Технологическая карта урока русского языка и обучения грамоте в малокомплектной школе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
данный урок проведён в малокомплектной школе в 1 и 3 классах. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [п], [п']. Буквы П, п»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Слово и его значение. Местоимения»
УМК «Перспектива» ФГОС НОО
Учитель: Савоник Ольга Владимировна
1 класс | 3 класс | |
Цели деятельности учителя | 1. Формировать представление об особенностях новых согласных звуках [п], [п'], буквах П,п; познакомить с их графическом изображением. 2. Развивать умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить, делать звуко-буквенный анализ слов. 3. Обучать созданию рассуждения. | 1. Систематизировать знания учащихся о словах. 2. Учить отличать имена собственные и нарицательные. 3. Познакомить учащихся с местоимениями, как словами – заместителями других слов. 4. Совершенствовать умения рассуждать. |
Тип урока | Урок изучения нового материала | Урок закрепления и систематизации знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): Первоклассники научатся: различать звуки ; правильно произносить их в речи; читать слоги, слова с данными буквами. получат возможность научиться: дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; искать графическую и текстовую информацию; наблюдать за образованием гласных и согласных звуков и правильно их произносить; составлять небольшие по объёму рассказы по картинкам. Третьеклассники научатся: отличать имена собственные и нарицательные, слова с обобщённым значением; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Метапредметные): познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; регулятивные - овладение пониманием учебной задачи урока и стремление её выполнять. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |
Методы и формы обучения | Объяснительно – иллюстративный; частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, парная. | |
Образовательные ресурсы | УМК «Перспектива» по обучению грамоте; русскому языку 3 класс; учебник ЛФ Климановой, СГ Макеевой «Обучение грамоте. 1 класс»; учебник ЛФ Климановой, ТВ Бабушкиной «Русский язык» 3 класс; интернет-ресурсы: физминутка |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся 1 класса | Деятельность учащихся 3 класса | Универсальные учебные действия | ||||
I. Организационный момент. | « Мы пришли сюда (учиться) Не лениться, а …(трудиться) Только тот, кто много (знает) В жизни что-то…(получает) | Повторяют слова речёвки, настраиваются на работу | Повторяют слова речёвки, настраиваются на работу | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. | ||||
II. Актуализация знаний. | Формулирую задания. 3кл: Прочтите сочинение, написанное дома, какие слова из списка (на доске) 1 кл: Проверка самостоятельной работы, какую букву изучали на прошлом уроке? Дайте ей характеристику. Придумайте загадку с отгадкой на букву В | Самостоятельная работа. Отгадай буквы по фрагментам, определи лишнюю букву, с этой буквой составь слова. Отвечают на вопросы, читают текст домашней работы | Читают сочинения, определяют слова Минутка чистописания оОо от ок Ол около близко рано | Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Личностные: Осознают себя в роли обучающихся, формулируют мотивы достижения поставленной цели. | ||||
ІІІ Самоопределение к деятельности | 3кл: В течение нескольких уроков мы говорили о словах: синонимах, антонимах, омонимах, многозначных словах и словах с общим значением. Вспомните, какие слова с общим значением мы знаем? Выполните задания Упр 133. 1 кл: Загадки: (приложение) -Произнесите слова – отгадки ещё раз. Что заметили? -Какой звук слышим в начале этих слов? Какой он? Почему вы так думаете? - Значит, именинницей сегодня у нас будет буква …. (Пп) 3 кл Сравните группы слов, в чём разница? Какие из них пишутся с большой буквы? Вспомните, как называются слова, которые пишутся с большой буквы? А как называются другие слова? Третье слово из тройки? Для чего его использовал автор? Тема урока… | Отгадывают загадки Придумайте слова с п в начале, конце, середине. | Самостоятельно выполняют упражнение 133 После выполнения отвечают на вопросы Имена собственные и нарицательные Местоимение заменяет в тексте имена собственные и нарицательные. (Читают новый материал на с 83 учебника) Самостоятельная работа в карточке: распределить слова в два столбика: собственные и нарицательные. Россия, Москва, государство, река, художник, Шишкин, Волга, Есенин, поэт, Чайковский, стих, музыкант, город, море. | Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Личностные: Осознают себя в роли обучающихся, формулируют мотивы достижения поставленной цели. | ||||
IV. Формулировка темы урока: | Знакомство с буквами Пп | Имена собственные нарицательные, местоимения | Регулятивные: мотивация и целеполагание | |||||
V. Изучение нового мате- риала. | 1 кл: - Какая буква у нас именинница? Что о ней знаете? Прочитайте слова с П в начале. Если услышите мягкий П, поднимаем зелёный круг, если твёрдый, то – синий. Вывод: П – согласная буква, обозначает два звука, парных по твёрдости-мягкости. А что забыли определить? Как это сделаем? Где находится буква в алфавите? На что похожа? Напишите по строчке заглавной и строчной, составьте слоги | Характеризуют букву: П – согласный, а какие звуки он обозначает, попробуем выяснить. Называют слова. Выводят характеристику звуков. Составляют и читают слоги | Выполняют упражнение 134 учебника | Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации логические – формируют логические действия анализа, сравнения, установления. Коммуникативные: обмениваются мнениями, Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, Личностные: осознание своих возможностей в учении | ||||
VІ. Физминутка | ||||||||
VІІ Первичное осмысление и закрепление материала. | 3 кл: Какими словами заменили выделенные? Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ. -Попробуйте после нескольких упражнений ответить на вопрос: Для чего мы употребляем местоимения? 1 класс: - посмотрите в учебник, из чего составлена буква? Твёрдый или мягкий звук в слове? А что изображено на картинке? -Прочитайте рассказ | Описывают картинку с 94 Парник, помидоры, капуста, плёнка, пугало Самостоятельное чтение текста с 94 Чтение хором слов А рассказ «Санитары» - цепочкой | А так же упр в раб тетради Карточки для самостоятельной работы. Словарная работа. Моя загадка-стихотворение – Про местоимения... Утром – Так заведено – Разомкнешь ресницы, И к тебе идет ОНО Розовой жар-птицей... А стемнеет - ОН придет. Тоненький, смущенный, Он на цыпочках войдет долькою лимонной. Срок прошел - плывет ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна... - Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна) - Скажите, которая из этих отгадок является словарным словом? | Познавательные: общеучебные – отличают согласный звук от гласного, твёрдые и мягкие согласные звуки; логические – владеют основными логическими действиями (сравнение, анализ, синтез). Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия. Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя; оценивают выполнение задания (справились или нет). | ||||
VІІІ Закрепление. Развитие речи | - составьте предложение, где все слова начинаются с П | Папа положил письмо под подушку. | Письменно ответьте на поставленные вопросы, подчеркните местоимения, которые встретятся в вашем тексте. 1) Как меня зовут? | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, Личностные: осознание своих возможностей в учении | ||||
Итоги урока. Рефлексия. | - чему научились на уроке? Расскажите по схеме: Знаю Я запомнил могу | Я знаю, как пишется и как зовётся буква пП Я запомнил, что она обозначает два звука: тв-мяг, что п – глухая Я могу составлять слова с П Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Дети приходят к выводу: Длинна и нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же слова. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения. Личностные: понимают значение полученных знаний |
антонимы
синонимы
омонимы
многозначные слова
слова с общим значением
Какое слово повторяется в текстах? Можно ли его заменить? Каким словом?
Самое прекрасное слово на Земле – мама. Мама – добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет.
***
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Бабушка во всех затеях со мною заодно.
Я с бабушкой не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке),
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Записаны предложения с пропущенными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Письменно ответьте на поставленные вопросы, подчеркните местоимения, которые встретятся в вашем тексте.
1) Как меня зовут?
2) Сколько мне лет?
3) Что я люблю делать?
Приложение
Моя загадка-стихотворение –
Про местоимения...
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей...
А стемнеет - ОН придет.
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет долькою лимонной.
Срок прошел - плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...
- Кто же ОН, ОНО, ОНА
Загадки
- С огнём бороться мы должны –
Мы смелые и храбрые.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные)
- Красный. детки, но не мак.
В огороде – не бурак.
Сочный, лакомый синьор.
Угадали? (Помидор)
Бурак – свёкла, синьор – господин в Италии
- Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь его сперва сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку всё съедят (пирог)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 2класс "Учимся заканчивать текст" УМК Школа 21 века
Технологическая карта помогает учителю как режессёру в кино спроектировать сценарий урока. Урок развития речи строится с учётом оптимальности выбора методов стимулирования и оптимизации учебно - позна...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)
Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа 2100"
Технологическая карта урока по теме:"Изменение имен прилагательных по падежам"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)
Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...
Лексическое значение слова. Фразеологизмы.Технологическая карта урока русского языка в 3 классе (учебник Канакиной, "Школа России").
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК «Начальная школа XXI века»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся.Тема:«Правописание не с глаголами».Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы ...
Методическая разработка "Технологическая карта урока русского языка (надомное обучение) для учащегося с ОВЗ с использованием инновационных технологий"
Технологическая карта урока русского языка для учащегося 3 класса (надомное обучение)....