ИКТ-компетенции. Методическая разработка интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 1 классе с применением ИКТ-технологии (2016-2017 уч.г.).
методическая разработка (1 класс) по теме

Методическая разработка включает пояснительную записку, план-конспект урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся на уроке. Применяются технологии здоровьесбережения, дифференцированные технологии, ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок – обобщение

по  окружающему  миру   « Что  ты  узнал  о  Земле  и                            наших  предках?»

и  русскому  языку   « Слог.  Ударение  в  слове.»

в  1  классе  по  системе  Л. В. Занкова  с  использованием  ИКТ.

                                                         Автор :  Шаповалова  Алла  Николаевна

                                                                           учитель  начальных  классов

                                                                           МОУ   ОСОШ  № 2

                                                                            п. Орловский

                                                                           Ростовской  области

Участники   урока :        учащиеся  1  класса,  учитель

         Данный  урок  построен  на  основе  курсов  Н. Я. Дмитриевой   и  Казакова  А. Н.  « Окружающий  мир «   и   Поляковой А. В. « Русский  язык «  за  1  класс  с  использованием  ИКТ. Информационные  технологии  в  данном  уроке  позволяют  совершить  методы  и  организационные  формы  обучения  и  воспитания – закреплять  знания,  развивать   фантазию  и  воображение,  воспитывать  любовь  к  природе .

Цели  интеграции :     - научить  видеть  взаимосвязь  между  разными

                                       п редметами; 

                                    - решать  единую педагогическую  задачу  обучения  и              развития  средствами  нескольких  предметов .

Цели  урока :       1) образовательные :

                                -  обобщить  и  проверить  знания  уч-ся по  окружающему

миру  по  теме  « Этапы  развития  жизни  на  Земле «

                                      и  умения  по  русскому  языку  определять  количество  

                                                        слогов  в  словах  и  ударение;

                               2) развивающие :

                                 - развивать  умение  анализировать,  сравнивать, сопостав-

                                 лять,  обощать,  активизировать  познавательную  деятель-

                                ность  через  решение  проблем ;

                                - формировать  умение  оценивать  свою  работу  и  анализи-

                                ровать  деятельность  свою  и  группы;

                               3) воспитательные :

                                  - формировать  у  учащихся  коммуникативную  компетен-

                                   цию,  умение  работать  в  группах,  парах;

                                  - прививать  культуру  общения  и  чувство прекрасного.

Использование современных технологий:  - оздоровительная технология  доктора В.Ф.Базарного;

-интерактивные  технологии.

Ресурсы  ( оборудование) :     компьютер, интерактивная  доска  Smart Board,

                                                    карточки  слов  по  вариантам ;

                                                     презентация;

                                                     лента  времени  для  групповой  работы;

                                                     растение  -  травянчик;

                                         набор  детских   рисунков  животных;                             деформированный  текст  на  карточках;

 итоговые  задания  на  интерактивной  доске;

                                                    рабочие  тетради  уч-ся по  окр.миру  и  русскому

                                                   языку.

                              Этапы   урока :

Стадии

  Виды  и  формы  работы

Время

1. Настрой

Приветствие  уч-ся  и  учителя.

Дыхательная гимнастика.

1 мин.

2. Стадия  вызова . Мотивация.

Чтение  вопросов  на  карточках.  Краткая  беседа  по  ним.

3 мин.

3. Деятельность.

1. Минутка  чистописания ( скороговорка,  звуковой  анализ  слов) Экологическое панно.

2. Рассказ- сообщение  уч-ся  о  растении-  травянчике.

3. Работа  над  предложением.

Физпауза с офтальмотренажёром.

4. Работа  в  группах (  на  ИД,  с  лентой  времени, с  тетрадью  по  окр.миру).Проверка. Выводы.

5. Игра – физминутка.

20 мин.

4. Диагностика.

Работа в режиме зрительных горизонтов.

1. Игра  « Позови  животное «.

2. Работа  с  деформированным  текстом  на  карточках (работа в парах).

Дифференцированные упражнения (на осанку, плоскостопие, точечный массаж)

6 мин.

5. Осмысление.

1.Игра  на  ИД  «Угадай  букву».

3 мин.

6. Рефлексия.

1. Возврат  к  стадии  настроя – вопросам  начала урока.  

2.Оценивание  результатов  деятельности  на  уроке, советы  друг  другу.

3.Домашнее  задание.

2 мин.

                                            Ход  урока :

  1. Организационный  момент. Стадия  настроя.

- Начинаем  наш  урок  и  помним:

                                                       Мы  веселы,  добры,  здоровы,  умны.

                                                      Мы  знаем  уже  много,  но  хотим  знать

                                                     ещё  больше.

Улыбнёмся  друг  другу  и  пожелаем  удачи!

Дыхательная гимнастика:

- Вдохните на счёт 1-3 как можно больше воздуха, а на счёт 1-6 выдохните его из себя. И пусть всё волнение уйдёт от вас далеко.(Повторить упражнение 3 раза)

  1. Стадия  вызова. Мотивация.

  1. Сообщение  темы  урока:

– Прочитайте  тему  урока  на  левой  классной  доске (из  окружающего  мира)  и  правой  доске ( из  русского  языка). Сегодня  мы  проведём  урок  с  двумя  предметами – окружающий  мир  и  русский  язык.

  1. Работа  с  вопросами  урока.

- Ответы  на  какие  вопросы  вы  должны  дать  в  течение  всего  урока?

( чтение    вопросов  на  листочках, розданных на парты,  вслух по очереди)

Вопросы:  - На  какой  планете  есть  жизнь ?

                      Кто  такие  динозавры ?

                     Какой  высоты  папоротники ?

                     Как  определить  количество  слогов  в  словах ?

                    Для  чего  эдафозавру  парус ?

                    Что  такое  ударение ?

                    Как  назывался  предок  птиц ?

                    Охотились  ли  люди  на  динозавров ?

                    Как  написать  предложение ?

  1. Деятельностная  стадия.

  1. Минутка  чистописания:

Скороговорка  на  экологическом панно(на панно каждое слово написано разным цветом и разным шрифтом)  

 Звенит  земля  от  золотого  зноя.

    - Прочитайте вслух скороговорку.

      -Какой звук при чтении чаще других повторялся?

-Что  можете  сказать  об  этом  звуке ?

- Какой  буквой  обозначается  на  письме?

-Назовите  предметы  в нашем кабинете,  начинающиеся  с  этой  буквы ?

- Чтобы  определить  вторую  букву  минутки  чистописания,  ответьте  на  вопрос :  Какое  главное  отличие  планеты  Земля  от  других  планет ?

-На  какую  букву  это  слово ?

-Что  вы  можете  сказать  об  её  звуках ?

-Запишите  эти  буквы  в любой  последовательности( заглавные  и  строчные).

-Покажите  друг  другу  самые  удачные,  укажите  на  ошибки  и  дайте  советы.

  1. Рассказ – сообщение  о  растении -  травянчике ( доказательство  жизни  на  Земле )- делает  ученик.

Приблизительный  рассказ :

  На  8 марта  я  подарил  маме  растение – травянчик . Полил   его  водой ,  поставил  на  тумбочку  и  ждал  появления  травки. Но  её  долго  не  было . Мама  посоветовала  поставить  травянчика  на  подоконник  на  солнечную  сторону. И, действительно,  сразу  показалась  молодая  травка.

Я  каждый  день  проветривал  комнату,  поливал  растение  водой.  И  оно  оживало  с  каждым  днём . А  это  доказывает,  что  на  Земле  есть  условия  для  жизни – воздух,  вода  и  тепло.

                                                     

  1. Работа  над  предложением.

-Запись  предложения  под  диктовку  учителя с  частичным  комментированием. Предварительно  проговорить  правила  написания  предложения.

На  Земле  есть  жизнь.

- Какие  слова  написали  с  большой  буквы ? Почему ?

- Какие  правила  встретили ?

- Какой  знак  поставили  в  конце  предложения?

                   Физпауза  с офтальмотренажёром.

Выполнить движение глаза (поочерёдно левого и правого) по часовой стрелке – 3 круга  по  красной линии (или по другому цвету – в зависимости от настроения детей)

  1. Работа  в  группах:

Группа №1  -  на  интерактивной доске   -  расставить  рисунки  в  нужной  последовательности,  затем  прокомментировать  свой  выбор.

Группа №2  -на  ленте  времени  приклеить  объекты  в  той  последовательности,  как  они  появлялись  на  Земле.

Группа №3  - в рабочие  тетради  по  русскому  языку записывает  названия  животных  с  1 слогом,  2 слогами,  3 слогами  из  тетрадей  по  окр.миру  - с.8-9).

Проверка  всех  заданий.

  1. Игра – физминутка  (  в  ладоши)

Дети  встают  из-за  парт  и  хлопают  в  ладоши  столько  раз,  сколько  слогов  в  словах,  называемых  учителем.

( Волк,  лиса,  лисица, горилла, коза,  рысь, заяц, тигр, лев,  крокодил)

4. Диагностика.

1) краткая  беседа  по  вопросам :

- Что  общее  между  всеми  словами  из  физминутки ? (  это  животные)

- На  какие  группы  их  можно  разбить  по  способу  питания ?

( растительноядные  и  хищные)

- Какие  животные  называются  растительноядными ? Хищными ?

2)Игра  «Позови  животное»

 Работа в режиме зрительных горизонтов.

На «сенсорных крестах» - рисунки или картинки животных.

Задание: - Позовите вслух только тех животных, которые не создадут угрозы жизни другим, (т.е. определяются  ударные слоги в словах.) – Кто больше?

  1. Работа  с  деформированным  текстом  на  карточках (работа в парах):

         Краткая  беседа  по  вопросам:

  -  От  кого  произошёл  человек ?

-Люди  менялись  внешне,  у  них  развивался  мозг,  а  чтобы  можно  было  общаться  между  собой -  чем  овладевал  человек ? ( речью)

- Проверим  правильность  речи  у  вас,  современные  люди. Из  предложений  на  карточках составьте  текст,  расставив  предложения  в  нужной  последовательности.

                                        Жизнь  людей.

2.Орудия  труда  помогали  им  охотиться.

1. Древние  люди  жили  в  жарком  климате.

4. Постепенно  люди  научились  одомашнивать  животных.

3. Древние  люди  жили  и  кочевали  общинами- родами.

5. Археологи  ведут  раскопки  и  рассказывают  нам  об  этом.

Дифференцированные упражнения (на осанку, плоскостопие, точечный массаж)

  1. Осмысление.

  1. Игра  на  интерактивной доске   «Угадай  букву «

-Сейчас  вы  должны  ответить  на  вопросы  или  дополнить  предложение  словом. У  вас  есть  подсказка : вставив  пропущенную  букву, вы  узнаете  правильный  ответ.

Где  возникла  ж…знь ?              Какой  высоты  были  древние  …апоротники?

Ы  - на  суше                                 п – 45 м

И  -  в  воде                                    П – 90 м

Для  чего  служил   пару…  эдафозавру ?        Предок  птиц  -  ч…дак ?

З  - плавать                                                             У  - археоптерикс

С – греться  на  солнце                                         Ю – галантея

6.  Рефлексия.

1) Возврат  к  стадии  настроя -  вопросам  в начале урока:

-Прочитайте ещё раз вопросы начала урока.

-На  какие  вопросы  мы  не  успели  или  не  смогли  дать  ответ  сегодня ?  Как  вы  думаете,  почему ?  Что  нужно  для  этого  сделать ?

2)Оценивание  работы  уч-ся  на  уроке.

- Оцените  свою  работу  на  уроке  и  своих  товарищей. Кто  постарался  больше ?  Как  ему  это  удалось ?

- У  кого  получилось  слабо ?  Какие  советы  дадим ?

-  От  себя  -  благодарю  за  работу  на  уроке. Спасибо.

3)Домашнее  задание :

 

- В  рабочей  тетради  по  окр. миру -  с.33   №  28

-В  рабочую  тетрадь  по  русскому  языку записать  слова –названия  объектов  из  рабочей  тетради  по  окр.миру  с. 33   №  28  разделить  на  слоги  и  поставить  ударения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 1 классе по системе Л.В.Занкова Автор : Шаповалова Алла Николаевна , учитель начальных классов МОУ ОСОШ №2 п. Орловский Ростовской области

Слайд 2

Учебные предметы : окружающий мир и русский язык Участники : учащиеся 1 класса, учитель Тип урока : урок - обобщение

Слайд 3

Т е м а у р о к а : Окружающий мир : " Что ты узнал о Земле и о наших предках " Русский язык : " Слог. Ударение в слове. "

Слайд 4

Ц е л и : 1) образовательные: - обобщить и проверить знания учащихся по теме "Этапы развития жизни на Земле"; - умение определять количество слогов в словах и ставить ударение; 2) развивающие : - развивать кругозор учащихся, их интерес к предмету посредством исполнения инновационных технологий ; 3) воспитательные : - формировать коммуникативную компетенцию, умение работать в группах, парах; - прививать культуру общения и чувство прекрасного. - формировать навыки работы с интерактивной доской

Слайд 5

Ц е л ь и н т е г р а ц и и : - научить видеть взаимосвязь между разными предметами ; - решать единую педагогическую задачу обучения и развития средствами нескольких предметов.

Слайд 6

О б о р у д о в а н и е : - компьютер ; - интерактивная доска (ИД); - презентация ; - лента времени для групповой работы; - растение - травянчик ; - набор детских рисунков животных ; - деформированный текст на ИД ; - итоговые вопросы с заданиями на ИД; - рабочие тетради уч-ся по окр. миру и русскому яз.

Слайд 7

Л и т е р а т у р а : - учебник " Окружающий мир" 1 класс, часть 2. Н.Я. Дмитриев, А.Н. Казаков. Корпорация "Фёдоров" , 2008 г. - рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир" 1 класс. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Корпорация "Фёдоров ", 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в рамках здоровьесберегающей технологии.

Расширению познавательного интереса учащихся, формированию устойчивой положительной мотивации к  обучению способствуют приёмы интегрированного обучения.     Научить детей бы...

разработка интегрированного урока Русского языка и окружающего мира

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему мирув  3 классе по теме:Имя существительное (обобщение).Откуда произошли некоторые названия птиц. Цели урока:ОбразовательнаяОбобщить и си...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. 3 класс по программе «Школа 2100».

           Систематизировать и обобщить знания о существительном как части            речи, закреплять умени...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе

В данной разрабоке показываю как можно совместить урок русского языка по теме "Проверка безударных гласных в корне слова " с уроком литературного чтения  "Краткая биография и творчество   А....

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»

Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие  формировать умение оценивать свои учебные дей...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 3 классе по теме "Имя существительное. Профилактика дорожно-транспортного травматизма"

Тема "Имя существительное". Цель  урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Имя существительное», воспитание культурно...

Интегрированный урок Русского языка и окружающего мира 4 класс

Тема урока: Глаголы прошедшего времени. Мой родной край. Озеро Байкал.Цели урока: Развивать умение различать глаголы прошедшего времени. Совершенствование навыков правильного написания суффиксов у гла...