Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_07.10.docx | 129.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Ф.И.О. студента: Шашкина Елена Алексеевна
Тема урока: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
Класс: 3 «В»
Цель урока: формирование представления о фразеологизмах, их значении и использовании.
Задачи урока:
- Дидактическая: познакомить учащихся с фразеологизмами;
- Развивающая: развить орфографическую зоркость;
- Воспитательная: воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества, умение слушать окружающих;
Ресурсы урока: учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть Канакина, Горецкий, компьютер, проектор, экран, карточки со стихотворением.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф -фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая | Дидактические средства, интерактивное обучение | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П- познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | ||||||||
1. Организационный этап 1-2 мин. | Создать условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность. | Словесные и практические методы, приём - толкование действий, выполнение действий. | - Здравствуйте. Отправляемся мы снова В мир родного языка, Мы разгадывать готовы Его тайны до звонка. | - Здравствуйте! | Ф | включенность в учебную деятельность; | ||||
2. Этап актуализации знаний. 3-4 мин. | Повторить изученный материал для закрепления полученных знаний. | Словесные метод, приём – диалог. | - Ребята, давайте вспомним, что такое словосочетание? - Верно, а что же такое слово? - Верно, а теперь скажите, какие есть различия между словом и словосочетанием? -Правильно. Скажите, знаете ли вы, что такое фразеологизм? | - Словосочетание – это соединение двух или более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически - Слово – это основная единица языка, которая может называть предметы, их качества, характеристики и др. - Словосочетание содержит более полную информацию, слово только называет предмет или качество. (и другие варианты ответов). - Да, это устойчивое словосочетание, смысл которого заключается не в отдельных словах, а в их совокупности(или свои высказывания)/нет. | Ф | Текущий контроль | П: умение ориентироваться в своей системе знаний. К: умение оформлять свои мысли в форме речевого высказывания. Р: выполнение учебного действия. | |||
3. Формулировка темы и цели 2-3 мин. | Сформулировать цель и задачи урока. | Словесные и наглядные методы, приём – диалог, демонстрация экрана. | - Давайте предположим, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Полное название сегодняшней темы прочитайте на слайде.(слайд 1) | Называют свои ответы. Читают название темы занятия. | Ф | Экран, компьютер, проектор. | Текущий контроль | Р: сохранение учебной задачи. | ||
4. Первичное усвоение новых знаний 10- 14 мин | Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока. | Словесные, наглядные и практические методы, приёмы – диалог, демонстрация экрана, чтение, запись в тетради. | - Теперь откройте учебник на странице 49 и прочитайте стихотворение в упражнении 83. - Скажите, знаете ли вы, кто такой тапир? - Верно,(тапир - это травоядное, которое формой тела похоже на свинью и имеет небольшой хоботок) вы можете увидеть его на слайде.(слайд2) - Ребята, скажите, что в этом упражнении значит словосочетание «повесил нос»? - Верно, а теперь посмотрите на слайд, и скажите, может ли быть таким обозначение данного словосочетания?( слайд3, рисунок носа, который висит на стене, и текст – повесить нос на что-то(крючок, стена и т.д.)) - Как же называется такое словосочетание? - Верно, прочитайте правило на странице 49. - А теперь давайте мы с вами прочитаем стихотворение, что есть у вас на листиках, по цепочке – по 1 строчке(Приложение1). - Найдите в данном стихотворении фразеологизмы и выпишите их, а после мы проверим, все ли фразеологизмы вы нашли. Не забудьте написать в тетрадях число и классная работа. - Прочитайте фразеологизмы и объясните их значения. - Откройте страницу 50 и прочитайте упражнение 85. - Я буду вызывать по одному человеку к доске на каждый фразеологизм, а остальные будут записывать в тетради. После того, как вы запишете первый фразеологизм, мы будем вместе обсуждать, какое значение к нему подходит(и так всё упражнение). | Читают стихотворение. - Да/нет. - Повесил нос – это значит расстроился, огорчился. - Нет, такого обозначения словосочетания быть не может. - Фразеологизм. - Читают правило. Читают стихотворение. Выписывают фразеологизмы. (руки опустились, Читают и объясняют. Читают упражнение. Выполняют задание. | Ф | Учебник, экран, компьютер, проектор, карточки. | Текущий контроль | П:развитие мышления, внимания, культуры речи. Р: принятие и сохранение учебной задачи; умение определять и формулировать цель урока; умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. К: умение работать с учебником. | сохранение мотивации к получению знаний | |
5. Физминутка 2-3 мин | Сменить деятельность, снять усталость и напряжение. | Словесные, наглядные и практические методы, приёмы - выполнение действий с помощью стихотворения, повтор действий детьми за учителем. | - Теперь встаньте со своих мест и повторяйте за мной движения. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Садитесь на места. | Выполняют упражнения. | Ф | Р: осуществление пошагового выполнения действий | Осуществление самоконтроля действий по образцу | |||
6. Первичное закрепление 12-13 мин | Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока. Организовать деятельность по применению новых знаний. Развить умение наблюдать, сравнивать объекты, самостоятельно оценивать результаты работы и корректировать свою деятельность. | Словесные, наглядные методы, приёмы – диалог, работа с учебником, запись в тетрадь. | - Посмотрите видео(Приложение2, с 00:00 до 00:40) - Скажите, известны ли вам эти выражения? - Кто какие выражения запомнил? Что они значат? - Скажите, а как вы думаете, для чего вообще нужны фразеологизмы? - Давайте мы с вами послушаем, верно ли вы высказались(включается видео, Приложение2, с 03:54-4:04) - Теперь вы точно знаете, для чего же нам нужны фразеологизмы? - Попробуйте устно составить свои предложения с фразеологизмами. - А теперь прочитайте упражнение 86 на странице 50. - Что значат фразеологизмы в этих предложениях? - Запишите в тетрадь 1 предложение, которое понравилось вам больше всего. - Посмотрите на слайд. Вам необходимо подобрать слово из скобок и дополнить им фразеологизм(Приложение3, слайд6). | Смотрят видео. - Да. Называют свои варианты. Высказывают предположения. - Да. Называют свои варианты. Читают. Называют значения фразеологизмов. Записывают в тетрадь. | Ф | Учебник, экран, компьютер, проектор. | Текущий контроль | П:развитие мышления, внимания, культуры речи. Р: принятие и сохранение учебной задачи; умение определять и формулировать цель урока; умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. К: умение работать с учебником. | сохранение мотивации к получению знаний | |
7. Домашнее задание 1-2 мин | Понимать содержание домашнего задания. | Словесные методы, приёмы – диалог. | - На этом наш урок подходит к концу. Дома вам нужно найти и выписать от 1 до 3 фразеологизмов, которые вам понравятся, а на следующем уроке вы расскажете, какое значение у ваших фразеологизмов и почему вы выбрали именно эти фразеологизмы . Так же, вы можете прочитать информацию на странице 51, где рассказывается о возникновении и значении 2 известных фразеологизмов(слайд 7). Всё ясно по домашнему заданию? | - Да/нет. | Ф | П:развитие мышления, речи, внимания К: используют в общении правила вежливости | ||||
8. Подведение итогов 1-2 мин | Научиться давать оценку успешности достижения цели. | Словесные методы, приёмы – диалог. | - Вы сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали? - Какую цель мы ставили на сегодняшнем занятии и смогли её достичь? | Отвечают. - Формирование представления о фразеологизмах, их значении и использовании, да. | Ф | Текущий контроль | Р: осуществляют самоконтроль. К: используют в общении правила вежливости | |||
9. Рефлексия 2-3 мин | Уметь проводить самооценивание. | Словесные и практические методы, приёмы – диалог, выполнение действий. | - Сейчас я вам буду говорить фразы, а вы должны хлопать в ладоши, если согласны, топать, если не согласны. Всё ясно? - Сегодня я всё понял на уроке. Я мало, что понял сегодня. Я бы хотел узнать побольше о фразеологизмах. Я могу объяснить тему тем, кого не было на занятии. Мне было легко на уроке. Я старался на сегодняшнем занятии. Сегодня я узнал много нового. -На этом урок окончен, до свидания! | Выполняют задание. - До свидания! | Ф | Текущий контроль | Р: осуществляют самоконтроль. К: используют в общении правила вежливости |
Приложение1.
Если руки опустились,
Если кругом голова,
Не горюй, не вешай носа –
Ведь под боком друг всегда!
Руку помощи протянет
И поможет верный друг.
Дружба – нет её важнее,
Без нее мы как без рук!
Приложение2.
https://www.youtube.com/watch?v=NK1Q8PJC90k&t=40s
Приложение3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Слово и его значение".
Технологическая карта предназначена для учителя начальных классов, содержит предметные и метапредметные результаты. УМК "Планета знаний". 2 класс....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Фразеологизмы»
Данная технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Фразеологизмы» разработана к учебнику УМК «Начальная школа XXI века». Это первый урок п...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Слово и его значение", 1 класс, УМК "Школа России".
Технологическа карта урока....
Технологическая карта урока русского языка на тему "Слово и его значение"
Урок русского языка по программе "Перспектива" ,для 1 класса....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Прилагательные близкие и противоположные по значению» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Задачи урокаДидактические:1)учит...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...