом, мясом и пшеном,

      С вишней сладкою бывает,

      В печь его сперва сажают,

      А как выйдет он оттуда,

     То кладут его на блюдо.

     Ну, теперь зови ребят!

     По кусочку всё съедят         (пирог)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 2класс "Учимся заканчивать текст" УМК Школа 21 века

Технологическая карта помогает учителю как режессёру в кино спроектировать сценарий урока. Урок развития речи строится с учётом оптимальности выбора методов стимулирования и оптимизации учебно - позна...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)

Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа 2100"

Технологическая карта урока по теме:"Изменение имен прилагательных по падежам"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК «Начальная школа XXI века»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся.Тема:«Правописание не с глаголами».Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы ...