Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шашкина Елена Алексеевна

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_07.10.docx129.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Ф.И.О. студента: Шашкина Елена Алексеевна

Тема урока: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

Класс: 3 «В»

Цель урока: формирование представления о фразеологизмах, их значении и использовании.

Задачи урока:

  • Дидактическая: познакомить учащихся с фразеологизмами;
  • Развивающая: развить орфографическую зоркость;
  • Воспитательная: воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества, умение слушать окружающих;

Ресурсы урока: учебник «Русский язык»  3 класс, 1 часть Канакина, Горецкий, компьютер, проектор, экран, карточки со стихотворением.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи

 этапов

урока

Методы и

 приёмы

работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

организации учебной

деятельности

(Ф -фронтальная,

И- индивидуальная,

П- парная,

Г- групповая

Дидактические

 средства,

интерактивное

обучение

Формы

контроля,

взаимоконтроля

и

самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П- познавательные,

Р- регулятивные,

К- коммуникативные)

Личностные

1. Организационный этап

1-2 мин.

Создать условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность.

Словесные и практические методы, приём - толкование действий, выполнение действий.

- Здравствуйте.

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

- Здравствуйте!

Ф

включенность в учебную деятельность;

2. Этап актуализации знаний.

3-4 мин.

Повторить изученный материал для закрепления полученных знаний.

Словесные метод, приём – диалог.

- Ребята, давайте вспомним, что такое словосочетание?

- Верно, а что же такое слово?

- Верно, а теперь скажите, какие есть различия между словом и словосочетанием?

-Правильно. Скажите, знаете ли вы, что такое фразеологизм?

- Словосочетание – это соединение двух или более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически

- Слово – это основная единица языка, которая может называть предметы, их качества, характеристики и др.

- Словосочетание содержит более полную информацию, слово только называет предмет или качество. (и другие варианты ответов).

- Да, это устойчивое словосочетание, смысл которого заключается не в отдельных словах, а в их совокупности(или свои высказывания)/нет.

Ф

Текущий контроль

П: умение ориентироваться в своей системе

знаний.

К: умение

оформлять свои мысли в форме речевого

высказывания.

Р:  выполнение учебного действия.

3. Формулировка темы и цели

2-3 мин.

Сформулировать цель и задачи урока.

Словесные и наглядные методы, приём – диалог, демонстрация экрана.

- Давайте предположим, какая тема нашего сегодняшнего урока?

 

- Полное название сегодняшней темы прочитайте на слайде.(слайд 1)

Называют свои ответы.

Читают название темы занятия.

Ф

Экран, компьютер, проектор.

Текущий контроль

Р: сохранение

учебной задачи.

4. Первичное усвоение новых знаний

10- 14 мин

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока.

Словесные, наглядные и практические методы, приёмы – диалог, демонстрация экрана, чтение, запись в тетради.

 - Теперь откройте учебник на странице 49 и прочитайте стихотворение в упражнении 83.

- Скажите, знаете ли вы, кто такой тапир?

- Верно,(тапир - это травоядное, которое формой тела похоже на свинью и имеет небольшой хоботок) вы можете увидеть его на слайде.(слайд2)

- Ребята, скажите, что в этом упражнении значит словосочетание «повесил нос»?

- Верно, а теперь посмотрите на слайд, и скажите, может ли быть таким обозначение данного словосочетания?( слайд3, рисунок носа, который висит на стене, и текст – повесить нос на что-то(крючок, стена и т.д.))

- Как же называется такое словосочетание?

- Верно, прочитайте правило на странице 49.

- А теперь давайте мы с вами прочитаем стихотворение, что есть у вас на листиках, по цепочке – по 1 строчке(Приложение1).

- Найдите в данном стихотворении фразеологизмы и выпишите их, а после мы проверим, все ли фразеологизмы вы нашли. Не забудьте написать в тетрадях число и классная работа.

- Прочитайте фразеологизмы и  объясните их значения.

- Откройте страницу 50 и прочитайте упражнение 85.

- Я буду вызывать по одному человеку к доске на каждый фразеологизм, а остальные будут записывать в тетради. После того, как вы запишете первый фразеологизм, мы будем вместе обсуждать, какое значение к нему подходит(и так всё упражнение).

Читают стихотворение.

- Да/нет.

- Повесил нос – это значит расстроился, огорчился.

- Нет, такого обозначения словосочетания быть не может.

- Фразеологизм.

- Читают правило.

Читают стихотворение.

Выписывают фразеологизмы. (руки опустились,
кругом голова,
не вешай носа,
под боком,
руку помощи протянет,
как без рук).

Читают и объясняют.

Читают упражнение.

Выполняют задание.

Ф

Учебник, экран, компьютер, проектор, карточки.

Текущий контроль

П:развитие

мышления, внимания, культуры речи.

Р: принятие и

сохранение учебной задачи; умение

определять и формулировать цель урока;

умение

одновременно удерживать несколько

видов деятельности: двигательную,

речевую, мыслительную.

К: умение работать с учебником.

сохранение мотивации к получению

знаний

5. Физминутка

2-3 мин

Сменить деятельность, снять усталость и напряжение.

Словесные, наглядные и практические методы, приёмы - выполнение действий с помощью стихотворения, повтор действий детьми за учителем.

- Теперь встаньте со своих мест и повторяйте за мной движения.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Садитесь на места.

Выполняют упражнения.

Ф

Р: осуществление пошагового выполнения действий

Осуществление самоконтроля действий по образцу

6. Первичное закрепление

12-13 мин

Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока.

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Развить умение наблюдать, сравнивать объекты, самостоятельно оценивать результаты работы и корректировать свою деятельность.

Словесные, наглядные методы, приёмы – диалог, работа с учебником, запись в тетрадь.

- Посмотрите видео(Приложение2, с 00:00 до 00:40)

- Скажите, известны ли вам эти выражения?

- Кто какие выражения запомнил? Что они значат?

- Скажите, а как вы думаете, для чего вообще нужны фразеологизмы?

- Давайте мы с вами послушаем, верно ли вы высказались(включается видео, Приложение2, с 03:54-4:04)

- Теперь вы точно знаете, для чего же нам нужны фразеологизмы?

- Попробуйте устно составить свои предложения с фразеологизмами.

- А теперь прочитайте упражнение 86 на странице 50.

- Что значат фразеологизмы в этих предложениях?

- Запишите в тетрадь 1 предложение, которое понравилось вам больше всего.

- Посмотрите на слайд. Вам необходимо подобрать слово из скобок и дополнить им фразеологизм(Приложение3, слайд6).

Смотрят видео.

- Да.

Называют свои варианты.

Высказывают предположения.

- Да.

Называют свои варианты.

Читают.

Называют значения фразеологизмов.

Записывают в тетрадь.

Ф

Учебник, экран, компьютер, проектор.

Текущий контроль

П:развитие

мышления, внимания, культуры речи.

Р: принятие и

сохранение учебной задачи; умение

определять и формулировать цель урока;

умение

одновременно удерживать несколько

видов деятельности: двигательную,

речевую, мыслительную.

К: умение работать с учебником.

сохранение мотивации к получению

знаний

7. Домашнее задание

1-2 мин

Понимать содержание домашнего задания.

Словесные методы, приёмы – диалог.

- На этом наш урок подходит к концу. Дома вам нужно найти и выписать от 1 до 3 фразеологизмов, которые вам понравятся, а на следующем уроке вы расскажете, какое значение у ваших фразеологизмов и почему вы выбрали именно эти фразеологизмы . Так же, вы можете прочитать информацию на странице 51, где рассказывается о возникновении и значении 2 известных фразеологизмов(слайд 7). Всё ясно по домашнему заданию?

- Да/нет.

Ф

П:развитие

мышления, речи, внимания

К: используют в общении правила

вежливости

8. Подведение итогов

1-2 мин

Научиться давать оценку успешности достижения цели.

Словесные методы, приёмы – диалог.

- Вы сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали?

- Какую цель мы ставили на сегодняшнем занятии и смогли её достичь?

Отвечают.

- Формирование представления о фразеологизмах, их значении и использовании, да.

Ф

Текущий контроль

Р: осуществляют самоконтроль.

К: используют в общении правила

вежливости

9. Рефлексия

2-3 мин

Уметь проводить самооценивание.

Словесные и практические методы, приёмы – диалог, выполнение действий.

- Сейчас я вам буду говорить фразы, а вы должны хлопать в ладоши, если согласны, топать, если не согласны. Всё ясно?

- Сегодня я всё понял на уроке.

Я мало, что понял сегодня.

Я бы хотел узнать побольше о фразеологизмах.

Я могу объяснить тему тем, кого не было на занятии.

Мне было легко на уроке.

Я старался на сегодняшнем занятии.

Сегодня я узнал много нового.

-На этом урок окончен, до свидания!

Выполняют задание.

- До свидания!

Ф

Текущий контроль

Р: осуществляют самоконтроль.

К: используют в общении правила

вежливости

Приложение1.

Если руки опустились,
Если кругом голова,
Не горюй, не вешай носа –
Ведь под боком друг всегда!
Руку помощи протянет
И поможет верный друг.
Дружба – нет её важнее,
Без нее мы как без рук!

Приложение2.

https://www.youtube.com/watch?v=NK1Q8PJC90k&t=40s

Приложение3.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/127e/0009af6d-11f0919b/img15.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Слово и его значение".

Технологическая карта предназначена для учителя начальных классов, содержит предметные и метапредметные результаты. УМК "Планета знаний". 2 класс....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Фразеологизмы»

Данная  технологическая карта  урока русского языка во 2 классе по теме «Фразеологизмы» разработана  к учебнику УМК «Начальная школа XXI века». Это первый урок п...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Слово и его значение"

Урок русского языка по программе "Перспектива" ,для 1 класса....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Прилагательные близкие и противоположные по значению» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Задачи урокаДидактические:1)учит...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...